Решить графически уравнение гипербола и прямая

Гипербола

Что такое гипербола? Как построить гиперболу? (Для школьников (7-11 классов)).

Функция заданная формулой \(y=\frac\), где к неравно 0. Число k называется коэффициентом обратной пропорциональности.
Определение гиперболы.
График функции \(y=\frac\) называют гиперболой. Где х является независимой переменной, а у — зависимой.

Что нужно знать, чтобы построить гиперболу?
Теперь обсудим свойства гиперболы:

гипербола, где k y≠0 это вторая асимптота.
И так, асимптоты x≠0 и y≠0 в данном примере совпадают с осями координат OX и OY.
k=1, значит гипербола будет находится в первой и третьей четверти. k всегда находится в числители.
Построим примерный график гиперболы.

Пример №2:
$$y=\frac<1>-1$$
Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому х+2 неравен 0.
х+2≠0
х≠-2 это первая асимптота

Находим вторую асимптоту.

Дробь \(\color <\frac<1>>\) отбрасываем
Остается y≠ -1 это вторая асимптота.

Строим примерный график, отмечаем асимптоты (красным проведены прямые х≠-2 и y≠-1):

Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому 1+х неравен 0.
1+х≠0
х≠-1 это первая асимптота.

Находим вторую асимптоту.

Остается y≠1 это вторая асимптота.

Строим примерный график, отмечаем асимптоты (красным проведены прямые х≠-1 и y≠1):

3. У гиперболы есть центр симметрии относительно начала координат. Рассмотрим на примере:

Возьмем точку А(1;1) с координатами, которая находится на графике у=1/х. На этом же графике лежит точка B(-1;-1). Видно, что точка А симметрична точке В относительна начала координат.

4. Оси симметрии гиперболы. У гиперболы две оси симметрии. Рассмотрим пример:

Первой осью симметрии является прямая y=x. Посмотрим точки (0,5;2) и (2;0,5) и еще точки (-0,5;-2) и (-2;-0,5). Эти точки расположены по разные стороны данной прямой, но на равных расстояниях от нее, они симметричны относительно этой прямой.

Вторая ось симметрии это прямая y=-x.



5. Гипербола нечетная функция.

6. Область определения гиперболы и область значения гиперболы. Область определения смотрим по оси х. Область значения смотрим по оси у. Рассмотрим на примере:

а) Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому x-1 неравен 0.
x-1≠0
х≠1 это первая асимптота.

Находим вторую асимптоту.

Остается y≠ -1 это вторая асимптота.

б) k=-1, значит ветви гиперболы будут находится во второй и четвертой четверти.

в) Возьмем несколько дополнительных точек и отметим их на графике.
х=0 y=0
x=-1 y=-0,5
x=2 y=-2
x=3 y=-1,5

г) Область определения смотрим по оси х. Графика гиперболы не существует по асимптоте х≠1, поэтому область определения будет находится
х ∈ (-∞;1)U(1;+∞).

д) Область значения смотрим по оси y. График гиперболы не существует по асимптоте y≠ -1, поэтому область значения будет находится
y ∈ (-∞;-1)U(-1;+∞).

е) функция возрастает на промежутке x ∈ (-∞;1)U(1;+∞).

7. Убывание и возрастание функции гиперболы. Если k>0, функция убывающая. Если k Category: 8 класс, База знаний, Уроки Tag: Гипербола Leave a comment

Урок алгебры в 8-м классе по теме «Графический способ решения уравнений»

Разделы: Математика

Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании.

Цели:

  • обобщить и систематизировать свойства графиков некоторых функций, алгоритмы их построения;
  • научить решать уравнения графическим способом, в частности используя возможности компьютерных программ;
  • учить анализировать, выделять главное, сравнивать.

Формирование компетенций: компетенции самосовершенствования – саморегулирование и саморазвитие, речевое развитие (через устную и самостоятельную работу, формулировка выводов); компетенции социального взаимодействия – сотрудничество; компетенции в общении – устном, письменном; компетенции познавательной деятельности – постановка и решение познавательных задач, проблемные ситуации (их создание и разрешение), прогнозирование деятельности; компетенции информационных технологий – приём, переработка и выдача информации, компьютерная грамотность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, диалог, работа с текстом слайда, работа в тетради, парная.

Методы: наглядный, словесный, графический (практический).

Методы мотивации: поощрение, порицание; создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решения; предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности, самооценка деятельности; создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (12 мин.)

А). По карточкам (на доске):

№1. Решите уравнение 4х + 8 = –17 + 9х.
№2. Решите уравнение х 2 + х – 2 = 0.
№3. Решите уравнение х 2 = .
№4. Заполните таблицу:

х–3–2–10123
у = х 29410149
х-6-3-2-11236
у =-1-2-3-66321

(На этом этапе можно организовать взаимопроверку и взаимопомощь, если возникнет такая необходимость).

Б). Устная фронтальная работа. (Здесь и далее: подчёркивание – моменты управления презентацией)

Что называется функцией?

С какими функциями уже знакомы? (На партах – памятка, по которой учащиеся вспоминают связь между графиком и формулой, задающих функцию: Приложение 2).

Я предлагаю вашему вниманию формулы, задающие некоторые функции. Из этих функций нужно выбрать линейные. Но перед этим давайте вспомним определение линейной функции. (Работаем со слайдом 2).

Давайте вспомним, что является графиком (гиперссылка) линейной функции.

Среди выбранных нами линейных функций есть особенные. Что это за функции? Чем отличаются графики? (Разбейте линейные функции на две группы). (Работаем со слайдом 3).

Остались функции, о которых мы ничего ещё не сказали. Давайте дадим им название, и название их графикам. (Работаем со слайдом 4).

Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Какие уравнения мы уже можем решать?

В) Проверяется работа по карточкам №1; №2; №3.

1) 4х + 8 = –17 + 9х,
4х – 9х = – 17 – 8,
– 5х = – 25,
х = 5.
Ответ: 5.

2) х 3 + х – 2 = 0,
D = в 3 – 4ас = 12 – 4 . 1 . (– 2) = 9 > 0, уравнение имеет два корня.
х1 = 1;
х2 = – 2.
Ответ: 1; – 2. (Могут решать по свойству корней: а + в + с = 0).

3) х 2 = ,
х 3 = 6,
х 3 – 6 = 0. – Мы не располагаем никакими формулами для решения уравнений третьей степени. Как быть?

Значит, нужен другой способ решения таких уравнений. Как вы думаете, что это может быть за способ (исходя из устной работы). Одним из способов является графический способ. Записывается тема урока, (слайд 5).

Г). Давайте поставим цель урока. (Научиться решать уравнения с помощью графиков, слайд 6).

3. Изучение новой темы и первичное закрепление (15 мин.)

Мы получили уравнение х 3 – 6 = 0. Но строить график функции у = х 3 – 6 мы ещё не умеем. Т.е., что получается: это уравнение и графическим способом мы не можем решить? А может быть, нужно вернуться к первоначальному уравнению: х 2 = (слайд 7). Что мы видим внутри этого уравнения? Есть ли выражения, из которых мы можем составить знакомые нам функции? (Да: у = х 2 и у = ). Что нужно сделать?
– Построить их графики.

– В одной координатной плоскости.

– Дальше найдём координаты точки пересечения.

– Нет, только значение х.

Итак, давайте ещё раз выработаем алгоритм решения уравнений графическим способом (каждый этап подтверждается показом в «Живой геометрии», Приложение 3). Используются результаты индивидуальной работы по заполнению таблицы (карточка №4). Учащиеся работают в тетрадях. Некоторые этапы в тетради записываются подробно, (слайд 7).

  • Из уравнения выделяем знакомые нам функции.
  • Строим графики функций в одной координатной плоскости.
  • Находим координаты точек пересечения графиков.
  • Из найденных координат выбираем значение абсциссы, т.е. х.
  • Записываем ответ.

4. Физминутка (1 мин.)

5. Закрепление (5 мин.)

  • Сколько корней имеет уравнение? (Гиперссылка – слайд 8, в «Живую геометрию», 3 страницы. Приложение 4). а) б) х + 2 = х 2 ; в) = х 2 .
  • Попади в цель! (Слайд 9. Работа со слайдом показана на рисунке 1)

6. Домакшнее задание (слайд 10): (1 мин)

  • п.26;
  • № 623 (а), № 624(а);
  • №4.10 на стр.117 (сборник Л.В.Кузнецовой): Наташа, Настя, Кирилл, Сергей.

7. Применение в образовательной области (1 мин)

Умения строить графики, читать графики, находить точки пересечения графиков нужны не только при изучении алгебры, но и при изучении физики, когда вы изучаете, н-р, зависимость плавления тела от температуры, зависимость скорости от времени движения двух тел. На уроках информатики, работая в электронных таблицах Excel, вы будете учиться строить графики, решать уравнения. На уроках химии скорость химических реакций также можно описать графически. Умение строить графики, диаграммы нужны и в повседневной жизни: для описания результатов голосования, удоя молока; в инженерных специальностях это умение очень важно.

8. Проверочная работа в виде теста (6 мин)

В – 1:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = – 2; б) у = х – 2; в) у = х 2 – 2.

2. График функции у = называется:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = ; 2) у = 2х 2 ; 3) у = х – 2; 4) у = 2х.

А. Б. В. Г.

4. На рисунке 3 изображены графики функций у = х 3 и у = –2 х – 3. Используя графики, решите уравнение: х 3 = – 2х – 3.

В – 2:

1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:

а) у = + 1; б) у = + 1; в) у = х 5 + 1.

2. График функции у = 3х 2 называется:

а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.

3. Установите соответствие между функциями и их графиками:

1) у = – ; 2) у = х 2 – 1; 3) у = – х; 4) у = 1 – х.

А. Б. В. Г.

4. На рисунке 5 изображены графики функций у = – х 2 + 2 и у = . Используя графики, решите уравнение: – х 2 + 2 = .

Ответы:

В – 1: 1. б 2. б 3. 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – Г 4. б
В – 2: 1. а 2. в 3. 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б 4. а

9. Рефлексивно-оценочный этап (отвечают письменно в тетради после выполнения теста) (2 мин.) (Слайд 11)

а) за теоретический опрос;
б) за фронтальную работу;
в) за самостоятельную работу.

Графический способ решения систем

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Девиз : «Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

УРОК ПО АЛГЕБРЕ

МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4» г. Чита

Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

Тема урока : Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

Цель урока : расширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом

1. Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса к предмету.

2. Продолжить воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважение к мнению товарищей, чувства взаимопомощи и поддержки.

Личностные : 1. Готовность и способность учащихся к саморазвитию;

2 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы в спорных ситуациях.

Метапредметные : а) познавательные – сформированность познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации;

б) регулятивные – понимание смысла поставленной задачи, умение выполнять учебные действия в соответствии с целью;

в) коммуникативные – сформированность умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные: повторить основные графики функций, решать уравнение с двумя переменными графическим способом.

Оборудование урока: проектор, экран, раздаточный материал:

I Самоопределение к учебной деятельности

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки мероприятия ( организовать работу с понятиями уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом );

I этап. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Девиз нашего с вами урока перед вами на слайде. Вы будете сегодня работать над одной важной проблемой. А будет вам помогать и фиксировать ваши успехи лист оценивания.

II Актуализация знаний:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания;

Регулятивные : выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся

Цель: 1 актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала: понятия уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний сформировать умение решать их графическим способом )

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимы и достаточные для восприятия материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: уравнений с двумя переменными и умение решать их графическим способом

Работа с классом. Определение темы, цели урока .

Учитель. Выясним, кто из вас сегодня готов к работе в современных условиях. Для этого предлагаю установить соответствие, выражения которого связаны с темой урока.

биссектрисы первой и второй четверти

кубическая парабола

гипербола

у = │х│ ветвь параболы

парабола

прямая

Проверка. Один за другим читают ответы, остальные проверяют. После проверки записывают в листе оценивания количество правильно отгаданных слов.

Подведение итогов этапа

Что общего в этих выражениях? Ответ на этот вопрос подскажет тему нашего урока. Назовите её?

III Построение проекта решения:

Познавательные : анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания;

Регулятивные: выполнение учебного действия, волевая саморегуляция в ситуации и затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся;

1) Организовать коммуникативное взаимодействие для построения способа действия;

2) Зафиксировать способ действия в знаковой, вербальной форме.

Организация учебного процесса на 3-м этапе:

Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными. Давайте вспомним: некоторые важные моменты темы.

На ваших столах лежит теоретический материал, поработайте с ним и ответьте на вопросы:

— Какое уравнение называют рациональным уравнением с двумя переменными?.

— Что называют решением уравнения с двумя переменными?

— Какие уравнения называют равносильными?

— Какие равносильные преобразования можно делать при решении уравнений?

— Какие неравносильные преобразования вы знаете?

— Что такое график уравнения с двумя переменными?

Постановка цели урока . Раз мы знаем виды графиков уравнений с двумя переменными, то наверняка сможем решить систему уравнений графическим способом.

Значит цель нашего урока какая? (ответы учащихся)

Мы с вами определили цель урока и каждый перед собой ставит свои задачи нашего урока.

Решить графически систему уравнений . Ученики у доски решают.

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы (слайд).

Работа с текстом: Далее прочитать определение 4 (см страницу учебника)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/570256

http://infourok.ru/graficheskij-sposob-resheniya-sistem-5783092.html