Показательные уравнения. 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.
Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.
Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.
Структура урока
1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.
2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)
- Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
- Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
- Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
- Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5
3. Изучение нового материала (лекция)
Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).
1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1 (слайд № 6).
(0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .
Пример 2 (слайд №7)
36 · 6 х = 1;
6 2 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.
Пример 3 (слайд №8)
81 х · 2 4х = 36;
3 4х · 2 4х = 62;
6 4х = 6 2 ;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.
Пример 4 (слайд № 9)
2 х – 3 = 3 х – 3 ;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.
2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
3 х · 3 = 9;
3 х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.
Пример 2 (слайд № 11).
5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
5 2х = 7 х ;
25 х = 7 х ;
х= 0.
Ответ: 0.
3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
9 х – 4 · 3 х = 45;
3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 9;
3 х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.
4. Закрепление изученного материала
– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).
5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой
– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).
- (0,3) 5 – 2х = 0,09;
- 225 · 15 2х + 1 = 1;
- 3 х + 1 – 3 х = 18;
- 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0
Решение № 1 (слайд № 14)
Решение № 2 (слайд № 15)
15 2 · 15 2х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.
Решение № 3 (слайд № 16)
3 х · 3 – 3 х = 18;
3 х (3 – 1) = 18;
3 х · 2 = 18;
3 х = 9;
3 х = 3 2 ;
х = 2.
Ответ: х = 2.
Решение № 4 (слайд № 17)
3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
Ответ: 3.
6. Подведение итога урока. Рефлексия
– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы познакомились?
7. Домашнее задание (слайд № 18)
ГДЗ по алгебре за 10 класс
Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого — от 150 ₽
Алгебра 10-11 класс Учебник, Задачник Базовый уровень
Авторы: А.Г. Мордкович, П. В. Семенов
Издательство: Мнемозина 2015-2020
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс Учебник, Задачник Базовый и углубленный уровень
Авторы: Мордкович А.Г., Семенов П. В., Денищева Л.О., Звавич Л.И.
Издательство: Мнемозина 2016-2020
Тип книги: Задачник
Алгебра 10-11 класс Базовый и углубленный уровень
Авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева
Издательство: Просвещение 2015
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс дидактические материалы Базовый и углубленный уровень
Авторы: Шабунин М.И., Ткачева М.И., Федорова Н.Е.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Дидактические материалы
Алгебра 10-11 класс
Авторы: А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын
Издательство: Просвещение 2015
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс Дидактические материалы
Авторы: Ивлев Б.М., Саакян С.М., Шварцбурд С.И.
Издательство: Просвещение 1999
Тип книги: Дидактические материалы
Алгебра 10 класс
Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н.
Издательство: Просвещение 2015
Серия: МГУ — школе
Тип книги: Учебник
Алгебра 10-11 класс самостоятельные и контрольные работы
Авторы: Ершова А.П., Голобородько В.В.
Издательство: Илекса 2016
Тип книги: Самостоятельные и контрольные работы
Алгебра 10 класс Базовый и углубленный уровень
Авторы: Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс Базовый уровень
Авторы: Мерзляк А.Г., Номировский Д.А., Полонский В.Б., Якир М.С.
Издательство: Вентана-граф 2013-2022
Тип книги: Учебник
Премиум
Алгебра 10 класс дидактические материалы Базовый уровень
Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Рабинович Е.М.
Издательство: Вентана-граф 2014
Тип книги: Дидактические материалы
Премиум
Алгебра 10 класс Базовый уровень
Авторы: Муравин Г.К., Муравина О.В.
Издательство: Дрофа 2013
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс контрольно-измерительные материалы
Автор: Рурукин А.Н.
Издательство: ВАКО 2017
Тип книги: Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Алгебра 10 класс контрольные работы Базовый и углубленный уровень
Автор: Глизбург В.И.
Издательство: Мнемозина 2014
Тип книги: Контрольные работы
Алгебра 10 класс контрольные работы Базовый уровень
Автор: Глизбург В.И.
Издательство: Мнемозина 2016
Тип книги: Контрольные работы
Премиум
Алгебра 10 класс самостоятельные работы Базовый и углубленный уровень
Автор: Александрова Л.А.
Издательство: Мнемозина 2016
Тип книги: Самостоятельные работы
Алгебра 10 класс тематические тесты
Автор: Шепелева Ю.В.
Издательство: Просвещение 2018
Серия: МГУ — школе
Тип книги: Тематические тесты
Алгебра 10 класс самостоятельные работы Базовый уровень
Автор: Александрова Л.А.
Издательство: Мнемозина 2017
Тип книги: Самостоятельные работы
Алгебра 10 класс комплексная тетрадь для контроля знаний Уровень стандарта
Автор: Скляренко О.В.
Издательство: Ранок 2016
Тип книги: Комплексная тетрадь для контроля знаний
Алгебра 10 класс комплексная тетрадь для контроля знаний Академический уровень
Автор: Скляренко О.В.
Издательство: Ранок 2016
Тип книги: Комплексная тетрадь для контроля знаний
Премиум
Алгебра 10 класс Углубленный уровень
Авторы: Муравин Г.К., Муравина О.В.
Издательство: Дрофа 2018
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс Углубленный уровень
Авторы: Мерзляк А.Г., Номировский Д.А., Поляков В.М.
Издательство: Вентана-граф 2019
Тип книги: Учебник
Алгебра 10 класс
Авторы: Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А., Жумабаевй Р.Н.
Издательство: Атамұра 2019
Тип книги: Учебник
Премиум
Алгебра 10 класс самостоятельные и контрольные работы Углубленный уровень
Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир
Издательство: Вентана-граф 2020
Тип книги: Самостоятельные и контрольные работы
Премиум
Алгебра 10 класс дидактические материалы Базовый и углубленный уровень
Авторы: Потапов М.К., Шевкин А.В.
Издательство: Просвещение 2019
Серия: МГУ — школе
Тип книги: Дидактические материалы
Алгебра 10 класс
Авторы: Абылкасымова А.Е., Жумагулова 3.А.
Издательство: Мектеп 2019
Тип книги: Учебник
Премиум
Алгебра 10 класс Базовый уровень
Авторы: Мордкович А.Г., Семенов П.В., Александрова Л.А., Мардахаева Е.Л.
Издательство: Бином 2019
Тип книги: Учебник
Премиум
Алгебра 10 класс Контрольные работы (из Методического пособия) Базовый уровень
Авторы: Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Издательство: Вентана-граф 2020
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Контрольные работы (Методическое пособие)
Премиум
Алгебра 10 класс Контрольные работы (из Методического пособия) Углубленный уровень
Авторы: Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Издательство: Вентана-граф 2020
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Контрольные работы (Методическое пособие)
Премиум
Алгебра 10 класс контрольные работы Базовый уровень
Автор: Мардахаева Е.Л.
Издательство: Бином 2020
Тип книги: Контрольные работы
Закажите уникальное сочинение от проверенных авторов! Это быстро и недорого — от 150 ₽
Вот и девятый класс позади. Впереди — самые сложные классы средней школы. И в 10 классе сложность алгебраических заданий возрастает многократно. Свойства функций, тригонометрические уравнения — как во всем этом не запутаться?! Очень просто! С ГДЗ! Пользуйся готовыми решениями домашних заданий, содержащихся в пособии, и тебе будут не страшны любые задания! С готовыми результатами и подробно расписанными решениями ты справишься с любой самостоятельной или контрольной работой в классе. Дидактические материалы, содержащиеся в решебнике помогут любому школьнику отлично учиться!
Урок по математике 10 класс «Решение показательных уравнений» , презентация к уроку.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект урока 10 класс Решение показательных уравнений.doc
Открытый урок по теме: «Решение показательных уравнений» 10 класс
Учитель математики МОУ СОШ с. Лебедёвка Краснокутского района Саратовской области Гудзь С.Н .
▪ актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; ▪обобщение знаний и способов решения;
▪ контроль и самоконтроль знаний.
▪ развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
▪ развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
▪ развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
▪ развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
▪ воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
▪ воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
▪ воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях
.воспитание интереса к выбору профессии.
Технологии, используемые на уроке:
● технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
● технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.
Оборудование: проектор, доска, оценочные листы.
Форма урока : Деловая игра
I . Организационно мотивационный этап – создание благоприятной атмосферы развития познавательного интереса на уроке.
Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. «Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», — ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо?
— Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
II . Постановка цели и задач.
Учитель: Что мы называем равенством двух выражений с одной переменной?
Учитель: А какие вообще виды уравнений вы знаете?
Ученик: Рациональные, дробно – рациональные, иррациональные, показательные.
Тема урока «Решение показательных уравнений ». А эпиграфом к нашему уроку станут слова С. Коваля: «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
Сегодня на уроке мы будем повторять , отрабатывать и обобщать способы решения показательных уравнений.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, а урок – деловая игра. Давайте представим, что я – представитель фирмы “Лабиринт”. На днях мы получили заказ на создание сборника заданий по теме « Решение показательных уравнений» для подготовки к ЕГЭ по математике, этого необходимо увеличить штат сотрудников. Я предлагаю вам попробовать получить место в нашей фирме. На ваш выбор вам предлагается три должности, связанные с нашей работой, но чтобы получить данную должность вам необходимо хорошенько поработать. Для этого вам нужно будет выполнить некоторые задания. Прежде всего, вам необходимо получить допуск к выполнению этих заданий. Для этого в полученных бланках вам необходимо выполнить задание 1 . Вы допускаетесь к выполнению задания 2, если вы выполните больше половины заданий.
(на доске записаны должности)
III . Актуализация опорных знаний.
Индивидуальный опрос учащихся по карточкам (разно-уровневые).
У доски работают трое учащихся, остальные работают устно.
Карточка № 1 (уровень 1).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 2 (уровень 2).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 3 (уровень 3).
Задание №1.
Задание №2.
Уровень 1 на «3». Уровень 2 на «4» . Уровень 3 на «5».
Остальные учащиеся работают устно.
Устная работа (презентация)
Устно решить уравнения.
1. ;
2 . ;
3 . ;
4. ;
5 . ;
6 . ;
7. ;
8. ;
9. ;
10. ;
11. .
Проверка работы у доски .
Оценки выставляются в оценочный лист.
Заполнить бланк с вопросами, выполнить самопроверку и подсчитать балл. Результат внести в оценочный лист.
Бланк вопросов К 1
Ответьте на вопросы. За правильный ответ начисляется
1 балл, за неправильный 0 баллов.
1.Какая функция называется показательной?
2.Какова ее область определения?
3.Какова ее область значения?
4.Когда показательная функция убывает, а когда возрастает?
5.Напротив каждой из функций запишите какой она является: возрастающей или убывающей.
а) у =
б) у = , х – положительное число
в)у =
г) у = (
6. Назвать метод решения уравнения.
1)
2)
3)
Общее количество баллов:
(ученики обмениваются бланками, учитель сообщает правильные ответы, а ученики проверяют бланки друг друга)
Ответы: 1.Какая функция называется показательной?
(показательной называется функция вида у = а х , где а > 0, а не равно 1)
2.Какова ее область определения?
3.Какова ее область значения?
4.Когда показательная функция убывает, а когда возрастает?
(Если а>1, a >0, то функция возрастает, если 0 a
5.Возрастает или убывает функция:
а)у= (в),
б)у= (у)
в)у= (у),
г) у=( (у)
6.Методы решения простейших показательных уравнений.
1) (методом сведения к одному основанию)
2) (вынесение общего множителя с наименьшим показателем за скобку)
3) (сведение к квадратному, метод замены переменных).
Учитель: Допуск к испытаниям на должность прошли все. Переходим к следующему туру.
Слайд 13, 14 Указать способы решения показательных уравнений.
Теперь приступим к борьбе за должности. Карточка 2.
2 испытание . Самостоятельная работа (дифференцированная).
Задания выдаются на карточках. Решаются учащимися в тетрадях с последующей самопроверкой .
1)
2)
3)
4)
5)
1)
2)
3)
4)
5)
Вариант 1 (2 уровень)
Вариант 2 (2 уровень)
6) ;
;
6) ;
Оценка «3» ставится за 5 заданий первого уровня
Оценка «4» — 5 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня
Оценка «5» — 5 заданий первого уровня и 4 задания второго уровня
К 3. Дополнительное задание.
Самостоятельно №1, 2, 3, 6, У доски №4, 5, 7.
Учитель: Теперь все знают свои должности. А вот и Ваше первое задание. Вам необходимо решить все уравнения, а затем, расположив их корни в порядке возрастания, вы сможете прочесть фамилию математика, который впервые ввёл понятие показательной функции (Лейбниц).
( у каждого ученика на столе карточка)
Домашнее задание: Подготовить сообщение о Готфриде Лейбнице.
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы».
Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.
Рефлексия.
Вопросы:
На сколько важно уметь решать показательные уравнения?
Кто хорошо решает показательные уравнения?
У кого недостаточно знаний и умений решения уравнений?
Урок закончен. Спасибо за урок!
Помощник главного специалиста
Помощник главного специалиста
Помощник главного специалиста
Карточка № 1 (уровень 1).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 2 (уровень 2).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 3 (уровень 3).
Задание №1.
Задание №2.
Уровень 1 на «3» Уровень 2 на «4» Уровень 3 на «5»
Карточка № 1 (уровень 1).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 2 (уровень 2).
Задание №1.
Задание №2.
Карточка № 3 (уровень 3).
Задание №1.
Задание №2.
Уровень 1 на «3» Уровень 2 на «4» Уровень 3 на «5»
Бланк вопросов Бланк вопросов
1)Ответьте на вопросы. За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный 0 баллов.
1)Ответьте на вопросы. За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный 0 баллов.
1.Какая функция называется показательной?
1.Какая функция называется показательной?
2.Какова ее область определения?
2.Какова ее область определения?
3.Какова ее область значения?
3.Какова ее область значения?
4.Когда показательная функция убывает, а когда возрастает?
4.Когда показательная функция убывает, а когда возрастает?
5.Напротив каждой из функций запишите какой она является: возрастающей или убывающей.
5.Напротив каждой из функций запишите какой она является: возрастающей или убывающей.
а) у =
а) у =
б) у =
б) у =
в) у =
в) у =
г) у = (
г) у =(
6. Назвать метод решения уравнения.
1)
6. Назвать метод решения уравнения.
1)
2)
2)
3)
3)
Общее количество баллов:
Общее количество баллов:
1)
2)
3)
4)
5)
1)
2)
3)
4)
5)
Вариант 1 (2 уровень)
Вариант 2 (2 уровень)
6) ;
Оценка «3» ставится за 5 заданий первого уровня
Оценка «4» — 5 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня
Оценка «5» — 5 заданий первого уровня и 4 задания второго уровня
;
6) ;
Оценка «3» ставится за 5 заданий первого уровня
Оценка «4» — 5 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня
Оценка «5» — 5 заданий первого уровня и 4 задания второго уровня
=
=
=
+ = 3
= 1000 0
К – 3. Решить все уравнения, а затем, расположив их корни в порядке возрастания, вы сможете прочесть фамилию математика, который впервые ввёл понятие показательной функции
=
=
=
+ = 3
= 1000 0
К – 3. Решить все уравнения, а затем, расположив их корни в порядке возрастания, вы сможете прочесть фамилию математика, который впервые ввёл понятие показательной функции
http://gdz.ru/class-10/algebra/
http://infourok.ru/urok-po-matematike-klass-reshenie-pokazatelnih-uravneniy-prezentaciya-k-uroku-2968857.html