Решение задач с помощью рациональных уравнений задачи

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений табличным методом

Разделы: Математика

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления.

В школьной математике знакомство с математическим моделированием основано, прежде всего, на решении текстовых задач. Текстовая задача несет в себе важные элементы математического моделирования. Решая ее, учащийся некие производственные, экономические, житейские связи зашифровывает с помощью математических символов, придавая им абстрактную математическую форму. Решая уравнения, учащийся расшифровывает результат, согласуя его со здравым смыслом. Вот почему решению текстовых задач, этому важнейшему мостику между математикой и ее приложениями должно уделяться особое внимание. При этом представляется, что техника решения текстовых задач может отрабатываться на любых задачах. Было бы наивным думать, что задача на движение, начинающаяся словами «Два автомобиля:» непременно предназначена для будущих водителей, а для школы со спортивным уклоном она должна начинаться словами «Два лыжника:».

Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия в решении реальной проблемы. Практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА и ЕГЭ.

Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне.

Решению текстовых задач предшествует достаточно долгое время, отводимое на отработку решения уравнений. Начиная с 8 класса, как только выучены дробные рациональные выражения, решения задач по алгебре практически все сводятся к решению дробных рациональных уравнений, которые, в свою очередь, включают чаще всего решение квадратных уравнений.

В 8 классе решение задач с помощью дробных рациональных уравнений как показывает опыт эффективнее решать табличным методом, так как он является более наглядным, что важно для подготовки к ГИА в 9 классе.

Все задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений, можно разделить на несколько групп:

  • Задачи на движение по местности.
  • Задачи на движение по воде.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на нахождение дробей и т.д.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению дробных рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач. Рекомендуется подобрать разноуровневые задачи по каждому типу, что дает возможность работать со школьниками разных математических способностей.

Мы стараемся научить детей строить таблицы с данными величинами задачи, слева обозначаются объекты (автомобили, лодки, пешеходы, самолеты и т.д.), сверху в колонках — величины, характеризующие данную задачу, и обязательно единицы их измерения. И дети понимают, что из трех величин, зная две, всегда можно записать третью.

Приведем пример оформления задачи:

Автобус-экспресс отправился от вокзала в аэропорт, находящийся на расстоянии 120км от вокзала. Пассажир, опоздавший на 10 минут на автобус, решил добраться до аэропорта на такси. Скорость такси на 10км/ч больше скорости автобуса. С какой скорость ехал автобус, если он приехал в аэропорт одновременно с такси?

Пусть км/ч — скорость автобуса, тогда составим и заполним таблицу:

Скорость (км/ч)Время (ч)Путь (км)
Автобус
Такси

Т.к. по условию задачи пассажир опоздал на автобус на 10 минут =часа, то составим и решим уравнение:

, ОДЗ: >0 (т.к. скорость положительна)

720(х+10) — 720х= х (х+10),

Далее решая квадратное уравнение, получаем:

-90 — не входит в ОДЗ, значит, скорость автобуса равна 80 км/ч.

Основная часть класса уверенно заполняет таблицу и составляет уравнение.

В зависимости от выделенного времени, обучаемым может быть предложен широкий спектр мероприятий — семинары, кружки, факультативы, индивидуальные и групповые консультации и т.д., в рамках которых обучаемые более глубоко осваивают решение задач с помощью уравнений.

Практикум по решению задач табличным методом с помощью дробных рациональных уравнений можно провести во второй половине дня на групповой консультации по математике, что целесообразно в рамках школы полного дня.

Список предлагаемых задач:

Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше ее знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на . Найдите эту дробь.

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?

Два комбайна убрали поле за 4 дня. За сколько дней мог убрать поле каждый комбайн, если одному из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому?

Моторная лодка прошла против течения 8 км и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 30 мин меньше, чем при движении против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч.

Расстояние 700 км экспресс проходит на 4 часа быстрее товарного поезда, так как его скорость больше скорости товарного поезда на 20 км/ч. Определите скорость каждого из поездов, если известно, что они движутся с постоянной скоростью без остановок.

Мастеру на выполнение заказа потребуется на 5 дней меньше, чем его ученику, но при совместной работе они выполнят заказ на 4 дня быстрее, чем мастер, работающий в одиночку. За сколько дней выполнит заказ мастер, работая в одиночку?

На участке пути длиной 300 км поезд увеличил скорость на 10 км/ч, в результате чего прибыл на конечную станцию на 1 час раньше, чем планировалось по расписанию. С какой скоростью должен был идти поезд по расписанию?

Прозаик хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать прозаик?

Дорога между пунктами А и В состоит из подъема и спуска, а ее длина равна 19 км. Пешеход прошел путь из А в В за 5 часов. Время его движения на спуске составило 4 часа. С какой скоростью пешеход шел на спуске, если скорость его движения на подъеме меньше скорости движения на спуске на 1 км/ч?

Велосипедист отправился с некоторой скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 88 км. Возвращаясь из В в А, он ехал поначалу с той же скоростью, но через 2 часа пути вынужден был сделать остановку на 10 минут. После этого он продолжил путь в А, увеличив скорость на 2 км/ч, и в результате затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В.

Количество решаемых задач может меняться в зависимости от отводимого на это время.

Используемая литература:

  • И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Коротаев «Сборник текстовых задач по математике для профильных классов».
  • В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Дидактические материалы по алгебре 8 класс».
  • Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы под редакцией С.А.Шестакова.
  • Ш.А.Алимов, М.Ю.Колягин и др. «Алгебра 8 класс».
  • А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».
  • Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

    Примеры

    Пример 1. От посёлка до речки 60 км. Утром турист на скутере отправился на речку. Вечером он возвратился в посёлок, но при этом ехал со скоростью на 10 км/ч меньшей и потратил на дорогу на 18 мин больше. Сколько времени ехал турист от речки к посёлку?

    Пусть t — время вечером, на дорогу от речки к посёлку.

    Тогда время утром, на дорогу от посёлка к речке t- $\frac<18><60>$ = t-0,3 (ч)

    По условию разность скоростей равна 10:

    $$1,8=t(t-0,3), t \neq 0, t \neq 0,3$$

    $$ D = 0,3^2-4 \cdot (-1,8) = 0,09+7,2=7,29 = 2,7^2 $$

    $$ t = \frac<0,3 \pm 2,7> <2>= \left[ \begin t_1 = -1,1 \\ t_2 = 1,5 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень, t = 1,5 ч

    Пример 2. Катер прошёл по течению 120 км. На этот же путь против течения от тратит времени в 1,5 раза больше. Найдите скорость течения, если скорость катера в стоячей воде 20 км/ч.

    Пусть u — скорость течения

    По условию время против течения в 1,5 раз больше:

    $$ 1,5(20-u) = 20+u, u \neq \pm 20 $$

    Пример 3. В раствор, содержащий 50 г соли, добавили 150 г воды. В результате концентрация соли уменьшилась на 7,5%. Найдите первоначальную массу раствора.

    Пусть x — масса воды в первоначальном растворе, в граммах.

    По условию разность концентраций:

    $$ 50 \cdot 150 = \frac<75> <1000>(x+50)(x+200), x \neq -50, x \neq -200 $$

    $$ D = 250^2-4 \cdot (-90000) = 62500+360000 = 100(625+3600) = $$

    $$ = 100 \cdot 4225 = 650^2 $$

    $$ x = \frac<-250 \pm 650> <2>= \left[ \begin x_1 = -450 \\ x_2 = 200 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень x=200 г – начальное количество воды в растворе. Начальная масса всего раствора: 50+200 = 250 г.

    Пример 4. Мастер и его ученик, работая вместе, выполняют норму на 8 ч. Если каждый работает самостоятельно, то мастер тратит на выполнение нормы на 12 ч меньше, чем ученик. Сколько часов тратит каждый из них на выполнении нормы?

    Пусть N изделий – это норма, t — время, потраченное мастером.

    Из последней строки таблицы получаем:

    $$ 8(2t+12) = t(t+12), t \neq 0, t \neq -12$$

    $$ t^2-4t-96 = 0 \Rightarrow (t-12)(t+8) = 0 \Rightarrow \left[ \begin t_1 = -8 \\ t_2 = 12 \end \right. $$

    Выбираем положительный корень, t=12 ч — время, которое мастер потратит самостоятельно. Ученик потратит 12+12=24 ч.

    Ответ: 12 ч и 24 ч

    Пример 5*. Один фрилансер может выполнить проект на 12 дней быстрее, чем второй. Над новым проектом первый фрилансер сначала проработал самостоятельно 6 дней, а затем к нему присоединился второй. Через 3 дня совместной работы \frac<3> <5>проекта было готово.

    За сколько дней каждый из фрилансеров может выполнить проект самостоятельно? За сколько дней проект был фактически выполнен?

    Пусть d — количество дней первого фрилансера при самостоятельной работе.

    Методическая разработка «Решение задач с помощью рациональных уравнений»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Методическая разработка урока по алгебре

    Тема: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» с использованием

    системно – деятельностного подхода в обучении и формирование УУД

    Холопова Евгения Александровна

    Характеристики урока (занятие)

    Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: учащиеся, учителя

    Цель: создание условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач с помощью рациональных уравнений.

    Задачи:

    показать способы применения деятельностного метода обучения;

    отследить эффективность открытого урока через рефлексию участников.

    Используемое оборудование: проектор, компьютер, учебник «Алгебра» 8 класс «Просвещение 2014» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.

    Урок открытия нового знания. 8 класс, алгебра.

    Тема: Решение задач с помощью рациональных уравнений.

    Цели урока:

    Обучающая:

    закрепление понятия дробного рационального уравнения; составление математической модели задачи, перевод условия задачи с обычного языка на математический;

    проверка уровня усвоения темы путем проведения проверочной работы.

    Развивающая:

    развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

    развитие интеллектуальных умений; развитие умения принимать решения. Воспитательная:

    воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

    воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Задачи:

    актуализировать знание решения дробных рациональных уравнений, умение решать задачи при помощи рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач;

    Познавательные: овладение основами логического и алгоритмического мышления;

    Регулятивные: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

    Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, воспитывать чувство товарищества.

    Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор.

    Ход урока:

    Добрый день, ребята. Ещё начиная с начальной школы, вы учились решать разные, теперь уже не сложные для вас, задачи. С каждым годом вы узнавали всё новые и новые методы и способы их решения. Сегодня мы познакомимся с задачами, решение которых сводится к дробным рациональным уравнениям.

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Работать сегодня мы будем в парах и индивидуально. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)

    В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнѐра.

    Комментарии:

    На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.

    Перейдѐм к следующему этапу урока.

    Актуализация знаний.

    Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    — Исходя из темы урока, чтобы решать сами задачи первоначально надо уметь решать рациональные уравнения, которые включают в себя (целые уравнения и дробно-рациональные, и квадратные уравнения) . Среди данных уравнений выберите те, которые являются дробными рациональными :

    Назовите дробные рациональные уравнения

    Назовите общий знаменатель дробей, входящих в уравнения:

    Назовите порядок решения дробных рациональных уравнений.

    Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

    Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

    Решить получившееся целое уравнение.

    Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

    Комментарии:

    На этапе актуализации идѐт повторение изученного материала,

    необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются

    Объяснение нового материала.

    — Мы научились решать дробные уравнения. А для чего они нужны? Какие задачи приводят к их появлению?

    — Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения (содержащего переменную в знаменателе).

    ;

    ;

    ;

    ;

    .

    — Мы с вами сегодня рассмотрим в основном задачи на движение. Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную.

    Задача. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.

    Составление математической модели: х км/ч скорость первого автомобиля;

    (х +20) км/ч – скорость второго автомобиля;

    120 ч

    время первого автомобиля;

    время второго автомобиля.

    Работа с составленной моделью . Решив полученное уравнение, находим

    удовлетворяет условию задачи.

    Ответ на вопрос задачи.

    После решения задачи необходимо ещѐ раз объяснить ход решения и поинтересоваться у учащихся, понятно ли им данное решение. Так же необходимо заметить, что в некоторых случаях целесообразно создавать геометрические модели для лучшего восприятия условия задачи. Чаще всего такие модели составляются к задачам на движение. ( Как пример разобрать задачу № 620)

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа в тетрадях. Задания из учебника.

    №620 . Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Учащиеся работают парами вместе обсуждают решение задачи.

    (Дети читают текст задачи, делают выводы)

    Комментарии:

    На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание .Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.

    Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать еѐ. Формируются коммуникативные УУД,

    Учитель проверяет решение задачи, учащиеся комментируют, как решали задачу.

    Комментарии:

    На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий, дети учатся самостоятельно применять знания в новой ситуации.

    Формируются регулятивные УУД. Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия, способность к саморазвитию)

    Выполнение контролирующего задания по изученной теме и включение в систему знаний повторение.

    Индивидуальная работа выполняется на листочках.

    Выполните тест, выбрав в заданиях 1-3 ответы под цифрами 1,2,3 или 4

    ( ответы указаны в рамке),а в заданиях 4-5 запишите получившийся у вас результат в виде целого числа или десятичной дроби. Желаем удачи.

    Среди данных уравнений выберите те, которые являются дробными рациональными :

    А) 2 x  5  3(8  x ); ; Б)

    4 x 2  3 x  5  0

    Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:

    Теплоход прошѐл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, обозначив еѐ х км/, если скорость течения реки 3 км/ч

    Решите уравнение и в ответ укажите его наименьший корень

    Найдите корень уравнения

    Выполните тест, выбрав в заданиях 1-3 ответы под цифрами 1,2,3 или 4

    ( ответы указаны в рамке),а в заданиях 4-5 запишите получившийся у вас результат в виде целого числа или десятичной дроби. Желаем удачи.

    Среди данных уравнений выберите те, которые являются дробными рациональными :

    4 x 2  7 x  5  0

    Прочитав условие задачи, составьте уравнение, которое ему соответствует:

    Моторная лодка прошла 56 км против течения реки и 32 км по течению, затратив на весь путь 3ч. Найдите собственную скорость лодки, обозначив еѐ через х км/ч, при условии, что скорость течения реки равна 1км/ч.

    Решите уравнение и в ответ укажите его наибольший корень

    Найдите корень уравнения

    Комментарии:

    На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез.

    Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД.

    Домашнее задание .

    Прочитать п. из учебника, разобрать примеры. Решить в тетрадях №

    Комментарии:

    Д/з включает в себя как репродуктивное задание, так и творческое, что позволяет вызвать у детей познавательный интерес. Формируются познавательные УУД.

    Рефлексия УД на уроке.

    Итак, над какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещѐ?

    В чѐм испытывали трудности?

    Где можем применить новые знания? (При решении задач)

    Оцените работу вашего партнѐра и себя . Молодцы. Спасибо за урок.

    В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 573 136 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.

    26. Решение задач с помощью рациональных уравнений

    Другие материалы

    • 20.05.2020
    • 159
    • 8

    • 05.05.2020
    • 191
    • 3

    • 06.04.2020
    • 432
    • 2

    • 05.04.2020
    • 930
    • 49

    • 19.02.2020
    • 158
    • 1

    • 19.02.2020
    • 260
    • 7

    • 14.02.2020
    • 167
    • 3

    • 14.01.2020
    • 190
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 16.07.2020 682
    • DOCX 136.4 кбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Холопова Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 6 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3696
    • Всего материалов: 5

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

    Время чтения: 1 минута

    Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

    Время чтения: 1 минута

    В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

    Время чтения: 1 минута

    В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

    Время чтения: 1 минута

    Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

    Время чтения: 2 минуты

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://reshator.com/sprav/algebra/8-klass/reshenie-zadach-s-pomoshchyu-drobnyh-racionalnyh-uravnenij/

    http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-reshenie-zadach-s-pomoshyu-racionalnyh-uravnenij-4387432.html