Соли уксусной кислоты уравнения с кислотами

Химические свойства уксусной кислоты

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 554.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 554.

Этановая или уксусная кислота – это слабая карбоновая кислота, которая широко применяется в промышленности. Химические свойства уксусной кислоты определяет карбоксильная группа COOH.

Физические свойства

Уксусная кислота (CH3COOH) – это концентрированный уксус, знакомый человечеству с давних времён. Его изготовляли путём брожения вина, т.е. углеводов и спиртов.

По физическим свойствам уксусная кислота – бесцветная жидкость с кислым вкусом и резким запахом. Попадание жидкости на слизистые оболочки вызывает химический ожог. Уксусная кислота обладает гигроскопичностью, т.е. способна поглощать водяные пары. Хорошо растворима в воде.

Основные физические свойства уксуса:

  • температура плавления – 16,75°C;
  • плотность – 1,0492 г/см 3 ;
  • температура кипения – 118,1°C;
  • молярная масса – 60,05 г/моль;
  • теплота сгорания – 876,1 кДж/моль.

В уксусе растворяются неорганические вещества и газы, например, бескислородные кислоты – HF, HCl, HBr.

Получение

Способы получения уксусной кислоты:

  • из ацетальдегида путём окисления атмосферным кислородом в присутствии катализатора Mn(CH3COO)2 и высокой температуре (50-60°С) – 2CH3CHO + O2 → 2CH3COOH;
  • из метанола и угарного газа в присутствии катализаторов (Rh или Ir) – CH3OH + CO → CH3COOH;
  • из н-бутана путём окисления в присутствии катализатора при давлении 50 атм и температуре 200°C – 2CH3CH2CH2CH3 + 5O2 → 4CH3COOH + 2H2O.

Рис. 2. Графическая формула уксусной кислоты.

Уравнение брожения выглядит следующим образом – СН3СН2ОН + О2 → СН3СООН + Н2О. В качестве сырья используется сок или вино, кислород и ферменты бактерий или дрожжей.

Химические свойства

Уксусная кислота проявляет слабые кислотные свойства. Основные реакции уксусной кислоты с различными веществами описаны в таблице.

Acetyl

Наведите курсор на ячейку элемента, чтобы получить его краткое описание.

Чтобы получить подробное описание элемента, кликните по его названию.

H +Li +K +Na +NH4 +Ba 2+Ca 2+Mg 2+Sr 2+Al 3+Cr 3+Fe 2+Fe 3+Ni 2+Co 2+Mn 2+Zn 2+Ag +Hg 2+Pb 2+Sn 2+Cu 2+
OH —РРРРРМНМННННННННННН
F —РМРРРМННММНННРРРРРНРР
Cl —РРРРРРРРРРРРРРРРРНРМРР
Br —РРРРРРРРРРРРРРРРРНММРР
I —РРРРРРРРРР?Р?РРРРНННМ?
S 2-МРРРРННННННННННН
HS —РРРРРРРРР?????Н???????
SO3 2-РРРРРННМН?Н?НН?ММН??
HSO3Р?РРРРРРР?????????????
SO4 2-РРРРРНМРНРРРРРРРРМНРР
HSO4РРРРРРРР??????????Н??
NO3РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
NO2РРРРРРРРР????РМ??М????
PO4 3-РНРРННННННННННННННННН
CO3 2-РРРРРНННН??Н?ННННН?Н?Н
CH3COO —РРРРРРРРРРРРРРРРРРР
SiO3 2-ННРР?НННН??Н???НН??Н??
Растворимые (>1%)Нерастворимые (

Спасибо! Ваша заявка отправлена, преподаватель свяжется с вами в ближайшее время.

Вы можете также связаться с преподавателем напрямую:

8(906)72 3-11-5 2

Скопируйте эту ссылку, чтобы разместить результат запроса » » на другом сайте.

Изображение вещества/реакции можно сохранить или скопировать, кликнув по нему правой кнопкой мыши.

Если вы считаете, что результат запроса » » содержит ошибку, нажмите на кнопку «Отправить».

Этим вы поможете сделать сайт лучше.

К сожалению, регистрация на сайте пока недоступна.

На сайте есть сноски двух типов:

Подсказки — помогают вспомнить определения терминов или поясняют информацию, которая может быть сложна для начинающего.

Дополнительная информация — такие сноски содержат примечания или уточнения, выходящие за рамки базовой школьной химии, нужны для углубленного изучения.

Здесь вы можете выбрать параметры отображения органических соединений.

Химические свойства карбоновых кислот

Разделы: Химия

Цели:

  • на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;
  • показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
  • развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ;
  • воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа.

Оборудование и реактивы:

а) на столах у учащихся: штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор уксусной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы;
б) на демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл), из них в 4 –х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других – магний, оксид магния, гидроксид меди, карбонат кальция; этиловый спирт, уксусная кислота, концентрированная серная кислота; пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Ход урока

I. Организация.

II. Проверка домашнего задания (7 мин).

— На прошлом уроке вы познакомились с новым классом кислородсодержащих органических веществ – карбоновыми кислотами. Вы узнали как классифицируют кислоты, познакомились с отдельными представителями веществ этого класса. Ответьте на вопросы.

  1. Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
  2. Как классифицируют карбоновые кислоты?
  3. Каким способом получают карбоновые кислоты?
  4. С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот? Чем она отличается от гомологов по строению и свойствам?
  5. Какие физические свойства характерны для муравьиной и уксусной кислот?
  6. Каковы области применения муравьиной кислоты и уксусной кислоты?

III. Изучение нового материала.

— На сегодняшнем уроке продолжим изучать кислоты. Выясним, какие химические свойства характерны для них, отличаются ли химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот от химических свойств неорганических кислот. Запишите дату и тему урока.

— Вспомните, с какими классами веществ взаимодействуют неорганические кислоты.

Планируемый ответ ученика.

(Неорганические кислоты изменяют цвет индикаторов, взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и с солями.)

Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты:

1) изменение цвета индикатора,
2) взаимодействие с магнием,
3) взаимодействие с оксидом магния,
4) взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди,
5) взаимодействие с карбонатом кальция.

— Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование.

Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов.

(На выполнение работы и обсуждение её результатов – 30 мин).

Содержание инструктивной карточки

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.
  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
  3. В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.
№ опытаОпытЧто наблюдалиВывод
1.В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку.
2.В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту.
3.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом магния.
4.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди.
5.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция.

— Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы:

1. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?

Планируемый ответ ученика.

(В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.)

— Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо:

— Что вы наблюдали при проведении второго опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(Видели, что при взаимодействии уксусной кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.)

— Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода:

Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами.

— Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При проведении третьего опыта мы наблюдали исчезновение порошка оксида магния в растворе уксусной кислоты. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлов.)

— Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

— Каковы результаты четвертого опыта?

Планируемый ответ ученика.

(В четвертом опыте мы наблюдали исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота взаимодействует с основаниями.)

— Уксусная кислота взаимодействует с основаниями и амфотерными гидроксидами. Запишем уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди и гидроксидом цинка:

— Что можно сказать о результатах пятого опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом кальция наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с солями.)

— Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями более слабых кислот:

— Вспомните, при каких условиях реакции идут до конца?

Планируемый ответ ученика.

(Реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциируемое вещество или вода.)

— Подведем итоги проведенного исследования. Какие химические свойства характерны для одноосновных карбоновых кислот?

Планируемый ответ ученика.

(Предельные одноосновные карбоновые кислоты диссоциируют, взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.)

— Вы увидели, что для предельных одноосновных карбоновых кислот характерны такие же свойства, что и для неорганических кислот. В этом заключается их сходство. Но предельные одноосновные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.

В пробирку с уксусной кислотой прильем этилового спирта (демонстрация опыта). Сначала мы не заметим каких – либо признаков реакции. Но если добавить немного серной кислоты и смесь подогреть, то вскоре появляется приятный запах этилового эфира уксусной кислоты:

Как вы знаете, эта реакция называется реакцией этерификации, в результате которой образуется сложный эфир.

Все свойства кислот, с которыми вы познакомились, связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.

IV. Закрепление.

Беседа по вопросам.

  1. Какие свойства являются общими для неорганических и органических кислот?
  2. Какая реакция называется реакцией этерификации?
  3. Наличие какой группы в молекуле карбоновых кислот обуславливает рассмотренные химические свойства?
  4. Как называются соли муравьиной и уксусной кислот?

V. Домашнее задание.

§12, с.89 — 90. Написать уравнения реакций взаимодействия муравьиной кислоты с магнием, оксидом кальция, гидроксидом натрия, силикатом натрия. Дать названия продуктам реакций.


источники:

http://acetyl.ru/o/a21k.php

http://urok.1sept.ru/articles/510690