Показательные уравнения. 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.
Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.
Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.
Структура урока
1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.
2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)
- Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
- Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
- Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
- Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5
3. Изучение нового материала (лекция)
Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).
1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1 (слайд № 6).
(0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .
Пример 2 (слайд №7)
36 · 6 х = 1;
6 2 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.
Пример 3 (слайд №8)
81 х · 2 4х = 36;
3 4х · 2 4х = 62;
6 4х = 6 2 ;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.
Пример 4 (слайд № 9)
2 х – 3 = 3 х – 3 ;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.
2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
3 х · 3 = 9;
3 х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.
Пример 2 (слайд № 11).
5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
5 2х = 7 х ;
25 х = 7 х ;
х= 0.
Ответ: 0.
3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
9 х – 4 · 3 х = 45;
3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 9;
3 х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.
4. Закрепление изученного материала
– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).
5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой
– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).
- (0,3) 5 – 2х = 0,09;
- 225 · 15 2х + 1 = 1;
- 3 х + 1 – 3 х = 18;
- 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0
Решение № 1 (слайд № 14)
Решение № 2 (слайд № 15)
15 2 · 15 2х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.
Решение № 3 (слайд № 16)
3 х · 3 – 3 х = 18;
3 х (3 – 1) = 18;
3 х · 2 = 18;
3 х = 9;
3 х = 3 2 ;
х = 2.
Ответ: х = 2.
Решение № 4 (слайд № 17)
3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
Ответ: 3.
6. Подведение итога урока. Рефлексия
– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы познакомились?
7. Домашнее задание (слайд № 18)
Решение простейших показательных уравнений
Решение показательных уравнений — это материал 10-11 класса. Какие же уравнения называются показательными?
Уравнения, содержащие переменную в показателе степени, называются показательными уравнениями.
Простейшие показательные уравнения
Простейшие показательные уравнения — это уравнения вида: a x =a y . Отсюда следует равенство: х=у. В самом деле, степени с одинаковыми основаниями могут быть равными только в том случае, если равны показатели этих степеней.
Примеры решения показательных уравнений
Уравнение 1
5 x =125. Представим число 125 в виде степени числа 5:
5 x =5 3 ; Степени равны, их основания равны, значит, и показатели степеней будут равны:
Уравнение 2
4 x =32. Представим левую и правую части в виде степеней с основанием 2:
(2 2 ) x =2 5 ; используем формулу возведения степени в степень: (a x ) y =a xy
Уравнение 3
3 2x-1 =81. Число 81 представим в виде степени числа 3:
3 2x-1 =3 4 ; приравняем показатели степеней с одинаковыми основаниями:
Уравнение 4
К правой части применяем формулу: (a/b) -x =(b/a) x . Получим равенство степеней с одинаковыми основаниями.
Приравниваем показатели степеней и находим х из полученного линейного уравнения.
Уравнение 5
Приравняем показатели степеней с одинаковыми основаниями.
Переносим степень из правой части уравнения в левую.
Вынесли общий множитель (2х-6) за скобки. Произведение двух или нескольких множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю, а другие при этом значении не теряют смысла. Содержимое каждой из скобок приравниваем к нулю и решаем простейшие уравнения.
Уравнение 6
7∙5 x -5 x+1 =2∙5 3 .
Показатели степеней складываются, если степени перемножаются ( a x ∙a y =a x+y ), поэтому:
7∙5 x -5 x ∙5 1 =2∙5 3 ;
5 x (7-5)=2∙5 3 ; вынесли общий множитель за скобки.
5 x =5 3 ; отсюда следует:
Уравнение 7
3 x+2 +4∙3 x+1 =21. Применим формулу: a x + y =a x ∙a y (При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают):
3 x ∙3 2 +4∙3 x ∙3 1 =21; вынесем общий множитель за скобки:
3 x =1; число 1 можно представлять в виде нулевой степени с любым основанием.
Уравнение 8
5 1+2x +5 2x+3 =650. Решаем аналогично.
5 1 ∙5 2x +5 2x ∙5 3 =650;
5 2x ∙130=650 |:130
5 2x =5; приравняем показатели равных степеней с основаниями 5.
Методы решения показательных уравнений достаточно известны и мы подробно объяснили, как их применять при решении показательных уравнений на примерах.
Тренажер 10 -11 класс Показательные уравнения
тренажёр по алгебре (10, 11 класс)
20 показательных уравнений, решаемых различными способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazherpokazatelnye_uravneniya.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- 4 х = 64
- 3 х =
- 25 –х =
- ( 0,5) х =
- = 4 2х
- + х -2 = 1
- = 81
- 3х -7 = 7х – 3
- х-1 = 6х-5
- 3 х ∙ х-3 = х
- 5 2х+1 – 3 ∙ 5 2х-1 = 550
- ∙ = 225
- = 1
- + = 4
- =
- + + = 84
- +2 — +1 = 12+ -1
- — 2∙ – 15 = 0
- – 9 ∙ +8=0
- 4 х = 64
- 3 х =
- 25 –х =
- ( 0,5) х =
- = 4 2х
- + х -2 = 1
- = 81
- 3х -7 = 7х – 3
- х-1 = 6х-5
- 3 х ∙ х-3 = х
- 5 2х+1 – 3 ∙ 5 2х-1 = 550
- ∙ = 225
- = 1
- + = 4
- =
- + + = 84
- +2 — +1 = 12+ -1
- — 2∙ – 15 = 0
- – 9 ∙ +8=0
- 4 х = 64
- 3 х =
- 25 –х =
- ( 0,5) х =
- = 4 2х
- + х -2 = 1
- = 81
- 3х -7 = 7х – 3
- х-1 = 6х-5
- 3 х ∙ х-3 = х
- 5 2х+1 – 3 ∙ 5 2х-1 = 550
- ∙ = 225
- = 1
- + = 4
- =
- + + = 84
- +2 — +1 = 12+ -1
- — 2∙ – 15 = 0
- – 9 ∙ +8=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 11 классе Показательные уравнения
Урок представляет собой урок- повторения и закрепления по теме «показательные уравнения» в 11 классе.Содержит разноуровневую самостоятельную работу.
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 — задачи с практическим содержанием, В4 — задачи на анализ практической ситуации, В5 — тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 — теория вероятностей,
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 — задачи с практическим содержанием, В4 — задачи на анализ практической ситуации, В5 — тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен.
план-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе «Показательные уравнения»
План-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе «Показательные уравнения» , УМК Мордкович А.Г.
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: «Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства».
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител.
План урока по алгебре и началам анализа в 11 классе » Показательные уравнения».
Учебник Алгебра и начала анализа 10-11 класс. / Колмогоров А.Н и др./ М.: Просвещение, 2010г. В программе на тему « Показательные уравнения» отводится 3 часа.Данный урок первый-урок изучен.
Урок 11 класс «Показательные уравнения и неравенства»
Урок 11 класс «Показательные уравнения и неравенства».
Самостоятельная работа 10 класс «Показательные уравнения» для базового уровня
Самостоятельная работа 10 класс «Показательные уравнения» для базового уровня.
http://mathematics-repetition.com/reshenie-pokazatelynh-uravneniy-s-podrobnym-obyasneniem/
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2020/02/01/trenazher-10-11-klass-pokazatelnye-uravneniya