Реакции обмена — ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь
ЧАСТЬ 1
1. Признаки реакций обмена:
— вступают в реакцию два сложных вещества;
— образуются в результате реакции два новых сложных вещества.
2. Условия протекания реакции обмена до конца:
3. Частный случай реакций обмена – это реакция между щёлочью и кислотой, которая носит название реакции нейтрализации.
ЧАСТЬ 2
1. Запишите уравнения реакций обмена между:
2. Составьте уравнения реакций, идущих до конца.
3. Напишите уравнения реакций обмена, протекающих:
4. Установите соответствие между типом и уравнением химической реакции.
5. Определите массу соли и количество вещества воды, полученных при взаимодействии гидроксида меди (II) с 58,8 г серной кислоты.
6. Запишите уравнения реакций со следующими продуктами:
7. Запишите уравнения 3-4 реакций обмена, в результате которых образуется сульфат железа (II).
Схема, являющаяся уравнением химической реакции: 1) H2 + Cl2=HCl 3) Zn +HCl= ZnCl2+H2
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,293
- гуманитарные 33,622
- юридические 17,900
- школьный раздел 607,176
- разное 16,830
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Урок химии в 8-м классе «Реакции обмена»
Разделы: Химия
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.
Задачи урока
- Образовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
- Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.
Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)
Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O2 → ? Б) HgO →? В) Zn + CuSO4 →
2.2. Фронтальный опрос:
- Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
- Что такое химическая реакция?
- По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
- Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
- Какие типы химических реакций вы знаете?
- Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?
Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):
Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это-наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока:»Реакции обмена».
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.
3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).
Беседа с классом:
- Какая химическая связь в NaOH?
- Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты?
(В р-ре гидроксида натрия Na + и OH — , а в растворе соляной кислоты H + и Cl — ). - Какие это ионы по составу? По заряду?
(Na + , Cl — и H + -простые, а ОН — -сложный; Na + и H + -катионы, а ОН — и Cl — -анионы).
Запись уравнения реакции
Na + OH — + H + Cl — = Na + Cl — + H + OH —
(Н2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).
щелочная +кислотная =нейтральная
среда среда среда
( ОН — + Н + = Н2О )
Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?
Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).
3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
Учитель перед учениками выставляет проблему:
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?
1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.
3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.
3.4. Лабораторный опыт.
Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.
Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.
3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O
3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.
3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl
NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH
Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.
4. Закрепление и применение полученных знаний.
5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
6. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:
- Реакция обмена
- Реакция нейтрализации
- Условия течения реакции между растворами до конца
7. Домашнее задание:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа 2007.
§32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).
http://www.soloby.ru/1070614/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%8F-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-cl2-zncl2
http://urok.1sept.ru/articles/559575