Безударные гласные в корне слова
О чем эта статья:
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ Задание №5
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРЕДЛАГАТЬ (помощь) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
ПРЕВЫШАТЬ (скорость) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову «очень»
БЛИСТАТЬ (талантом) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса А
ПРЕОБРАЗИТЬ – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия
СГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
ПРИБРЕЖНЫЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение
ВЗЛЕТЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З
ПАЛИСАДНИК – безударная гласная А в корне слова является непроверяемой, её следует запомнить.
ПРИГОТОВИТЬ (ужин) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия
МАКАТЬ (в сметану) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.
УРАВНЯТЬ (в правах) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»
БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З
ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.
ПРИОТКРЫВАТЬ (дверь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия.
ИСПРАВИТЬ (ошибки) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
ИЗБИРАТЬ (президента) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса
НАСЛАЖДАТЬСЯ (жизнью) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения
Бросить КОСОЙ взгляд — написание безударной гласной в корне слова зависит от проверочного слова
ЗАПЕРЕТЬ (дверь) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса
СБЕГАТЬ – написание приставки зависит от того, с глухой или звонкой согласной начинается корень.
ПРИАМУРСКИЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение «нахождение вблизи»
РАСПОЛОЖИТЬСЯ (на опушке) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С
ОБМАКНУТЬ (вареник в сметану) – безударная чередующаяся гласная А в корне проверяется лексическим значением
Участвовать в КОСЬБЕ – безударная гласная в корне проверяется ударением
РОСТОЧЕК – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от сочетания согласных в корне.
ПРИГОРОДНЫЙ (поезд) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.
УРАВНЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»
БЕЗЗУБЫЙ (старик) — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З
ЗАСТИЛАТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса — А- после корня
ПРИГОРЕЛИ (пироги) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение
ИСКОЛЕСИТЬ (пол-Европы) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками
ПРЕДЫСТОРИЯ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ПОДЪЕЗД (к дому) – Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е,Ё,Ю,Я.
Много УЧИЛИЩ — у существительных во множественном числе Род.падежа после шипящих Ь знак не пишется.
ПОДЫСКАТЬ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ЖЁЛТЫЙ (цвет) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
ПРИСКАКАТЬ — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение «присоединение»
ВЗБЕЖАТЬ (на холм) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З
ЧЕТЫРЁХЪЯРУСНЫЙ – Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е,Ё,Ю,Я.
РОЗЫСК — гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ВЫСКОЧИТЬ (в окно) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласной
ОБРАМЛЕНИЕ — безударная гласная в корне проверяется ударением в однокоренном слове.
ШОРОХ (листвы) — написание гласной в корне после шипящей нельзя проверить
МЕЖИЗДАТЕЛЬСКИЙ — гласная в корне И не меняется на Ы после иноязычной приставки на согласную.
ПЕДИНСТИТУТ — сложное существительное
РУЧОНКА (малыша) — в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О
АДЪЮТАНТ (генерала) – после иноязычной приставка АД- пишется Ъ знак.
Помахать ПОЛОТЕНЦЕМ – в безударном окончании существительного после шипящих и Ц пишется Е.
ВЗИМАТЬ — гласная в корне И не меняется на Ы после приставки на согласную, потому что это слово-исключение.
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками
ЖЁСТКИЙ (диван) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
ПРЕУМНЫЙ (ученик) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову
КОНТРИГРА — гласная в корне И не меняется на Ы после приставки на согласную.
ПРЕОДОЛЕТЬ (гору) – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия
РОЗЫГРЫШ (лотереи) – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ШОМПОЛ — в корне после шипящих под ударением пишется О
ДЕВЧОНКА – в суффиксе после шипящих под ударением пишется О
РОСКОШНЫЙ – безударная гласная О в корне слова проверяется проверочным словом.
РАВНИНА — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения
ДЕЗИНФЕКЦИЯ (помещения) – гласная в корне И сохраняется после иноязычной приставки на согласную.
ВЫЧИТАНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
ДЕФИЦИТ — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить
Развивающаяся ОТРАСЛЬ – слово-исключение
ПОКЛОНИТЬСЯ (ветеранам) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от его лексического значения
СЫГРАТЬСЯ – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ИСКОРЕНИТЬ (недостатки) — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З
ХОЛЩОВЫЙ (мешок) – в суффиксе прилагательных после шипящих под ударением пишется О
ПЛЮШЕВЫЙ (медвежонок) — в суффиксе прилагательных после шипящих без ударения пишется Е
СПИСАТЬ – пишется приставка С- перед глухим согласным.
СТЕКОЛЬЩИК – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ — гласная в корне И не меняется на Ы после русской приставки на согласную.
ПРЕОБРАЗИТЬ (человека) – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия
РОЗЫГРЫШ (лотереи) – буква Ь не пишется после шипящей у существительных М.РОДА 2- ого склонения.
(говорил ) ПЕВУЧЕ — в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.
ДЕВЧОНКА – в суффиксе после шипящих под ударением пишется О
ДОЛИНА – безударная гласная О в корне слова проверяется проверочным словом.
НАСТОЯННЫЙ (на шишках) — написание гласной перед -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от спряжения глагола.
НЯНЧИТЬ (брата) – в сочетании НЧ буква Ь не пишется.
ВЯЗАНЫЙ (свитер) — пишется одна буква Н, так как имя прилагательное имеет зависимое слово свитер .
ПРЕРЕКАТЬСЯ (с родителями) — правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова ОЧЕНЬ.
РОСТОЧЕК – корень с чередующейся гласной, слово-исключение
КУЛЬМИНАЦИЯ — буквы И после Ц пишется, так как слово оканчивается на –ЦИЯ.
СЫЗНОВА – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ИССОХНУТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
КУМАЧОВЫЙ (флаг) – в суффиксе –ОВ- прилагательных после шипящих под ударением пишется О
УЧИЛИЩЕ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного после шипящего пишется буква Ь.
НЕДАЛЕКО (бежать) – наречие с НЕ- пишется слитно, так как есть синоним «близко».
СТЕЛЮТ – глагол на –ИТЬ 2-ого спряжения, поэтому пишем в 3 лице мн. числа окончание
(ещё) НЕ СКОШЕННАЯ — у причастия есть зависимое слово «ЕЩЁ», поэтому с НЕ- пишем раздельно.
ДЛИННЫЙ (ремень) – отымённое прилагательное образовано от существительного ДЛИНА.
НЕБЫЛИЦА – существительное без НЕ- не употребляется.
ПРЕЗИРАТЬ (труса) – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
ЮБЧОНКА – в суффиксе существительных после шипящих под ударением пишется О
СИНИЦЫН (клюв) – в суффиксе после Ц всегда пишется буква Ы.
ГРАНИЦЫ – в окончании после Ц всегда пишется –Ы.
НЕ ЗАКРЫТЫ (ворота) – у причастия нет зависимого слова, поэтому оно пишется раздельно.
ВЕТРЕНАЯ (погода) — суффикс у прилагательного пишется с одним Н, потому что нет приставки.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ (особенности) — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить
РЫЖИЙ (кенгуру) – окончание прилагательного зависит от рода несклоняемого существительного
УВИДИШЬ (в окно) — написание безударного личного окончания глагола зависит от того, к какому спряжению относится этот глагол.
ИЗОБРАЖЕНО – у наречия пишется одно Н.
ПУТЕШЕСТВЕННИК – в сложном слове между корнями пишется Е.
НЕВЗЛЮБИТЬ – глагол без НЕ- не употребляется.
(далеко) НЕ ЗЛОПАМЯТНЫЙ человек – НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как есть слово-помощник «далеко».
ОГЭ – 2020 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками
СЕСТРИЦЫН (жилет) – в суффиксе после Ц всегда пишется Ы.
ПЕРЕНОСЧИК (болезни) – у существительного пишем суффикс –ЧИК, потому что перед ним стоит согласная С.
ВЫПИСЫВАТЬ — в суффиксе глагола пишем Ы, потому что в форме 1-ого лица ед. числа это слово оканчивается на –ЫВАЮ.
ГРУЗЧИК (гору) – у существительного пишем суффикс –ЧИК, потому что перед ним стоит согласная З.
ТАНЦЕВАТЬ (вальс) – правописание гласной в суффиксе глагола зависит от ударения.
Жёлтая АКАЦИЯ — после Ц пишем И, так как это словарное слово.
ЦИРКОВОЙ (номер) – в корне после Ц всегда пишем И, кроме исключений.
СИТЦЕВОЕ (платье) – у прилагательного после Ц в суффиксе пишем Е.
в ЕЖОВЫХ (рукавицах) — у прилагательного после шипящей в суффиксе пишем О, так как на суффикс падает ударение.
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – гласная в корне И сохраняется после иноязычной приставки на согласную.
ПОЛДНЯ — слово с ПОЛ пишется слитно, так как корень начинается с согласной.
ШЁЛКОВЫЙ (халат) — написание непроверяемой гласной в корне надо запомнить
ДИРИЖЁР – следует запомнить написание суффикса в этом слове.
ПУСТОШЬ – в форме родительного падежа у этого существительного в окончании пишем Ы.
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ (вид) – после иноязычной приставки пишется буква Ъ.
ЧОПОРНЫЙ (сосед) – в корне после шипящих под ударением пишем всегда О.
Стол застелен КУМАЧОМ – в окончании существительных после шипящих под ударением пишется О
ПАРЧОВОЕ (платье) — в суффиксе прилагательных после шипящих без ударения пишется Е, а под ударением О.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Задание №5
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ. Заполните таблицу, указав свой выбор знаками
ОБЪЕКТИВНО (рассуждать) – буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.
БАТАЛЬОН (солдат) – буква Ь смягчает предыдущую согласную.
ЦЫГЫНЁНОК — в корне после Ц всегда пишется Ы.
КУЦЫЙ (хвост у собаки) – в окончании после Ц всегда пишется Ы.
ИЗЫСКАННЫЕ (манеры) – гласная в корне И меняется на Ы после приставки русской на согласную.
ШОМПОЛ — в корне после шипящих под ударением всегда пишется О
ПРИДИРЧИВЫЙ (человек) – в суффиксе прилагательного –ЧИВ- всегда пишется буква И.
ЛУЖА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного после шипящего пишется буква Ь.
ПРИБЫВАТЬ (в Таганрог) — написание приставки ПРИ- зависит от её лексического значения
ЩЁТКА ( для одежды) – гласную после шипящей в корне можно проверить однокоренным словом, где эта гласная будет в безударной позиции.
ПЕЧЁНКА — написание суффикса имени существительного проверяется ударением.
ГРУШЕВЫЙ (сок) – в суффиксе имени прилагательного после шипящей без ударения пишется Е.
Ненужная ВЕТОШЬ – имя существительное 3-его склонения на конце имеет Ь
Широкий СКОТЧ — имя существительное 2-его склонения после шипящей на конце не имеет Ь.
ТУШЁНКА (из говядины) – гласная в суффиксе –ЁНК- пишется у существительного, которое образовано от глагола.
ЩЁГОЛЬ — в корне после шипящих под ударением всегда пишется Ё.
ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с ПОЛ пишется через дефис, потому что после него стоит буква Л.
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ (день) — буква Ъ пишется после приставки на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 267 человек из 61 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 571 950 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
Другие материалы
- 15.03.2020
- 517
- 7
- 15.03.2020
- 163
- 0
- 15.03.2020
- 544
- 0
- 15.03.2020
- 7192
- 46
- 10.03.2020
- 243
- 3
- 13.02.2020
- 167
- 0
- 05.02.2020
- 7826
- 511
- 02.02.2020
- 504
- 12
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 15.03.2020 15142
- DOCX 93.1 кбайт
- 55 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Petrova Galina Nikolaevna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 4 года и 11 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 161890
- Всего материалов: 56
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов
Время чтения: 1 минута
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения
Время чтения: 3 минуты
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля
Время чтения: 1 минута
В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Решил уравнение написание безударной гласной
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Приведём верное написание:
1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)
2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ
3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ
4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)
ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) изгарь, плывун, вырос
2) регламент, авангард, цветок
3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная
4) отраслевой, уровень, запирать
5) выглянуть, обнажать, стремянный
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ
2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ
3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ
4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ
5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
При анализе слов, данных в девятом задании, нужно помнить, что в одном слове при наличии в корне нескольких гласных одновременно могут встретиться и гласная, проверяемая ударением, и гласная, не проверяемая ударением. Наличие в корне одной проверяемой гласной не исключает возможности наличия в нём другой — непроверяемой. Это означает, что такое слово может удовлетворять разным условиям задания: оно может находиться в ряду, в котором все слова содержат проверяемую гласную, и в ряду, в котором все слова содержат непроверяемую гласную. Например, в слове ПРОПАГАНДИРОВАТЬ первая О, вторая А — непроверяемые гласные, а третья гласная А — проверяемая словом пропагАнда. Если такое слово встретилось в строке, оно может оказаться и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня», и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня». Поэтому необходимо проанализировать все слова в строке, а потом уже принимать решение об ответе.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
ВНИМАНИЕ! В слове «сомнение» согласно словообразовательному словарю А. Н. Тихонова корень «сомне», поэтому гласная Е в слове является корневой и может быть проверена.
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
http://infourok.ru/russkij-yazyk-9-klass-podgotovka-k-oge-zadanie-5-4196494.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352