Система уравнений 7 класс решенные примеры

Системы линейных уравнений (7 класс)

Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.

Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.

Пример:
Пара значений \(x=3\);\(y=-1\) является решением первой системы, потому что при подстановке этих тройки и минус единицы в вместо \(x\) и \(y\), оба уравнения превратятся в верные равенства \(\begin3-2\cdot (-1)=5 \\3 \cdot 3+2 \cdot (-1)=7 \end\)

А вот \(x=1\); \(y=-2\) — не является решением первой системы, потому что после подстановки второе уравнение «не сходится» \(\begin1-2\cdot(-2)=5 \\3\cdot1+2\cdot(-2)≠7 \end\)

Отметим, что такие пары часто записывают короче: вместо «\(x=3\); \(y=-1\)» пишут так: \((3;-1)\).

Как решить систему линейных уравнений?

Есть три основных способа решения систем линейных уравнений:

Возьмите любое из уравнений системы и выразите из него любую переменную.

Полученное выражение подставьте вместо этой переменной в другое линейное уравнение системы.

Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\)

Замечание к шагу 1: нет никакой разницы какую переменную и из какого уравнения выражать. Обычно более удобно выражать ту переменную, перед которой нет коэффициента или, говоря точнее, коэффициент которой равен единице (в примере выше это был икс в первом уравнении).

Почему так? Потому что во всех остальных случаях у нас при выражении переменной получилась бы дробное выражение . Попробуем, например, выразить икс из второго уравнения системы:

И сейчас нам нужно будет эту дробь подставлять в первое уравнение и решать то, что получиться. До верного ответа мы бы всё равно дошли, но идти было бы неудобнее

Способ алгебраического сложения.

    Равносильно преобразовывая каждое уравнение в отдельности, запишите систему в виде:\(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\).

    Теперь нужно сделать так, чтоб коэффициенты при одном из неизвестных стали одинаковы (например, (\(3\) и \(3\)) или противоположны по значению (например, \(5\) и \(-5\)). В нашем примере уравняем коэффициенты при игреках. Для этого первое уравнение домножим на \(2\), а второе — на \(3\).

    \(\begin2x+3y=13 |\cdot 2\\ 5x+2y=5 |\cdot 3\end\)\(\Leftrightarrow\)\(\begin4x+6y=26\\15x+6y=15\end\)\(\Leftrightarrow\)

    Сложите (или вычтите) почленно обе части уравнения так, чтобы получилось уравнение с одним неизвестным.

    Найдите неизвестное из полученного уравнения.

    Подставьте найденное значение неизвестного в любое из исходных уравнений и найдите второе неизвестное.

    Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\).

    Замечание к шагу 3: В каком случае уравнения складывают, а в каком вычитают? Ответ прост – делайте так, чтоб пропала переменная: если «уравненные» коэффициенты имеют один и тот же знак – вычитайте, а если разные – складывайте.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin12x-7y=2\\5y=4x-6\end\)

    Приводим систему к виду \(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\) преобразовывая второе уравнение.

    «Уравняем» коэффициенты при иксах. Для этого домножим второе уравнение на \(3\).

    Знаки при иксах разные, поэтому чтоб иксы пропали, уравнения надо сложить.

    Делим уравнение на \(8\), чтобы найти \(y\).

    Игрек нашли. Теперь найдем \(x\), подставив вместо игрека \(-2\) в любое из уравнений системы.

    Икс тоже найден. Пишем ответ.

    Приведите каждое уравнение к виду линейной функции \(y=kx+b\).

    Постройте графики этих функций. Как? Можете прочитать здесь .

  1. Найдите координаты \((x;y)\) точки пересечения графиков и запишите их в ответ в виде \((x_0;y_0 )\).
    Ответ: \((4;2)\)
  2. Матхак. Если сомневаетесь в правильности ответа (неважно каким способом вы решали), проверьте подстановкой значений \(x_0\) и \(y_0\) в каждое уравнение. Если оба уравнения превратятся в верные равенства, то ответ правильный.
    Пример: решая систему \(\begin3x-8=2y\\x+y=6\end\), мы получили ответ \((4;2)\). Проверим его, подставив вместо икса \(4\), а вместо игрека \(2\).

    Оба уравнения сошлись, решение системы найдено верно.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin3(5x+3y)-6=2x+11\\4x-15=11-2(4x-y)\end\)

    Перенесем все выражения с буквами в одну сторону, а числа в другую.

    Во втором уравнении каждое слагаемое — четное, поэтому упрощаем уравнение, деля его на \(2\).

    Эту систему линейных уравнений можно решить любым из способов, но мне кажется, что способ подстановки здесь удобнее всего. Выразим y из второго уравнения.

    Подставим \(6x-13\) вместо \(y\) в первое уравнение.

    Первое уравнение превратилась в обычное линейное . Решаем его.

    Сначала раскроем скобки.

    Перенесем \(117\) вправо и приведем подобные слагаемые.

    Поделим обе части первого уравнения на \(67\).

    Ура, мы нашли \(x\)! Подставим его значение во второе уравнение и найдем \(y\).

    Решение систем уравнений

    Содержание:

    Графический метод решения систем уравнений

    Вспоминаем то, что знаем

    Что такое график уравнения с двумя неизвестными?

    Что представляет собой график линейного уравнения с двумя неизвестными?

    Решите графическим методом систему линейных уравнений:

    Открываем новые знания

    Решите графическим методом систему уравнений:

    Как можно решить систему двух уравнений с двумя неизвестными с помощью графиков уравнений этой системы? Отвечаем, проверяем себя по тексту

    В курсе алгебры 7-го класса вы изучали системы линейных уравнений.

    Для их решения вы применяли три метода: графический, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Эти же методы служат и для решения других систем двух уравнений с двумя неизвестными, в которых могут содержаться уравнения второй степени или другие рациональные уравнения — как целые, так и дробные.

    По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по высшей математике:

    Начнём с графического метода

    Этот метод основан на том, что каждому уравнению с двумя неизвестными соответствует некоторое множество точек координатной плоскости (график этого уравнения). Построив графики уравнений, мы найдём точки пересечения этих графиков (если они есть), и пары чисел — координаты точек пересечения — будут представлять собой решения системы уравнений.

    Найденные решения будут, вообще говоря, приближёнными, в зависимости от точности построений соответствующих графиков.

    Таким образом, решить графически систему уравнений — значит найти общие точки графиков уравнений, входящих в систему.

    Возможно вам будут полезны данные страницы:

    Примеры с решением

    Пример 1:

    Решим систему уравнений:

    Построим графики уравнений

    Графиком первого уравнения является парабола, с вершиной в точке (0; 1) и ветвями, направленными вверх, графиком второго — прямая, проходящая через точки (0; 3) и (-3; 0).

    Парабола и прямая пересекаются в точках А(2; 5) и В(— 1; 2).

    Проверкой убеждаемся, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы.

    Ответ: (2; 5) и (-1; 2).

    Пример 2:

    Выясним количество решений системы уравнений:

    Построим графики уравнений

    Графики этих уравнений — окружности. Центр первой окружности — начало координат, а её радиус равен 2; центр второй окружности — точка Р(1; — 1), её радиус равен 3.

    Окружности пересекаются в двух точках М и N, координаты которых можно найти приближённо. Поскольку нам нужно определить только количество решений, мы делать этого не будем.

    Ответ: Два решения.

    Решение систем уравнений методом подстановки

    Вспоминаем то, что знаем

    Расскажите, как решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки.

    Решите систему линейных уравнений методом подстановки:

    Открываем новые знания

    Как вы думаете, можно ли применять метод подстановки при решении систем, где не все уравнения являются линейными? При каком условии это удастся сделать?

    Решите систему уравнений методом подстановки:

    Как решить систему двух уравнений с двумя неизвестными методом подстановки?

    Всякую ли систему двух уравнений с двумя неизвестными можно решить методом подстановки?

    Ранее вы решали системы уравнений первой степени.

    Теперь познакомимся с системами, в которых хотя бы одно уравнение не является линейным. Как и прежде, распространённым методом решения систем является метод подстановки.

    Пример 3:

    Пусть (х; у) — решение системы.

    Выразим х из уравнения

    Подставим найденное выражение в первое уравнение:

    Решим полученное уравнение:

    Убедиться, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы, можно подстановкой.

    Чуть сложнее дело обстоит в следующем примере.

    Пример 4:

    Решим систему уравнений:

    Пусть (х; у) — решение системы.

    Выразим у из линейного уравнения:

    Подставим найденное выражение в первое уравнение системы:

    После преобразований получим:

    Ответ: (-0,5; 0,5), (4; 5).

    Если это целесообразно, то можно осуществлять подстановку некоторого выражения «в целом».

    Пример 5:

    Подставим во второе уравнение тогда его можно переписать в виде:

    Теперь выразим х через у из первого уравнения системы:

    Подставим в полученное ранее уравнение ху = 2:

    Корни этого уравнения:

    .

    Иногда решить систему можно, используя метод алгебраического сложения.

    Пример 6:

    Сложим уравнения, предварительно умножив первое уравнение на —1. В результате получим:

    .

    Корни этого уравнения:

    Подставим найденные значения в первое уравнение. Рассмотрим два случая:

    1)

    2) , получим уравнение корней нет.

    Иногда упростить решение удаётся, используя различные варианты замены неизвестных.

    Пример 7:

    Решим систему уравнений:

    Обозначим

    Второе уравнение системы примет вид:

    Решим полученное уравнение. Получим, умножая обе части на 2а:

    Осталось решить методом подстановки линейные системы:

    Ответ: (2; 1), (1; 2). Решение задач с помощью систем уравнений Знакомимся с новыми знаниями

    Напомним, что при решении задач обычно действуют следующим образом:

    1) обозначают буквами какие-нибудь неизвестные величины, выражают через них другие величины, составляют систему уравнений;

    2) решают полученную систему;

    3) отвечают на вопрос задачи.

    Пример 8:

    Периметр прямоугольника равен 34 см, а его диагональ 13 см. Найдите стороны прямоугольника.

    Пусть х см — длина, у см — ширина (х у), тогда периметр прямоугольника — см.

    Воспользуемся теоремой Пифагора:

    Решим систему. Выразим из первого уравнения у:

    Подставим во второе уравнение:

    Корни уравнения:

    Найдём

    С учётом условия получим ответ: длина — 12 см, ширина — 5 см.

    Пример 9:

    Если произведение двух положительных чисел увеличить на первое из них, то получится 128. Если это же произведение увеличить на второе из них то получится 135. Найдите эти числа.

    Пусть х — первое число, у — второе число.

    Тогда: — произведение, увеличенное на первое число, ху 4-у — произведение, увеличенное на второе число.

    Вычтем из второго уравнения первое. Получим:

    Дальше будем решать методом подстановки:

    Подставим в первое уравнение выражение для у:

    Корни уравнения: (не подходит по смыслу задачи).

    Найдём у из уравнения:

    Получим ответ: 16 и 7.

    Симметричные системы уравнений с двумя неизвестными

    Уравнение с двумя неизвестными называется симметричным, если при перестановке этих неизвестных местами уравнение не меняется. Например, уравнение симметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид , то есть не меняется. А вот уравнение не симметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид , то есть меняется.

    Система двух уравнений с двумя неизвестными называется симметричной, если каждое уравнение этой системы симметричное.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В определении симметричной системы уравнений требуется, чтобы каждое уравнение в отдельности не менялось.

    Например, если в системе уравнений

    переставить местами неизвестные х и у, то получим систему:

    Видно, что система в целом не изменилась (уравнения поменялись местами по сравнению с первоначальной системой). Но такая система не является симметричной, так как каждое из уравнений в отдельности изменилось.

    Убедитесь, что симметричные системы с двумя неизвестными х и у можно решать с помощью замены неизвестных:

    Сначала научитесь выражать через неизвестные выражения:

    Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

    Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

    Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

    Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

    Решение задач с помощью систем линейных уравнений

    Алгоритм решения задачи с помощью системы линейных уравнений

    1. Обозначить неизвестные величины переменными («от смысла к буквам»).
    2. По условию задачи записать уравнения, связывающие обозначенные переменные.
    3. Решить полученную систему уравнений.
    4. Истолковать результат в соответствии с условием задачи («от букв к смыслу»).

    Задуманы два числа. Если от первого отнять второе, то получается 10. Если к первому прибавить удвоенное второе, то получается 91. Найдите задуманные числа.

    «От смысла к буквам»:

    Пусть x и y — задуманные числа.

    Уравнения по условию задачи::

    Решение системы уравнений:

    «От букв к смыслу»:

    Задуманы числа 37 и 27.

    Примеры

    Пример 1. Периметр прямоугольника равен 48 см. Его длина больше ширины в 3 раза.

    Найдите стороны прямоугольника.

    Пусть a и b — длина и ширина прямоугольника.

    $$ <\left\< \begin P = 2(a+b) = 48 \\ a = 3b \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin a+b = 24 \\ a = 3b \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 3b+b = 24 \\ a = 3b \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 4b = 24 \\ a = 3b \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin a = 18 \\ b = 6 \end \right.> $$

    Ответ: длина прямоугольника 18 см, ширина 6 см.

    Пример 2. Два программиста из Бомбея, работающие в одном проекте, написали 100500 строк кода. Первый работал 70 дней, второй – 100 дней. Сколько строк писал каждый программист ежедневно, если за первые 30 дней первый написал на 5550 строк больше, чем второй?

    Пусть x — ежедневное количество строк для 1-го программиста, y- для 2-го.

    $$ <\left\< \begin 70x+100y = 100500 |:10 \\ 30x-30y = 5550 |:30 \end \right.> (-) \Rightarrow <\left\< \begin 7x+10y = 10050 \\ x-y=185 | \times 10 \end \right.>$$

    $$ \Rightarrow (+) <\left\< \begin 7x+10y = 10050 \\ 10x-10y = 1850 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 17x = 11900 \\ y = x-185 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin x = 700 \\ y = 515 \end \right.> $$

    Ответ: 700 строк и 515 строк

    Пример 3. За 2 кг конфет и 3 кг печенья заплатили 1540 руб. Сколько стоит 1 кг конфет и 1 кг печенья, если 2 кг печенья дороже 1 кг конфет на 210 руб.?

    Пусть x — цена за 1 кг конфет, y — за 1 кг печенья.

    $$ <\left\< \begin 2x+3y = 1540 \\ 2y-x = 210 | \times 2 \end \right.> \Rightarrow (+) <\left\< \begin 2x+3y = 1540 \\ -2x+4y = 420 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 7y = 1960 \\ x = 2y-210 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin x = 350 \\ y = 280 \end \right.> $$

    Ответ: 1 кг конфет — 350 руб. и 1 кг печенья — 280 руб.

    Пример 4. Катер за 3 ч движения против течения реки и 2 часа по течению проходит 73 км. Найдите собственную скорость катера и скорость течения, если за 4 ч движения по течению катер проходит на 29 км больше, чем за 3 ч движения против течения.

    Пусть v — скорость катера (км/ч), u — скорость течения (км/ч).

    $$ \Rightarrow <\left\< \begin 5v-u = 73 \\ v+7u = 29 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 5(29-7u)-u = 73 \\ v = 29-7u \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 145-35u-u = 73 \\ v = 29-7u \end \right.> \Rightarrow$$

    Ответ: скорость катера 15 км/ч и скорость течения 2 км/ч

    Пример 5. 5 карандашей и 3 тетрадки вместе стоили 170 руб. После того, как карандаши подешевели на 20%, а тетрадки подорожали на 30%, за 3 карандаша и 5 тетрадок заплатили 284 руб. Найдите первоначальную цену карандаша и тетрадки.

    Пусть x – первоначальная цена карандаша, y — тетрадки.

    $$ <\left\< \begin 5x+3y = 170 \\ 3\cdot0,8x+5\cdot1,3y = 284 \end \right.> \Rightarrow <\left\< \begin 5x+3y = 170 |\times \frac<2,4> <5>\\ 2,4x+6,5y = 284 \end \right.> \Rightarrow (-) <\left\< \begin 2,4x+1,44y = 81,6 \\ 2,4x+6,5y = 284 \end \right.> $$

    Ответ: карандаш сначала стоил 10 руб., тетрадка — 40 руб.

    Пример 6*. Велосипедист планирует добраться из пункта А в пункт В. Если он будет ехать на 3 км/ч быстрее, чем обычно, он доберётся на 1 час раньше. А если он будет ехать на 2 км/ч медленней, чем обычно, то – на 1 час позже. Найдите обычную скорость велосипедиста и время поездки при этой скорости.

    Пусть v – обычная скорость велосипедиста (км/ч), t — обычное время (ч).

    Расстояние между А и В неизменно, и по условию равно:

    Ответ: обычная скорость 12 км/ч, время 5 ч

    Пример 7*. В одной бочке налито 12 л, во второй – 32 л. Если первую бочку доверху наполнить водой из второй, то вторая бочка будет наполнена ровно наполовину своего объёма. Если вторую бочку доверху наполнить водой из первой, то первая бочка будет наполнена на 1/6 своего объёма. Найдите объём каждой бочки.

    Пусть x — объём первой бочки (л), y – объём второй (л).

    Пусть a л перелито из второй бочки, и первая наполнилась до краёв, а во второй воды осталось наполовину:

    Теперь пусть b л перелито из первой бочки, и вторая наполнилась до краёв, а в первой воды осталось на 1/6:

    $$ <\left\< \begin x+ \frac<1> <2>y = 44 | \times 2 \\ \frac<1> <6>x+y = 44 \end \right.> \Rightarrow (-) <\left\< \begin 2x+y = 88 \\ \frac<1> <6>x+y = 44 \end \right.> \Rightarrow (+) <\left\< \begin 1\frac<5> <6>x = 44 \\ y = 88-2x \end \right.> \Rightarrow $$

    Ответ: первая бочка 24 л, вторая – 40 л

    Пример 8*. Если школьник едет в школу на автобусе, а возвращается домой пешком, то он тратит на всю дорогу полтора часа. Если он едет туда и обратно на автобусе, то он тратит полчаса. Сколько времени потратит школьник, если он пойдёт туда и обратно пешком?

    Пусть s — расстояние между домом и школой, v — скорость автобуса, u — скорость школьника, t — искомое время, потраченное на дорогу туда и обратно пешком.

    По условию задачи:

    Из второго уравнения $ \frac = \frac<0,5> <2>= 0,25 $. Подставляем в первое уравнение:

    И тогда искомое время:

    $$ t = \frac<2s> = 2\cdot1,25 = 2,5 (ч) $$


    источники:

    http://natalibrilenova.ru/reshenie-sistem-uravnenij/

    http://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/resheniya-zadachi-s-pomoshchyu-sistemy-linejnyh-uravnenij/