Сборник тригонометрических уравнений 10 класс

«Сборник тригонометрических уравнений» Подготовка к ЕГЭ (10 — 11 классы)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Тригонометрические уравнения (дробь).docx

Тригонометрические уравнения. Задача 13(2016)

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку .

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Выбранный для просмотра документ Тригонометрические уравнения (логариф).docx

Задание. Тригонометрические уравнения

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

Выбранный для просмотра документ Тригонометрические уравнения (показ.).docx

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

Найдите все решения уравнения , принадлежащие отрезку.

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Выбранный для просмотра документ Тригонометрические уравнения. Задача 13 (1).docx

Тригонометрические уравнения Задача 13 (2016)

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Найти все решения уравнения удовлетворяющие неравенству

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

С1 а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а)Решите уравнениеб)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку .

Найти все корни уравнения , удовлетворяющие неравенству

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а)Решите уравнение . б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Найти все решения уравнения , лежащие на отрезке

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Укажите корни, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 684 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 577 769 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 02.04.2016
  • 1188
  • 0
  • 02.04.2016
  • 4331
  • 13
  • 02.04.2016
  • 525
  • 1
  • 02.04.2016
  • 303
  • 0
  • 02.04.2016
  • 646
  • 2
  • 02.04.2016
  • 514
  • 0
  • 02.04.2016
  • 1066
  • 17

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 02.04.2016 2417
  • RAR 397.1 кбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гагунц Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 705081
  • Всего материалов: 89

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сборник тригонометрических уравнений 10 класс

Если строка в кавычках «. «, то найдутся страницы со словосочетанием в точно такой форме.

Если слова указаны через пробел или оператор «&», то найдутся страницы, содержащие все введенные слова в одном предложении.

Если указано несколько слов через оператор «|», то найдутся страницы, содержащие любое из введенных слов.

Если указано два слова через оператор «

», то найдутся страницы, содержащие первое, но не содержащие второе слово в одном предложении.

По вашему запросу ничего не найдено.

Убедитесь, что слова написаны без ошибок или попробуйте выбрать другие значения.

Способы решения тригонометрических уравнений. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

«Уравнения будут существовать вечно».

Цели урока:

  • Образовательные:
    • углубление понимания методов решения тригонометрических уравнений;
    • сформировать навыки различать, правильно отбирать способы решения тригонометрических уравнений.
  • Воспитательные:
    • воспитание познавательного интереса к учебному процессу;
    • формирование умения анализировать поставленную задачу;
    • способствовать улучшению психологического климата в классе.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию навыка самостоятельного приобретения знаний;
    • способствовать умению учащихся аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: плакат с основными тригонометрическими формулами, компьютер, проектор, экран.

1 урок

I. Актуализация опорных знаний

Устно решить уравнения:

1) cosx = 1;
2) 2 cosx = 1;
3) cosx = –;
4) sin2x = 0;
5) sinx = –;
6) sinx = ;
7) tgx = ;
8) cos 2 x – sin 2 x = 0

1) х = 2к;
2) х = ± + 2к;
3) х =± + 2к;
4) х = к;
5) х = (–1) + к;
6) х = (–1) + 2к;
7) х = + к;
8) х = + к; к Z.

II. Изучение нового материала

– Сегодня мы с вами рассмотрим более сложные тригонометрические уравнения. Рассмотрим 10 способов их решения. Далее будет два урока для закрепления, и на следующий урок будет проверочная работа. На стенде «К уроку» вывешены задания, аналогичные которым будут на проверочной работе, надо их прорешать до проверочной работы. (Накануне, перед проверочной работой, вывесить на стенде решения этих заданий).

Итак, переходим к рассмотрению способов решения тригонометрических уравнений. Одни из этих способов вам, наверное, покажутся трудными, а другие – лёгкими, т.к. некоторыми приёмами решения уравнений вы уже владеете.

Четверо учащихся класса получили индивидуальное задание: разобраться и показать вам 4 способа решения тригонометрических уравнений.

(Выступающие учащиеся заранее подготовили слайды. Остальные учащиеся класса записывают основные этапы решения уравнений в тетрадь.)

1 ученик: 1 способ. Решение уравнений разложением на множители

sin 4x = 3 cos 2x

Для решения уравнения воспользуемся формулой синуса двойного угла sin 2 = 2 sin cos
2 sin 2x cos 2x – 3 cos 2x = 0,
cos 2x (2 sin 2x – 3) = 0. Произведение этих множителей равно нулю, если хотя бы один из множителей будет равен нулю.

2x = + к, к Z или sin 2x = 1,5 – нет решений, т.к | sin| 1
x = + к; к Z.
Ответ: x = + к , к Z.

2 ученик. 2 способ. Решение уравнений преобразованием суммы или разности тригонометрических функций в произведение

cos 3x + sin 2x – sin 4x = 0.

Для решения уравнения воспользуемся формулой sin– sin = 2 sin сos

cos 3x + 2 sin сos = 0,

сos 3x – 2 sin x cos 3x = 0,

cos 3x (1 – 2 sinx) = 0. Полученное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:

Множество решений второго уравнения полностью входит во множество решений первого уравнения. Значит

Ответ:

3 ученик. 3 способ. Решение уравнений преобразованием произведения тригонометрических функций в сумму

sin 5x cos 3x = sin 6x cos2x.

Для решения уравнения воспользуемся формулой

Ответ:

4 ученик. 4 способ. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

3 sin x – 2 cos 2 x = 0,
3 sin x – 2 (1 – sin 2 x ) = 0,
2 sin 2 x + 3 sin x – 2 = 0,

Пусть sin x = t, где | t |. Получим квадратное уравнение 2t 2 + 3t – 2 = 0,

. Таким образом . не удовлетворяет условию | t |.

Значит sin x = . Поэтому .

Ответ:

III. Закрепление изученного по учебнику А. Н. Колмогорова

1. № 164 (а), 167 (а) (квадратное уравнение)
2. № 168 (а) (разложение на множители)
3. № 174 (а) (преобразование суммы в произведение)
4. (преобразование произведения в сумму)

(В конце урока показать решение этих уравнений на экране для проверки)

№ 164 (а)

2 sin 2 x + sin x – 1 = 0.
Пусть sin x = t, | t | 1. Тогда
2 t 2 + t – 1 = 0, t = – 1, t= . Откуда

Ответ: –.

№ 167 (а)

3 tg 2 x + 2 tg x – 1 = 0.

Пусть tg x = 1, тогда получим уравнение 3 t 2 + 2 t – 1 = 0.

Ответ:

№ 168 (а )

Ответ:

№ 174 (а )

Ответ:

Решить уравнение:

Ответ:

2 урок (урок-лекция)

IV. Изучение нового материала (продолжение)

– Итак, продолжим изучение способов решения тригонометрических уравнений.

5 способ. Решение однородных тригонометрических уравнений

Уравнения вида a sin x + b cos x = 0, где a и b – некоторые числа, называются однородными уравнениями первой степени относительно sin x или cos x.

sin x – cos x = 0. Разделим обе части уравнения на cos x. Так можно сделать, потери корня не произойдёт, т.к. , если cos x = 0, то sin x = 0. Но это противоречит основному тригонометрическому тождеству sin 2 x + cos 2 x = 1.

Получим tg x – 1 = 0.

Ответ:

Уравнения вида a sin 2 x + bcos 2 x + c sin x cos x = 0 , где a, b, c –некоторые числа, называются однородными уравнениями второй степени относительно sin x или cos x.

sin 2 x – 3 sin x cos x + 2 cos 2 = 0. Разделим обе части уравнения на cos x, при этом потери корня не произойдёт, т.к. cos x = 0 не является корнем данного уравнения.

tg 2 x – 3tg x + 2 = 0.

Пусть tg x = t. D = 9 – 8 = 1.

тогда Отсюда tg x = 2 или tg x = 1.

В итоге x = arctg 2 + , x =

Ответ: arctg 2 + ,

Рассмотрим ещё одно уравнение: 3 sin 2 x – 3 sin x cos x + 4 cos 2 x = 2.
Преобразуем правую часть уравнения в виде 2 = 2 · 1 = 2 · (sin 2 x + cos 2 x). Тогда получим:
3sin 2 x – 3sin x cos x + 4cos 2 x = 2 · (sin 2 x + cos 2 x),
3sin 2 x – 3sin x cos x + 4cos 2 x – 2sin 2 x – 2 cos 2 x = 0,
sin 2 x – 3sin x cos x + 2cos 2 x = 0. (Получили 2 уравнение, которое уже разобрали).

Ответ: arctg 2 + k,

6 способ. Решение линейных тригонометрических уравнений

Линейным тригонометрическим уравнением называется уравнение вида a sin x + b cos x = с, где a, b, c – некоторые числа.

Рассмотрим уравнение sin x + cos x = – 1.
Перепишем уравнение в виде:

Учитывая, что и, получим:

Ответ:

7 способ. Введение дополнительного аргумента

Выражение a cos x + b sin x можно преобразовать:

.

(это преобразование мы уже ранее использовали при упрощении тригонометрических выражений)

Введём дополнительный аргумент – угол такой, что

Тогда

Рассмотрим уравнение: 3 sinx + 4 cosx = 1.

Учтём, что . Тогда получим

0,6 sin x + 0,8 cosx = 1. Введём дополнительный аргумент – угол такой, что , т.е. = arcsin 0,6. Далее получим

Ответ: – arcsin 0,8 + +

8 способ. Уравнения вида Р

Такого рода уравнения удобно решать при помощи введения вспомогательной переменной t = sin x ± cosx. Тогда 1 ± 2 sinx cosx = t 2 .

Решить уравнение: sinx + cosx + 4 sinx cosx – 1 = 0.

Введём новую переменную t = sinx + cosx, тогда t 2 = sin 2 x + 2sin x cos x + cos 2 = 1 + 2 sin x cos x Откуда sin x cos x = . Следовательно получим:

t + 2 (t 2 – 1) – 1 = 0.
2 t 2 + t – 2 – 1 = 0,
2 t 2 + t – 3 = 0..Решив уравнение, получим = 1, =.

sinx + cosx = 1 или sinx + cosx =

Ответ:

9 способ. Решение уравнений, содержащих тригонометрические функции под знаком радикала.

Решить уравнение:

В соответствии с общим правилом решения иррациональных уравнений вида, запишем систему, равносильную исходному уравнению:

Решим уравнение 1 – cos x = 1 – cos 2 x.

1 – cos x = 1 – cos 2 x,
1 – cos x – (1 – cos x) (1 + cos x) = 0,
(1 – cos x) (1 – 1 – cos x) = 0,
– (1 – cos x) cos x = 0.

Условию удовлетворяют только решения

Ответ:

10 способ. Решение уравнений с использованием ограниченности тригонометрических функций y = sin x и y = cos x.

Решить уравнение: sin x + sin 9x = 2.
Так как при любых значениях х sin x 1, то данное уравнение равносильно системе:

Решение системы

Ответ:

V. Итог урока

Таким образом мы сегодня рассмотрели 10 различных способов решения тригонометрических уравнений. Безусловно, многие из приведённых задач могут быть решены несколькими способами.

(Пятерым наиболее подготовленным учащимся , а также всем желающим дать индивидуальное творческое задание: найти различные способы решения тригонометрического уравнения sinx + cosx = 1 )

Домашнее задание: № 164 -170 (в, г).


источники:

http://www.mathedu.ru/text/rybkin_sbornik_zadach_po_trigonometrii_1956

http://urok.1sept.ru/articles/593441