Решил уравнение написание безударной гласной

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ Задание №5

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПРЕДЛАГАТЬ (помощь) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

ПРЕВЫШАТЬ (скорость) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову «очень»

БЛИСТАТЬ (талантом) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса А

ПРЕОБРАЗИТЬ – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия

СГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения

ПРИБРЕЖНЫЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение

ВЗЛЕТЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З

ПАЛИСАДНИК – безударная гласная А в корне слова является непроверяемой, её следует запомнить.

ПРИГОТОВИТЬ (ужин) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия

МАКАТЬ (в сметану) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.

УРАВНЯТЬ (в правах) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»

БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З

ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.

ПРИОТКРЫВАТЬ (дверь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия.

ИСПРАВИТЬ (ошибки) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

ИЗБИРАТЬ (президента) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса

НАСЛАЖДАТЬСЯ (жизнью) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения

Бросить КОСОЙ взгляд — написание безударной гласной в корне слова зависит от проверочного слова

ЗАПЕРЕТЬ (дверь) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса

СБЕГАТЬ – написание приставки зависит от того, с глухой или звонкой согласной начинается корень.

ПРИАМУРСКИЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение «нахождение вблизи»

РАСПОЛОЖИТЬСЯ (на опушке) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С

ОБМАКНУТЬ (вареник в сметану) – безударная чередующаяся гласная А в корне проверяется лексическим значением

Участвовать в КОСЬБЕ – безударная гласная в корне проверяется ударением

РОСТОЧЕК – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от сочетания согласных в корне.

ПРИГОРОДНЫЙ (поезд) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.

УРАВНЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»

БЕЗЗУБЫЙ (старик) — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З

ЗАСТИЛАТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса — А- после корня

ПРИГОРЕЛИ (пироги) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение

ИСКОЛЕСИТЬ (пол-Европы) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками

ПРЕДЫСТОРИЯ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ПОДЪЕЗД (к дому) – Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е,Ё,Ю,Я.

Много УЧИЛИЩ — у существительных во множественном числе Род.падежа после шипящих Ь знак не пишется.

ПОДЫСКАТЬ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ЖЁЛТЫЙ (цвет) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения

ПРИСКАКАТЬ — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение «присоединение»

ВЗБЕЖАТЬ (на холм) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З

ЧЕТЫРЁХЪЯРУСНЫЙ – Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е,Ё,Ю,Я.

РОЗЫСК — гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ВЫСКОЧИТЬ (в окно) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласной

ОБРАМЛЕНИЕ — безударная гласная в корне проверяется ударением в однокоренном слове.

ШОРОХ (листвы) — написание гласной в корне после шипящей нельзя проверить

МЕЖИЗДАТЕЛЬСКИЙ — гласная в корне И не меняется на Ы после иноязычной приставки на согласную.

ПЕДИНСТИТУТ — сложное существительное

РУЧОНКА (малыша) — в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О

АДЪЮТАНТ (генерала) – после иноязычной приставка АД- пишется Ъ знак.

Помахать ПОЛОТЕНЦЕМ – в безударном окончании существительного после шипящих и Ц пишется Е.

ВЗИМАТЬ — гласная в корне И не меняется на Ы после приставки на согласную, потому что это слово-исключение.

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками

ЖЁСТКИЙ (диван) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

ПРЕУМНЫЙ (ученик) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову

КОНТРИГРА — гласная в корне И не меняется на Ы после приставки на согласную.

ПРЕОДОЛЕТЬ (гору) – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия

РОЗЫГРЫШ (лотереи) – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ШОМПОЛ — в корне после шипящих под ударением пишется О

ДЕВЧОНКА – в суффиксе после шипящих под ударением пишется О

РОСКОШНЫЙ – безударная гласная О в корне слова проверяется проверочным словом.

РАВНИНА — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения

ДЕЗИНФЕКЦИЯ (помещения) – гласная в корне И сохраняется после иноязычной приставки на согласную.

ВЫЧИТАНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения

ДЕФИЦИТ — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить

Развивающаяся ОТРАСЛЬ – слово-исключение

ПОКЛОНИТЬСЯ (ветеранам) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения

СЫГРАТЬСЯ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ИСКОРЕНИТЬ (недостатки) — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З

ХОЛЩОВЫЙ (мешок) – в суффиксе прилагательных после шипящих под ударением пишется О

ПЛЮШЕВЫЙ (медвежонок) — в суффиксе прилагательных после шипящих без ударения пишется Е

СПИСАТЬ – пишется приставка С- перед глухим согласным.

СТЕКОЛЬЩИК – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ — гласная в корне И не меняется на Ы после русской приставки на согласную.

ПРЕОБРАЗИТЬ (человека) – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия

РОЗЫГРЫШ (лотереи) – буква Ь не пишется после шипящей у существительных М.РОДА 2- ого склонения.

(говорил ) ПЕВУЧЕ — в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.

ДЕВЧОНКА – в суффиксе после шипящих под ударением пишется О

ДОЛИНА – безударная гласная О в корне слова проверяется проверочным словом.

НАСТОЯННЫЙ (на шишках) — написание гласной перед -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от спряжения глагола.

НЯНЧИТЬ (брата) – в сочетании НЧ буква Ь не пишется.

ВЯЗАНЫЙ (свитер) — пишется одна буква Н, так как имя прилагательное имеет зависимое слово свитер .

ПРЕРЕКАТЬСЯ (с родителями) — правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова ОЧЕНЬ.

РОСТОЧЕК – корень с чередующейся гласной, слово-исключение

КУЛЬМИНАЦИЯ — буквы И после Ц пишется, так как слово оканчивается на –ЦИЯ.

СЫЗНОВА – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ИССОХНУТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

КУМАЧОВЫЙ (флаг) – в суффиксе –ОВ- прилагательных после шипящих под ударением пишется О

УЧИЛИЩЕ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного после шипящего пишется буква Ь.

НЕДАЛЕКО (бежать) – наречие с НЕ- пишется слитно, так как есть синоним «близко».

СТЕЛЮТ – глагол на –ИТЬ 2-ого спряжения, поэтому пишем в 3 лице мн. числа окончание

(ещё) НЕ СКОШЕННАЯ — у причастия есть зависимое слово «ЕЩЁ», поэтому с НЕ- пишем раздельно.

ДЛИННЫЙ (ремень) – отымённое прилагательное образовано от существительного ДЛИНА.

НЕБЫЛИЦА – существительное без НЕ- не употребляется.

ПРЕЗИРАТЬ (труса) – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.

ЮБЧОНКА – в суффиксе существительных после шипящих под ударением пишется О

СИНИЦЫН (клюв) – в суффиксе после Ц всегда пишется буква Ы.

ГРАНИЦЫ – в окончании после Ц всегда пишется –Ы.

НЕ ЗАКРЫТЫ (ворота) – у причастия нет зависимого слова, поэтому оно пишется раздельно.

ВЕТРЕНАЯ (погода) — суффикс у прилагательного пишется с одним Н, потому что нет приставки.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ (особенности) — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить

РЫЖИЙ (кенгуру) – окончание прилагательного зависит от рода несклоняемого существительного

УВИДИШЬ (в окно) — написание безударного личного окончания глагола зависит от того, к какому спряжению относится этот глагол.

ИЗОБРАЖЕНО – у наречия пишется одно Н.

ПУТЕШЕСТВЕННИК – в сложном слове между корнями пишется Е.

НЕВЗЛЮБИТЬ – глагол без НЕ- не употребляется.

(далеко) НЕ ЗЛОПАМЯТНЫЙ человек – НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как есть слово-помощник «далеко».

ОГЭ – 2020 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками

СЕСТРИЦЫН (жилет) – в суффиксе после Ц всегда пишется Ы.

ПЕРЕНОСЧИК (болезни) – у существительного пишем суффикс –ЧИК, потому что перед ним стоит согласная С.

ВЫПИСЫВАТЬ — в суффиксе глагола пишем Ы, потому что в форме 1-ого лица ед. числа это слово оканчивается на –ЫВАЮ.

ГРУЗЧИК (гору) – у существительного пишем суффикс –ЧИК, потому что перед ним стоит согласная З.

ТАНЦЕВАТЬ (вальс) – правописание гласной в суффиксе глагола зависит от ударения.

Жёлтая АКАЦИЯ — после Ц пишем И, так как это словарное слово.

ЦИРКОВОЙ (номер) – в корне после Ц всегда пишем И, кроме исключений.

СИТЦЕВОЕ (платье) – у прилагательного после Ц в суффиксе пишем Е.

в ЕЖОВЫХ (рукавицах) — у прилагательного после шипящей в суффиксе пишем О, так как на суффикс падает ударение.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – гласная в корне И сохраняется после иноязычной приставки на согласную.

ПОЛДНЯ — слово с ПОЛ пишется слитно, так как корень начинается с согласной.

ШЁЛКОВЫЙ (халат) — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить

ДИРИЖЁР – следует запомнить написание суффикса в этом слове.

ПУСТОШЬ – в форме родительного падежа у этого существительного в окончании пишем Ы.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ (вид) – после иноязычной приставки пишется буква Ъ.

ЧОПОРНЫЙ (сосед) – в корне после шипящих под ударением пишем всегда О.

Стол застелен КУМАЧОМ – в окончании существительных после шипящих под ударением пишется О

ПАРЧОВОЕ (платье) — в суффиксе прилагательных после шипящих без ударения пишется Е, а под ударением О.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками

ОБЪЕКТИВНО (рассуждать) – буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.

БАТАЛЬОН (солдат) – буква Ь смягчает предыдущую согласную.

ЦЫГЫНЁНОК — в корне после Ц всегда пишется Ы.

КУЦЫЙ (хвост у собаки) – в окончании после Ц всегда пишется Ы.

ИЗЫСКАННЫЕ (манеры) – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.

ШОМПОЛ — в корне после шипящих под ударением всегда пишется О

ПРИДИРЧИВЫЙ (человек) – в суффиксе прилагательного –ЧИВ- всегда пишется буква И.

ЛУЖА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного после шипящего пишется буква Ь.

ПРИБЫВАТЬ (в Таганрог) — написание приставки ПРИ- зависит от её лексического значения

ЩЁТКА ( для одежды) – гласную после шипящей в корне можно проверить однокоренным словом, где эта гласная будет в безударной позиции.

ПЕЧЁНКА — написание суффикса имени существительного проверяется ударением.

ГРУШЕВЫЙ (сок) – в суффиксе имени прилагательного после шипящей без ударения пишется Е.

Ненужная ВЕТОШЬ – имя существительное 3-его склонения на конце имеет Ь

Широкий СКОТЧ — имя существительное 2-его склонения после шипящей на конце не имеет Ь.

ТУШЁНКА (из говядины) – гласная в суффиксе –ЁНК- пишется у существительного, которое образовано от глагола.

ЩЁГОЛЬ — в корне после шипящих под ударением всегда пишется Ё.

ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с ПОЛ пишется через дефис, потому что после него стоит буква Л.

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ (день) — буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 267 человек из 61 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 571 950 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Другие материалы

  • 15.03.2020
  • 517
  • 7

  • 15.03.2020
  • 163
  • 0

  • 15.03.2020
  • 544
  • 0

  • 15.03.2020
  • 7192
  • 46

  • 10.03.2020
  • 243
  • 3

  • 13.02.2020
  • 167
  • 0

  • 05.02.2020
  • 7826
  • 511

  • 02.02.2020
  • 504
  • 12

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 15.03.2020 15142
  • DOCX 93.1 кбайт
  • 55 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Petrova Galina Nikolaevna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 11 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 161890
  • Всего материалов: 56

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Решил уравнение написание безударной гласной

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

При ана­ли­зе слов, дан­ных в де­вя­том за­да­нии, нужно пом­нить, что в одном слове при на­ли­чии в корне не­сколь­ких глас­ных од­но­вре­мен­но могут встре­тить­ся и глас­ная, про­ве­ря­е­мая уда­ре­ни­ем, и глас­ная, не про­ве­ря­е­мая уда­ре­ни­ем. На­ли­чие в корне одной про­ве­ря­е­мой глас­ной не ис­клю­ча­ет воз­мож­но­сти на­ли­чия в нём дру­гой — не­про­ве­ря­е­мой. Это озна­ча­ет, что такое слово может удо­вле­тво­рять раз­ным усло­ви­ям за­да­ния: оно может на­хо­дить­ся в ряду, в ко­то­ром все слова со­дер­жат про­ве­ря­е­мую глас­ную, и в ряду, в ко­то­ром все слова со­дер­жат не­про­ве­ря­е­мую глас­ную. На­при­мер, в слове ПРО­ПА­ГАН­ДИ­РО­ВАТЬ пер­вая О, вто­рая А — не­про­ве­ря­е­мые глас­ные, а тре­тья глас­ная А — про­ве­ря­е­мая сло­вом про­па­гАн­да. Если такое слово встре­ти­лось в стро­ке, оно может ока­зать­ся и в за­да­нии «Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда со­дер­жит­ся без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня», и в за­да­нии «Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда со­дер­жит­ся без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня». По­это­му не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать все слова в стро­ке, а потом уже при­ни­мать ре­ше­ние об от­ве­те.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ
Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.

Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)

Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.

Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.

Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).

ВНИ­МА­НИЕ! В слове «со­мне­ние» со­глас­но сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му сло­ва­рю А. Н. Ти­хо­но­ва ко­рень «сомне», по­это­му глас­ная Е в слове яв­ля­ет­ся кор­не­вой и может быть про­ве­ре­на.

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.


источники:

http://infourok.ru/russkij-yazyk-9-klass-podgotovka-k-oge-zadanie-5-4196494.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352