Решение задачи 13. Вариант 249
a) Решить уравнение (sinx+cosx)√2=tgx+ctgx
б) Найти корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [-π;π/2]
Сделаем замену \( sinx+cosx=t \) \( |t|≤2 \)
Возведем квадрат обе части
И подставляем это в исходное уравнение
Тут очевидно \( t=\sqrt <2>\)
\( sinx+cosx=\sqrt <2>\) — решаем простое уравнение методом введения вспомогательного угла, или просто можно догадаться, что \( x=\frac<π><4>+2πn \)
Б) Этот пункт очень простой, так как у нас 1 корень, отбираем на окружности или неравенством, в любом случае будет \( x=\frac<π> <4>\)
Ответ: а) \( x=\frac<π><4>+2πn \) б) \( x=\frac<π> <4>\)
Решение тригонометрических уравнений с помощью подстановок: sinx+cosx=t, sinx-cosx=t, tgx+ctgx=t, tgx-ctgx=t
Разделы: Математика
Классы: 10 , 11
Цели:
1). Образовательные:
- Определение уровня овладения знаниями, повторение решения уравнений, решаемые с помощью вспомогательных аргументов.
- Коррекция знаний, умений, навыков.
- Организовать деятельность, направленную на выполнение постепенно усложняющихся заданий. Рассмотреть уравнения, решаемые с помощью подстановок.
- Учащиеся должны творчески применять знания, учится переносить в новые ситуации, применять в данной теме ранее полученные знания.
2) Развивающие:
- Развивать у учащихся способность самостоятельно применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
- Развивать у учащихся творческий подход к предложенным заданиям.
- Развивать у учащихся переносить приобретённые знания в новые условия.
3) Воспитательные задачи:
- Формирование самостоятельности, мыслительной активности.
Ход урока
- Повторение. Рассмотрение свойств тригонометрических функций, применяемых при решении уравнений.
- Объяснение нового материала. Рассмотрение уравнений, которые решаются с помощью замены.
- Закрепление нового материала.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
Вместе с учащимися разбираются свойства:
1) Выразить sinx cosx, если известно, что sinx +cosx= 3/4.
(sinx +cosx) 2 = sin 2 x +cos 2 x +2 sinx cosx.
2 sinx cosx = 9/16 — 1= — 7/ 16, следовательно sinx cosx = -7/32.
2) Выразить tg 2 x+ctg 2 x, если tgx+ctgx=3.
9= (tgx+ctgx) 2 = tg 2 x+ctg 2 x + 2tgx ctgx= tg 2 x+ctg 2 x + 2.
Следовательно tg 2 x+ctg 2 x = 7.
Вместе с учащимися разбирается уравнение, в котором используется одно из выведенных свойств.
№ 1. Используем эту подстановку при решении уравнения sin 2 x – 4 sin x = 4 + 4 cos x.
4(sin x + cos x) – 2 sin x cos x +4 = 0.
Введем обозначение: sin x + cos x = t , тогда 2sin x cos x = t 2 -1.
4 t – ( t 2 — 1) + 4 = 0,
Решая квадратное уравнение, получаем t1 = 5, t2 = -1.
1) sin x + cos x = 5
Нет решения, так как ¦ sin x¦ 1 , ¦cos x¦ 1.
2) sin x + cos x = — 1
Применим способ введения вспомогательной переменной.
Разделим почленно данное уравнение на .
cos / 4 * sin x + sin / 4 * cos x = — / 2;
sin (x + / 4) = — / 2.
Решая тригонометрическое уравнение, получаем:
x + / 4 = — / 4 + 2n или x + / 4= 5/ 4 + 2 n, где n Z.
Ответ: /2 + 2 n; + 2n, где n Z.
Закрепление уравнений данного типа (у доски — учащийся):
№ 2. 2 cos x – sin 2x = 2 +2 sinx.
2 (sinx – cosx) + 2 sinx + 2 = 0
Введем обозначение: sin x — cos x = t, тогда 2sin x cos x = 1 — t 2 .
Решая квадратное уравнение, получаем: t1= 3 , t2 = -1.
1) sin x + cos x = 3. Нет решения, так как ¦ sin x¦ 1 , ¦cos x¦ 1.
2) sin x — cos x = — 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной.
Разделим почленно данное уравнение на .
cos / 4 * sin x — sin / 4 * cos x = — / 2.
sin ( x — / 4 ) = — / 2.
Решая тригонометрическое уравнение, получаем :
x — / 4 = — / 4 + 2 n или x — / 4 = 5 / 4 + 2 n , где n Z.
Ответ: 2 n ; 3 / 2 + 2 n , где n Z.
№ 3. sin 2x + 3(sin x-cos x ) =5.
Уравнение решается самостоятельно с последующей проверкой.
Применяя данную подстановку, получаем: t 2 — 3t +4 = 0.
t1 = 2 , t2 =
sin x + cos x =2.
Нет решения, так как ¦ sin x¦ 1, ¦cos x¦ 1.
2) sin x — cos x = .
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на .
sin ( x — / 4 ) = 1.
x — / 4 = / 2 + 2 n или x = 3/ 4 + 2 n, где n Z .
Ответ: 3/ 4 + 2 n, где n Z .
№ 4. Применим еще одну подстановку.
4tg 2 x+ctg 2 x +6tgx-3 ctg x-8 =0.
4tg 2 x+ctg 2 x – 4 = t 2 , получаем:
2tg x- ctg x = — 4.
2tg x- 1/tg x = — 4
2 tg 2 x+ 4tg x — 1 =0.
t1 = (-2 + )/2, t 2 = (-2 — )/2.
х= arc tg (-2 + )/2 + n или х= arc tg (-2 — )/2 + n , где n Z .
Ответ: arctg (-2 + )/2 + n , arctg (-2 — )/2 + n , где n Z .
№ 5. Закрепление темы:
tg 2 x+ctg 2 x -3(tgx+ ctg x) + 4=0.
tg x + ctg x = t, получаем:
Решая квадратное уравнение , получаем: t1 = — 2 , t2 = — 1.
tg 2 x- 2tg x + 1 =0,
x = /4 + n, где n Z .
tg x + ctg x = -1 не имеет решения.
Ответ: / 4 + n, где n Z .
№ 6.Решим уравнение (учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой):
2(tgx+ ctg x)= (tg 2 x+ctg 2 x) — 2=0.
Проверка по этапам:
Квадратное уравнение относительно t: t 2 — 2 t = 0.
Корни уравнения: t=0 или t= 2/,
Ответ: n; arc tg(3)/2 + n, где n Z .
Далее рассматриваются более сложные уравнения, содержащие модули.
¦ sin x + cos x¦ = 1+2 sin x.
Применяя подстановку: sin x + cos x = t, получаем: ¦ t¦= t 2 .
Решая уравнения с модулем, получаем:
t = 0 или t= 1 , t = -1.
Далее решаем уже рассмотренные уравнения:
sin x + cos x = 0,
Объединяя решения, получаем ответ:
Ответ: — /4+ n ; /2 n, где n Z .
Далее предлагается учащимся уравнения для самостоятельной проработки:
1) 3 (sin x + cos x ) = 2 sin2 x,
2) 1 + sin2 x = sin x + cos x,
3) sin x + cos x — sin 2x + cos2 x – cos3 x = 1,
4) sin2 x — 5sin x + 5 cos x + 5 = 0,
5) tgx+ ctg x = 3 — sin2 x,
6) 2(sin2 x – cos2 x) = tgx+ ctg x.
Решение данных уравнений разбирается на следующих занятиях.
Задача 30978 (sinx+cosx)sqrt(2) = tgx+ctgx, [-Pi;.
Условие
(sinx+cosx)sqrt(2) = tgx+ctgx, [-Pi; Pi/2]
Решение
Замена переменной
sinx+cosx=t
Возводим в квадрат
sin^2x+2sinx*cosx+cos^2x=t^2
1+2sinx*cosx=t^2 ⇒ sinx*cosx=(t^2-1)/2
Уравнение принимает вид:
sqrt(2)*t=2/(t^2-1)
t-sqrt(2)=0 или t^2+sqrt(2)t+1=0 — нет корней. D=2-4
http://urok.1sept.ru/articles/658341
http://reshimvse.com/zadacha.php?id=30978