Система линейных уравнение имеет бесконечное

Исследование СЛАУ. Общие сведения

В данной статье мы расскажем о методах, видах, условиях и определениях исследований решений систем линейных уравнений, что такое метод Кронекера-Капели, а также приведем примеры.

Общие сведения (определения, условия, методы, виды)

Системы линейных алгебраических уравнений с n неизвестными могут иметь:

  • единственное решение;
  • бесконечное множество решение (неопределенные СЛАУ);
  • ни одного решения (несовместные СЛАУ).

Пример 1

Система x + y + z = 1 2 x + 2 y + 2 z = 3 не имеет решений, поэтому она несовместна.

Система x + y = 1 2 x + 7 y = — 3 имеет единственное решение x = 2 ; y = 1 .

Система x + y = 1 2 x + 2 y = 2 3 x + 3 y = 3 имеет бесконечное множество решений x = t y = 1 — t при — ∞ t ∞ .

Перед решением системы уравнений необходимо исследовать систему, т.е. ответить на следующие вопросы:

  • Совместна ли система?
  • Если система совместна, то, какое количество решений она имеет — одно или несколько?
  • Как найти все решения?

Если система малоразмерна при m = n , то ответить на поставленные вопросы можно при помощи метода Крамера:

  • если основной определитель системы, то система совместна и имеет единственное решение, которое вычисляется методом Крамера;
  • если, и один из вспомогательных определителей, то система не является совместной, т.е. не имеет решений;
  • если и все, и один из коэффициентов СЛАУ, то система не является определенной и имеет бесконечное множество решений.

Ранг матрицы и его свойства

Бывают случаи, которые выбиваются из представленных вариантов решения СЛАУ, например, линейные уравнения с большим количеством уравнений и неизвестных.

Для такого варианта решения существует ранг матрицы, который представляет собой алгоритм действий в случае решения системы матрицы, когда

В математике выделяют следующие подходы к определению ранга матрицы:

  • при помощи понятия линейной зависимости/независимости строк/столбцов матрицы. Ранг равен максимальному количеству независимых строк (столбцов) матрицы
  • при помощи понятия минора матрицы в качестве наивысшего порядка минора, который отличается от нуля. Минор матрицы порядка k — определитель k-го порядка, составленный из элементов, которые стоят на пересечении вычеркиваемых k-строк и k-столбцов матрицы;
  • при помощи метода Гаусса. По завершении прямого хода ранг матрицы равняется количеству ненулевых строк.

Обозначение ранга матрицы: r ( A ) , r g ( A ) , r A .

Свойства ранга матрицы:

  1. квадратная невырожденная матрица обладает рангом, который отличается от нуля;
  2. если транспонировать матрицу, то ранг матрицы не изменяется;
  3. если поменять местами 2 параллельные строки или 2 параллельных столбца, ранг матрицы не изменяется;
  4. при удалении нулевого столбца или строки ранг матрицы не изменяется;
  5. ранг матрицы не изменяется, если удалить строку или столбец, которые являются линейной комбинацией других строк;
  6. при умножении все элементов строки/столбца на число k н е р а в н о н у л ю ранг матрицы не изменяется;
  7. ранг матрицы не больше меньшего из ее размеров: r ( А ) ≤ m i n ( m ; n ) ;
  8. когда все элементы матрицы равны нулю, то только тогда r ( A ) = 0 .

Пример 2

А 1 = 1 1 1 2 2 2 3 3 3 , B 1 = 1 0 0 0 0 0

r ( A 1 ) = 1 , r ( B 1 ) = 1

А 2 = 1 2 3 4 0 5 6 7 0 0 0 0 ; В 2 = 1 1 3 1 2 1 4 3 1 2 5 0 5 4 13 6

Система линейных уравнение имеет бесконечное

СИСТЕМА ОДНОРОДНЫХ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

Системой однородных линейных уравнений называется система вида

Ясно, что в этой случае , т.к. все элементы одного из столбцов в этих определителях равны нулю.

Так как неизвестные находятся по формулам , то в случае, когда Δ ≠ 0, система имеет единственное нулевое решение x = y = z = 0. Однако, во многих задачах интересен вопрос о том, имеет ли однородная система решения отличные от нулевого.

Теорема. Для того, чтобы система линейных однородных уравнений имела ненулевое решение, необходимо и достаточно, чтобы Δ ≠ 0.

Итак, если определитель Δ ≠ 0, то система имеет единственное решение. Если же Δ ≠ 0, то система линейных однородных уравнений имеет бесконечное множество решений.

, а значит x=y=z=0.

  • СОБСТВЕННЫЕ ВЕКТОРЫ И СОБСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ МАТРИЦЫ

    Пусть задана квадратная матрица , X – некоторая матрица–столбец, высота которой совпадает с порядком матрицы A. .

    Во многих задачах приходится рассматривать уравнение относительно X

    ,

    где λ – некоторое число. Понятно, что при любом λ это уравнение имеет нулевое решение .

    Число λ, при котором это уравнение имеет ненулевые решения, называется собственным значением матрицы A, а X при таком λ называется собственным вектором матрицы A.

    Найдём собственный вектор матрицы A. Поскольку EX = X, то матричное уравнение можно переписать в виде или . В развёрнутом виде это уравнение можно переписать в виде системы линейных уравнений. Действительно .

    И, следовательно,

    Итак, получили систему однородных линейных уравнений для определения координат x1, x2, x3 вектора X. Чтобы система имела ненулевые решения необходимо и достаточно, чтобы определитель системы был равен нулю, т.е.

    Это уравнение 3-ей степени относительно λ. Оно называется характеристическим уравнением матрицы A и служит для определения собственных значений λ.

    Каждому собственному значению λ соответствует собственный вектор X, координаты которого определяются из системы при соответствующем значении λ.

      Найти собственные векторы и соответствующие им собственные значения матрицы .

    Составим характеристическое уравнение и найдём собственные значения

      При λ1 = –1 получаем систему уравнений

    Если x1 = t, то, где t Î R.
    Если λ2 = 5

    ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА. ПОНЯТИЕ ВЕКТРОРА

    При изучении различных разделов физики встречаются величины, которые полностью определяются заданием их численных значений, например, длина, площадь, масса, температура и т.д. Такие величины называются скалярными. Однако, кроме них встречаются и величины, для определения которых, кроме численного значения, необходимо знать также их направление в пространстве, например, сила, действующая на тело, скорость и ускорение тела при его движении в пространстве, напряжённость магнитного поля в данной точке пространства и т.д. Такие величины называются векторными.

    Введём строгое определение.

    Направленным отрезком назовём отрезок, относительно концов которого известно, какой из них первый, а какой второй.

    Вектором называется направленный отрезок, имеющий определённую длину, т.е. это отрезок определённой длины, у которого одна из ограничивающих его точек принимается за начало, а вторая – за конец. Если A – начало вектора, B – его конец, то вектор обозначается символом, кроме того, вектор часто обозначается одной буквой . На рисунке вектор обозначается отрезком, а его направление стрелкой.

    Модулем или длиной вектора называют длину определяющего его направленного отрезка. Обозначается || или ||.

    К векторам будем относить и так называемый нулевой вектор, у которого начало и конец совпадают. Он обозначается . Нулевой вектор не имеет определенного направления и модуль его равен нулю ||=0.

    Векторы и называются коллинеарными, если они расположены на одной прямой или на параллельных прямых. При этом если векторы и одинаково направлены, будем писать , противоположно .

    Векторы, расположенные на прямых, параллельных одной и той же плоскости, называются компланарными.

    Два вектора и называются равными, если они коллинеарны, одинаково направлены и равны по длине. В этом случае пишут .

    Из определения равенства векторов следует, что вектор можно переносить параллельно самому себе, помещая его начало в любую точку пространства.

    1. Если дан вектор , то, выбрав любую точку , можем построить вектор , равный данному, и притом только один, или, как говорят, перенести вектор в точку .
    2. Если рассмотреть квадрат ABCD, то на основанииопределения равенства векторов, мы можем написать и , но , , хотя все они имеют одинаковую длину.

    ЛИНЕЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАД ВЕКТОРАМИ

      Умножение вектора на число.

    Произведением вектора на число λ называется новый вектор такой, что:

    1. ;
    2. вектор коллинеарен вектору ;
    3. векторы и направлены одинаково, если λ>0 и противоположно, если λ

    Урок по теме «Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»

    Разделы: Математика

    Если в задаче меньше трех переменных, это не задача; если больше восьми – она неразрешима. Энон.

    Задачи с параметрами встречаются во всех вариантах ЕГЭ, поскольку при их решении наиболее ярко выявляется, насколько глубоки и неформальны знания выпускника. Трудности, возникающие у учащихся при выполнении подобных заданий, вызваны не только относительной их сложностью, но и тем, что в учебных пособиях им уделяется недостаточно внимания. В вариантах КИМов по математике встречается два типа заданий с параметрами. Первый: «для каждого значения параметра решить уравнение, неравенство или систему». Второй: «найти все значения параметра, при каждом из которых решения неравенства, уравнения или системы удовлетворяют заданным условиям». Соответственно и ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В первом случае в ответе перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. Во втором – перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи. Запись ответа является существенным этапом решения, очень важно не забыть отразить все этапы решения в ответе. На это необходимо обращать внимание учащихся.
    В приложении к уроку приведен дополнительный материал по теме «Решение систем линейных уравнений с параметрами», который поможет при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

    • систематизация знаний учащихся;
    • выработка умений применять графические представления при решении систем уравнений;
    • формирование умения решать системы линейных уравнений, содержащих параметры;
    • осуществление оперативного контроля и самоконтроля учащихся;
    • развитие исследовательской и познавательной деятельности школьников, умения оценивать полученные результаты.

    Урок рассчитан на два учебных часа.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, целей и задач урока.

    1. Актуализация опорных знаний учащихся

    Проверка домашней работы. В качестве домашнего задания учащимся было предложено решить каждую из трех систем линейных уравнений

    а) б) в)

    графически и аналитически; сделать вывод о количестве полученных решений для каждого случая

    Ответы:

    Заслушиваются и анализируются выводы, сделанные учащимися. Результаты работы под руководством учителя в краткой форме оформляются в тетрадях.

    В общем виде систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными можно представить в виде: .

    Решить данную систему уравнений графически – значит найти координаты точек пересечения графиков данных уравнений или доказать, что таковых нет. Графиком каждого уравнения этой системы на плоскости является некоторая прямая.

    Возможны три случая взаимного расположения двух прямых на плоскости:

    1. если (если хотя бы один из знаменателей равен нулю, последнее неравенство надо понимать как ), то прямые пересекаются в одной точке; в этом случае система имеет единственное решение

    1. если то прямые не имеют общих точек, т.е. не пересекаются; а значит, система решений не имеет

    1. если то прямые совпадают. В этом случае система имеет бесконечно много решений

    К каждому случаю полезно выполнить рисунок.

    Сегодня на уроке мы научимся решать системы линейных уравнений, содержащие параметры. Параметром будем называть независимую переменную, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. Решить систему уравнений с параметром – значит установить соответствие, позволяющее для любого значения параметра найти соответствующее множество решений системы.

    Решение задачи с параметром зависит от вопроса, поставленного в ней. Если нужно просто решить систему уравнений при различных значениях параметра или исследовать ее, то необходимо дать обоснованный ответ для любого значения параметра или для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному в задаче множеству. Если же необходимо найти значения параметра, удовлетворяющие определенным условиям, то полного исследования не требуется, и решение системы ограничивается нахождением именно этих конкретных значений параметра.

    Пример 1. Для каждого значения параметра решим систему уравнений

    1. Система имеет единственное решение, если

    В этом случае имеем

    1. Если а = 0, то система принимает вид

    Система несовместна, т.е. решений не имеет.

    1. Если то система запишется в виде

    Очевидно, что в этом случае система имеет бесконечно много решений вида x = t; где t-любое действительное число.

    • при система имеет единственное решение
    • при а = 0 — нет решений;
    • при а = 3 — бесконечно много решений вида где t R

    Пример 2. При каких значениях параметра a система уравнений

    • имеет единственное решение;
    • имеет множество решений;
    • не имеет решений?

    • система имеет единственное решение, если
    • подставим в пропорцию значение а = 1, получим , т.е. система имеет бесконечно много решений;
    • при а = -1 пропорция примет вид: . В этом случае система не имеет решений.

    • при система имеет единственное решение;
    • при система имеет бесконечно много решений;
    • при система не имеет решений.

    Пример 3. Найдем сумму параметров a и b, при которых система

    имеет бесчисленное множество решений.

    Решение. Система имеет бесчисленное множество решений, если

    То есть если a = 12, b = 36; a + b = 12 + 36 =48.

    1. Закрепление изученного в ходе решения задач
    1. № 15.24(а) [1]. Для каждого значения параметра решите систему уравнений

    1. № 15.25(а) Для каждого значения параметра решите систему уравнений

    1. При каких значениях параметра a система уравнений

    а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений.

    Ответ: при а = 2 решений нет, при а = -2 бесконечное множество решений

    1. Практическая работа в группах

    Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В каждую группу входят учащиеся с разным уровнем математической подготовки. Каждая группа получает карточку с заданием. Можно предложить всем группам решить одну систему уравнений, а решение оформить. Группа, первой верно выполнившая задание, представляет свое решение; остальные сдают решение учителю.

    Карточка. Решите систему линейных уравнений

    при всех значениях параметра а.

    Ответ: при система имеет единственное решение ; при нет решений; при а = -1бесконечно много решений вида , (t; 1- t) где t R

    Если класс сильный, группам могут быть предложены разные системы уравнений, перечень которых находится в Приложении1. Тогда каждая группа представляет классу свое решение.

    Отчет группы, первой верно выполнившей задание

    Участники озвучивают и поясняют свой вариант решения и отвечают на вопросы, возникшие у представителей остальных групп.

    1. При каком значении k система имеет бесконечно много решений?
    2. При каком значении p система не имеет решений?

    1. При каком значении k система имеет бесконечно много решений?
    2. При каком значении p система не имеет решений?
    1. Итоги урока

    Решение систем линейных уравнений с параметрами можно сравнить с исследованием, которое включает в себя три основных условия. Учитель предлагает учащимся их сформулировать.

    При решении следует помнить:

    1. для того, чтобы система имела единственное решение, нужно, чтобы прямые, отвечающие уравнению системы, пересекались, т.е. необходимо выполнение условия;
    2. чтобы не имела решений, нужно, чтобы прямые были параллельны, т.е. выполнялось условие,
    3. и, наконец, чтобы система имела бесконечно много решений, прямые должны совпадать, т.е. выполнялось условие.

    Учитель оценивает работу на уроке класса в целом и выставляет отметки за урок отдельным учащимся. После проверки самостоятельной работы оценку за урок получит каждый ученик.

    При каких значениях параметра b система уравнений

    • имеет бесконечно много решений;
    • не имеет решений?

    Графики функций y = 4x + b и y = kx + 6 симметричны относительно оси ординат.

    • Найдите b и k,
    • найдите координаты точки пересечения этих графиков.

    Решите систему уравнений при всех значениях m и n.

    Решите систему линейных уравнений при всех значениях параметра а (любую на выбор).

    1. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М. : Просвещение, 2008.
    2. Математика : 9 класс : Подготовка к государственной итоговой аттестации / М. Н. Корчагина, В. В. Корчагин – М. : Эксмо, 2008.
    3. Готовимся в вуз. Математика. Часть 2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ, участию в централизованном тестировании и сдаче вступительных испытаний в КубГТУ / Кубан. гос. технол. ун-т; Ин-т совр. технол. и экон.; Сост.: С. Н. Горшкова, Л. М. Данович, Н.А. Наумова, А.В. Мартыненко, И.А. Пальщикова. – Краснодар, 2006.
    4. Сборник задач по математике для подготовительных курсов ТУСУР: Учебное пособие / З. М. Гольдштейн, Г. А. Корниевская, Г. А. Коротченко, С.Н. Кудинова. – Томск: Томск. Гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 1998.
    5. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену/ О. Ю. Черкасов, А.Г.Якушев. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.


    источники:

    http://toehelp.ru/theory/math/lecture15/lecture15.html

    http://urok.1sept.ru/articles/522505