Системы уравнений 8 класс квадратные уравнения

Алгебра. Урок 4. Уравнения, системы уравнений

Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Уравнения”.

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

  • Линейные уравнения

Линейные уравнения

Линейное уравнение – уравнение вида a x = b , где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a ≠ 0 .

Примеры линейных уравнений:

  1. 3 x = 2
  1. 2 7 x = − 5

Линейными уравнениями называют не только уравнения вида a x = b , но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.

Как же решать уравнения, которые приведены к виду a x = b ? Достаточно поделить левую и правую часть уравнения на величину a . В результате получим ответ: x = b a .

Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением.

Для того, чтобы решить линейное уравнение , необходимо раскрыть скобки (если они есть), перенести «иксы» в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида a x = b . Решение данного линейного уравнения: x = b a .

Примеры решения линейных уравнений:

  1. 2 x + 1 = 2 ( x − 3 ) + 8

Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.

Попробуем преобразовать его к виду a x = b :

Для начала раскроем скобки:

2 x + 1 = 4 x − 6 + 8

В левую часть переносятся все слагаемые с x , в правую – числа:

Теперь поделим левую и правую часть на число ( -2 ) :

− 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5

Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум.

Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум:

x 2 + 3 x − 8 = x − 1

Это уравнение не является линейным уравнением.

Особые случаи (в 4 задании ОГЭ они не встречались, но знать их полезно)

  1. 2 x − 4 = 2 ( x − 2 )

Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

2 x − 2 x = − 4 + 4

И как же здесь искать x , если его нет? После выполнения преобразований мы получили верное равенство (тождество), которое не зависит от значения переменной x . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда получается верное равенство (тождество). Значит x может быть любым числом. Запишем ответ к данном линейному уравнению.

Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

2 x − 4 = 2 x − 16

2 x − 2 x = − 16 + 4

В результате преобразований x сократился, но в итоге получилось неверное равенство, так как . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда будет неверное равенство. А это означает, что нет таких значений x , при которых равенство становилось бы верным. Запишем ответ к данному линейному уравнению.

Квадратные уравнения

Квадратное уравнение – уравнение вида a x 2 + b x + c = 0, где x – переменная, a , b и c – некоторые числа, причем a ≠ 0 .

Алгоритм решения квадратного уравнения:

  1. Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид: a x 2 + b x + c = 0
  2. Выписать, чему равны в числах коэффициенты: a = … b = … c = …
  3. Вычислить дискриминант по формуле: D = b 2 − 4 a c
  4. Если D > 0 , будет два различных корня, которые находятся по формуле: x 1,2 = − b ± D 2 a
  5. Если D = 0, будет один корень, который находится по формуле: x = − b 2 a
  6. Если D 0, решений нет: x ∈ ∅

Примеры решения квадратного уравнения:

  1. − x 2 + 6 x + 7 = 0

a = − 1, b = 6, c = 7

D = b 2 − 4 a c = 6 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 7 = 36 + 28 = 64

D > 0 – будет два различных корня:

x 1,2 = − b ± D 2 a = − 6 ± 64 2 ⋅ ( − 1 ) = − 6 ± 8 − 2 = [ − 6 + 8 − 2 = 2 − 2 = − 1 − 6 − 8 − 2 = − 14 − 2 = 7

Ответ: x 1 = − 1, x 2 = 7

a = − 1, b = 4, c = − 4

D = b 2 − 4 a c = 4 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 4 ) = 16 − 16 = 0

D = 0 – будет один корень:

x = − b 2 a = − 4 2 ⋅ ( − 1 ) = − 4 − 2 = 2

a = 2, b = − 7, c = 10

D = b 2 − 4 a c = ( − 7 ) 2 − 4 ⋅ 2 ⋅ 10 = 49 − 80 = − 31

D 0 – решений нет.

Также существуют неполные квадратные уравнения (это квадратные уравнения, у которых либо b = 0, либо с = 0, либо b = с = 0 ). Смотрите видео, как решать такие квадратные уравнения!

Разложение квадратного трехчлена на множители

Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом:

a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 )

где a – число, коэффициент перед старшим коэффициентом,

x – переменная (то есть буква),

x 1 и x 2 – числа, корни квадратного уравнения a x 2 + b x + c = 0 , которые найдены через дискриминант.

Если квадратное уравнение имеет только один корень , то разложение выглядит так:

a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 0 ) 2

Примеры разложения квадратного трехчлена на множители:

  1. − x 2 + 6 x + 7 = 0 ⇒ x 1 = − 1, x 2 = 7

− x 2 + 6 x + 7 = ( − 1 ) ⋅ ( x − ( − 1 ) ) ( x − 7 ) = − ( x + 1 ) ( x − 7 ) = ( x + 1 ) ( 7 − x )

  1. − x 2 + 4 x − 4 = 0 ; ⇒ x 0 = 2

− x 2 + 4 x − 4 = ( − 1 ) ⋅ ( x − 2 ) 2 = − ( x − 2 ) 2

Если квадратный трехчлен является неполным, ( ( b = 0 или c = 0 ) то его можно разложить на множители следующими способами:

  • c = 0 ⇒ a x 2 + b x = x ( a x + b )
  • b = 0 ⇒ применить формулу сокращенного умножения для разности квадратов.

Дробно рациональные уравнения

Пусть f ( x ) и g ( x ) – некоторые функции, зависящие от переменной x .

Дробно рациональное уравнение – это уравнение вида f ( x ) g ( x ) = 0 .

Для того, чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо вспомнить, что такое ОДЗ и когда оно возникает.

ОДЗ – область допустимых значений переменной.

В выражении вида f ( x ) g ( x ) = 0

ОДЗ: g ( x ) ≠ 0 (знаменатель дроби не может быть равен нулю).

Алгоритм решения дробно рационального уравнения:

  1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
  2. Выписать ОДЗ: g ( x ) ≠ 0.
  3. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни.
  4. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

Пример решения дробного рационального уравнения:

Решить дробно рациональное уравнение x 2 − 4 2 − x = 1.

Решение:

Будем действовать в соответствии с алгоритмом.

  1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .

Переносим единичку в левую часть, записываем к ней дополнительный множитель, чтобы привести оба слагаемых к одному общему знаменателю:

x 2 − 4 2 − x − 1 \ 2 − x = 0

x 2 − 4 2 − x − 2 − x 2 − x = 0

x 2 − 4 − ( 2 − x ) 2 − x = 0

x 2 − 4 − 2 + x 2 − x = 0

x 2 + x − 6 2 − x = 0

Первый шаг алгоритма выполнен успешно.

Обводим в рамочку ОДЗ, не забываем про него: x ≠ 2

  1. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни:

x 2 + x − 6 = 0 – Квадратное уравнение. Решаем через дискриминант.

a = 1, b = 1, c = − 6

D = b 2 − 4 a c = 1 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 1 + 24 = 25

D > 0 – будет два различных корня.

x 1,2 = − b ± D 2 a = − 1 ± 25 2 ⋅ 1 = − 1 ± 5 2 = [ − 1 + 5 2 = 4 2 = 2 − 1 − 5 2 = − 6 2 = − 3

  1. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

Корни, полученные на предыдущем шаге:

Значит, в ответ идет только один корень, x = − 3.

Системы уравнений

Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (как правило, неизвестные обозначаются x и y ) , которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

Пример системы уравнений

Решить систему уравнений – найти пару чисел x и y , которые при подстановке в систему уравнений образуют верное равенство в обоих уравнениях системы.

Существует два метода решений систем линейных уравнений:

  1. Метод подстановки.
  2. Метод сложения.

Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки:

  1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
  2. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
  3. Решить уравнение с одной неизвестной.
  4. Найти оставшуюся неизвестную.

Решить систему уравнений методом подстановки

Решение:

  1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
  1. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
  1. Решить уравнение с одной неизвестной.

3 ( 8 − 2 y ) − y = − 4

y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

  1. Найти оставшуюся неизвестную.

x = 8 − 2 y = 8 − 2 ⋅ 4 = 8 − 8 = 0

Ответ можно записать одним из трех способов:

Решение системы уравнений методом сложения.

Метод сложения основывается на следующем свойстве:

Идея метода сложения состоит в том, чтобы избавиться от одной из переменных, сложив уравнения.

Решить систему уравнений методом сложения

Давайте избавимся в данном примере от переменной x . Суть метода состоит в том, чтобы в первом и во втором уравнении перед переменной x стояли противоположные коэффициенты. Во втором уравнении перед x стоит коэффициент 3 . Для того, чтобы метод сложения сработал, надо чтобы перед переменной x оказался коэффициент ( − 3 ) . Для этого домножим левую и правую часть первого уравнения на ( − 3 ) .

Теперь, когда перед переменной в обоих уравнениях стоят противоположные коэффициенты, при сложении левых частей уравнений переменная x исчезнет.

( − 3 x − 6 y ) + ( 3 x − y ) = ( − 24 ) + ( − 4 )

− 3 x − 6 y + 3 x − y = − 24 − 4

y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

Осталось найти переменную x . Для этого подставим y = 4 в любое из двух уравнений системы. Например, в первое.

Ответ можно записать одним из трех способов:

Задание №9 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.

Контрольная работа по алгебре в 8 классе по теме «Квадратные уравнения» и по теме «Системы уравнений» в 4 вариантах

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Контрольная работа по алгебре в 8 классе по теме «Системы уравнений»

1. Постройте график уравнения 3х – у = 2.

2. Определите, какая из прямых проходит через начало координат. И постойте эту прямую : у= 2х – 4, у=0,5х, у=2.

3. Решите систему уравнений х + у = 4

4. Вычислите координаты точек пересечения прямой у = х + 2 и окружности х 2 + у 2 =10.

5. Решите систему уравнений 2/3х + 4/5у = 0

1. Постройте график уравнения – 2х – у = 6.

2. Определите, какая из прямых проходит через начало координат. И постойте эту прямую : у= 2х , у=0,5х + 1, у=4.

3. Решите систему уравнений х + 2у = – 25

4. Вычислите координаты точек пересечения прямой у = – 2х – 3 и параболы у + х 2 =0.

5. Решите систему уравнений х/2 – у/3 = 2

1. Постройте график уравнения 4х – у = – 1 .

2. Определите, какая из прямых проходит через начало координат. И постойте эту прямую : у= 2х – 4, у= 5х, х=3.

3. Решите систему уравнений 2х – 4у = 2

4. Вычислите координаты точек пересечения прямой у = – 2х + 2 и

окружности х 2 + у 2 =4.

5. Решите систему уравнений х/5 + у/2 = 2

1. Постройте график уравнения – 2х – у = 4.

2. Определите, какая из прямых проходит через начало координат. И постойте эту прямую : у= 4х , у=2х + 1, х=2.

3. Решите систему уравнений у – 2х = – 1

4. Вычислите координаты точек пересечения прямой у = 2 – х и параболы у – х 2 =0.

5. Решите систему уравнений у/2 – х/6 = 5/2

Контрольная работа по алгебре

в 8 классе (Квадратные уравнения)

1. Решите уравнения: а) – 2х 2 + 13х – 21 = 0, б) 4х 2 – 20 = 0, в) 6х 2 + 12 = 0.

2. Разложите, если возможно, на множители: а) у 2 + у + 8 = 0, б) у 2 – 2у – 15 = 0.

3. Решите задачу: Площадь прямоугольника 96 см 2 . Найдите его стороны, если одна из них на 4 см меньше другой.

4. Решите уравнение: х 4 – 3х 2 – 4 = 0.

1. Решите уравнения: а) 1,5х 2 + 4х + 2,5 = 0 , б) 2х 2 – 20 = 0, в) 5х 2 + 15 = 0.

2. Разложите, если возможно, на множители: а) у 2 + у + 10 = 0, б) 2х 2 + 3х + 1 = 0.

3. Решите задачу: Произведение двух натуральных чисел равно 273.Найдите эти числа, если одно из них на 8 больше другого.

4. Решите уравнение: х 4 – 5х 2 + 4 = 0.

1. Решите уравнения: а) 10х 2 – 11х + 3 = 0 , б) 7х 2 – 21 = 0, в) 3х 2 + 12 = 0.

2. Разложите, если возможно, на множители: а) у 2 – 4у + 5 = 0, б) у 2 – 9у + 14 = 0.

3. Решите задачу: Площадь прямоугольника 96 см 2 . Найдите его стороны, если одна из них на 4 см меньше другой.

4. Решите уравнение: х 4 – 3х 2 – 4 = 0.

1. Решите уравнения: а) – 7х 2 + 5х + 2 = 0, б) 5х 2 – 30 = 0, в) 6х 2 + 42 = 0.

2. Разложите, если возможно, на множители: а) у 2 – 4у + 7 = 0, б) х 2 + 9х – 10 = 0.

3. Решите задачу: Произведение двух натуральных чисел равно 273.Найдите эти числа, если одно из них на 8 больше другого.

4. Решите уравнение: х 4 – 5х 2 + 4 = 0.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 181 материал в базе

Материал подходит для УМК

«Алгебра», Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др.

Глава 3. Квадратные уравнения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 12.02.2018
  • 666
  • 9

  • 12.02.2018
  • 6054
  • 62

  • 12.02.2018
  • 851
  • 24

  • 12.02.2018
  • 743
  • 1

  • 12.02.2018
  • 2209
  • 35

  • 12.02.2018
  • 190
  • 0
  • 12.02.2018
  • 274
  • 0
  • 12.02.2018
  • 1204
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 12.02.2018 9220
  • DOCX 27.5 кбайт
  • 48 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ларцева Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 19997
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок по теме «Решение квадратных уравнений». 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Рассмотрим стандартные (изучаемые в школьном курсе математики) и нестандартные приёмы решения квадратных уравнений.

1. Разложение левой части квадратного уравнения на линейные множители.

3) х 2 + 10х – 24 = 0.

6(х 2 + х – х ) = 0 | : 6

х 2 + х – х – = 0;

х(х – ) + (х – ) = 0;

х(х – ) (х + ) = 0;

= ; .

Ответ: ; – .

Для самостоятельной работы:

Решите квадратные уравнения, применяя метод разложения левой части квадратного уравнения на линейные множители.

а) х 2 – х = 0;

ж) х 2 + 6х + 9 = 0;

б) х 2 + 2х = 0;

д) 4х 2 – = 0;

з) х 2 + 4х + 3 = 0;

в) 3х 2 – 3х = 0;

е) х 2 – 4х + 4 = 0;

и) х 2 + 2х – 3 = 0.

а) 0; 1

ж) – 3

б) -2; 0

д)

з) -3; -1

в) 0; 1

и) -3; -1

2. Метод выделения полного квадрата.

Для самостоятельной работы.

Решите квадратные уравнения, применяя метод выделения полного квадрата.

3. Решение квадратных уравнений по формуле.

ах 2 + вх + с = 0, (а | · 4а

4а 2 х 2 + 4ав + 4ас = 0;

2ах + 2ах·2в + в 2 – в 2 + 4ас = 0;

2 = в 2 – 4ас;

= ± ;

2ах = -в ±;

х1,2 =.

Для самостоятельной работы.

Решите квадратные уравнения, применяя формулу х1,2 =.

4. Решение квадратных уравнений с использованием теоремы Виета (прямой и обратной)

x 2 + px +q = 0 – приведённое квадратное уравнение

по теореме Виета.

Если то уравнение имеет два одинаковых корня по знаку и это зависит от коэффициента .

Если p, то .

Если p, то.

Если то уравнение имеет два различных по знаку корня, причём больший по модулю корень будет , если p и будет , если p.

Для самостоятельной работы.

Не решая квадратного уравнения, по обратной теореме Виета определите знаки его корней:

а, б, к, л – различные корни;

в, д, з – отрицательные;

г, е, ж, и, м – положительные;

5. Решение квадратных уравнений методом “переброски”.

Для самостоятельной работы.

Решите квадратные уравнения, применяя метод “переброски”.

6. Решение квадратных уравнений с применением свойств его коэффициентов.

I. ax 2 + bx + c = 0, где a 0

1) Если а + b + с = 0, то х1 = 1; х2 =

ax 2 + bx + c = 0 |: а

х 2 + х + = 0.

По теореме Виета

По условию а + b + с = 0, тогда b = -а – с. Далее получим

Из этого следует, что х1 =1; х2 = . Что и требовалось доказать.

2) Если а – b + с = 0 (или b = а +с ) , то х1 = – 1; х2 = –

По теореме Виета

По условию а – b + с = 0 , т.е. b = а +с . Далее получим:

Поэтому х1 = – 1; х2 = – .

1) 345 х 2 – 137 х – 208 = 0.

а + b + с = 345 – 137 – 208 = 0

х1 = 1; х2 = =

Ответ: 1;

2) 132 х 2 – 247 х + 115 = 0.

а + b + с = 132 -247 -115 = 0.

х1 = 1; х2 = =

Ответ: 1;

Для самостоятельной работы.

Применяя свойства коэффициентов квадратного уравнения, решите уравнения

II. ax 2 + bx + c = 0, где a 0

х1,2 = . Пусть b = 2k, т.е. чётное. Тогда получим

х1,2 = = = =

3х 2 – 14х + 16 = 0 .

D1 = (-7) 2 – 3·16 = 49 – 48 = 1

х1,2 = ;

х1 = = 2; х2 =

Ответ: 2;

Для самостоятельной работы.

а) 4х 2 – 36х + 77 = 0

б) 15х 2 – 22х – 37 = 0

в) 4х 2 + 20х + 25 = 0

г) 9х 2 – 12х + 4 = 0

б) -1; 2

г)

III. x 2 + px + q = 0

х1,2 = – ± 2 – q

х 2 – 14х – 15 = 0

х1,2 = 7 = 7

Для самостоятельной работы.

а) х 2 – 8х – 9 = 0

б) х 2 + 6х – 40 = 0

в) х 2 + 18х + 81 = 0

г) х 2 – 56х + 64 = 0

г) 28 18

7. Решение квадратного уравнения с помощью графиков.

а) х 2 – 3х – 4 = 0

б) х 2 – 2х + 1 = 0

в) х 2 – 2х + 5 = 0

Ответ: нет решений

Для самостоятельной работы.

Решить квадратные уравнения графически:

8. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

х 2 + х + = 0.

Пусть А(0; 1), С(0;

По теореме о секущих:

ОВ· ОД = ОА · ОС.

К(; 0), где = —

F(0; ) = (0; ) = )

S(-; )

1) Построим точку S(-; ) – центр окружности и точку А(0;1).

2) Проведём окружность с радиусом R = SA/

3) Абсциссы точек пересечения этой окружности с осью ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

Возможны 3 случая:

1) R > SK (или R > ).

Окружность пересекает ось ох в точке В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 – корни квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.

2) R = SK (или R = ).

Окружность касается оси ох в тоске В11; 0), где х1 – корень квадратного уравнения

3) R 2 – 2x – 3 = 0.

Центр S(-; ),т.е.

х0 = = – = 1,

у0 = = = – 1.

(1; – 1) – центр окружности.

Проведём окружность (S; AS), где А(0; 1).

2) x 2 – 5x + 4 = 0.

х0 = = – = 2,5; у0 = = = 2,5.

3) x 2 + 4x + 4 = 0.

х0 = = – = – 2,

у0 = = = 2,5

4) x 2 – 2x + 3 = 0.

х0 = = – = 1,

у0 = = = 2.

Ответ: нет решений.

Для самостоятельной работы.

Решить следующие квадратные уравнения с помощью циркуля и линейки:

9. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

Для решения используют Четырёхзначные математические таблицы В.М. Брадиса (таблица XXII, стр. 83).

Номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения x 2 + px + q = 0, по его коэффициентам определить корни уравнения. Например:

5) z 2 + 4z + 3 = 0.

Оба корня отрицательные. Поэтому сделаем замену: z1 = – t. Получим новое уравнение:

6) Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, то выполняют подстановку z = k · t и решают с помощью номограммы уравнение: z 2 + pz + q = 0.

к 2 t 2 + p· kt + q = 0. |: к 2

t 2 + t + = 0.

к берут с расчётом, чтобы имели место неравенства:

Для самостоятельной работы.

С помощью таблицы Брадиса решить следующие квадратные уравнения:

10. Геометрический метод решения квадратных уравнений

Рассмотрим примеры, которые решаются с помощью геометрии.

Пример 1. (из “Алгебры” ал-Хорезми)

10 : 4 = 2 ; · 2 = 6 .

SABCD = х 2 + 4Sпр. + 4Sкв. = х 2 + 4·2х + 4 · 6 = х 2 + 10х + 25.

Заменим х 2 + 10х на 39.

SABCD = 39 + 25 = 64 = 8 2 .

Значит сторона АВ = 8.

х= 8 – 2 – 2 =8 – 5 = 3.

Пример 2. (решение уравнения древними греками)

у 2 + 6у + 9 = 16 + 9

Для самостоятельной работы.

Решите геометрически уравнение у 2 – 6у – 16 = 0.


источники:

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-algebre-v-klasse-po-teme-kvadratnie-uravneniya-i-po-teme-sistemi-uravneniy-v-variantah-2591955.html

http://urok.1sept.ru/articles/631426