Системы уравнений с двумя переменными и параметрами
п.1. Решение системы линейных уравнений с параметром
Например:
При каком значении a система уравнений имеет одно решение: \( \left\< \begin
Система имеет одно решение, если главный определитель не равен нулю: $$ \Delta = \begin
Ответ: при всех действительных a, кроме a ≠ ± 1.
п.2. Решение системы нелинейных уравнений с параметром
При решении системы нелинейных уравнений с параметром чаще всего используем графический метод (см. §15 данного справочника).
Например:
При каком значении a система уравнений имеет одно решение: \( \left\< \begin
\( \mathrm
\( \mathrm
Система имеет одно решение, если прямая является касательной к окружности:
Точка A является решением: x = 1, y = 1.
Подставляем найденное решение в уравнение для окружности: 1 2 + 1 2 = 2 $$ \mathrm> $$
п.3. Примеры
Пример 2. Найти все значения параметра a, при каждом из которых система
\( \left\< \begin
Первое уравнение – квадрат с вершинами (±4; 0),(0; ±4); второе уравнение – окружность переменного радиуса с центром в точке (3; 3).
Единственное решение соответствует радиусу \( \mathrm
При увеличении радиуса будет 2, 3 или 4 точки пересечения. При дальнейшем увеличении окружность становится слишком большой, пересечений с квадратом нет.
Получаем:\( \mathrm<|a+1|=\sqrt<2>\Rightarrow a+1=\pm\sqrt<2>\Rightarrow a_<1,2>=-1\pm\sqrt<2>>. \)
Пример 3. Найти все значения параметра a, при каждом из которых система
\( \left\< \begin
При (a – 1) 2 2 = 4 одно решение.
При (a – 1) 2 > 4 два решения.
Получаем:\( \mathrm <(a-1)^2=4\Rightarrow a-1=\pm 2\Rightarrow>\left[\begin
урок в 9 классе «Уравнения и неравенства с параметрами»
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Урок в 9 классе «уравнения и неравенства с параметрами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 658 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе «Решение уравнений и неравенств с параметром»
Тема: Решение уравнений и неравенств с параметром
Тип урока: урок–лекция, материал концентрируется в блоки и преподносится как единое целое, контроль проводится по предварительной подготовке уч-ся.
- Расширить и с истематизировать знания учащихся
- Рассмотреть приёмы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр
- Н аправить на углубленное изучение предмета и овладение его содержанием на повышенном уровне сложности
- Приобрести в рамках предпрофильной подготовки навыки решения задач, содержащих параметры .
- расширение и углубление сложности задач, решаемых учащимися.
- развитие логического мышления, интуиции, познавательных и творческих способностей учащихся,
- развитие умения анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения, обоснования.
- повышение интереса к математике,
- расположение к самостоятельной организации работы.
Формы и методы работы:
- Использование приёмов, активизирующих работу школьников свободный выбор заданий для самостоятельной работы, дифференцированные задания для домашней работы;
- Использование групповых форм работы;
- Формой контроля обучающая самостоятельная работа, итоговое тестирование, исследовательская работа.
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний, умений и навыков.
Учитель: Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр.
Решить уравнение (неравенство) с параметром – это значит установить соответствие, позволяющие для любого значения параметра найти соответствующее множество решений уравнения (неравенства).
Можно выделить различные типы уравнений и неравенств с параметром:
Линейные уравнения и неравенства. (1 блок)
Рассмотрим примеры решения:
1. Решить уравнение: ax=2x+5.
Переносим неизвестные слагаемые в левую часть и приведём подобные слагаемые: ( a–2)x=5.
Чтобы найти корни необходимо поделить уравнение на ( a–2) , при а=2 , выражение а–2=0, т. к. делить на нуль нельзя, то данное уравнение имеет решение только при :
Ответ: при а=2 решений нет, при :;
2.При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 не имеет решений?
Решений не имеет уравнение 0·х=b, где . Поэтому 2а(a–2)=0 , а , отсюда следует, что а=0
3. При каком значении параметра а уравнение (а 2 –4)х=а 2 +а–6 имеет бесконечно много решений?
Уравнение будет иметь бесконечно много решений при:
Решив первое уравнение системы, получим а 1,2 = . Корни 2-го уравнения: а 1 =–3, а 2 =2.
Таким образом, одновременно оба равенства обращаются в 0 при а=2
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащимся на выбор предлагаются задания. Каждый выбирает любые 1–2 или несколько заданий для решения.
- При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 имеет бесконечно много решений?
- При каком значении параметра (а 2 –4)х=а 2 +а–6 уравнение не имеет решений?
- Решить неравенство ax
- При каком значении параметра а неравенство 2aх
- При каком значении параметра a неравенство a 2 x
Обсуждение решений вместе с учащимися. При необходимости проверить с помощью проектора. Оформить решения в виде слайдов.
Квадратные уравнения и неравенства. (2 блок)
Число корней квадратного уравнения определяют по знаку дискриминанта:
Если D>0 то уравнение имеет два различных корня;
Если D=0 то уравнение имеет один корень (или два совпадающих);
Это правило используется и при решении квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр.
1. При каких значениях параметра а уравнение 4x 2 –4ax+1=0 имеет два корня?
Найдем дискриминант исходного выражения.
D=16а 2 –4·4·1=16а 2 –16 ; Так как уравнение имеет два корня, не обязательно различных, то D=16а 2 –16≥0, а 2 –1≥0
2. При каких значениях параметра b уравнение(b-1)x 2 +(b+4)x+b+7=0 имеет один корень?
При b=1 уравнение становится линейным . Подставив b=1 в исходное уравнение, и получим : 5x +8=0; x=16 .
При b 1 имеем квадратное уравнение. Квадратное уравнение имеет один корень при D=0. Находим дискриминант и приравниваем его к нулю. D=(b+4) 2 –4(b-1)( b+7)=–3 b 2 +16 b+44=0.
Решаем уравнение 3 b 2 –16 b–44=0, находим корни b=2; b= .
Ответ: При b=1; b=2; b= уравнение имеет только один корень.
3.При каких значениях параметра неравенство а x 2 –4ax+5 0не имеет решений?
При а=0 получаем :5 0. Это неверно. Значит при а=0 исходное неравенство не имеет решений.
При а исходное неравенство будет квадратным. Графиком функции у= а x 2 –4ax+5 является парабола. Чтобы неравенство а x 2 –4ax+5 не имело решений нужно чтобы парабола была полностью расположена выше оси абсцисс. Условия соответствующие данному расположению параболы:
Решением системы является промежуток (0;1,25). Объединяя решения получаем ответ.
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащиеся выборочно решают самостоятельно задания:
1.При каком значении параметра а уравнение x 2 –ax+16=0 не имеет корней.
2. При каких значениях параметра b уравнение(2b–5)x 2 –2(b–1)x+3=0 имеет два различных корня?
3. При каких значениях а неравенство x 2 –(a+2)x+8а+1>0не имеет решений?
4. При каких значениях а неравенство x 2 –(a+2)x+8а+1>0 выполняется при любых значениях х?
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформить я в виде слайдов.
Применение теоремы Виета. (3 блок)
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет положительные корни?
Пусть x 1 и x 2 – корни уравнения, тогда по теореме Виета x 1 + x 2 =2b и x 1 x 2 = b+6. Имеем систему неравенств:
Решением системы неравенств будет промежуток
Ответ: b уравнение имеет положительные корни.
2.Найти все значения p, при которых разность корней уравнения x 2 +px+12=0 равна 1 .
Пусть x 1 и x 2 – корни уравнения, тогда по теореме Виета имеем систему:
Из первого и третьего уравнений выразим параметр p и подставим во второе уравнение:
Решаем квадратное уравнение: ; 1– p 2 =–48; p 2 =49; Уранение имеет два корня 7 и –7
Ответ: p= разность корней равна 1.
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет отрицательные корни?
2. Найти все значения параметра b при которых уравнение x 2 –2bx+b+6=0 имеет корни разных знаков?
3. Найти все значения p, при которых разность корней уравнения 2x 2 –px+1=0 равна 1 .
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформлены на слайдах.
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Теперь исследуем расположение корней квадратного уравнения в задачах с параметром.
На экране запись:f(x)=ax 2 +bx+c
–Какую информацию о графике функции можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?
–если а 0, то ветви параболы направлены вверх, если а
– если а=0, то графиком будет являться не парабола, а прямая и соответствующее уравнение нужно решать как линейное;
–если D>0, то парабола пересекает ось абсцисс в 2-х точках
–абсцисса параболы равна
Эти свойства используются нами при решении задач о расположении корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Задача: При каких значениях параметра а оба корня уравнения x 2 –ax+7=0 меньше 7.
Учитель: Попробуйте схематически изобразить параболу записать необходимые условия соответствующие этому расположению параболы. Учащиеся пытаются составить соответствующую систему неравенств и схематически изобразить график.
Проверка с помощью проектора y
Решаем соответствующую систему неравенств. Учащиеся самостоятельно находят решение системы неравенств. Сверяют ответы.
Ответ: При а оба корня уравнения меньше 7.
Учитель: Решим ещё одну подобную задачу:
Задача: При каких значениях параметра а число 7 находится между корнями уравнения x 2 –ax+7=0 ?
Учитель: Попробуем схематически изобразить график и составить соответствующую систему неравенств.
Проверка с помощью проектора : y
Находим решение системы неравенств.
Ответ: При а 8 число 7 находится между корнями уравнения.
Учитель: Сегодня на уроке мы разобрали основные приёмы решения линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр, научились использовать теорему Виета при решении задач с параметрами, научились получать геометрическую интерпретацию задачи с параметром, составлять подходящую систему неравенств. Для решения данной задачи.
Домашнее задание состоит из 3-х разделов, различного уровня сложности.
Линейные уравнения и неравенства
- 1.При каком значении а неравенство a x 8 не имеет решений?
- 2. При каком значении а неравенство a x 8 имеет бесконечно много решений?
3.Решить неравенство a x 1– x для различных значений a.
- 1. При каком значении а уравнение
- 2a(а–2) x= а–2 не имеет решений?
- 2. При каком значении а уравнение 2a(а–2) x= а–2 имеет бесконечно много решений?
2a(а–2) x а–2 различных значений a.
1.При каком значении а система уравнений не имеет решений?
2. При каком значении а система уравнений имеет бесконечно много решении?
Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета.
1.При каком значении параметра а уравнение ax 2 +2ax+1=0 имеет 2 корня?
2.При каком значении а неравенство x 2 –3ax+4 0 имеет бесконечно много решений?
3. Найти все значения а при которых сумма корней уравнения
2x 2 +ax+1=0 положительна?
1.При каком значении а неравенство аx 2 –4ax–3 0 выполняется при любых значениях х?
2. При каком значении параметра а уравнение ax 2 +(2a+3) x+а–1=0 не имеет корней?
3. Найти все значения а при которых отношение корней уравнения
x 2 + p x+2=0 равно 2?
1. При каком значении параметра а решение неравенства ax 2 +2ax+1 0 состоит из одной точки?
2. Найти все значения а при которых число 2разделяет корни уравнения аx 2 +x+1=0.
3.При каком значении а сумма + где –корни уравнения 4 x 2 –11x+а 2 =0 принимает наибольшее значение?
Учащиеся получают домашнее задание на карточках. Достаточно выполнить любые 6 заданий. При оценивании работы учитывается раздел уровня сложности, из которого были решены задачи.
Анализ усвоения материала учащимися.
Учащиеся проявляют интерес к предложенной теме, так как задачи с параметрами нечасто встречаются при изучении курса алгебры 7–9 классов. Решение задач с параметрами вызывает большие трудности, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики. Трудности при изучении данного вида заданий связаны со следующими их особенностями: обилие формул и методов, используемых при решении уравнений и неравенств данного вида; возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр различными методами.
Материал урока позволил обобщить и систематизировать задачи с параметрами, встречавшиеся ранее в курсе алгебры 7–9 классов. Были выработаны навыки решения простейших линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр. Учащиеся получили представление о разнообразии задач такого рода и разнообразии методов их решения, научились использовать при решении графические представления. Знакомясь условием задачи, научились применять теоретические разделы математики, необходимые для решения данной задачи.
Эти навыки безусловно будут полезны в первую очередь учащимся в рамках предпрофильной подготовки особенно тем, кто ориентирован на профиль обучения, связанный с математикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнения и неравенства с параметрами
На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств.
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С).
Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»
9-й класс. Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв.
Урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с параметрами».Элективный курс.
Урок обобщения и повторения. Основная цель: Повторить и обобщить знания учащихся методов решения уравнений и неравенств с параметрами;закрепить умения применять знания при решении конкретн.
Конспект урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)
Тема урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)Цели урока:- обобщить материал по данной теме и применить его для выполнения заданий более высокого уровня сложности;- развивать память, мышле.
Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс
Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач.
Урок-семинар по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами», 11 класс
Представлена разработка урока-семинара по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами» , 11 класс, подготовка к ЕГЭ.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/02/02/urok-v-9-klasse-uravneniya-i-neravenstva-s-parametrami