Решил уравнение и отказался от миллиона

Григорий Перельман

Биография

Гениальный математик Григорий Перельман потряс научный мир, доказав гипотезу Пуанкаре – одну из сложнейших загадок тысячелетия. А обывателей удивил отказ небогатого ученого от положенной премии в размере миллиона долларов. Постепенно сам гений и его затворнический образ жизни стали загадкой, сравнимой по сложности с доказанной теоремой.

Детство и юность

Григорий Яковлевич ведет скрытный образ жизни. Факты детства, юности и личной жизни ученого известны со слов соседей, школьных учителей и одноклассников, коллег, работавших вместе с математиком.

Математик Григорий Перельман

Перельман родился 13 июня 1966 года в Ленинграде. Фамилия гениального математика говорит сама за себя о национальности. Еврейский мальчик с детства проявлял неимоверные способности и интерес к учебе. В то время, когда сверстники гоняли мяч во дворе, маленький Гриша предпочитал читать книги и играть в шахматы.

Вопреки расхожему мнению Яков Исидорович Перельман, знаменитый ученый, автор книг и популяризатор наук, не является родственником Григория Яковлевича.

Григорий Перельман в детстве

Отец Григория — инженер-электрик. В 1993 году Перельман-старший иммигрировал на историческую родину в Израиль, как и тысячи его соотечественников в 90-х. Мать будущего выдающегося математика осталась с детьми в Ленинграде, преподавала математику в училище.

У Григория Яковлевича есть младшая сестра, построившая научную карьеру. Получив диплом математика в Санкт-Петербургском университете, женщина позже уехала в Швецию. С 2007 года работает программистом в Стокгольме.

Григорий Перельман без бороды

К тому времени, когда мальчик пошел в школу, он значительно превосходил одноклассников в знаниях, с легкостью считал в уме трехзначные числа. Учителя Перельмана вспоминают, что школьник вел беседы на равных со взрослыми.

Магия логики и чисел привлекала Григория Яковлевича. С 5 класса мальчик посещал математический центр во Дворце пионеров. Наставником юных вундеркиндов был доцент Педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Рукшин. Юный Гриша получал награды за участие в олимпиадах, в том числе заслужил высший балл на международной математической олимпиаде.

Григорий Перельман в молодости

Окончив девятилетку в обычной ленинградской школе, выпускник перешел в специализированную физико-математическую школу № 239. Без сомнения, трудолюбивый и талантливый Перельман учился идеально. Подвела физическая подготовка. Провал по сдаче норм ГТО помешал получить выпускнику золотую медаль.

Неудивительно, что после школьной скамьи Григория без вступительных экзаменов приняли в Ленинградский государственный университет на факультет математики и механики. В вузе Перельман продолжил блистать на олимпиадах, за превосходные результаты обучения получал Ленинскую премию.

Наука

После выпуска последовала аспирантура, затем защита докторской. В результате одаренный ученый остался работать при ставшем родным университете в должности старшего научного сотрудника.

Григорий Перельман

В начале 90-х годов талантливый ученый отправился в США, где в рамках обмена опытом посетил несколько университетов. В Соединенных Штатах математик читал лекции, встречался с коллегами. Вскоре аскетичному Перельману наскучила Америка, и ученый вернулся на родину.

Возобновив работу в ленинградском вузе, математик начинает упорно трудиться над загадкой тысячелетия, которую не в силах были разгадать гениальные ученые столетия. Стоит отметить, что за несколько лет до этого началось увлечение Перельмана топологией. Ранее математик сумел доказать гипотезу о душе, что предшествовало изучению гипотезы Пуанкаре.

Григорий Перельман доказывает гипотезу Пуанкаре

Смысл доказательства гипотезы, впрочем, как и саму суть, невозможно описать простым языком, понятным для далекого от высшей математики человека. Открытия, сделанные математиком, имеют огромное значение в изучении Вселенной, в работе с нанотехнологиями.

Кроме того, гипотеза утверждает, что особенность формы Вселенной приводит к тому, что ее можно стянуть в одну точку. Это, в свою очередь, косвенно подтверждает теорию Большого взрыва. Сторонники теологического происхождения Вселенной получили повод для сомнений о Боге как о создателе всего сущего. Гипотеза Пуанкаре доказывает, что Бога нет.

Григорий Перельман возле своего подъезда

В 2002-2003 годах Перельман публикует статьи, раскрывающие суть доказательства. Три независимые группы математиков, проверив доводы, подтвердили полное доказательство.

В 2003 году Перельман посетил США, читал лекции о собственном открытии, делился опытом и с соотечественниками. А в 2005 ученый неожиданно уходит с кафедры и запирается в квартире в Купчино, где живет с больной мамой.

Личная жизнь

Затворнический образ жизни оставляет сотни вопросов. Главный, интересующий журналистов и граждан, — это причина, по которой Григорий Перельман отказался от по праву принадлежащих ему денег. Речь идет о премии института Клэя. Математический институт составил список семи загадок, за решение которых полагается награда в миллион долларов. Гипотеза Пуанкаре входила в данный список.

Григорий Перельман и его мама

Разумеется, узнав об открытии российского ученого, учредители незамедлительно обратились к ученому. Каково же было всеобщее удивление, когда математик отказался от миллиона долларов без объяснения причин.

Вскоре Григорий Яковлевич вовсе перестал общаться с прессой. Российских журналистов попросту игнорирует, а зарубежным отказывает в интервью. Новости о подобном поведении ученого повлекли за собой слухи о болезни Перельмана. Утверждали, что гений страдает аутизмом. Впрочем, достоверных подтверждений или заключений врачей до сих пор не обнародовано.

Григорий Перельман сейчас

Известно, что ученый живет с мамой, которая тяжело болеет. Жены у математика нет. По рассказам учительницы Григория Яковлевича, которая поддерживает с ним отношения, живут мать с сыном бедно.

Григорий Перельман сейчас

В 2018 году появились сведения о том, что математик перебрался в Швецию. Однако источники в лице соседей и продавцов магазинов опровергли слухи и подтвердили, что Перельман никуда не уезжал.

Интересные факты

  • Во время работы в Штатах ученый удивлял зарубежных коллег непритязательностью и отрешенностью от бытовых потребностей. Любимой едой математика стали бутерброды с сыром, которые Григорий Яковлевич запивал кефиром или молоком. Рестораны и изобилие продуктовых магазинов не интересовали «странного русского».

Григорий Перельман

  • В детстве Григорий увлекался музыкой. Мать привила сыну обожание классических композиторов. Она же, будучи талантливой скрипачкой, познакомила Гришу с инструментом. Перельман с удовольствием посещал музыкальную школу, а потом перед ним встал непростой выбор — поступить в консерваторию или же посвятить себя точным наукам.
  • В Сети появлялись высказывания сторонников теории заговора о том, что Перельман — самый влиятельный человек на земле, поскольку знает, как управлять Вселенной. Разумеется, что такая личность не избежала внимания секретных служб, и общение с окружающими запрещено для ученого.

Цитаты

Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите – зачем же мне бежать за миллионом?

Весь мир пронизывает пустота, а она подчиняется формулам — это даёт нам безграничные возможности.

Если можно тренировать руки и ноги, то почему нельзя тренировать мозг?

Неразрешимой задачи, пожалуй, нет. Трудно решаемой. Так точнее.

Помните библейскую легенду о том, как Иисус Христос ходил по воде, аки посуху? Так вот мне нужно было рассчитать, с какой скоростью он должен был двигаться по водам, чтобы не провалиться.

Новое в блогах

Григорий Перельман: Я знаю, как управлять Вселенной. Зачем же мне бежать за миллионом?

Фрагменты интервью

— Григорий Яковлевич, еще школьником вы представляли СССР на математической олимпиаде в Будапеште. И взяли золотую медаль…

— Готовясь к олимпиаде, мы пытались решать задачи, где непременным условием было умение абстрактно мыслить. В этом отвлечении от математической логики и был главный смысл ежедневных тренировок. Чтобы найти правильное решение, необходимо было представить себе «кусочек мира».

— Не сложновато для школьников?

— Если говорить об условных и безусловных рефлексах, младенец с рождения познает мир.

Если можно тренировать руки и ноги, то почему нельзя тренировать мозг?

— А не припомните ли какую-нибудь задачу той поры, казавшуюся неразрешимой?

— Неразрешимой… Пожалуй, нет. Труднорешаемой. Так точнее. Помните библейскую легенду о том, как Иисус Христос ходил по воде, аки посуху. Так вот мне нужно было рассчитать, с какой скоростью он должен был двигаться по водам, чтобы не провалиться.

— Вычисления оказались верными?

— Ну если легенда до сих пор существует, значит, и я не ошибся. Здесь нет никакой особой загадки. Благодаря нашим учителям мы уже достаточно хорошо изучили топологию – науку, позволяющую понять свойства пространства и оперировать формулами, понимая их прикладное значение, что помогает добиваться быстрых и точных результатов. Кстати, я тогда не считал победу на олимпиаде каким-то знаковым событием – это был всего лишь один из многих этапов познания в любимой науке.

Мог стать музыкантом

— А вы знаете, что мне пришлось поломать голову, выбирая профессию?

— Я имел право без экзаменов поступать в любое учебное заведение Советского Союза. Вот и колебался между мехматом и консерваторией. Выбрал математику… Мне сейчас очень интересно вспоминать студенческие годы. Мы так много успевали тогда… Процесс познания захватывал… Мы забывали о днях недели и времени года.

— В двадцать с небольшим лет вы сказали новое слово в науке…

— Никаких слов я не говорил… Просто продолжал исследовать проблемы изучения свойств трехмерного пространства Вселенной. Это очень интересно.

— Пытались объять необъятное?

— Совершенно верно… Только ведь любое необъятное тоже объятно. Диссертацию писал под руководством академика Александрова. Тема была несложной: «Седловидные поверхности в евклидовой геометрии». Можете представить себе в бесконечности равновеликие и неравномерно удаленные друг от друга поверхности? Нам нужно измерить «впадины» между ними.

— Это уже практика. По какой орбите полетит космический корабль к созвездию Псов? Какие препятствия встретит на своем пути… Хотите еще проще? Стоит ли косить сено между тремя холмами? Сколько людей и машин для этого надо? Министерство сельского хозяйства, оказывается, ни к чему. Есть формула. Пользуйся. Считай. И никакие кризисы тебе не страшны.

— А не схоластика ли это?

— Это колесо, топор, молот, наковальня – все что угодно, но только не схоластика. Давайте разберемся. Особенности современной математики заключаются в том, что она изучает искусственно изобретенные объекты. Нет в природе многомерных пространств, нет групп, полей и колец, свойства которых усиленно изучают математики. И если в технике постоянно создаются новые аппараты, всевозможные устройства, то и в математике создаются их аналоги – логические приемы для аналитиков в любой области науки. И всякая математическая теория, если она строгая, рано или поздно находит применение. К примеру, многие поколения математиков и философов пытались аксиоматизировать философию. В результате этих попыток была создана теория булевых функций, названных по имени ирландского математика и философа Джорджа Буля. Эта теория стала ядром кибернетики и общей теории управления, которые вместе с достижениями других наук привели к созданию компьютеров, современных морских, воздушных и космических кораблей. Таких примеров история математики
дает десятки.

— Значит, каждая ваша теоретическая разработка имеет прикладное значение?

— Безусловно. Для чего столько лет нужно было биться над доказательством гипотезы Пуанкаре? Попросту суть ее можно изложить так: если трехмерная поверхность в чем-то похожа на сферу, то ее можно расправить в сферу. «Формулой Вселенной» утверждение Пуанкаре называют из-за его важности в изучении сложных физических процессов в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ на вопрос о форме Вселенной. Сыграет это доказательство большую роль в развитии нанотехнологий.

— Значит, «бодрые» «жизнеутверждающие» доклады «пионеров» этой отрасли…

— Абсолютная чепуха и бессмыслица. Попытка построить дом на песке… Я научился вычислять пустоты, вместе с моими коллегами мы познаем механизмы заполнения социальных и экономических «пустот». Пустоты есть везде. Их можно вычислять, и это дает большие возможности… Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите – зачем же мне бежать за миллионом?!

Сказка о математике Григории Перельмане, который решил одну из семи задач тысячелетия

Журнальный вариант одной из глав новой книги Ник. Горькавого «Неоткрытые миры» (СПб.: «Астрель», 2018).

Григорий Яковлевич Перельман. 1993 год. Фото: George M. Bergman / Wikimedia Commons / PD

Математики — люди особенные. Они так глубоко погружаются в абстрактные миры, что, «возвращаясь на Землю», часто не могут приспособиться к реальной жизни и удивляют окружающих непривычными взглядами и поступками. У нас речь пойдёт о едва ли не самом талантливом и неординарном из них — Григории Перельмане.

В 1982 году шестнадцатилетний подросток Гриша Перельман, только что получивший золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Будапеште, поступил в Ленинградский университет. Он заметно отличался от других студентов. Его научный руководитель профессор Юрий Дмитриевич Бураго рассказывал: «Существует масса одарённых студентов, которые говорят раньше, чем думают. Гриша был не таким. Он всегда очень тщательно и глубоко обдумывал, что намеревался сказать. Он не был очень быстрым в решениях. Скорость решения не значит ничего, математика не построена на скорости. Математика зависит от глубины».

После окончания университета Григорий Перельман стал сотрудником Математического института имени Стеклова, опубликовал ряд интересных статей по трёхмерным поверхностям в евклидовых пространствах. Мировое математическое сообщество оценило его достижения по заслугам. В 1992 году Перельмана пригласили на работу в Нью-Йоркский университет.

Григорий попал в один из мировых центров математической мысли. Каждую неделю он ездил на семинар в Принстон, где однажды прослушал лекцию выдающегося математика, профессора Колумбийского университета Ричарда Гамильтона. После лекции Перельман подошёл к профессору и задал несколько вопросов. Позже Перельман вспоминал об этой встрече: «Мне было очень важно расспросить его кое о чём. Он улыбался и был очень со мной терпелив. Он даже рассказал мне пару вещей, которые были им опубликованы только несколько лет спустя. Он, не задумываясь, делился со мной. Мне очень понравились его открытость и щедрость. Могу сказать, что в этом Гамильтон был не похож на большинство других математиков».

Ричард Гамильтон. 1982 год. Фото: George M. Bergman / Wikimedia Commons / PD

Перельман провёл в США несколько лет. Он ходил по Нью-Йорку в одном и том же вельветовом пиджаке, питался в основном хлебом, сыром и молоком и непрерывно работал. Его стали приглашать в самые престижные университеты Америки. Молодой человек выбрал Гарвард и тут столкнулся с тем, что ему категорически не понравилось. Комитет по приёму на работу потребовал от соискателя автобиографию и рекомендательные письма от других учёных. Реакция Перельмана была жёсткой: «Если они знают мои работы, то им не нужна моя биография. Если им нужна моя биография, то они не знают моих работ». Он отказался от всех предложений и летом 1995 года вернулся в Россию, где продолжил работу над идеями, которые развивал Гамильтон. В 1996 году Перельману присудили премию Европейского математического общества для молодых математиков, но он, не любивший никакой шумихи, отказался её принять.

Когда Григорий добился определённых успехов в своих исследованиях, он написал письмо Гамильтону, надеясь на совместную работу. Однако тот не ответил, и Перельману пришлось действовать дальше в одиночку. Но впереди его ждала мировая слава.

В 2000 году Математический институт Клэя * опубликовал «список проблем тысячелетия», в который вошли семь классических задач математики, решения которых не могут найти уже очень много лет, и пообещал премию миллион долларов за доказательство любой из них. Менее чем через два года, 11 ноября 2002-го, Григорий Перельман опубликовал на научном сайте в интернете статью, в которой на 39 страницах подвёл итог своих многолетних усилий по доказательству одной задачи из списка. Американские математики, которые знали Перельмана лично, немедленно принялись обсуждать статью, в которой доказывалась знаменитая гипотеза Пуанкаре. Учёного пригласили в несколько университетов США прочитать курс лекций, посвящённый его доказательству, и в апреле 2003 года он полетел в Америку. Там Григорий провёл несколько семинаров, на которых показывал, как ему удалось превратить гипотезу Пуанкаре в теорему. Математическое сообщество признало лекции Перельмана исключительно важным событием и предприняло значительные усилия по проверке предложенного доказательства.

Подробности для любознательных

Задача Пуанкаре

Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912) — выдающийся французский математик, механик, физик, астроном и философ, глава Парижской академии наук и член ещё более 30 академий наук мира. Сформулированная Пуанкаре в 1904 году задача относится к области топологии.

Жюль Анри Пуанкаре. 1887 год. Фото: Eugene Pirou / Wikimedia Commons / PD

Для топологии основное свойство пространства — его непрерывность. Любые пространственные формы, которые можно получить одну из другой с помощью растяжения и искривления, без разрезов и склеек, в топологии считаются одинаковыми (в качестве наглядного примера часто демонстрируют превращение чашки в бублик). Гипотеза Пуанкаре утверждает, что в четырёхмерном пространстве все трёхмерные поверхности, относящиеся к компактным многообразиям, с точки зрения топологии эквивалентны сфере.

Доказательство гипотезы Григорием Перельманом позволило разработать новый методологический подход к решению топологических задач, имеющий огромное значение для дальнейшего развития математики.

Парадоксально, но Перельман не получал грантов для доказательства гипотезы Пуанкаре, а другим учёным, проверяющим его правильность, гранты на сумму миллион долларов были выделены. Проверка была крайне важна, ведь над доказательством этой задачи трудилось немало математиков, а если она действительно решена, то они оставались не у дел.

Математическое сообщество проверяло доказательство Перельмана несколько лет и к 2006 году пришло к выводу, что оно правильное. Юрий Бураго тогда писал: «Доказательство закрывает целую отрасль математики. После него многим учёным придётся переключиться на исследования в других областях».

Математика всегда считалась наукой максимально строгой и точной, где нет места эмоциям и интригам. Но даже здесь есть борьба за приоритет. Вокруг доказательства российского математика закипели страсти. Двое молодых математиков, выходцев из Китая, изучив работу Перельмана, опубликовали гораздо более объёмную и подробную — более трёхсот страниц — статью с доказательством гипотезы Пуанкаре. В ней они утверждали, что работа Перельмана содержит много пробелов, которые им удалось восполнить. Согласно правилам математического сообщества, приоритет в доказательстве теоремы принадлежит тем исследователям, которые сумели представить его в наиболее полном виде. По мнению многих специалистов, доказательство Перельмана было полным, хотя и кратко изложенным. Более подробные выкладки не вносили в него ничего нового.

Когда журналисты спросили Перельмана, что он думает о позиции китайских математиков, Григорий ответил: «Я не могу сказать, что я возмущён, остальные поступают ещё хуже. Разумеется, существует масса более или менее честных математиков. Но практически все они — конформисты. Сами они честны, но они терпят тех, кто таковыми не являются». Затем он с горечью отметил: «Чужаками считаются не те, кто нарушает этические стандарты в науке. Люди, подобные мне, — вот кто оказывается в изоляции».

Эластичную петлю, растянутую на двумерной сфере, можно теоретически стянуть в точку. Любая двумерная поверхность без края, на которой можно сделать то же самое, с точки зрения топологии эквивалентна двумерной сфере. То есть поверхность дыни эквивалентна поверхности арбуза, а вот поверхность бублика не эквивалентна поверхности яблока. Гипотеза Пуанкаре заключалась в том, что аналогичное утверждение справедливо для трёхмерной сферы. Именно это и доказал Григорий Перельман. Рисунок: Salix alba / Wikimedia Commons / CC BY 2.5

В 2006 году Григорию Перельману присудили высшую награду в области математики — Филдсовскую премию ** . Но математик, ведущий уединённый, даже затворнический образ жизни, отказался её получать. Это был настоящий скандал. Президент Международного математического союза даже прилетал в Петербург и десять часов уговаривал Перельмана принять заслуженную награду, вручение которой планировалось на конгрессе математиков 22 августа 2006 года в Мадриде в присутствии испанского короля Хуана Карлоса I и трёх тысяч участников. Этот конгресс должен был стать историческим событием, однако Перельман вежливо, но непреклонно сказал: «Я отказываюсь». Филдсовская медаль, по словам Григория, его совершенно не интересовала: «Это не имеет никакого значения. Всем понятно, что если доказательство верное, то никакого другого признания заслуг не требуется».

В 2010 году Институт Клэя присудил Перельману обещанную премию в миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре, которую ему собирались вручить на математической конференции в Париже. Перельман отказался от миллиона долларов и в Париж не поехал.

Как объяснил он сам, ему не нравится этическая атмосфера в математическом сообществе. Кроме того, вклад Ричарда Гамильтона он считал ничуть не меньшим. Лауреат многих математических премий, советский, американский и французский математик М. Л. Громов поддержал Перельмана: «Для великих дел необходим незамутнённый разум. Ты должен думать только о математике. Всё остальное — людская слабость. Принять награду означает проявить слабость».

Отказ от миллиона долларов сделал Перельмана ещё более знаменитым. Многие просили его получить премию и отдать им. Григорий не отвечал на подобные просьбы.

До сих пор доказательство гипотезы Пуанкаре остаётся единственной решённой задачей из списка тысячелетия. Перельман стал математиком номер один в мире, хотя и отказался от контактов с коллегами. Жизнь показала, что выдающихся результатов в науке часто добивались одиночки, которые не входили в структуру современной науки. Таким был Эйнштейн. Работая клерком в патентном бюро, он создал теорию относительности, разработал теорию фотоэффекта и принцип работы лазеров. Таким стал Перельман, который пренебрёг правилами поведения в научном сообществе и достиг при этом максимальной эффективности своей работы, доказав гипотезу Пуанкаре.

Григорий Яковлевич Перельман (род. 1966) — выдающийся математик, доказавший гипотезу Пуанкаре — одну из семи «проблем тысячелетия». Отказался от Филдсовской премии, членства в Академии наук России и других наград. В его честь назван астероид 50033 — Перельман.

Ричард Гамильтон (род. 1943) — американский математик, профессор Колумбийского университета. Впервые ввёл в рассмотрение «потоки Риччи», которые стали основой для доказательства гипотезы Пуанкаре.

* Математический институт Клэя (Кембридж, США) основан в 1998 году бизнесменом Лэндоном Клэйем и математиком Артуром Джеффи для увеличения и распространения математических знаний.

** Премия Филдса за выдающиеся достижения в области математики присуждается с 1936 года.


источники:

http://maxpark.com/community/7285/content/7101590

http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434231/Skazka_o_matematike_Grigorii_Perelmane_kotoryy_reshil_odnu_iz_semi_zadach_tysyacheletiya