Решить графически уравнения 11 класс

Конпект урока алгебры в 11 классе по теме «Функционально-графический метод решения уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

формирование у учащихся умений и навыков решения уравнений функционально-графическим методом;

рассмотрение применения математической программы Advanced Grapher для решения уравнений функционально-графическим методом;

развитие познавательного интереса учащихся к предмету.

Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и навыков.

Учебно-наглядный материал : карточки с заданиями для учащихся, шаблон параболы, карточки с изображением графиков некоторых функций в одной системе координат, компьютеры заранее установленным программным обеспечением Advanced Grapher .

Постановка цели и мотивация учебной деятельности.

Учитель: нередко в учебниках математики можно встретить уравнения вида

.

Уравнение кажется неестественным, ведь оно относится одновременно к двум различным темам, которые редко пересекаются на одном уроке, а тем более в одном уравнении. Но функционально-графический метод, который мы будем использовать на этом уроке, поможет нам решить такое уравнение.

Из названия метода понятно, что он основан на свойствах функций и построении графиков функций. Конечно, строить графики — работа не из самых увлекательных, особенно когда приходиться находить производную или вычислять значения функций в ряде точек. Но имеем возможность, строить графики с помощью программы Advanced Grapher .

Учитель: Для того чтобы успешно работать в дальнейшем, необходимо вспомнить основные определения и свойства функций, ответив на вопросы:

1. Какую зависимость между величинами называют функцией?

Что называется графиком функции?

Что называется множеством значений функции?

Приведите множество значений функций ,у которых множество значений ограничено.

Для функций записанных на доске назовите их наибольшие и наименьшие значения, если таковые существуют.

3. Решение нестандартных уравнений.

Учитель: На этом уроке мы будем рассматривать так называемые уравнениянестандартного вида f ( x )= g ( x ), где f ( x ) и g ( x ) функции совершено разного типа.

Существуют теоремы, способные облегчить решение уравнения вида

Сегодня мы познакомимся с ними. Откройте учебник (стр.307). Здесь курсивом выделены два утверждения. Прочтём первое: Если одна из функций y = f ( x ), y = g ( x ) возрастает, а другая убывает, то уравнение f ( x )= g ( x ) либо не имеет корней, либо имеет один корень (который иногда можно угадать).

Воспользовавшись данным утверждением, решим уравнение ( x =0)

Но уравнение, приведенное в начале урока невозможно решить, опираясь на данное утверждение. Познакомимся со вторым утверждением: (читаем стр.307) Если на промежутке Х наибольшее значение одной из функций y = f ( x ), y = g ( x ) равно А и наименьшее значение другой функции тоже равно А, то уравнение f ( x )= g ( x ) равносильно системе уравнений

Данное утверждение мы вводим без доказательства, а для подтверждения решим уравнение . Ученик у доски строит графики функций и

4. Закрепление изучаемого материала.

Задание 1. Устно решить уравнение, обосновывая решение с помощью изученных теорем. . Рассуждения ученика: графиком функции у= является парабола, ветви которой направлены вниз, а вершина находиться в точке с координатами (0;-1), значит наибольшее значение –1 функция принимает при х=0.

Функция у= при х=0 принимает своё наименьшее значение, равное –1. Значит уравнение имеет один корень х=0.

Задание 2. Вернёмся к уравнению, записанному в начале урока. Удовлетворяют ли оно условию теоремы? Сразу трудно ответить на этот вопрос. По графику функции легче определить ограничена она или нет. А графики этих функций мы построим с помощью программы Advanced Grapher. Для того, чтобы построить на компьютере графики функций у= и у= мы должны записать формулы функций в виде, необходимом для компьютера.

Один из учащихся записывает формулы на доске: y=ln(x^2-4*x+8)/ln(2); y=sin(5*3.14*x/4)-cos(3*3.14*x/2). Затем учащиеся переходят к компьютерам, открывают программу Advanced Grapher и строят графики функций. На экране возникает рисунок.

Учитель: По построенным графикам ответьте на вопросы:

Ограничена ли логарифмическая функция? (да, снизу)

Имеет ли она наибольшее значение? (нет)

Имеет ли она наименьшее значение? (да)

Чему равно наименьшее значение логарифмической функции?

Ограничена ли тригонометрическая функция?

Имеет ли она наибольшее и наименьшее значения?

Чему равно наибольшее значение тригонометрической функции?

Удовлетворяют ли данные функции условию теоремы?

Каков корень уравнения?

Затем учащиеся знакомятся с записью решения, которое заранее записано на доске. Рассмотрим функции f ( x )= log 2 ( x 2 -4 x +8) и f ( x )= .

( x 2 -4 x + log 2 8)  2 при x  ),  2 при x x  ).

=2.

log 2 (x 2 -4x+8)=2,

5. Самостоятельная работа учащихся на компьютере по индивидуальным заданиям.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнения

. Ответ:-3.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: -3.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 4.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 4.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: -7.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ:-7.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 4.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 9.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 9.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ:-3.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ:-3.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ:-7.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ:9.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 9.

Используя программу Advanced Grapher , решите уравнение

Ответ: 2.

Домашнее задание: § 56, п. 4, № 1703, 1704, 1706(в,г), 1741.

Ответить на вопросы:Как построить графики данных функций без использования компьютера? (с помощью производной)

По рисунку определите, сколько корней имеет уравнение f ( x )= g ( x ).

Какими свойствами данных функций можно подтвердить ваш вывод? Сформулируйте соответствующую теорему.

4.По рисунку определите сколько корней имеет уравнение f ( x )= g ( x ).

5.Какими свойствами данных функций можно подтвердить ваш вывод? Сформулируйте соответствующую теорему.

Разработка урока «Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений » 11 класс
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме

Материал содержит разработку урока по теме «Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений » для 11 класса по учебнику А.Г.Мордковича

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_funktsionalno-graficheskie_sposoby_resheniya_uravneniy.ppt795 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок в 11 классе «Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений » Тип урока- урок комплексного применения знаний и способов действий. Оборудование — проектор, экран, презентация для сопровождения урока. Учебно-методическое обеспечение — Алгебра и начала анализа 11 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г.Мордкович, П.В. Семенов.-4-е изд., доп.- М.:Мнемозина,2007. Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, — что, следуя этому методу, мы достигнем цели . Г. Лейбниц Лапкина О.А. МБОУ СОШ №22 г.Нижний Новгород

Цели урока: Образовательные — обобщить и закрепить навыки применения свойств функций при решении уравнений, систематизировать знания учащихся по теме «Уравнения», создать содержательные и организационные условия для применения учащимися комплекса знаний и способов действий при решении нестандартных уравнений. Развивающие — развивать логическое мышление, навыки исследовательской деятельности ( планирование своей работы, выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов), интерес и инициативу учащихся, повышать их математическую культуру; в процессе повторения ученики должны перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому, сделав для себя открытия в этой теме. Воспитательные — развивать у учащихся трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию, помогать учащимся осуществлять самооценку своего труда.

Ход урока № Структурные элементы Время Деятельность учащихся 1 Организационный момент. 1 мин. Обсуждение 2 Проверка опорных моментов домашнего задания и постановка проблемы: -акцентирование теории по теме, -применение теории на практике, -выдвигаемая гипотеза. 3 мин 5 мин. 1 мин. Отвечают устно, проводят обсуждение ответов, самооценка. Выдвигают свои идеи по дальнейшему ходу действий 3 Первичный анализ наблюдений. 5 мин. Предлагают способы решения уравнения, анализируют ход решения и методы решения. 4 Исследование новых видов уравнений. Проверка усвоения изученных методов(самостоятельная работа) 12мин. 15мин. Учащиеся работают самостоятельно, при необходимости получают консультацию учителя, проверяя свои действия с помощью слайдов. Результаты проверочной работы выводятся на экран. Самооценка. 5 Подведение итогов. 2мин. Заполняют таблицы, подводят итог урока. 6 Домашнее задание. 1 мин. Записывают домашнее задание.

y x 1 -1 Найдите множество значений функции Ответ: Е(у): [ -2,5 ; 0, 5 ] . у= sin x у=1,5 sin x — 1 у= 1,5 sin x — 1 0

Метод оценки Найдите наибольшее целое значение функции Ответ: у=3.

Общие методы решения уравнений Функционально-графические По графику По свойствам Переход к равносильным уравнениям Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Аналитические

Построение графиков функций левой и правой частей уравнения (решением являются абсциссы точек (точки) пересечения графиков) Функционально – графические методы Использование свойств функций левой и правой частей уравнения (монотонность, четность, нечетность) Использование ограниченности функций левой и правой частей уравнения (метод оценки)

y x x= 0 О 1 Графический способ решения уравнений

Оценка левой и правой частей уравнения log 2 (2x-x²+15) = x²-2x+5 1)2x-x²+15= -((x²-2x+1)-1- 1 5) = -(x-1)²+16 ≤ 16 Если 0 Мне нравится

Урок по математике по теме «Функционально-графический метод решения уравнений» (11-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 11

Цели:

  • Систематизировать, обобщить, расширить знания, умения учащихся, связанные с применением функционально-графического метода решения уравнений
  • Отработка навыков решения уравнений функционально-графическим методом.
  • Формирование логического мышления, умения самостоятельно и нестандартно мыслить.
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы.
  • Осуществлять продуктивное взаимодействие в группе для достижения максимального общего результата.
  • Отработка умений слушать товарища. Анализировать его ответ и задавать воросы.
  • Для проведения этого урока в классе организовались группы ребят, которые получила вспомнить определённый метод решения уравнений, подобрать 5-8 уравнений, решить их и подготовить презентацию.

    Оборудование: Компьютер, проектор. Презентация.

    В презентацию учителя были вставлены презентации ребят, но у них разный фон.

    Сегодня на уроке мы вспомним функционально — графический метод решения уравнений, рассмотрим когда он применяется, какие трудности могут возникнуть при решении и будем выбирать методы решения уравнений.

    Вспомним основные методы решения уравнений.(слайд № 2)

    Первая группа разбирает графический метод.

    Вторая группа рассказывает о методе мажорант.

    Метод мажорант — метод нахождения ограниченности функции.

    Мажорирование — нахождение точек ограничения функции. М — мажоранта.

    Если имеем f(x) = g(x) и известно ОДЗ, и если

    , , то

    .№1 Решите уравнение:

    ,

    х = 4 — решение уравнения.

    №2 Решить уравнение

    Решение: Оценим правую и левую части уравнения:

    а) , так как , а ;

    б) , так как .

    Оценка частей уравнения показывает, что левая часть не меньше, а правая не больше двух при любых допустимых значениях переменной x. Следовательно, данное уравнение равносильно системе

    Первое уравнение системы имеет только один корень х=-2. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем верное числовое равенство:

    Третья группа объясняет использование теоремы об единственности корня.

    Если одна из функций(F(x)) убывает, а другая (G(x))возрастает на некоторой области определения, то уравнение F(x)=G(x) имеет не более одного решения.

    №1 Решить уравнение

    Решение: область определения данного уравнения x>0. Исследуем на монотонность функции . Первая из них — убывающая (так как это — логарифмическая функция с основанием больше нуля, но меньше единицы), а вторая — возрастающая (это линейная функция с положительным коэффициентом при х). Подбором легко находится корень уравнения х=3, который является единственным решением данного уравнения.

    Учитель напоминает. где ещё используется монотонность функции при решении уравнений.

    А) — От уравнения вида h(f(x))=h(g(x)) переходим к уравнению вида f(x)=g(x)


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2015/02/15/razrabotka-uroka-funktsionalno-graficheskie-sposoby-resheniya

    http://urok.1sept.ru/articles/581726