Решить систему уравнений sinx y 3

Системы уравнений по-шагам

Результат

Примеры систем уравнений

  • Метод Гаусса
  • Метод Крамера
  • Прямой метод
  • Система нелинейных уравнений

Указанные выше примеры содержат также:

  • квадратные корни sqrt(x),
    кубические корни cbrt(x)
  • тригонометрические функции:
    синус sin(x), косинус cos(x), тангенс tan(x), котангенс ctan(x)
  • показательные функции и экспоненты exp(x)
  • обратные тригонометрические функции:
    арксинус asin(x), арккосинус acos(x), арктангенс atan(x), арккотангенс actan(x)
  • натуральные логарифмы ln(x),
    десятичные логарифмы log(x)
  • гиперболические функции:
    гиперболический синус sh(x), гиперболический косинус ch(x), гиперболический тангенс и котангенс tanh(x), ctanh(x)
  • обратные гиперболические функции:
    asinh(x), acosh(x), atanh(x), actanh(x)
  • число Пи pi
  • комплексное число i

Правила ввода

Можно делать следующие операции

2*x — умножение 3/x — деление x^3 — возведение в степень x + 7 — сложение x — 6 — вычитание Действительные числа вводить в виде 7.5, не 7,5

Чтобы увидеть подробное решение,
помогите рассказать об этом сайте:

Решение задач по математике онлайн

//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘

Калькулятор онлайн.
Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Метод подстановки и сложения.

С помощью данной математической программы вы можете решить систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки и методом сложения.

Программа не только даёт ответ задачи, но и приводит подробное решение с пояснениями шагов решения двумя способами: методом подстановки и методом сложения.

Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

В качестве переменной может выступать любая латинсая буква.
Например: \( x, y, z, a, b, c, o, p, q \) и т.д.

При вводе уравнений можно использовать скобки. При этом уравнения сначала упрощаются. Уравнения после упрощений должны быть линейными, т.е. вида ax+by+c=0 с точностью порядка следования элементов.
Например: 6x+1 = 5(x+y)+2

В уравнениях можно использовать не только целые, но также и дробные числа в виде десятичных и обыкновенных дробей.

Правила ввода десятичных дробей.
Целая и дробная часть в десятичных дробях может разделяться как точкой так и запятой.
Например: 2.1n + 3,5m = 55

Правила ввода обыкновенных дробей.
В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.
Знаменатель не может быть отрицательным.
При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &

Примеры.
-1&2/3y + 5/3x = 55
2.1p + 55 = -2/7(3,5p — 2&1/8q)

Решить систему уравнений

Немного теории.

Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки

Последовательность действий при решении системы линейных уравнений способом подстановки:
1) выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;
2) подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
3) решают получившееся уравнение с одной переменной;
4) находят соответствующее значение второй переменной.

Пример. Решим систему уравнений:
$$ \left\< \begin 3x+y=7 \\ -5x+2y=3 \end \right. $$

Выразим из первого уравнения y через x: y = 7-3x. Подставив во второе уравнение вместо y выражение 7-Зx, получим систему:
$$ \left\< \begin y = 7—3x \\ -5x+2(7-3x)=3 \end \right. $$

Нетрудно показать, что первая и вторая системы имеют одни и те же решения. Во второй системе второе уравнение содержит только одну переменную. Решим это уравнение:
$$ -5x+2(7-3x)=3 \Rightarrow -5x+14-6x=3 \Rightarrow -11x=-11 \Rightarrow x=1 $$

Подставив в равенство y=7-3x вместо x число 1, найдем соответствующее значение y:
$$ y=7-3 \cdot 1 \Rightarrow y=4 $$

Пара (1;4) — решение системы

Системы уравнений с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Системы, не имеющие решений, также считают равносильными.

Решение систем линейных уравнений способом сложения

Рассмотрим еще один способ решения систем линейных уравнений — способ сложения. При решении систем этим способом, как и при решении способом подстановки, мы переходим от данной системы к другой, равносильной ей системе, в которой одно из уравнений содержит только одну переменную.

Последовательность действий при решении системы линейных уравнений способом сложения:
1) умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;
2) складывают почленно левые и правые части уравнений системы;
3) решают получившееся уравнение с одной переменной;
4) находят соответствующее значение второй переменной.

Пример. Решим систему уравнений:
$$ \left\< \begin 2x+3y=-5 \\ x-3y=38 \end \right. $$

В уравнениях этой системы коэффициенты при y являются противоположными числами. Сложив почленно левые и правые части уравнений, получим уравнение с одной переменной 3x=33. Заменим одно из уравнений системы, например первое, уравнением 3x=33. Получим систему
$$ \left\< \begin 3x=33 \\ x-3y=38 \end \right. $$

Из уравнения 3x=33 находим, что x=11. Подставив это значение x в уравнение \( x-3y=38 \) получим уравнение с переменной y: \( 11-3y=38 \). Решим это уравнение:
\( -3y=27 \Rightarrow y=-9 \)

Таким образом мы нашли решение системмы уравнений способом сложения: \( x=11; y=-9 \) или \( (11; -9) \)

Воспользовавшись тем, что в уравнениях системы коэффициенты при y являются противоположными числами, мы свели ее решение к решению равносильной системы (сумировав обе части каждого из уравнений исходной симтемы), в которой одно из уравнений содержит только одну переменную.

Задания С1. Системы тригонометрических уравнений

.Задания С1. Системы тригонометрических уравнений.

Выступление на школьном МО, практическое занятие с учителями математики.

При решении тригонометрических систем часто бывает непросто сделать первый шаг, найти «ключ» к решению задачи. Какие-то общие рекомендации дать нельзя. Можно лишь посоветовать стараться применять такие преобразования уравнений системы, которые приводят к появлению тригонометрических функций одного аргумента или хотя бы не увеличивают число функций с разными аргументами.

При решении систем тригонометрических уравнений мы используем те же методы, что и в алгебре ( замены, подстановки, исключения и т. д. ), а также известные методы и формулы тригонометрии. Рассмотрим некоторые примеры.

Рассмотрим некоторые типы систем тригонометрических уравнений и укажем наиболее употребительные методы решения систем, основываясь на общей теории систем уравнений.

Замечание. Обратим внимание на типичную ошибку, которую допускают учащиеся и абитуриенты при записи решений систем тригонометрических уравнений. Дело в том, что параметры и появляются при решении разных уравнений системы и независимы друг от друга. Поэтому эти параметры должны обозначаться разными буквами. Обозначение их одним символом ведет к потере решений.

В некоторых случаях системы тригонометрических уравнений можно свести к алгебраическим системам.

Приступая к решению системы тригонометрических уравнений, целесообразно вначале проверить, нельзя ли непосредственно из какого-либо уравнения системы выразить одно из неизвестных через другие.

П р и м е р 1 . Решить систему уравнений:

П р и м е р 2 . Решить систему уравнений:

Р е ш е н и е. Складывая и вычитая эти два уравнения, получим:

Рассмотрим отдельно каждую из ветвей второго уравнения:

П р и м е р 3 . Решить систему уравнений:

sin x cos y = 1/2

cos x sin y = — 1/2

Решение.

Складывая и вычитая уравнения системы, получаем:

равносильную данной. Эту систему можно записать в виде

Oткуда находим: где , откуда следует, что

Ответ:

П р и м е р 4. Решить систему уравнений:

Решение

Полагая , получаем систему уравнений

откуда .

Исходная система равносильна каждой из следующих систем:

откуда следует, что .

Ответ:

П р и м е р 5. Решить систему уравнений

Решение

Полагая , получаем алгебраическую систему

откуда находим .

Таким образом, , откуда

, , .

Ответ: , ,

П р и м е р 6. Решить систему уравнений:

Решение:

Мы знаем основное тригонометрическое тождество: sin²y +cos²y = 1.
Возводим оба уравнения в квадрат и получаем:

Решаем это уравнение и получаем два корня : x = 6 и x = 7.

Поставляем в исходную систему x = 6:
sin y = 0,

cos y = – 1, отсюда y = π + 2πn, nZ.


Поставляем в исходную систему x = 7:
sin y = 1,

cos y = 0, отсюда

Ответ: х =6; y = π + 2πn, nZ.

х=7;

П р и м е р 7. Решить систему уравнений:

cosY√(sinX)=0

2sin2x=2cos2y+1

ОДЗ: sinx ≥ 0, т. е. xc I, II четверти

1) sinx =0

2*0 = 2cos2 y +1 —> cos2 y = –0,5 — решений нет.

2) cosy = 0 —> y = п/2 + 2пk, kc Z или y= – п/2 + 2пk не удовл. ОДЗ.

2sin2 x = 1, sinx = 1/√2 (т. к. sinx>0) x = (-1)k п/4 +пk, kc Z.

Ответ: x = (-1)k п/4 +пk, kc Z, y = п/2 + 2пk, kc Z .

П р и м е р 8. ). Решите систему уравнений:

tg x + tg y = 1 — tg x tg y

sin 2y — 2sin x = 1

Решение. Исходная система имеет смысл лишь в случае, когда определены функции tg x и tg y, т. е. выполняются условия

cos x ≠ 0, cos y ≠ 0. (3)

Рассмотрим первое уравнение. Естественно было бы разделить обе его части на 1 — tg x tg y и воспользоваться формулой тангенса суммы. Тогда уравнение (1) можно было бы переписать в виде:

но при этом мы можем потерять те решения системы (1), (2), для которых

1 — tg x tg y = 0 (5)

Однако легко убедиться в том, что система (1), (2), (5) не имеет решений. В самом деле, если бы существовали решения этой системы, то из уравнений (1) следовало бы, что tg x + tg y = 0. Но тогда уравнение (5) приняло бы вид 1+tg2y=0, и следовательно, оно бы решений не имело.

Таким образом, исходная система пир условии (3) равносильна системе (2), (4).

Из уравнений (4) находим x + y = П/4 + Пn, т. е.

y = П/4 + Пn — x, n  Z (6)

Теперь найденное для y выражение подставим в уравнение (2) исходной системы:

sin (П/2 — 2x + 2Пn) — 2 sin x = 1.

Полученное уравнение приводится к виду sin x (2 sin x + 2) = 0, откуда

а) sin x = 0, x = Пm, m  Z

x = (-1)k+1П/4 + Пk, k Z.

По формуле (6) определяем соответствующие значение y. Для серии а)

y = П/4 + П(n — m), n, m Z (7)

y = П/k+1П/4 + П(n — k), n, k  Z (8)

Значения (x, y) из формулы (7) удовлетворяют условию (3). Для серии (8) требуется дополнительное исследование. Если sin x = — 2/2, то cos x ≠ 0, так что первое неравенство условия (3) заведомо выполнено. Второе неравенство cos y ≠ 0 выполняется не всегда.

Если k — четное число, т. е. k = 2p, где p Z, то по формуле (8) находим y = П/2 + П(n — 2p). Для этих значений y условие (3) не выполняется. Если же k — нечетное число, т. е. k = 2p-1, где p Z, то y = П(n — 2p + 1) и условие (3) выполнено. Соответствующие зжначения x находим по формуле б): x = — 3П/4 + 2Пp.

Ответ: (Пm; П/4+П(n — m)), (- 3П/4 + 2Пp; П(n — 2p_1)), m, n,p  Z.

П р и м е р 9. Решите систему уравнений:

cos x — sin x = 1 + cos y — sin y

3sin 2x — 2sin 2y = 3/4

Решение. Воспользуемся тождеством

(sin x — cos x)2 = 1 — sin 2x

cos x — sin x = u, cos y — sin y =v (11)

sin 2x = 1 — u2, sin 2y = 1 — v2

и система (10) сводится к алгебраической системе

Система (12) имеет два решения:

u1 = — 9/2, v1 = — 11/2 и u2 = 1/2, v2 = — 1/2

Рассмотрим вначале значения u1, v1. Возвращаясь к исходным переменным, по формулам (11) получаем:

cos x — sin x = — 9/2

cos y — sin y = -11/2

Но уже первое уравнение системы (13) решений не имеет, так как

cos x — sin x = 2 cos (x + П/4) ≥ -2 > — 9/2.

Следовательно система (13) решений не имеет.

Рассмотрим теперь значение u2 и v2. Вновь по формулам (11) получим

cos x — sin x = 1/2

cos y — sin y = -1/2

Для первого уравнения находим

co x 1/2 — sin x 1/2 = 1/22, cos (x + П/4) = 1/22, x + П/4 = ± arccos(1/22) + 2Пn, x = — П/4 ± arccos(1/22) + 2Пn.

Точно так же получаем

y = — П/4 ± arccos(1/22) + 2Пm.

Таким образом, найдем следующие решения исходной системы:

Ответ: (- П/4 ± arccos(1/22) + 2Пn; — П/4 ± arccos(- 1/22) + 2Пm) (знаки выбираются независимо друг от друга).

При таких способах решения необходимо внимательно следить за тем, чтобы не потерять решений и не приобрести посторонних решений.

П р и м е р 10. Решите систему уравнений:

4 sin x — 2 sin y = 3

2 cos x — cos y = 0

Решение. Систему (15) можно привести к виду (14). Сделав это, получим равносильную систему:

sin x = 3/4 + 1/2 sin y

cos x = 1/2 cos y

Возводя почленно уравнения системы (16) в квадрат и складывая, получаем уравнение, являющееся следствием системы (16):

1 = 9/16 + 3/4 sin y + 1/4 sin2 y + 1/4 cos2 y, или

sin y = 1/4 (17), откуда

y = (-1)n arcsin1/4 + Пn. (18)

Из первого уравнения системы (16) с учетом (17) находим sin x = 7/8,

x = (-1)m arcsin7/8 + Пm (19)

Поскольку при решении системы (15) могли появиться посторонние решения (использовалась операция возведения в квадрат), необходимо произвести отбор, подставив найденные значения (18), (19) во второе уравнение этой системы.

Легко видеть, что пир четных m и n в формулах (18), (19) соответствующие значения cos x и cos y положительны, а при нечетных m и n эти значения отрицательны. Таким образом, |cos x| = (1 — sin2 x) = 15/8, |cos y| = 15/4, так что для выполнения второго уравнения системы (16) требуется только, чтобы знаки cos x и cos y совпадали. Отсюда получаем:

x = arcsin7/8 + 2Пk

y = arcsin1/4 +2Пl

x = — arcsin7/8 + (2k + 1)П

y = — arcsin1/4 + (2l +1)П

Обе полученные серии (20) можно объединить и ответ записать в следующем виде.

Ответ: ((-1)p arcsin7/8 + Пp; (-1)p arcsin1/4 + П(p + 2r)).

П р и м е р 11. Решить систему уравнений

Решение

Будем решать данную систему методом исключения одного из неизвестных, например .

Для этого запишем второе уравнение системы в виде

а затем возведем в квадрат обе части уравнений и и результаты сложим.

Получим или .

Это уравнение, равносильное уравнению , имеет корни

Подставляя найденные значения в уравнение , получаем , откуда

Найденные значения и , образуют решения исходной системы.

Ответ

П р и м е р 12. Решить систему уравнений

Решение. Возведя обе части второго уравнения системы в квадрат, получаем

.

Система является следствием исходной системы. Используя формулу , запишем уравнение в виде

Сложим почленно уравнение с уравнением , умноженным на 7: или , откуда .

1) Если , то либо

либо

Из уравнения и следует что , откуда . Аналогично, из и находим , откуда получаем .

2) Если , то из следует, что . В этом случае система исходная система не имеет решений.

Ответ.

.


источники:

http://www.math-solution.ru/math-task/sys-lin-eq

http://pandia.ru/text/78/286/15126.php