Системы рациональных уравнений и неравенств 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

≥ 0

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

()² + 7 () +12 0

  • ≤ 0
  • ≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    ≤ 0

    Замена

    Тогда t-1 — ≤ 0

    Рациональные неравенства и их системы. Системы рациональных неравенств

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    С помощью данного урока вы узнаете о рациональных неравенствах и их системах. Решается система рациональных неравенств с помощью эквивалентных преобразований. Рассматривается определение эквивалентности, способ замены дробно-рационального неравенства — квадратным,а также разбирается в чем отличие неравенства от уравнения и как осуществляются равносильные преобразования.

    Системы рациональных неравенств.
    план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

    Конспект урока в 10 классе. Тип урока поисковый.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_reshenie_sistem_ratsionalnyh_neravenstv.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Решение систем рациональных неравенств»

    Тип урока: поисковый

    Цель: поиск способов решения неравенств с модулем, применение метода интервалов в новой ситуации.

    — проверить умения и навыки в решении рациональных неравенств и их систем; — показать учащимся возможности применения метода интервалов при решении неравенств с модулем;

    — научить логически мыслить;

    — выработать навык самооценки своей работы;

    — научить выражать свои мысли,

    — научить аргументированно отстаивать свою точку зрения;

    — сформировать у учащихся положительный мотив учения;

    — развить самостоятельность учащихся.

    I. Организационный момент (1мин)

    Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Система рациональных неравенств», будем применять свои знания и умения в новой ситуации.

    Запишите число и тему урока «Решение систем рациональных неравенств». Сегодня я вас приглашаю в путешествие по дорогам математики, где вас ожидают испытания, проверка на прочность. У вас на партах лежат дорожные карты с заданиями, путевой лист самооценки, который в конце путешествия сдадите мне (диспетчеру).

    Девизом путешествия будет служить афоризм «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий» . Возьмите с собой ваш багаж знаний. Включите мыслительный процесс и в путь. В дороге нас будет сопровождать дорожное радио. Звучит фрагмент музыки (1 мин). Потом резкий звук сигнала.

    II. Этап проверки знаний. Работа в группах. «Досмотр багажа»,

    Вот и первое испытание «Досмотр багажа», проверка ваших знаний по теме

    Сейчас вы разделитесь на группы по 3 или 4 человека. У каждого на парте есть листок с заданием. Распределите эти задания между собой, решите их, на общем листе запишите готовые ответы. Группа, состоящая из 3 человек, выбирает 3 любые задания. Кто выполнит все задания, сообщит об этом учителю. Я или мои помощники сверим ответы, и если хоть один ответ будет неверным, группе возвращается листок на перепроверку . (ответы дети не видят, им только сообщается, в каком задании неверный ответ). Победит та группа, которая первой без ошибок справиться со всеми заданиями. Вперёд за победой.

    Звучит очень тихая музыка.

    Если закончат работу две или три группы одновременно, то учителю поможет проверить кто-то из ребят другой группы. Ответы на листе у учителя (4 экземпляра).

    Работа останавливается, когда появится группа-победитель.

    Не забудьте заполнить путевой лист самооценки. И едем дальше.

    Лист с заданием для «Досмотра багажа»

    III. Этап актуализации знаний и открытие новых знаний. «Эврика»

    Досмотр показал, что багаж знаний у вас есть.

    Но в дороге всякие ситуации бывают, иногда требуется смекалка, а не забыли ли вы прихватить её с собой, проверим.

    Вы научились решать системы рациональных неравенств методом интервалов. Сегодня мы посмотрим, при решении каких задач целесообразно применение этого метода. Но сначала вспомним, что такое модуль .

    1. Продолжите предложения «Модуль числа равен самому числу, если. » (устно)

    «Модуль числа равен противоположному числу, если. »

    2. Пусть А(Х) -многочлен от x

    На доске пишет ученик, ребята, записывают в тетради.

    Запишите выражение, противоположное выражению А(х)

    А(х) = 5 — 4х; А(х) = 6х 2 — 4х + 2

    На доске пишет ученик, ребята, записывают в тетради.

    3. Сейчас попробуем найти способ решения квадратичного неравенства с модулем

    Ваши предложения по решению этого неравенства.

    Выслушать предложения ребят.

    Если предложений не будет, то задать вопрос: «Можно ли решить это неравенство с помощью систем неравенств?»

    Выходит ученик, решает.

    IV. Этап первичного закрепления новых знаний, составление алгоритма решения. Пополнение багажа.

    (Работа в группах по 4 человека).

    Сейчас я вам предлагаю пополнить ваш багаж. Будете работать в группах. Каждой группе выдаются по 2 карточки с заданиями.

    На первой карточке нужно записать системы для решения неравенств, представленных на доске и разработать алгоритм решения подобных неравенств, решать не нужно.

    Первая карточка у групп разная, вторая одинаковая

    1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

    1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

    1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

    1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

    2. Разработать алгоритм решения подобных неравенств по шагам.

    Под каждым уравнением на доске нужно написать совокупность систем.

    Выходят 4 ученика, и пишут системы. В это время с классом обсуждаем алгоритм .

    V. Этап закрепления знаний. «Дорога домой».

    Багаж пополнен, теперь пора в обратный путь. Сейчас решите самостоятельно любое из предложенных неравенств с модулем в соответствии с составленным алгоритмом.

    С вами в пути опять будет дорожное радио.

    Включить тихую фоновую музыку . Учитель проверяет оформление и при необходимости консультирует.

    Задания на доске.

    Работу закончили. Сверьте ответы (они на обратной стороне доски), заполните путевой лист самооценки.

    Постановка домашнего задания .

    Запишите домашнее задание (перепишите в тетрадь неравенства, которые не сделали или сделали с ошибками, дополнительно № 84 (а) на стр. 373 учебника по желанию)

    VI. Этап релаксации .

    Чем полезно было для вас это путешествие?

    Чему вы научились?

    Подведите итоги. Подсчитайте, сколько баллов каждый из вас заработал. (ребята называют итоговый балл). Листы с самооценкой сдайте диспетчеру, то есть мне.

    Закончить урок я хочу притчей.

    «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?», и тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу», а третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве Храма!»»

    — Ребята! Оцените каждый свою работу за урок, задумайтесь, что для каждого из вас учёба в школе: тяжёлые камни, или выполненная работа, или закладывание фундамента вашей будущей успешной жизни?

    Фамилия, имя, класс

    Работа в группе по решению неравенств или систем неравенств.

    2 балла, если выполнил верно без посторонней помощи;

    1 балл, если выполнил верно с посторонней помощью;

    0 баллов, если не выполнил задание

    1 балл дополнительный за победу группы

    Работа в группе по составлению алгоритма

    1 балл за активную работу

    2 балла за каждое задание, если выполнил верно без посторонней помощи;

    1 балл, если выполнил верно с посторонней помощью;


    источники:

    http://interneturok.ru/lesson/algebra/9-klass/itogovoe-povtorenie-kursa-algebry-9go-klassa/ratsionalnye-neravenstva-i-ih-sistemy-sistemy-ratsionalnyh-neravenstv

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2017/01/31/sistemy-ratsionalnyh-neravenstv