Решите уравнение 8 класс решение

Квадратные уравнения (8 класс)

Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде \(ax^2+bx+c=0\), где \(x\) неизвестная, \(a\), \(b\) и \(с\) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем \(a≠0\)).

В первом примере \(a=3\), \(b=-26\), \(c=5\). В двух других \(a\),\(b\) и \(c\) не выражены явно. Но если эти уравнения преобразовать к виду \(ax^2+bx+c=0\), они обязательно появятся.

Коэффициент \(a\) называют первым или старшим коэффициентом, \(b\) – вторым коэффициентом, \(c\) – свободным членом уравнения.

Виды квадратных уравнений

Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.

Как решать квадратные уравнения

В данной статье мы рассмотрим вопрос решения полных квадратных уравнений. Про решение неполных — смотрите здесь .

Итак, стандартный алгоритм решения полного квадратного уравнения:

    Преобразовать уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Выписать значения коэффициентов \(a\), \(b\) и \(c\).
    Пока не отработали решение квадратных уравнений до автоматизма, не пропускайте этот этап! Особенно обратите внимание, что знак перед членом берется в коэффициент. То есть, для уравнения \(2x^2-3x+5=0\), коэффициент \(b=-3\), а не \(3\).

    Вычислить значение дискриминанта по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Решите квадратное уравнение \(2x(1+x)=3(x+5)\)
    Решение:

    Теперь переносим все слагаемые влево, меняя знак.

    Уравнение приняло нужный нам вид. Выпишем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_2=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Решите квадратное уравнение \(x^2+9=6x\)
    Решение:

    Тождественными преобразованиями приведем уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    В обоих корнях получилось одинаковое значение. Нет смысла писать его в ответ два раза.

    Решите квадратное уравнение \(3x^2+x+2=0\)
    Решение:

    Уравнение сразу дано в виде \(ax^2+bx+c=0\), преобразования не нужны. Выписываем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Оба корня невычислимы, так как арифметический квадратный корень из отрицательного числа не извлекается.

    Обратите внимание, в первом уравнении у нас два корня, во втором – один, а в третьем – вообще нет корней. Это связано со знаком дискриминанта (подробнее смотри тут ).

    Также многие квадратные уравнения могут быть решены с помощью обратной теоремы Виета . Это быстрее, но требует определенного навыка.

    Пример. Решить уравнение \(x^2-7x+6=0\).
    Решение: Согласно обратной теореме Виета, корнями уравнения будут такие числа, которые в произведении дадут \(6\), а в сумме \(7\). Простым подбором получаем, что эти числа: \(1\) и \(6\). Это и есть наши корни (можете проверить решением через дискриминант).
    Ответ: \(x_1=1\), \(x_2=6\).

    Данную теорему удобно использовать с приведенными квадратными уравнениями, имеющими целые коэффициенты \(b\) и \(c\).

    Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 8

    Цели урока:

    • формирование понятия дробных рационального уравнения;
    • рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
    • проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
    • развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
    • развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
    • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
    • развитие критического мышления;
    • развитие навыков исследовательской работы.
    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока: урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    Решение задач с помощью квадратных уравнений

    Алгоритм решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений

    Шаг 1. Проанализировать условие задачи, обозначить одно из неизвестных буквой (переменной). Если это удобно, обозначить все неизвестные разными буквами и выбрать «основную» переменную.

    Шаг 2. Выразить другие неизвестные через основную переменную.

    Шаг 3. Записать уравнение.

    Шаг 4. Решить полученное уравнение.

    Шаг 5. Истолковать результат в соответствии с условием задачи.

    Найдите периметр прямоугольника, длина которого на 5 см больше ширины, а площадь равна 165 см2.

    Шаг 1. Пусть x – ширина прямоугольника (в см).

    Шаг 2. Тогда его длина (x+5), и площадь: S = x(x+5)

    Шаг 3. По условию получаем уравнение: x(x+5) = 165

    $$ x^2+5x-165 = 0 \Rightarrow (x+16)(x-11) = 0 \Rightarrow \left[ \begin x_1 = -16 \\ x_2 = 11 \end \right. $$

    Шаг 5. Для ширины прямоугольника выбираем положительный корень x = 11.

    Тогда длина x+5 = 16. Периметр: P = 2(11+16) = 54 (см).

    Примеры

    Пример 1. Найдите два числа, если их сумма равна 36, а произведение 315.

    Пусть $x_1$ и $x_2$ — искомые числа.

    Известно, что $x_1+x_2 = 36, x_1 x_2 = 315$.

    По теореме Виета данные два числа являются корнями уравнения

    $$ x^2+bx+c = 0, b = -(x_1+x_2 ) = -36, c = x_1 x_2 = 315$$

    $$ D = 36^2-4 \cdot 315 = 1296-1260 = 36 = 6^2 $$

    $$ x = \frac<36 \pm 6> <2>= \left[ \begin x_1 = 15 \\ x_2 = 21 \end \right. $$

    Пример 2. Найдите два числа, если их разность равна 9, а произведение 162.

    Пусть x и y — искомые числа. Пусть $x \gt y$.

    По условию $x-y = 9 \Rightarrow y = x-9. $

    Произведение xy = x(x-9) = 162

    $$ D = 9^2-4 \cdot (-162) = 81+648 = 729 = 27^2 $$

    $$ x = \frac<9 \pm 27> <2>= \left[ \begin x_1 = -9 \\ x_2 = 18 \end \right. $$

    Получаем две пары чисел: $ \left[ \begin <\left\< \begin x_1 = -9 \\ y_1=-9-9=-18 \end \right.> \\ <\left\< \begin x_2 = 18 \\ y_2 = 18-9=9 \end \right.> \end \right. $

    Ответ: -9 и-18; или 18 и 9

    Пример 3. Задача из «Арифметики» Магницкого (1703 год)

    Найдите число, зная, что прибавив к его квадрату 108, получим число в 24 раза больше данного.

    Пусть x — искомое число.

    По условию $x^2+108 = 24x$

    $$ x^2-24x+108 = 0 \Rightarrow (x-6)(x-18) = 0 \Rightarrow \left[ \begin x_1 = 6 \\ x_2 = 18 \end \right. $$

    Пример 4. Найдите три последовательных целых числа, сумма квадратов которых равна 590.

    Пусть n-1,n,n+1 — данные три числа.

    $$ 3n^2 = 588 \Rightarrow n^2 = 196 \Rightarrow n = \pm \sqrt <196>= \pm 13 $$

    Получаем две последовательности: -14,-13,-12 или 12,13,14

    Ответ: -14,-13,-12 или 12,13,14

    Пример 5. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 700 км, выехал автобус. Из-за непогоды водитель уменьшил обычную скорость на 10 км/ч, и автобус ехал на 1 час 40 минут дольше. Сколько часов автобус обычно тратит на дорогу?


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/559882

    http://reshator.com/sprav/algebra/8-klass/reshenie-zadach-s-pomoshchyu-kvadratnyh-uravnenij/