Решение системы линейных уравнений методом сложения
Алгоритм решения системы линейных уравнений методом сложения
- Умножить обе части одного или обоих уравнений так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными (или равными) числами.
- Сложить (или отнять) уравнения, чтобы избавиться от одной из переменных.
- Решить второе уравнение относительно выраженной переменной.
- Решить полученное уравнение с одной переменной.
- Найти вторую переменную.
- Записать ответ в виде упорядоченной пары найденных значений переменных.
Умножаем первое уравнение на 2
Отнимаем от первого уравнения второе:
Находим y из первого уравнения:
В последовательной записи:
$$ <\left\< \begin
Примеры
Пример 1. Решите систему уравнений методом сложения:
$ а) <\left\< \begin
$ б) <\left\< \begin
$ в) <\left\< \begin
$ г) <\left\< \begin
Пример 2. Найдите решение системы уравнений:
$$а) <\left\< \begin
$$\Rightarrow <\left\< \begin
$ в) <\left\< \begin
$ г) <\left\< \begin
$$ \Rightarrow <\left\< \begin
Пример 3*. Найдите решение системы уравнений:
Введём новые переменные: $ <\left\< \begin
Перепишем систему и найдём решение для новых переменных:
$$ <\left\< \begin
Урок по алгебре в 7-м классе на тему: «Решение систем линейных уравнений способом сложения»
Разделы: Математика
1. Научить решать системы уравнений способом сложения;
2. Отработать алгоритм решения систем уравнений методом подстановки и сложения;
3. Воспитание внимания, точности, логики рассуждения.
Оборудование : учебник Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Алгебра-7 класс, проверочный материал.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сегодня на уроке мы должны научиться решать системы уравнений способом сложения.
II. Устный счет:
- Дано уравнение 4x-3y=-2. Укажите какое-либо решение (пару чисел (x;y)) этого уравнения.
- Выразите переменную y через x , если 3x-0.5y=1.
- Решите систему уравнений
- Является ли пара чисел (-2; -1) решением системы уравнений
- Четыре медвежонка тяжелее медведицы на 30 кг, а два таких медвежонка легче медведицы на 80 кг. Найдите массу медведицы.
III. Объяснение нового материала.
Составим систему уравнений для задачи с медвежатами. Пусть масса медведицы х кг, а одного медвежонка у кг.
Решим данную систему способом подстановки, при этом ответим на вопросы:
Метод подстановки
- Правильно ли выразили одно неизвестное через другое в одном из уравнений?
- Правильно ли вы подставили полученное выражение в другое уравнение?
- Правильно ли вы решили уравнение с одной неизвестной?
- Правильно ли вы подставили найденное значение для вычисления значения другой неизвестной?
В результате получаем: х=190, у=55.
А теперь подумаем, как решить эту систему методом сложения?
Умножить одно из уравнений системы или каждое из них на какое-либо число, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными.
у=55, а х=80+2*55 , х=190.
Какие можно поставить вопросы к методу сложения?
Метод сложения
- Каковы коэффициенты при х и y?
- При какой неизвестной вы делали коэффициенты противоположными?
- Для какого уравнения требуется дополнительный множитель, и какой именно?
- Все ли члены выбранного уравнения вы умножили на этот множитель?
- Правильно ли вы выполнили сложение левых и правых частей уравнений в полученной системе?
- Правильно ли вы решили уравнение с одной неизвестной?
- В какое уравнение вы подставили полученное значение неизвестной?
- Правильно ли вычислено значение другой неизвестной?
Подумайте, а можно ли решить данную систему графически?
Если да, то дома оформить решение графически.
IV. Закрепление изученного материала.
Решите систему уравнений методом сложения.
а)3
Закончите решение системы:
б)
Работа с учебником. Глава VI,§ 16 п 43 стр 203, алгоритм стр205- прочитать.
Выполнить у доски (парами) № 1147 (а;б)
а)Ответ:(2;1)
б) Ответ: (-8;-4).
Самостоятельная работа по учебнику: № 1147 (в;г)
в)
г)
Ответ: в) (60;30), г) (2; -1/4).
V. Домашняя работа:
выполнить графически систему уравнений, если сможете, рассмотреть примеры 1-3 учебника, решить №1148 (а), повторить №1162.
VI. Познакомимся с контрольным листом и домашней недельной проверочной работой.
Лист контроля
- Какое уравнение называется линейным уравнением с двумя неизвестными?
- Что значит решить линейное уравнение с двумя неизвестными?
- Что называется решением линейного уравнения с двумя неизвестными? Как записывается это решение?
- Что является графиком линейного уравнения с двумя неизвестными?
- Что называется системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Что называется решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Что значит решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными?
- Какими методами можно решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными? Каков алгоритм решения каждым методом?
- Как решается одно линейное уравнение с двумя неизвестными?
- Сколько решений имеет линейное уравнение с двумя неизвестными?
Как записывается общее решение линейного уравнения с двумя неизвестными?
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе «Решение систем линейных уравнений методом сложения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Технологическая карта урока
Предмет__ алгебра __класс__ 7 __
учитель математики: Иванова Наталья Ивановна
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Место урока по теме (в разделе/главе)
Решение систем линейных уравнений
Глава 4, 1 урок из 2
Форма учебной деятельности
Урок решения учебной задачи
(по типологии А.К. Дусавицкого)
Эпиграф к уроку
Работа в парах, группах
АМО «Земля, воздух, огонь и вода»
Работа с учебником
Обращение к опыту обучающихся
Формирование навыка решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными методом сложения.
1. Вывести алгоритм решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными методом сложения.
2. Развивать логическое мышление учащихся, внимательность, вырабатывать умение сравнивать, делать выводы, делать самопроверку.
3. Способствовать формированию математической компетентности учащихся.
4. Воспитывать чувства ответственности, внимательности, уверенности в себе.
Метапредметный результат / УУД
Учащийся научится решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными методом сложения.
Учащийся получит возможность применять полученные знания при решении математических задач, при решении более сложных систем линейных уравнений с двумя переменными.
1.1. Создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету .
1.2. Уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по теме «Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными».
1.3. Осознавать свои трудности при решении систем двух линейных уравнений с двумя переменными с использованием алгоритма.
1.4. Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.
2.1. Определять цель учебной деятельности.
2.2. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)
2.3. Выдвигать предположения и обосновывать их.
2.4. Выделять существенную информацию из текста.
2.5. Осуществлять действия по алгоритму.
2.6. Систематизировать, обобщать изученное.
3. Коммуникативные УУД:
3.1. Слушать и понимать речь других.
3.2. Выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме.
3.3. Отвечать на вопросы учителя.
3.4. Осуществлять работу в паре (группе).
3.5. Представлять результат своей деятельности.
3.6. Слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.
4.1. Настраивать себя на продуктивную работу.
4.2. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
4.3. Организовать выполнение заданий учителя.
4.4. Осуществлять самоконтроль и самооценку.
4.5. Определять цель урока и пути её достижения.
4.6. В ыдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.
4.7. Определять степень успешности своей деятельности.
4.8. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений.
4.9. Соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.
— технология проблемного обучения;
— технология дифференцированного обучения
Компьютер, проектор, экран, презентация
КОЗ на каждого обучающегося
Мерзляк А.Г. Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 272 с.
1. Организационный момент (2 мин.)
Эпиграф к уроку
— проверяет готовность к уроку;
Добрый день, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.
— создает благоприятный психологический настрой на работу (через чтение эпиграфа):
Ребята, в XIX веке в Англии жил известный философ Герберт Спенсер. Он говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
— создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (я «хочу» и я «могу»).
Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?
Вот мы сейчас и будем наращивать умственные мышцы.
— организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
У вас на столах лежат листы достижений, напротив выполненного задания поставьте знак «+» — если вы все сделали сами и правильно, «+-» — если попросили помощи одноклассника, но всё выполнили верно, знак «-» — если выполнил и допустили ошибки, знак «?» — не смогли выполнить задание.
— оценивают готовность к уроку.
— настраиваются на предстоящую работу в классе;
— высказывают мнение о понимании эпиграфа;
— заполняют листы достижений.
Оценочное суждение учителя
2. Анализ условий решения задачи (15 мин.)
— создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках, что изучили ранее. Просьба, поднимать руку.
Молодцы. А сейчас вам предстоит выполнить задание на восстановление текста по изученным темам. (Приложение 2)
Давайте с вами проверим задание с эталоном на слайде.
— создает условия для формулирования темы и целей урока, обеспечивает мотивацию учения;
— предлагает учащимся расшифровать текст для формулирования учениками темы урока;
Сколько способов решения систем линейных уравнений вы знаете? (Два).
Назовите, пожалуйста, эти способы. (Графический, способ подстановки).
Сегодня на уроке мы изучим ещё один метод решения систем линейных уравнений с двумя переменными. А как он называется, вы узнаете, расшифровав текст – это и будет темой нашего урока. На партах у вас лежат листы с текстом, попробуйте его разгадать, работая в парах. (Приложение 3)
Молодцы. Верно. Итак, открываем тетради, записываем число, тему урока «Решение систем линейных уравнений методом сложения».
— создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач;
Как вы думаете, какая будет у нас цель на уроке? Давайте её сформулируем (на слайде).
Ну а, чтобы достичь, эту цель, какие мы с вами должны решить задачи? (на слайде)
— организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний;
Посмотрите на слайд.
Решите данную систему известным методом. Каким известным вам методом это будет сделать быстрее?
,
Методом подстановки. А что нужно сначала выполнить?
А для чего мы это будем делать?
Но её можно исключить значительно проще, посмотрите внимательно на систему равнений, что вы заметили;
Верно. А что будет, если сложить два одинаковых числа с противоположными знаками? (ответы учащихся)
Сложим почленно левые и правые части уравнений системы (слайд 7)
Решаем получившееся уравнение с одной переменной (слайд 7)
Подставляем в любое уравнение найденное значение переменной (слайд 7)
Находим соответствующее значение второй переменной (слайд 7)
Записываем ответ (слайд 7)
— организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
Ребята, оцените свою работу в листах достижений.
— отвечают на вопросы учителя;
— отличают известную информацию от неизвестной;
— выполняют КОЗ, вспоминают и обобщают учебный материал;
— решали системы уравнений двумя методами: графическим и подстановкой, узнали сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными, что является решением системы линейных уравнений
— работают в парах;
— записывают в тетрадях число и тему урока;
— формулируют цель и ставят задачи урока;
— отвечают на вопросы учителя;
Цель урока – учиться решать системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения.
— вывести алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения;
— решать системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения.
— отвечают на вопросы учителя ;
— вспоминают алгоритм решения системы уравнений с двумя переменными методом подстановки;
— выразить из первого уравнения одну переменную через другую и подставить во второе уравнение;
— чтобы исключить одну переменную и решить линейное уравнение с одной переменной;
— в первом и втором уравнении есть переменная «у», только в первом она положительная, а во втором уравнении – отрицательная
— они в сумме дадут «0»;
— решают систему уравнений с двумя переменными методом сложения;
— заполняют листы достижений.
Оценочное суждение, коррекция ответов обучающихся,
взаимопроверка по эталону, заполнение листов достижений
Физкультурная минутка, гимнастика для глаз (3 мин.)
АМО «Земля, воздух, огонь и вода»
— организовывает проведение физкультурной минутки, релаксации
— выполняют задания учителя.
3. Конструирование нового способа действия (20 мин.)
Составле-ние алгоритма слайд 8
Работа в группах
Работа с учебником
— организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний;
Итак, при решении систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения поступаем следующим образом:
1) складываем почленно левые и правые части уравнений системы;
2) решаем получившееся уравнение с одной переменной;
3) подставляем в любое уравнение системы найденное значение переменной;
4) находим соответствующее значение второй переменной;
— организует дифференцированную групповую работу учащихся на применение метода сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными;
— организовывает взаимопроверку учащимися своих решений на доске;
— создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
Сейчас вам предстоит работа в группах и каждой группе нужно будет решить систему линейных уравнений с двумя переменными с использованием метода сложения. Если возникают вопросы, вы можете совещаться между собой, в случае спорной ситуации я готова прийти к вам на помощь. Один учащийся от группы представляет решение системы линейных уравнений на доске.
1. (базовый уровень)
2. (повышенный уровень)
3. (высокий уровень), выполняют две группы
А сейчас каждая группа представит результаты своей работы и объяснит всем, как выполняли решение (представление результатов работы)
Ребята, скажите, а наш алгоритм решения систем уравнений методом сложения полный или необходимо его дополнить? (ответы детей).
— организует работу с текстом учебника;
Откройте учебники на с.209 и прочитайте алгоритм решения систем уравнений методом сложения.
— организует выполнение заданий;
В учебнике задание №1047 – решение систем уравнений методом сложения, выполняем по группам: группы 1 и 2 под цифрами 1), 3) и 5), группы 3 и 4 под цифрами 2), 4) и 6). Если возникают вопросы, вы можете совещаться между собой.
— организовывает взаимопроверку учащимися своих решений
Итак, проверим правильность выполненного задания.
Пришла пора проверить, как обстоят дела с наращиванием умственных мышц. У вас на столах лежат тестовые задания, которые вам предстоит выполнить.
Следующее задание №1049(1) выполняем самостоятельно, а затем проверяем с соседом по парте.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните взаимопроверку.
— организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
Ребята, оцените свою работу в листах достижений.
— составляют алгоритм решения систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения;
— отвечают на вопросы учителя;
— работают в группах;
— решают системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения;
— представляют результаты свое работы на доске;
— отвечают на вопросы учителя;
— представляют решение на доске;
— алгоритм нужно дополнить;
— умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;
— читают текст в учебнике;
— работают в группах;
— решают системы линейных уравнений с двумя переменными методом сложения;
— самостоятельно выполняют задание;
— заполняют листы достижений.
4.1.; 4.2.; 4.3.; 4.4.; 4.6. ; 4.7.
Взаимопроверка на доске,
заполнение листов достижений,
взаимоконтроль, оценочное суждение учителя,
оценка работы в группах
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
— определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора – по уровню сложности).
Сейчас откроем дневники и запишем домашнее задание.
На оценку «3» № 1048, 1050(1,2) – вам нужно будет решить системы уравнений методом сложения.
На оценку «4» №1050, 1052(1), у вас те же задания, но добавляются задания средней степени сложности с десятичными дробями.
На оценку «5» №1050 и задания повышенного уровня на карточках. Возьмете их у меня.
1. Задача из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?
2. Задача Ал – Хорезми: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4.
— записывают домашнее задание;
— задают уточняющие вопросы.
Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений.
5. Рефлексия (3 мин.)
— организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
— устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;
— фиксирует новое содержание, изученное на уроке.
Сегодня на уроке мы познакомились с новым методом решения систем линейных уравнений.
Ребята, вернемся к цели нашего урока, достигли мы её или нет? Почему? Что мы для этого сделали? (ответы детей)
Спасибо за урок. До свидания.
— соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
— выделяют важные моменты учебной деятельности;
— формулируют высказывания и том, что получилось, а над чем предстоит еще поработать
Самооценка своей деятельности, оценочное суждение учителя
учащегося 7 класса __________________________
Инструкция: если вы все сделали сами и правильно задания поставьте знак «+», если попросили помощи одноклассника, но всё выполнили верно, «±», если допустили ошибки знак «–», не смогли выполнить задание знак «?».
КОЗ «Заполни пропуски»
Формулирование цели и задач урока
Составление алгоритма решения систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения
Работа в группах
Вставьте пропущенные слова в текст.
Решением системы уравнений с двумя _________________ называют пару значений переменных, обращающую каждое уравнение системы в верное _____________.
Решить систему уравнений – значит найти все её ______________ или доказать, что ___________ нет.
Графический метод решения системы уравнений состоит в следующем:
— построить на одной ______________________графики уравнений, входящих в систему;
— найти координаты всех ________________________________ построенных графиков;
— полученные ______________________ будут искомыми решениями.
Чтобы решить систему линейных уравнений методом подстановки, нужно:
1) ________ из любого уравнения системы одну переменную через другую;
2) _______ в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
3) __________полученное уравнение с одной переменной;
4) _________ найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге;
5) __________значение другой переменной;
6) _____________ ответ.
Проверка по эталону
Компетентностно-ориентированное задание «Заполни пропуски»
Вставьте пропущенные слова в текст.
Решением системы уравнений с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающую каждое уравнение системы в верное равенство.
Решить систему уравнений – значит найти все её решения или доказать, что решений нет.
Графический метод решения системы уравнений состоит в следующем:
— построить на одной координатной плоскости графики уравнений, входящих в систему;
— найти координаты всех точек пересечения построенных графиков;
— полученные пары чисел и будут искомыми решениями.
Чтобы решить систему линейных уравнений методом подстановки, нужно:
1) выразить из любого уравнения системы одну переменную через другую;
2) подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
3) решить полученное уравнение с одной переменной;
4) подставить найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге;
5) вычислить значение другой переменной;
6) записать ответ.
Активный метод релаксации.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 2-3 минуты. Проведение. Учитель просит учащихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно да вить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание: если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
http://urok.1sept.ru/articles/312754
http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-algebri-v-klasse-reshenie-sistem-lineynih-uravneniy-metodom-slozheniya-2493626.html