Решение задач с дробями с помощью уравнений

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений табличным методом

Разделы: Математика

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления.

В школьной математике знакомство с математическим моделированием основано, прежде всего, на решении текстовых задач. Текстовая задача несет в себе важные элементы математического моделирования. Решая ее, учащийся некие производственные, экономические, житейские связи зашифровывает с помощью математических символов, придавая им абстрактную математическую форму. Решая уравнения, учащийся расшифровывает результат, согласуя его со здравым смыслом. Вот почему решению текстовых задач, этому важнейшему мостику между математикой и ее приложениями должно уделяться особое внимание. При этом представляется, что техника решения текстовых задач может отрабатываться на любых задачах. Было бы наивным думать, что задача на движение, начинающаяся словами «Два автомобиля:» непременно предназначена для будущих водителей, а для школы со спортивным уклоном она должна начинаться словами «Два лыжника:».

Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия в решении реальной проблемы. Практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА и ЕГЭ.

Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне.

Решению текстовых задач предшествует достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений. Начиная с 8 класса, как только выучены дробные рациональные выражения, решения задач по алгебре практически все сводятся к решению дробных рациональных уравнений, которые, в свою очередь, включают чаще всего решение квадратных уравнений.

В 8 классе решение задач с помощью дробных рациональных уравнений как показывает опыт эффективнее решать табличным методом, так как он является более наглядным, что важно для подготовки к ГИА в 9 классе.

Все задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений, можно разделить на несколько групп:

  • Задачи на движение по местности.
  • Задачи на движение по воде.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на нахождение дробей и т.д.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению дробных рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач. Рекомендуется подобрать разноуровневые задачи по каждому типу, что дает возможность работать со школьниками разных математических способностей.

Мы стараемся научить детей строить таблицы с данными величинами задачи, слева обозначаются объекты (автомобили, лодки, пешеходы, самолеты и т.д.), сверху в колонках — величины, характеризующие данную задачу, и обязательно единицы их измерения. И дети понимают, что из трех величин, зная две, всегда можно записать третью.

Приведем пример оформления задачи:

Автобус-экспресс отправился от вокзала в аэропорт, находящийся на расстоянии 120км от вокзала. Пассажир, опоздавший на 10 минут на автобус, решил добраться до аэропорта на такси. Скорость такси на 10км/ч больше скорости автобуса. С какой скорость ехал автобус, если он приехал в аэропорт одновременно с такси?

Пусть км/ч — скорость автобуса, тогда составим и заполним таблицу:

Скорость (км/ч)Время (ч)Путь (км)
Автобус
Такси

Т.к. по условию задачи пассажир опоздал на автобус на 10 минут =часа, то составим и решим уравнение:

, ОДЗ: >0 (т.к. скорость положительна)

720(х+10) — 720х= х (х+10),

Далее решая квадратное уравнение, получаем:

-90 — не входит в ОДЗ, значит, скорость автобуса равна 80 км/ч.

Основная часть класса уверенно заполняет таблицу и составляет уравнение.

В зависимости от выделенного времени, обучаемым может быть предложен широкий спектр мероприятий — семинары, кружки, факультативы, индивидуальные и групповые консультации и т.д., в рамках которых обучаемые более глубоко осваивают решение задач с помощью уравнений.

Практикум по решению задач табличным методом с помощью дробных рациональных уравнений можно провести во второй половине дня на групповой консультации по математике, что целесообразно в рамках школы полного дня.

Список предлагаемых задач:

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше ее знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на . Найдите эту дробь.

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?

Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому?

Моторная лодка прошла против течения 8 км и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 30 мин меньше, чем при движении против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч.

Расстояние 700 км экспресс проходит на 4 часа быстрее товарного поезда, так как его скорость больше скорости товарного поезда на 20 км/ч. Определите скорость каждого из поездов, если известно, что они движутся с постоянной скоростью без остановок.

Мастеру на выполнение заказа потребуется на 5 дней меньше, чем его ученику, но при совместной работе они выполнят заказ на 4 дня быстрее, чем мастер, работающий в одиночку. За сколько дней выполнит заказ мастер, работая в одиночку?

На участке пути длиной 300 км поезд увеличил скорость на 10 км/ч, в результате чего прибыл на конечную станцию на 1 час раньше, чем планировалось по расписанию. С какой скоростью должен был идти поезд по расписанию?

Прозаик хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать прозаик?

Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и спуска, а ее длина равна 19 км. Пешеход прошел путь из А в В за 5 часов. Время его движения на спуске составило 4 часа. С какой скоростью пешеход шел на спуске, если скорость его движения на подъеме меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

Велосипедист отправился с некоторой скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу с той же скоростью, но через 2 часа пути вынужден был сделать остановку на 10 минут. После этого он продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в результате затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В.

Количество решаемых задач может меняться в зависимости от отводимого на это время.

Используемая литература:

  • И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Коротаев «Сборник текстовых задач по математике для профильных классов».
  • В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Дидактические материалы по алгебре 8 класс».
  • Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы под редакцией С.А.Шестакова.
  • Ш.А.Алимов, М.Ю.Колягин и др. «Алгебра 8 класс».
  • А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».
  • Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

    Примеры

    Пример 1. От посёлка до речки 60 км. Утром турист на скутере отправился на речку. Вечером он возвратился в посёлок, но при этом ехал со скоростью на 10 км/ч меньшей и потратил на дорогу на 18 мин больше. Сколько времени ехал турист от речки к посёлку?

    Пусть t — время вечером, на дорогу от речки к посёлку.

    Тогда время утром, на дорогу от посёлка к речке t- $\frac<18><60>$ = t-0,3 (ч)

    По условию разность скоростей равна 10:

    $$1,8=t(t-0,3), t \neq 0, t \neq 0,3$$

    $$ D = 0,3^2-4 \cdot (-1,8) = 0,09+7,2=7,29 = 2,7^2 $$

    $$ t = \frac<0,3 \pm 2,7> <2>= \left[ \begin t_1 = -1,1 \\ t_2 = 1,5 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень, t = 1,5 ч

    Пример 2. Катер прошёл по течению 120 км. На этот же путь против течения от тратит времени в 1,5 раза больше. Найдите скорость течения, если скорость катера в стоячей воде 20 км/ч.

    Пусть u — скорость течения

    По условию время против течения в 1,5 раз больше:

    $$ 1,5(20-u) = 20+u, u \neq \pm 20 $$

    Пример 3. В раствор, содержащий 50 г соли, добавили 150 г воды. В результате концентрация соли уменьшилась на 7,5%. Найдите первоначальную массу раствора.

    Пусть x — масса воды в первоначальном растворе, в граммах.

    По условию разность концентраций:

    $$ 50 \cdot 150 = \frac<75> <1000>(x+50)(x+200), x \neq -50, x \neq -200 $$

    $$ D = 250^2-4 \cdot (-90000) = 62500+360000 = 100(625+3600) = $$

    $$ = 100 \cdot 4225 = 650^2 $$

    $$ x = \frac<-250 \pm 650> <2>= \left[ \begin x_1 = -450 \\ x_2 = 200 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень x=200 г – начальное количество воды в растворе. Начальная масса всего раствора: 50+200 = 250 г.

    Пример 4. Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму на 8 ч. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на 12 ч меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый из них на выполнении нормы?

    Пусть N изделий – это норма, t — время, потраченное мастером.

    Из последней строки таблицы получаем:

    $$ 8(2t+12) = t(t+12), t \neq 0, t \neq -12$$

    $$ t^2-4t-96 = 0 \Rightarrow (t-12)(t+8) = 0 \Rightarrow \left[ \begin t_1 = -8 \\ t_2 = 12 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень, t=12 ч — время, которое мастер потратит самостоятельно. Ученик потратит 12+12=24 ч.

    Ответ: 12 ч и 24 ч

    Пример 5*. Один фрилансер может выполнить проект на 12 дней быстрее, чем второй. Над новым проектом первый фрилансер сначала проработал самостоятельно 6 дней, а затем к нему присоединился второй. Через 3 дня совместной работы \frac<3> <5>проекта было готово.

    За сколько дней каждый из фрилансеров может выполнить проект самостоятельно? За сколько дней проект был фактически выполнен?

    Пусть d — количество дней первого фрилансера при самостоятельной работе.

    Конспект урока по теме «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Тема урока: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»

    систематизировать и углубить умения учащихся строить математические модели для решения задач;

    активизировать деятельность учащихся за счет вовлечения их в решение нестандартных задач, задач из ГИА;

    развивать логику, умение работать в группе

    1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости.

    Итак, сегодня тема нашего урока «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.»

    -Какое уравнение называется дробным рациональным?

    Уравнение, содержащее деление на выражение с переменной, называется дробным рациональным.

    — Расскажите алгоритм решения дробного рационального уравнения?

    Чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо :

    1) Разложить все знаменатели дробей, входящих в уравнение, на множители.

    2) Привести к общему знаменателю.

    4) Отбросить знаменатель и решить получившееся уравнение.

    5) Посмотреть наличие посторонних корней.

    Область допустимых значений.

    -Какое ограничение для дробных рациональных уравнений мы запишем в ОДЗ?

    Знаменатель не равен нулю, так как на ноль делить нельзя.

    3.Работа в группах:

    Мы с вами уже решали некоторые типы задач. Давайте вспомним их .

    Задачи на движение.

    Задачи на движение по воде

    Задачи на совместную работу. (прикрепить на доску)

    Я предлагаю вам решить в каждой группе задачу и написать решение её на плакате. Потом к правильному уравнению добавить ещё два уравнения, содержащих ошибку. Эти уравнения написать на листочке, чтобы потом поменяться с заданиями с другой группой.

    Вид работы. Ребята в группе решают свою задачу и выписывают решение на плакате. На листочке они записывают верно составленное уравнение и два неверных. Меняются с другой группой. Другая группа обводит правильное уравнение, решает задачу. Потом представитель группы выходит к доске, прикрепляет листочек с обведённым уравнением и выписывает на доске: что было принято за х, получившееся в ходе решения квадратное уравнение, его корни и ответ. Для проверки прикрепляются плакаты с решениями. Идёт обсуждение.

    Задача1. Моторная лодка прошла против течения реки 77 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше, чем на путь против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч.

    — 2 = Пусть х (км/ч) – скорость лодки в неподвижной воде

    77х+308 — 2 +32 -77х +308=0

    ; – не подходит по условию задачи

    Ответ: 18 км/ч скорость лодки в неподвижной воде

    Задача2. Из пунктов А и В , расстояние между которыми 19 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода и встретились в 9 км от А . Найдите скорость пешехода, шедшего из А , если известно, что он шёл со скоростью, на 1 км/ч большей, чем пешеход, шедший из В , и сделал в пути получасовую остановку

    + = Пусть х (км/ч) – скорость пешехода, шедшего из В

    ; – не подходит по условию задачи

    Ответ: 6 км/ч скорость пешехода, шедшего из пункта А

    Задача 3 . Двое рабочих выполнили работу за 12 дней. За сколько дней может выполнить работу каждый рабочий, если первому из них на выполнение всей работы потребовалось на 10 дней больше, чем другому?

    + = Пусть х (ч) – время второго рабочего

    ; – не подходит по условию задачи

    Ответ: 30 ч нужно первому рабочему и 20 ч второму

    -Какой тип задач для Вас кажется самым простым? Самым сложным?

    5.Работа с учащимися под устные комментарии:

    Хорошо. Давайте, ребята, вернёмся к задачам на совместную работу. Я предлагаю вам следующую задачу, и решить её мне хочется системой уравнений.

    Задача 4. Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней, работая отдельно, выполнит эту работу первый рабочий, если он за 2 дня выполняет такую же часть работы, какую второй — за 3 дня?

    Работа первого рабочего за 5 дней равна работе второго рабочего за три дня.

    2 x =3 y x = 18 y + 12 y = 1 x =

    Ответ: 20 дней нужно первому рабочему

    6.Работа в группах:

    Сейчас я вам предлагаю в группах составить таблицу и систему уравнений к следующей задаче. Вид работы. Ребята в группе составляют таблицу и систему уравнений к предлагаемой задаче. Идёт обсуждение. Встают вопросы:

    Как составить систему уравнений с тремя неизвестными?

    Как решить такую систему?

    Я проверяю систему уравнений, слушаю предложения детей, как её решить. Предлагаю свой способ решения (сложением)

    Задача 5. Игорь и Паша красят забор за 20 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 24 часа, а Володя и Игорь — за 30 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор, работая втроём?

    х+у = 2х + 2 y + 2 z = + + 2( x + y + z ) =

    ; y+z = 2(x + y + z) = + + (x + y + z) =

    Ответ: втроём они покрасят забор за 16 часов.

    Сегодня, ребята, мы решали разные задачи с помощью дробных рациональных уравнений. Все эти задачи взяты с сайта «Решу ОГЭ», и вы можете встретить их на итоговой аттестации по математике в 9 классе. Последняя задача была интересной в плане решения, и я надеюсь, что вы запомните такой способ. Сейчас, я попрошу в группах оценить участие каждого из вас в решении задач и сдать мне листочки с оценками. Благодарю за урок.


    источники:

    http://reshator.com/sprav/algebra/8-klass/reshenie-zadach-s-pomoshchyu-drobnyh-racionalnyh-uravnenij/

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-reshenie-zadach-s-pomoschyu-drobnih-racionalnih-uravneniy-3651786.html