Составить 10 уравнений с оксидами

Как составить реакции с оксидами (алгоритм)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Этот алгоритм поможет легко и просто составить уравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_sostavit_reakcii_s_oksidami.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Как составить реакции с оксидами

Реакция 1. Основный оксид + кислотный оксид → соль
Тип реакции – реакция соединения .
Чтобы составить уравнение этой реакции, надо проделать следующие действия:

  1. Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован элементами из IA и II A групп.

  1. Определить по формуле кислотного оксида химическую формулу соответствующей ему кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность.
  1. Определить по формуле основного оксида валентность металла.
  1. Составить по валентностям формулу соли.

    Записать уравнение реакции и подобрать в нем коэффициенты.

Пример: Написать уравнение реакции: MgO + N 2 О 5 → .
Действуем по плану:

  1. Складываем (в уме или на черновике) формулы кислотного оксида и воды:
  1. Определяем формулу кислотного остатка NO 3 , валентность I (равна количеству Н в кислоте).
  1. По формуле MgO легко находится валентность магния – II.
  2. Составляем формулу соли: Mg(NO 3 ) 2
  3. Записываем, уравнение реакции и подбираем в нем коэффициенты:
    MgO + N 2 O 5 → Mg(NО 3 ) 2

Реакция 2. основный оксид + кислота → соль + вода
Тип реакции — реакция обмена .
Составить уравнение этой реакции проще, чем уравнение реакции 1, потому что формула кислоты нам уже известна; зная ее, просто получить и формулу кислотного остатка, и его валентность.
Дальше поступаем так же, как и в предыдущем примере. При составлении уравнения реакции не забудем, что выделяется вода!

Пример: Составьте уравнение реакции между оксидом алюминия и хлороводородной кислотой.

  1. Вспомним формулу хлороводородной кислоты — НСl, её остаток Сl (хлорид) имеет валентность I.
  2. По периодической системе Д.И. Менделеева установим, что валентность алюминия III и формула его оксида Аl 2 Оз.
  3. Составим формулу продукта реакции — соли (хлорида алюминия): АlСlз.
  4. Запишем уравнение реакции и подберем в нем коэффициенты:

Аl 2 Оз + 6HCl → АlСlз + 3H 2 O

Реакция 3. Кислотный оксид + основание → соль + вода
Тип реакции — реакция обмена .
Для составления уравнения такой реакции следует выполнить действия:

  1. По формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность (точно так же, как и при составлении реакции 1).
  2. По формуле гидроксида найти валентность металла: это просто, ведь она равна числу гидроксогрупп (ОН). Если формула гидроксида неизвестна, ее придется составить, используя таблицу растворимости.
  3. Дальше поступаем, как и в предыдущих примерах: надо составить формулу соли, записать уравнение реакции (не забыть про воду!) и подобрать коэффициенты.

Пример: Составьте уравнение реакции, происходящей при пропускании углекислого газа через известковую воду.

  1. Вспомним, что углекислый газ — это оксид углерода (IV) СО 2 , а известковой водой называется водный раствор гидроксида кальция Са(ОН) 2 .
  2. Определим, что оксиду углерода (IV) соответствует угольная кислота Н 2 СО з ; ее кислотный остаток СОз (карбонат) имеет валентность II.
  3. Не представляет труда вывести формулу продукта реакции — карбоната кальция СаСОз.
  4. Осталось составить уравнение реакции: СаО + СО 2 → СаСОз.

Реакция 4. Основный оксид + вода → основание

Тип реакции — реакция соединения .

Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован элементами из IA и II A групп.

Составить уравнение этой реакции не составит труда, если вы умеете составлять формулы оснований и оксидов.

Пример: Написать уравнение реакции: Н 2 O + Na 2 O → .

Н 2 O + Na 2 O → 2NaOH

Реакция 5. Кислотный оксид + вода → кислота

Тип реакции — реакция соединения .

Определить идёт ли реакция?
Реагируют все оксиды, кроме оксида кремния SiO 2 .

Составление уравнения этой реакции: п о формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, точно так же, как и при составлении реакции 1).

Пример: Написать уравнение реакции: Н 2 O + N 2 О 5 → .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выполнить задание вида «составить уравнения возможных реакций» (на примере темы «Свойства оксидов», 8 класс)

Предлагаемая презентация с анимационными эффектами и подсказками может помочь восьмикласснику научиться выполнять задания данного вида при изучении темы «Свойства оксидов». Предназначена для.

Как выполнить задание вида «Составить уравнения возможных реакций (на примере темы «Химические свойства оснований»)

Предлагаемая презентация с помощью анимационных эффектров и «подсказок» поможет восьмиклассникам закрепить умение выполнять задания данного вида при изучении темы «Химические свойства оснований». През.

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления.

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.&raquo.

Классификация химических реакций (по числу и составу исходных и полученных веществ) (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх.

Определение состава смеси, в которой одно из исходных веществ, вступает в реакцию с соответствующим реагентом.

Алгоритм решения задач для обучающихся.

Урок «Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ»

План урока «Классификация химических реакций» содержит цели и задачи изучаемого материала. Описаны основные этапы и методы учебного процесса.

Задачи с решениями по оксидам

Типовые задачи с решениями по оксидам

Задача 1

Назвать следующие оксиды:

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 2

Найти эмпирические формулы следующих оксидов: оксид марганца (IV), оксид ванадия (V), оксид фосфора (V). К какой группе оксидов относится каждый из них?

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 3

Привести графические формулы следующих оксидов:

Решение:

Графическая формула показывает порядок, в котором атомы соединены в молекуле. В графической формуле единица химической связи (валентности) изображается черточкой:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 4

К каким типам относятся следующие оксиды: , ?

Решение:

К основным оксидам относятся оксиды металлов с ярко выраженными металлическими свойствами, проявляющими низкие валентности, в основном I и II:

К амфотерным оксидам относятся оксиды металлов со слабо выраженными металлическими свойствами. Обычно эти металлы находятся в каждом периоде на границе между неметаллами и металлами с ярко выраженными металлическими свойствами:

К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов, а также оксиды металлов, проявляющих высокие валентности, в основном V, VI, VII: .

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 5

Составить уравнения следующих химических реакций:

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 6

Какие из перечисленных оксидов будут взаимодействовать с водой: ?

Решение:

С водой взаимодействуют кислотные оксиды, за исключением , и оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов:

оксид щелочного или щелочно-земельного металла + щелочь; кислотный оксид + кислота.

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 7

Какие из оксидов будут реагировать попарно: , ?

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 8

Как можно получить следующие оксиды: ?

Решение:

Эти задачи взяты со страницы решения задач по неорганической химии:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Составить 10 уравнений с оксидами

Названия оксидов строится таким образом: сначала произносят слово «оксид», а затем называют образующий его элемент. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках в конце названия:
Na I 2O – оксид натрия; Са II О – оксид кальция;
S IV O2 – оксид серы (IV); S VI O3 – оксид серы (VI).

По химическим свойствам оксиды делятся на две группы:
1. Несолеобразующие (безразличные) – не образуют солей, например: NO, CO, H2O;
2. Солеобразующие, которые, в свою очередь, подразделяются на:
основные – это оксиды типичных металлов со степенью окисления +1,+2 (I и II групп главных подгрупп, кроме бериллия) и оксиды металлов в минимальной степени окисления, если металл обладает переменной степенью окисления (CrO, MnO);
кислотные – это оксиды типичных неметаллов (CO2, SO3, N2O5) и металлов в максимальной степени окисления, равной номеру группы в ПСЭ Д.И.Менделеева (CrO3, Mn2O7);
амфотерные оксиды (обладающие как основными, так и кислотными свойствами, в зависимости от условий проведения реакции) – это оксиды металлов BeO, Al2O3, ZnO и металлов побочных подгрупп в промежуточной степени окисления (Cr2O3, MnO2).

Например, оксиду кальция CaO отвечает гидроксид кальция Ca(OH)2, оксиду кадмия CdO – гидроксид кадмия Cd(OH)2.

Например, оксиду серы (IV) соответствует сернистая кислота H2SO3 .

Оксиды, гидратные соединения которых проявляют свойства как кислот, так и оснований, называются амфотерными.
Например: оксид алюминия Al2O3, оксид марганца (IV) MnO2.


источники:

http://lfirmal.com/zadachi-s-resheniyami-po-oksidam/

http://www.sites.google.com/site/school302project/temy/10-himiceskie-svojstva-oksidov-osnovnyh-amfoternyh-kislotnyh