Системы линейных уравнений для 7 класса по алгебре

Системы линейных уравнений (7 класс)

Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.

Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.

Пример:
Пара значений \(x=3\);\(y=-1\) является решением первой системы, потому что при подстановке этих тройки и минус единицы в вместо \(x\) и \(y\), оба уравнения превратятся в верные равенства \(\begin3-2\cdot (-1)=5 \\3 \cdot 3+2 \cdot (-1)=7 \end\)

А вот \(x=1\); \(y=-2\) — не является решением первой системы, потому что после подстановки второе уравнение «не сходится» \(\begin1-2\cdot(-2)=5 \\3\cdot1+2\cdot(-2)≠7 \end\)

Отметим, что такие пары часто записывают короче: вместо «\(x=3\); \(y=-1\)» пишут так: \((3;-1)\).

Как решить систему линейных уравнений?

Есть три основных способа решения систем линейных уравнений:

Возьмите любое из уравнений системы и выразите из него любую переменную.

Полученное выражение подставьте вместо этой переменной в другое линейное уравнение системы.

Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\)

Замечание к шагу 1: нет никакой разницы какую переменную и из какого уравнения выражать. Обычно более удобно выражать ту переменную, перед которой нет коэффициента или, говоря точнее, коэффициент которой равен единице (в примере выше это был икс в первом уравнении).

Почему так? Потому что во всех остальных случаях у нас при выражении переменной получилась бы дробное выражение . Попробуем, например, выразить икс из второго уравнения системы:

И сейчас нам нужно будет эту дробь подставлять в первое уравнение и решать то, что получиться. До верного ответа мы бы всё равно дошли, но идти было бы неудобнее

Способ алгебраического сложения.

    Равносильно преобразовывая каждое уравнение в отдельности, запишите систему в виде:\(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\).

    Теперь нужно сделать так, чтоб коэффициенты при одном из неизвестных стали одинаковы (например, (\(3\) и \(3\)) или противоположны по значению (например, \(5\) и \(-5\)). В нашем примере уравняем коэффициенты при игреках. Для этого первое уравнение домножим на \(2\), а второе — на \(3\).

    \(\begin2x+3y=13 |\cdot 2\\ 5x+2y=5 |\cdot 3\end\)\(\Leftrightarrow\)\(\begin4x+6y=26\\15x+6y=15\end\)\(\Leftrightarrow\)

    Сложите (или вычтите) почленно обе части уравнения так, чтобы получилось уравнение с одним неизвестным.

    Найдите неизвестное из полученного уравнения.

    Подставьте найденное значение неизвестного в любое из исходных уравнений и найдите второе неизвестное.

    Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\).

    Замечание к шагу 3: В каком случае уравнения складывают, а в каком вычитают? Ответ прост – делайте так, чтоб пропала переменная: если «уравненные» коэффициенты имеют один и тот же знак – вычитайте, а если разные – складывайте.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin12x-7y=2\\5y=4x-6\end\)

    Приводим систему к виду \(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\) преобразовывая второе уравнение.

    «Уравняем» коэффициенты при иксах. Для этого домножим второе уравнение на \(3\).

    Знаки при иксах разные, поэтому чтоб иксы пропали, уравнения надо сложить.

    Делим уравнение на \(8\), чтобы найти \(y\).

    Игрек нашли. Теперь найдем \(x\), подставив вместо игрека \(-2\) в любое из уравнений системы.

    Икс тоже найден. Пишем ответ.

    Приведите каждое уравнение к виду линейной функции \(y=kx+b\).

    Постройте графики этих функций. Как? Можете прочитать здесь .

  1. Найдите координаты \((x;y)\) точки пересечения графиков и запишите их в ответ в виде \((x_0;y_0 )\).
    Ответ: \((4;2)\)
  2. Матхак. Если сомневаетесь в правильности ответа (неважно каким способом вы решали), проверьте подстановкой значений \(x_0\) и \(y_0\) в каждое уравнение. Если оба уравнения превратятся в верные равенства, то ответ правильный.
    Пример: решая систему \(\begin3x-8=2y\\x+y=6\end\), мы получили ответ \((4;2)\). Проверим его, подставив вместо икса \(4\), а вместо игрека \(2\).

    Оба уравнения сошлись, решение системы найдено верно.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin3(5x+3y)-6=2x+11\\4x-15=11-2(4x-y)\end\)

    Перенесем все выражения с буквами в одну сторону, а числа в другую.

    Во втором уравнении каждое слагаемое — четное, поэтому упрощаем уравнение, деля его на \(2\).

    Эту систему линейных уравнений можно решить любым из способов, но мне кажется, что способ подстановки здесь удобнее всего. Выразим y из второго уравнения.

    Подставим \(6x-13\) вместо \(y\) в первое уравнение.

    Первое уравнение превратилась в обычное линейное . Решаем его.

    Сначала раскроем скобки.

    Перенесем \(117\) вправо и приведем подобные слагаемые.

    Поделим обе части первого уравнения на \(67\).

    Ура, мы нашли \(x\)! Подставим его значение во второе уравнение и найдем \(y\).

    Задания по теме Системы уравнений

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Задания по теме Системы уравнений.7 класс

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 585 186 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А.

    § 16. Решение систем линейных уравнений

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Другие материалы

    • 22.04.2018
    • 2526
    • 0

    • 22.04.2018
    • 1165
    • 13

    • 22.04.2018
    • 2807
    • 10

    • 22.04.2018
    • 434
    • 1

    • 21.04.2018
    • 550
    • 1

    • 21.04.2018
    • 563
    • 3

    • 21.04.2018
    • 825
    • 0

    • 20.04.2018
    • 216
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 22.04.2018 21423
    • DOCX 718.4 кбайт
    • 1061 скачивание
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Булдакова Любовь Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 7 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 743963
    • Всего материалов: 430

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

    Время чтения: 1 минута

    В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

    Время чтения: 2 минуты

    Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

    Время чтения: 1 минута

    В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

    Время чтения: 1 минута

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
    план-конспект урока по алгебре (7 класс)

    Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Технологическая карта урока и презентация к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»222.98 КБ
    Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»229.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель: Игнатьева Вера Аркадьевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 36» Авиастроительного района г. Казани

    Автор (УМК): Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд – М.: Просвещение, 2018.

    Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными (2 урока, первый урок)

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний

    Цели урока: Способствовать формированию у обучающихся знаний по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

    – Способствовать формированию у обучающихся знаний по теме » Системы линейных уравнений с двумя переменными»: понятия системы уравнений с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными, что значит решить систему уравнений с двумя переменными.

    – Сформировать у обучающихся представление о системе линейных уравнений с двумя переменными как математическом аппарате решения практических задач.

    — развитие устной и письменной речи обучающихся.

    — формирование учебно-познавательного интереса к предмету посредством включения в материал урока задачи из художественного произведения.

    Ресурсы: Компьютер; проектор, ноутбуки, документ-камера. Презентация в PowerPoint. УМК «Живая математика». А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Рассказы. Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор».

    Содержание учебного материала

    Форма организации учебной деятельности

    Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.

    Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Создает эмоциональ-ный настрой на деятельность

    Проверяют наличие средств обучения у себя на парте, настраиваются на работу

    Р. – нацеливание на успешную деятельность.

    Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.

    К. – формирование умения слушать и слышать

    Презентация, слайды 2-4

    1. Какое уравнение называется линейным уравнением с двумя переменными?

    2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?

    3. Являются ли уравнения с двумя переменными линейными:

    а) 2 x + 3 y = 5; в) 5 x – 4 y = 7;

    б) x y = 6; г)

    Побуждает к высказыванию своего мнения

    Отвечают устно на вопросы

    К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

    – умение слушать, не перебивая

    Постановка цели и задач урока

    Презентация, слайды 5-7 Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор».

    В рассказе А.П. Чехова «Репетитор» имеется задача.

    Задача . Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?

    – Знаете ли вы, что такое аршин? (Это старинная русская мера длины, равная 0,7112 м.)

    Озвучивает тему и цель урока.

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Отвечают на вопросы учителя

    К. – умение слушать, не перебивая

    Первичное усвоение новых знаний

    Презентация, слайды 8-19, Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор»

    – О чем идет речь в задаче?

    – Что в задаче известно?

    – Что нужно в задаче найти?

    Составим таблицу для занесения данных задачи.

    – Как будет выглядеть наша таблица?

    – Сколько неизвестных величин в задаче? (Две величины: количество черного и количество синего сукна)

    – Как можно обозначить эти величины? (Количество черного сукна – x , количество синего сукна – y )

    – Какой же будет стоимость каждого сукна?

    – Какие уравнения можно составить?

    Мы составили два уравнения с двумя переменными.

    Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

    Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти такие значения переменных, которые обращают в верное равенство каждое из уравнений x + y = 138, 3 x + 5 y = 540, то есть нужно найти общее решение этих уравнений.

    Говорят, что требуется решить систему уравнений .

    Систему уравнений принято записывать с помощью фигурной скобки.

    (1)

    В рассказе дан ответ к задаче: 75 и 63.

    – Как можно проверить, является ли пара чисел 75 и 63 решением данной системы уравнений с двумя переменными?

    Если x = 75, y = 63, то x + y = 75 + 63 =138; 138 = 138.

    Если x = 75, y = 63, то 3 x + 5 y = 3 . 75 +5 . 63 = 225 + 315 = 540; 540 =540.

    Значит, пара значений переменных x = 75 и y = 63 является решение системы уравнений с двумя переменными.

    – Что же называется решением системы уравнений с двумя переменными?

    Определение . Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.

    – А что значит решить систему уравнений?

    Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Контролирует выполнение работы.

    Проводит параллель с ранее изученным материалом.

    Подводит обучающихся к выводу определения решения системы уравнений.

    Организует проверку выполнения упражнения

    Записывают краткую запись в виде таблицы, выполняют пошаговую проверку по слайдам 8-15 презентации.

    Проверяют, является ли пара чисел 75 и 63 решением системы уравнений (2), проверка правильности решения – слайд 17 презентации

    Высказывают свое мнение

    П. – умение сравнивать объекты по существенным признакам,

    – использование знаковосимво-лических средств.

    – волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.

    К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Первичная проверка понимания

    Презентация, слайд 20.

    УМК «Живая математика».

    Задание 1. Является ли пара чисел x =7, y = 5 решением системы уравнений

    (2)

    Как можно решить данную систему уравнений? – Построить график каждого уравнения и найти координаты точки их пересечения.

    Задание 2. Решите графически систему уравнений (2) с помощью программы «Живая математика»

    обсуждение способов решения. Организует проверку выполнения упражнения

    Выполняют в тетрадях задание 1.

    Работают на ноутбуках из модульного мобильного класса с программой «Живая математика», выполняя задание 2

    П. – выполнение действий по алгоритму.

    – волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Алгебра: Учебник для 7 кл. общео-бразователь-ных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского

    УМК «Живая математика».

    № 1056; № 1060 (б, г) – выполнить самопроверку с помощью УМК «Живая математика».

    № 1156. Является ли решением системы уравнений пара чисел:

    а) x =3, y =1; б) x = 2, y = 2?

    № 1060. Решите графически систему уравнений:

    б) г)

    ФронтальнаяРабота в парах

    Организует проверку выполнения упражнений

    Выполняют в тетрадях задание № 1156 и № 1160 (б, г).

    Работают в парах на ноутбуках из модульного мобильного класса с программой «Живая математика», проверяя решение задания № 1160 (б, г)

    П. – выполнение действий по алгоритму.

    Р. способность определить цель учебной деятельности,

    – нацеливание на успешную деятельность,

    Л. – выражение положительного отношения к процессу познания

    К. – достижение договоренностей и согласование общего решения

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Алгебра: Учебник для 7 кл. общео-бразователь-ных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского

    Задание на дом по выбору:

    1) п. 42, № 1058, № 1061 из учебника.

    2) п. 42, № 1058(б), № 1061(б).

    Задание. В рассказе «Репетитор» нет решения задачи, но говорится о том, что отец Пети решил задачу без знания алгебры. Попробуйте решить задачу известными вам способами.

    Дает комментарий к домашнему заданию

    Обучащиеся получают инструктаж по выполнению домашнего задания

    П. – поиск и выделение необходимой информации.

    Р. – нацеливание на успешную деятельность.

    Л. – выражение положительного отношения к процессу познания

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Задание: Оцените свою деятельность на уроке. Если вы все поняли – поставьте знак «+», если ничего не поняли – поставьте знак » –», если у вас остались какие-то вопросы — поставьте знак «?».

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

    Формулирова-ние конечного результата своей работы на уроке. Вычленение основных позиций изученного материала и оценка степени его усвоения

    Р. –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

    Л. – самооценка на основе критериев успешности


    источники:

    http://infourok.ru/zadaniya-po-teme-sistemi-uravneniy-2914977.html

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2020/08/22/uroka-algebry-v-7-klasse-po-teme-sistemy-lineynyh-uravneniy-s