Математика
66. Примеры решения систем с буквенными коэффициентами. Особенные системы. Рассмотрим 2 примера решения систем уравнений с 3 неизвестными с буквенными коэффициентами.
1. x – 3y = a, y – 3z = b, z – 3x = c
Определим из 1-го уравнения x через y и из 2-го z через y и подставим в 3-е уравнение:
x = a + 3y; z = (y – b) / 3
(y – b) / 3 – 3 (a + 3y) = c
y – b – 9a – 27y = 3c
y = –(9a + b + 3c) / 26
x = a – (27a + 3b + 3c) / 26 = – (a + 3b + 9c) / 26
2. x + ay – a 2 z = a 3
x + by – b 2 z = b 3
x + cy – c 2 z = c 3
Сначала из 1-го уравнения вычтем по частям 2-ое, — получим одно уравнение с y и z:
ay – by – a 2 z + b 2 z = a 3 – b 3
(a – b) y – (a 2 – b 2 ) z = a 3 – b 3 .
Мы можем теперь обе части этого уравнения разделить на a – b [в самом деле, мы знаем, что a 2 – b 2 = (a + b) (a – b) и a 3 – b 3 = (a – b) (a 2 + ab + b 2 ) ]. Получим:
y – (a + b) z = a 2 + ab + b 2 .
Затем вычтем по частям из 1-го третье уравнение, – получим другое уравнение с теми же неизвестными y и z:
ay – cy – a 2 z + c 2 z = a 3 – c 3 .
Его упростим подобно предыдущему:
(a – c) y – (a 2 – c 2 ) z = a 3 – c 3
y – (a + c) z = a 2 + ac + c 2
Теперь сложим по частям оба полученных уравнения, умножив предварительно обе части одного из них (напр. 2-ое) на (–1):
y – (a + b) z = a 2 + ab + b 2
–y + (a + c) z = –a 2 – ac – c 2
–———————————
(c – b) z = ab – ac + b 2 – c 2
–(b – c) z = a(b – c) + (b 2 – c 2 ).
Разделим обе части этого уравнения на (b – c):
Далее из уравнения y – (a + b) z = a 2 + ab + b 2 получим:
y = –(a + b) (a + b + c) + a 2 + ab + b 2
y = –ab – ac – bc = –(ab + ac + bc).
И из уравнения y – (a + b) z = a 2 + ab + b 2 получим:
y = –(a + b) (a + b + c) + a 2 + ab + b 2
y = – ab – ac – bc = –(ab + ac + bc).
И из уравнения x + ay – a 2 z = a 3 получим теперь:
x = –ay + a 2 z + a 3 = a 2 b + a 2 c + abc – a 3 – a 2 b – a 2 c + a 3
Рассмотрим теперь систему, подобную тем, какие были рассмотрены для двух неизвестных:
3/x + 2/y + 5/z = 1
6/x + 6/y – 5/z = 1 1/3
3/x + 4/y – 15/z = 0
Здесь не следует освобождать уравнения от дробей; наметим такой план: 1) из 1-го и 2-го при помощи уравнения числителей удалим z, 2) из 1-го и 3-го также исключим z и 3) решим два полученных уравнения с неизвестными x и y.
Урок алгебры в 8-м классе по теме: «Квадратные уравнения с буквенными коэффициентами»
Разделы: Математика
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- закрепить основные навыки решения квадратных уравнений по формуле; формировать умение применять эти навыки при решении квадратных уравнений с буквенными коэффициентами (параметрами);
- развитие логического мышления и способности решать учебные задачи;
- воспитывать стремление к достижению поставленной цели; воспитывать чувство сопереживания успехам и неудачам своих одноклассников.
Формы обучения: групповая, фронтальная работа.
Методы: практические методы обучения.
План урока
- Организационный момент.
- Математическая эстафета.
- Фронтальная работа с классом.
- Решение уравнений.
- Работа в группах.
- Итог урока.
- Занимательная задача.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент
- Сообщить тему урока.
- Цель урока.
- Раздать карточки-задания.
- Сообщить план урока.
- Рассадить учащихся в группы (по уровню подготовленности).
2. Математическая эстафета (по кругу в группах, ответы на карточках письменно)
Карточка 1.
Цель: повторить основные навыки применения свойств квадратных уравнений.
Задания | Ответы для учителя |
8 | |
10 | |
10 | |
–28 | |
Найти сумму ответов | 0 |
Карточка 1.
Задания | Ответы для учителя |
8 | |
10 | |
10 | |
–28 | |
Найти сумму ответов | 0 |
Карточка 2.
Цель: повторить навыки решения неполных квадратных уравнений.
Задания | Ответы для учителя |
0; 2,5 | |
0; –1 | |
Найти произведение корней всех уравнений | 0 |
Карточка 2.
Задания | Ответы для учителя |
0 | |
Найти произведение корней всех уравнений | 0 |
Итог: раздать “талантики” за верные ответы (“Талантики” – яркие полоски бумаги).
3. Фронтальная работа с классом
- Дать определение квадратного уравнения.
- Записать неполные квадратные уравнения в общем виде.
- Исследовать по D.
- Формулы D и D1.
- Формулы корней квадратного уравнения.
- Определение модуля.
Итог: раздать “талантики” за верные ответы.
4. Решение упражнения (коллективная работа с учащимися)
При каких a уравнение имеет один корень.
Решение:
При уравнение не является квадратным, но является линейным.
При уравнение является квадратным , четное , .
Если D1 = 0, то уравнение имеет 1 корень .
Ответ: при при (Решение оставить на доске.)
Дополнительный вопрос: При каких a уравнение имеет 2 корня? При каких a уравнение не имеет корней?
Таким образом, ставим проблему перед учащимися: как решать квадратное уравнение, содержащее параметры, по формуле?
Итог: раздать “талантики” за верно предложенные шаги решения.
5. Работа в группах (их 5, но заданию раздаю по 3 уровням сложности)
I уровень.
Цель: отработать навыки применения формул корней квадратного уравнения при числовых коэффициентах.
II, III уровни.
Цель: отработать навыки применения формул корней квадратного уравнения при наличии буквенных коэффициентов (параметов).
Карточка для группы I уровня (обязательный минимум или стандарт).
Задания | Ответы для учителя |
0; 2,4 | |
2; –2 | |
-7; -13 | |
В уравнении один из его корней равен –4. Найдите другой корень этого уравнения и коэффициент p. |
Карточка для группы II уровня (повышенный уровень).
Решите уравнение:
При каком значении a уравнение имеет один корень?
При каком значении m один из корней уравнения имеет значение –3?
Карточка для группы III уровня (высокий уровень).
Для каких b уравнение имеет один корень?
При каких a один из корней уравнения равен 2? Для найденного значения a найдите остальные корни уравнения.
Для всякого значения a решите уравнение
(Для данной группы необходима помощь учителя в виде памятки-алгоритма)
Собираем тетради с вложенными “талантиками” и карточками и анализируем работу учащихся в группах, при фронтальной и устной работе.
6. Итог урока
Как решить квадратное уравнение с буквенными коэффициентами (параметрами) по формуле? (по алгоритму)?
Проверить определение квадратного уравнения .
D или D1 .
Исследование по D (D1).
7. Занимательная задача
Задача знаменитого индийского математика XII века Бхаскары.
Обезъянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А 12 по лианам
Стали прыгать повисая…
Сколько было обезъянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратного уравнения (XII века).
8. Домашнее задание (учащиеся сами определяют себе карточки по уровню сложности)
Карточка 1.
Найдите корни уравнения:
Карточка 2.
Решите уравнение:
Для всякого значения a решите уравнение:
Карточка 3.
Для всякого значения m решите уравнение
При каких b уравнение имеет один корень? Для каждого такого b найдите этот корень.
WolframAlpha по-русски
Математика с WolframAlpha ® . Объяснения с примерами.
Решение «буквенных» уравнений в Wolfram|Alpha
Задача «выразить х из уравнения (с несколькими неизвестными)» встречается довольно часто. Ее можно рассматривать, как решение уравнения с буквенными коэффициентами. Поэтому логично, что Wolfram|Alpha использует для решения таких «буквенных» уравнений запрос solve, который обычно служит для решения уравнений с одним неизвестным.
Вот простой пример такой задачи.
Запрос solve применительно к этому уравнению дает такой результат:
Здесь Wolfram|Alpha отдает приоритет отысканию переменной y. Возможно, полагая, что y это — функция, а x — ее аргумент? Кстати, тот же самый результат дает и запрос solve 2x+3y-1.
Если же из данного уравнения нужно найти именно х, то это следует указать явно. И вот, каким образом:
При этом, в отличие от первого варианта, здесь Wolfram|Alpha дает возможность посмотреть пошаговое решение задания с подробным текстовым комментарием:
(Эта замечательная особенность Wolfram|Alpha уже обсуждалась в одном из предыдущих постов Математика с Wolfram|Alpha: шаг за шагом. )
Итак, рассмотренный выше пример уже дает представление о том, как легко Wolfram|Alpha справляется с «буквенными» уравнениями. Однако, пойдет ли дело так же гладко, если вместо x и y взять другие буквы?
Запрос solve 2a+3b-1 дает следующее:
Однако, абсолютно аналогичный по структуре запрос solve 2n+3m-1 выводит совсем другой результат:
Конечно же! Логика здесь есть: Wolfram|Alpha по умолчанию считает неизвестным то, что обозначено буквой, расположенной ближе к концу алфавита. Но, если вы не уверены в своем знании английского алфавита, тогда, решая в Wolfram|Alpha буквенное уравнение, лучше каждый раз явно указывать неизвестную величину.
Естественно, теперь возникает вопрос: а что будет, если взять уравнение, которое содержит не два буквенных обозначения, а больше? Например, такое:
Как и следовало ожидать, здесь Wolfram|Alpha по запросу solve (без указания неизвестного) выводит решение квадратного уравнения относительно x:
Если же из данного уравнения нужно найти b, то запрос должен быть таким:
Аналогичным образом следует поступить, если ищем c:
Также ясно, что решение кубического уравнения
А вот, если нас интересует, как выражается из данного уравнения a, то запрос формулируем иначе:
Под конец, хочется задать Wolfram|Alpha вопрос посложнее. Например, сможет ли система решить такое «буквенное» уравнение?
Запрос solve без явного указания неизвестного выводит решение этого уравнения относительно z:
Если же нужно найти, к примеру, w, тогда, естественно, получим:
Что же касается решения трансцендентных «буквенных» уравнений, то все зависит от вида конкретного уравнения. Если уравнение допускает аналитическое решение, тогда это решение получается точно так же, как и ранее. Если же нет, тогда, по-возможности, Wolfram|Alpha выдает неявное решение в графическом виде.
Рассмотрим несколько типичных примеров.
Некоторые решения оказываются довольно неожиданными и по-своему красивыми:
http://urok.1sept.ru/articles/210478
http://www.wolframalpha-ru.com/2011/10/wolframalpha_30.html