Сложные уравнения с дробями для 5 класса

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Математика 5 класс. Сложные задачи на дроби. Дидактика репетитора

    Предлагаю репетиторам по математике специально подготовленный комплект базовых сложных задач на дроби, рассчитанный для учащихся 5 класса. Ориентировочное время на его проработку на уроке — 60 минут. Регулярно использую данный комплект в ситуациях, когда родителям нужна олимпиадная помощь репетитора по математике (подготовка в Курчатовскую школу, в лицей «Вторая школа» и др.) Большинство задач составлены мной по мотивам известных классических номеров повышенной сложности. Комплект можно также использовать в работе с сильным учеником 4 класса, параллельно осваивающим с репетитором по математике программу учебника Петерсона.

    Для подготовки к олимпиадам по математике в 5 классе. Задачи на дроби.

    1) Тетя Нюра пожарила блинчики. Ира съела половину приготовленных блинчиков и еще один блинчик. Максим съел половину остатка и еще один блинчик, а Никита съел половину последнего остатка и последний блинчик. Сколько блинчиков пожарила тетя Нюра?

    2) Мама испекла пирожки. Маша съела всех испеченных пирожков и еще один. После этого Антон съел всех оставшихся пирожков и еще один. И, наконец, Вера съела последнего остатка и последний пирожок. Сколько пирожков испекла мама?

    3) Папа пошел в магазин. На первую покупку он истратил всех своих денег и еще одну монету. На вторую покупку он истратил остатка и еще одну монету. На последнюю покупку он снова истратил остатка и последнюю монету. Сколько монет было у папы?

    4) Андрей прочитал книгу за 2 дня. Во второй день он прочел того, что он прочитал в первый день. Сколько страниц он прочитал во второй день, если во всей книге 80 страниц?

    5) Турист проехал намеченный путь за 2 дня. В первый день он проехал того, что проехал во второй. Сколько километров он проехал во второй день, если весь путь составил 140км?

    6) Столб врыт в землю. Часть столба, находящаяся в земле, составляет той части, которая находится над землей. Найдите глубину, на которую врыт столб, если его длина составляет 3м40см.

    7) Полина прочитала книги, а Софья — такой же книги. Сколько страниц в этой книге, если Полина прочла больше Софьи на 63 страницы?

    8) В первый день в магазине продали всей завезенной вишни, а во второй — всей завезенной вишни. Сколько килограммов вишни завезли, если во второй день продали на 90 кг больше, чем в первый?

    9) Имеются две одинаковые бочки с водой. Из первой вылили бочки, а из второй — бочки. Сколько литров воды было в каждой бочке, если из второй бочки вылили на 220литров воды больше, чем из первой.

    10) Количество отсутствующих учеников в классе составляет числа присутствующих. Когда из этого класса вышло 6 учеников, число отсутствующих составило числа присутствующих. Сколько всего учеников в этом классе?

    11) Преподаватель по математике проверял тетради с итоговой контрольной работой за 6 класс. До обеда число проверенных работ составляло числа не проверенных. После обеда он проверил еще 4 работы, и число проверенных составило от числа не проверенных. Сколько всего имелось работ?

    12) В коробке лежат красные и белые шары. Количество красных шаров составляет числа белых. После того как 12 белых шаров покрасили в красный цвет, количество красных составило числа белых. Сколько шаров в коробке?

    13) После того как почтальон проехал 1 км и еще половину оставшегося пути до почты, ему осталось проехать всего пути и еще 1 км. Чему равен путь почтальона?

    14) После того как черепаха проползла 10 см и еще оставшегося пути, ей осталось проползти всей дистанции и последние 10 см. Чему равна длина дистанции черепахи?

    15) После того как туристы проехали 2 км на машине и еще остатка всего маршрута, им осталось до конца маршрута проехать всего пути и последние 3 км. Найдите длину туристического маршрута?

    Пояснение репетитора по математике: данные задачи представляют собой полноценный комплект упражнений для одного урока с сильным учеником 4 — 5 класса по теме: «задачи на дроби». Он представлен пятью блоками полуолимпиадных номеров, рассчитанных на решение без применения уравнений. Рекомендую репетиторам по математике разбирать одну задачу самостоятельно, другую оставлять для самостоятельную работы ученика в присутствии репетитора, а еще одну задавать на дом. В каждом блоке для этого имеется соответствующее количество задач.

    Колпаков А.Н Репетитор по математике в Москве. Строгино

    Здравствуйте, Александр Николаевич!

    Во-первых, спасибо Вам огромное за Ваш труд, за Ваш сайт!
    Выложенное Вами в открытый доступ — неоценимая помощь в достойной качественной дополнительной подготовке наших детей при постижении математики.. Пользуюсь — не нарадуюсь!
    Правда, в данном наборе («Для подготовки к олимпиадам по математике в 5 классе. Задачи на дроби.») сын задал вопрос, ответ на который хочу у Вас уточнить.
    В задаче №6 в каких единицах требуется найти «высоту столба»? В относительных? Т.е., пять семнадцатых?

    Да, большое спасибо за найденный пропуск. В задаче №6 известна длина целого столба — 3м 40 см. Все исправлено, решайте на здоровье!

    Ещё бы ответы для самопроверки! А так очень даже ничего, хочу сказать, что какое надо иметь терпение, чтобы проделать ТАКУЮ работу! И всё для нас. СПАСИБО ОГРОМНОЕ.

    Спасибо! Низкий поклон! Я сама пытаюсь сыну без репетитора помочь в математике, так как у нас в гимназии дают сложные задачи на контрольных, но в четверти только по учебнику занимаются )) сейчас хоть понимаю, чего ожидать ! Ещё раз спасибо и Дай Бог здоровья и терпения !

    Уважаемый Александр Николаевич!
    Огромная просьба по поводу задач 10-12: не знаю как объяснить такие задачи ребенку 8 лет. Сама решаю их с помощью стандартных уравнений. Но ряд алгебраических действий в ходе решения полученных уравнений не понятен детям 8-ми лет.
    Пробовала, например, делить кол-во детей на 30 кусочков (задача 10), чтобы взять один кусочек за икс и составить линейное уравнение, но у нас не получилось. Если есть возможность, оставьте свои руководства к пользованию по поводу алгоритма решения указанных задач. С уважением, Екатерина.

    Здравствуйте, Екатерина. Забудьте про такие задачи как минимум еще на 2 года. Они явно не соответствуют возрасту Вашего ребенка. Я разбираю их только с сильными детьми 4 — 5 класса. Вообще тема «дроби» понимается многими родителями и даже некоторыми неквалифицированными репетиторами по математике как единое целое, которое нужно пройти в тот момент, когда эти дроби появляются в программе. Это абсолютно не педагогично 🙂 Изучение дробей совершенно оправдано растянуто в программе по математике аж до 6 класса. Сначала дроби с единицей в числителе, потом произвольные дроби, затем задачи на отдельные действия с числителем и знаменателем, затем проценты, затем задачи на полные действия с дробями (с умножением на дробь и делением на дробь) и только потом уравнения с дробями и всякие хитрые методы. Вы всего лишь во втором (ну или в третьем) классе. Уровень знаний и уровень мышления второклассника никак не соответствует сюжетной сложности и информационному объему каждой представленной задачи. Забудьте.

    Здравствуйте, уважаемый Александр Николаевич! Спасибо за подборку задач, сын (перешёл в 6-й класс) прорешивает летом. С прошлого года ребенок перешёл в математическую школу, во многом благодаря тому, что прошлым летом прорешал курс Петерсон за 4 кл. В течение года учиться было легче, был запас знаний, но за учебный год просел, и сейчас я не знаю какие пособия подобрать ему для дальнейшей подотовки. Пока сама ищу задания из интернета. Посоветуйте, плз, более-менее систематизированный материал на его возраст. Мы в СПб, школа идёт по собственной программе, разработанной математиками школы.

    Здравствуйте, Юлия! Программы, разработанные математиками школы, у меня обычно вызывают гневное возмущение. Как правило, они не подкреплены никакими методическими обоснованиями и традициями. Их никто по-настоящему не проверяет и доверять им только потому, что это математическая школа — довольно опасно. Приходится править эти самоделки под нормальную последовательность изложения. Репетитор по математике и без того нагружен проблемами возраста и личных нюансов ребенка, а тут еще и школьный произвол. Очень часто я в таких программах вижу переоценку уровня ребенка в сторону завышения. В итоге задачи чрезмерно сложные, не редко вызывающие прямое отторжение от математики. Вы решали задачи по Петерсон? Хороший в целом учебник, если из него выбросить лишние разделы. Чтобы советовать Вам сейчас какой либо материал, нужно сначала выяснить что и как в этих доморощенных программах рассматривалось. Найдите толкового репетитора по математике у себя в Питере и с ним уже детально корректируйте дидактику занятий.

    Я в шоке. Забрела на сайт случайно, но отлипнуть не могу. Такой широты и глубины тренера ещё поискать надо. Я всех наставников называю тренерами и отношусь соответственно — как к Сенсею. Так вот этот тренер, конечно, высший класс из многих кого я знаю. Мы многое повидали: Мехмат Мгу, и физмат школы, и курсы разные, и репетиторы, а тут такой глубокий человек с таким тщательным пониманием и работой на РЕЗУЛЬТАТ. Многие тупо сосут деньги клиента и по большому счету не проф. репетиторы — просто владеют предметом и очень нужны деньги. Тут же человек в предмете + педагогика на высоте. Браво, Маэстро.

    Здравствуйте! Как Вы посоветуете начинать решать , к примеру, 5-ую задачу и ей подобные? Логически через деление на части (5+2=7 частей всего) или введение переменной x? Буду признательна за ответ.

    Здравствуйте, Надежда! Смотря какой учебник по математике принят за основу. Пока школьная программа не добралась до пересмотра всех действий с рациональными дробями (а именно до умножения дробей) рекомендую репетитору по математике использовать для объяснений именно части, то есть долю от всего пути. К середине 6 классе, когда все положительные рациональные дроби и уравнения с ними будут рассмотрены, репетитор вправе перейти на введение переменной. В этот момент полезно показать оба решения и сравнить ответы.

    Тренажер по теме «Уравнение» 5 класс
    материал по алгебре (5 класс) по теме

    Данный тренажер составлен в помощь учителям, работающим по учебнику «Математика 5» под редакцией И. И. Зубаревой и А.Г. Мордковича

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    reshite_uravnenie.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум по математике 5 класс по теме: «Уравнение»

    учебник под редакцией Зубаревой и Мордковича

    1. (128 + 49) — x = 28
    2. x — (133 + 75) = 32
    3. 145 — (x + 45) = 50
    4. (39 + x) — 27 = 22
    5. 500 – (120 – х) = 479-99
    6. 220 + (х — 120) =997 -736
    7. 472 – (z — 444) = 302
    8. 6x + 131 = 437
    9. 490 – y · 7 = 350
    10. k : 16 – 109 = 231
    11. 8 · (х — 7) = 1080
    12. (k + 11): 23 = 27
    13. 900 : (210 +х) =36
    14. 40 + х : 70 = 54
    15. 142 – (123 — х) + 14 =111
    16. 67 – 36 : х = 55
    17. 24 : (х +2) = 60 : 15
    18. 17 + 6·(х — 5) = 47
    19. 40 – 3 · (х + 2) = 10
    20. 2 · (х — 12) +19 = 19
    21. 63 : (2х — 1) = 21 : 3
    22. 248 : (41 – 2х) = 8
    23. 18 · (7х + 26) = 1854
    24. 336:(5х+1)=6
    25. 21· (5х+14)=2499

    II. Решите уравнение (самостоятельно):

    1. 55 – 8х = 7; 5) (60a — 30) : 5 = 18;
    2. 27 : y + 29 = 38; 6) 92 + 56 : (14 — b) = 100;
    3. (t — 25): 20 = 9; 7) (c : 9) • 15 — 47 = 28;
    4. 6 • (18 — k) = 54; 8) (410 – d) : 7 + 70 = 120.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математический тренажер для 5 класса, Жохов В.И.

    Тренажёр может быть использован для устного счета. Предназначен для выработки вычислительных навыков.

    Математический тренажер, 5 — 6 класс

    Математические тренажеры предназначены как для работы в классе, так и для самостоятельной работы ученика дома. Основное их назначение — формировать у учеников прочые навыки вычислений, эффе.

    Занимательная математика. Математический тренажер для 5 класса. Электронный образовательный ресурс. Разработан в программе Smart Notebook 11

    ФИО учителя: Заховалко Елена Владимировна, учитель математики ГБОУ СОШ №519 Московского района г. Санкт-Петербурга.Класс: 5 классТема: Занимательная математика. (Математический тренажер для 5 класса. .

    Тест-тренажер. Причастие. 7 класс

    Тест-тренажер. Причастие. 7 класс.

    Тренажер для 3 класса

    Тренажер для 3 класса.

    Интерактивный тренажер. Словосочетание. 5 класс. ФГОС (Самолёт)

    Интерактивный тренажер помогает лучше усвоить, понять тему «Словосочетание», проверить её усвоение.

    Тренажер для 9 класса. Подготовка к ОГЭ.

    Тренажер для слабоуспевающих обучаемых. 9 класс подготовка к ОГЭ.


    источники:

    http://ankolpakov.ru/matematika-5-klass-slozhnye-zadachi-na-drobi-didaktika-repetitora-po-matematike/

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/10/30/trenazher-po-teme-uravnenie-5-klass