Составить молекулярное уравнение из i hno2

Записи молекулярных и ионно-молекулярных уравнений реакций обмена

Решение задач на составление химических уравнений реакций

Задание 193.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Na3PO4 и СаСI2 б) К2CO3 и ВаСl2; в) Zn(OH)2 и КОН.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Са3(РО4)2 и BaCO3 соответственно в реакциях (а) и (б), а в реакции (в) ионы ОН — связываются с нерастворимым основанием Zn(OH)2 с образованием комплексного иона [Zn(OH)4]2-. Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Na + , C l- ; б) K + , Cl — ; в) K + ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 194.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
Fe(OH)3 + 3H + = Fe + 3H2O
Cd 2+ + 2OH — = Cd(OH)2
H + + NO2 — = HNO2
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а в первой реакции ещё и нерастворимое основание Fe(OH)3 следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов и нерастворимого основания. Например:

Задание 195.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) СdS и HCl; б) Сг(ОН)3 и NаОН; в) Ва(ОН)2 и СоСl2.
Решение:
Молекулярные формы уравнений реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием слабого электролита H2S при растворении малорастворимого соединения ) CdS в реакции (а), растворение малорастворимого основания Cr(OH)3 в щёлочи с образованием комплексного иона [Cr(OH)6] 3- в реакции (б) и образование осадка Co(OH)2 в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) Cl — ; б) Na + ; в) Ba 2+ , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) CdS + 2H+ = Cd 2+ + H2S↑;
б) Cr(OH)3 + 3OH- = [Cr(OH)6] 3- ;
в) Co 2+ + 2ОН — = Co(OH) ↓ 2.

Задание 196.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:
а) Zn 2+ + Н2S = ZnS ↓ + 2H +
б) НСО3 — + H + = Н2O + СО2 ↑;
в) Аg + + Сl — = АgС1 ↓
Решение:
В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 197.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) Н2SO4 и Ва(ОН)2; б) ЕеСl3 и NH4OH б) ЕеСl3 и NH4OH; в) СH3COONa и HCl.
Решение:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадка BaSO4 и слабого электролита Н2О в реакции (а) и осадка Fe(OH)3 в реакции (б), а также образование слабого электролита СH3COOH в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [б) NH4 + , Cl — ; в) Na + , Cl — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

а) 2H + + SO4 2- + Ba 2+ + 2OH — = BaSO4 ↓ + 2H2O;
б) Ее 3+ + 3OH — = Fe(OH)3 ↓ ;
в) СH3COO — + H + = СH3COOH.

Задание 198.
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия в растворах между: а) FeCl3 и КОН; б) NiSO4 и (NH4)2S; в) МgCO3 и HNO3.
Решение:
Молекулярные формы реакций:

Отметим, что взаимодействие этих веществ возможно, ибо в результате реакций происходит связывание ионов с образованием осадков Fe(OH)3 и NiS в реакциях (а) и (б); растворение осадка МgCO3 и выделение газа СО2 и слабого электролита Н2О в реакции (в). Исключив одинаковые ионы из обеих частей равенств [а) K+, Cl — б) NH4 + , SO4 2- ; в) NO3 — ], получим ионно-молекулярные уравнения реакций:

Задание 199.
Составьте молекулярные уравнения реакций, которые выражаются ионно-молекулярными уравнениями:а) Ве(ОН)2 + 2ОН — = ВеО2 2- + 2Н2О
б) СН3СОО — + Н + = СН3СООН
в)Ва 2+ + SO4 2 = BaSO4
Решение:

В левых частях данных ионно-молекулярных уравнений указаны свободные ионы, которые образуются при диссоциации растворимых сильных электролитов, а также растворение осадка Ве(ОН)2, следовательно, при составлении молекулярных уравнений следует исходить из соответствующих растворимых сильных электролитов. Например:

Задание 200.
Какие из веществ — NaCl, NiSO4, Ве(ОН)2, КНСО3 — взаимодействуют с раствором гидроксида натрия. Запишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения этих реакций.
Решение:
а) NaCl и NaOH – сильные электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NaCl ⇔ Na + + Cl — ; NaOH ⇔ Na + + OH — . При смешении растворов NaCl и NaOH не происходит связывание ионов Na+, Cl — и ОН — друг с другом с образованием осадка, газа или слабого электролита, поэтому реакция не протекает.

б) NiSO4 и NaOH — электролиты, которые в водных растворах диссоциируют:
NiSO4 ⇔ Ni 2+ + SO42-; NaOH ⇔ Na + + ОН — . При смешении растворов NiSO4 и NaOH происходит связывание ионов Ni 2+ и ОН — друг с другом с образованием малорастворимого электролита Ni(OH)2, реакция протекает:

NiSO4 +2NaOH = Ni(OH)2 ↓ + Na2SO4 (молекулярная форма);
Ni 2+ + 2ОН — ⇔ Ni(OH)2↓ (ионно-молекулярная форма).

в) Ве(ОН)2 и NaOH взаимодействуют друг с другом, так как происходит связывание ионов ОН — с молекулами Ве(ОН)2 с образованием комплексного иона [Be(OH)4] 2- , при этом происходит растворение осадка:

г) КНСО3 и NaOH – сильные электролиты, которые в водном растворе диссоциируют:
КНСО3 ⇔ К + + НСО3-; NaOH ⇔ Na + + OH — . Реакция не протекает, потому что при смешении растворов этих соединений связывание ионов с образованием осадка, газа или слабого электролита не происходит.

Азотная кислота: получение и химические свойства

Строение молекулы и физические свойства

Азотная кислота HNO3 – это сильная одноосновная кислота-гидроксид. При обычных условиях бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C ( при нормальном атмосферном давлении). Азотная кислота смешивается с водой во всех соотношениях. На свету частично разлагается.

Валентность азота в азотной кислоте равна IV, так как валентность V у азота отсутствует. При этом степень окисления атома азота равна +5. Так происходит потому, что атом азота образует 3 обменные связи и одну донорно-акцепторную, является донором электронной пары.

Поэтому строение молекулы азотной кислоты можно описать резонансными структурами:

Обозначим дополнительные связи между азотом и кислородом пунктиром. Этот пунктир по сути обозначает делокализованные электроны. Получается формула:

Способы получения

В лаборатории азотную кислоту можно получить разными способами:

1. Азотная кислота образуется при действии концентрированной серной кислоты на твердые нитраты металлов. При этом менее летучая серная кислота вытесняет более летучую азотную.

Например , концентрированная серная кислота вытесняет азотную из кристаллического нитрата калия:

2. В промышленности азотную кислоту получают из аммиака . Процесс осуществляется постадийно.

1 стадия. Каталитическое окисление аммиака.

2 стадия. Окисление оксида азота (II) до оксида азота (IV) кислородом воздуха.

3 стадия. Поглощение оксида азота (IV) водой в присутствии избытка кислорода.

Химические свойства

Азотная кислота – это сильная кислота . За счет азота со степенью окисления +5 азотная кислота проявляет сильные окислительные свойства .

1. Азотная кислота практически полностью диссоциирует в водном растворе.

2. Азотная кислота реагирует с основными оксидами, основаниями, амфотерными оксидами и амфотерными гидроксидами.

Например , азотная кислота взаимодействует с оксидом меди (II):

Еще пример : азотная кислота реагирует с гидроксидом натрия:

3. Азотная кислота вытесняет более слабые кислоты из их солей (карбонатов, сульфидов, сульфитов).

Например , азотная кислота взаимодействует с карбонатом натрия:

4. Азотная кислота частично разлагается при кипении или под действием света:

5. Азотная кислота активно взаимодействует с металлами. При этом никогда не выделяется водород! При взаимодействии азотной кислоты с металлами окислителем всегда выступает азот +5. Азот в степени окисления +5 может восстанавливаться до степеней окисления -3, 0, +1, +2 или +4 в зависимости от концентрации кислоты и активности металла.

металл + HNO3 → нитрат металла + вода + газ (или соль аммония)

С алюминием, хромом и железом на холоду концентрированная HNO3 не реагирует – кислота «пассивирует» металлы, т.к. на их поверхности образуется пленка оксидов, непроницаемая для концентрированной азотной кислоты. При нагревании реакция идет. При этом азот восстанавливается до степени окисления +4:

Золото и платина не реагируют с азотной кислотой, но растворяются в «царской водке» – смеси концентрированных азотной и соляной кислот в соотношении 1 : 3 (по объему):

HNO3 + 3HCl + Au → AuCl3 + NO + 2H2O

Концентрированная азотная кислота взаимодействует с неактивными металлами и металлами средней активности (в ряду электрохимической активности после алюминия). При этом образуется оксид азота (IV), азот восстанавливается минимально:

С активными металлами (щелочными и щелочноземельными) концентрированная азотная кислота реагирует с образованием оксида азота (I):

Разбавленная азотная кислота взаимодействует с неактивными металлами и металлами средней активности (в ряду электрохимической активности после алюминия). При этом образуется оксид азота (II).

С активными металлами (щелочными и щелочноземельными), а также оловом и железом разбавленная азотная кислота реагирует с образованием молекулярного азота:

При взаимодействии кальция и магния с азотной кислотой любой концентрации (кроме очень разбавленной) образуется оксид азота (I):

Очень разбавленная азотная кислота реагирует с металлами с образованием нитрата аммония:

Таблица . Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

Азотная кислота
КонцентрированнаяРазбавленная
с Fe, Al, Crс неактивными металлами и металлами средней активности (после Al)с щелочными и щелочноземельными металлами с неактивными металлами и металлами средней активности (после Al)с металлами до Al в ряду активности, Sn, Fe
пассивация при низкой Тобразуется NO2образуется N2O образуется NO образуется N2

6. Азотная кислота окисляет и неметаллы (кроме кислорода, водорода, хлора, фтора и некоторых других). При взаимодействии с неметаллами HNO3 обычно восстанавливается до NO или NO2, неметаллы окисляются до соответствующих кислот, либо оксидов (если кислота неустойчива).

Например , азотная кислота окисляет серу, фосфор, углерод, йод:

Безводная азотная кислота – сильный окислитель. Поэтому она легко взаимодействует с красным и белым фосфором . Реакция с белым фосфором протекает очень бурно. Иногда она сопровождается взрывом.

Видеоопыт взаимодействия фосфора с безводной азотной кислотой можно посмотреть здесь.

Видеоопыт взаимодействия угля с безводной азотной кислотой можно посмотреть здесь.

7. Концентрированная а зотная кислота окисляет сложные вещества (в которых есть элементы в отрицательной, либо промежуточной степени окисления): сульфиды металлов, сероводород, фосфиды, йодиды, соединения железа (II) и др. При этом азот восстанавливается до NO2, неметаллы окисляются до соответствующих кислот (или оксидов), а металлы окисляются до устойчивых степеней окисления.

Например , азотная кислота окисляет оксид серы (IV):

Еще пример : азотная кислота окисляет иодоводород:

Сера в степени окисления -2 окисляется без нагревания до простого вещества, при нагревании до серной кислоты.

Например , сероводород окисляется азотной кислотой без нагревания до молекулярной серы:

При нагревании до серной кислоты:

Соединения железа (II) азотная кислота окисляет до соединений железа (III):

8. Азотная кислота окрашивает белки в оранжево-желтый цвет («ксантопротеиновая реакция«).

Ксантопротеиновую реакцию проводят для обнаружения белков, содержащих в своем составе ароматические аминокислоты. К раствору белка прибавляем концентрированную азотную кислоту. Белок свертывается. При нагревании белок желтеет. При добавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.

Видеоопыт обнаружения белков с помощью азотной кислоты можно посмотреть здесь.

Алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений (ИМУ)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема «Ионные уравнения»

Обязательно используем для работы таблицу растворимости .

Слабые электролиты – нерастворимые ↓: основания, кислота H 2 SiO 3 , соли ;

— все оксиды , H 2 O.

Сильные электролиты – растворимые основания (щелочи), соли;

— кислоты H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI.

Некоторые вещества при получении распадаются, вместо них пишем две формулы продуктов распада: H 2 CO 3 = H 2 O + CO 2 ↑ H 2 SO 3 = H 2 O + SO 2

Помним, что при составлении формул веществ применяем правило:

формулы ионов – заряды ионов – индексы (делаем «крест-накрест», если нужно)

Все заряды ионов есть в таблице растворимости!

Алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений (ИМУ)

правильно составляя формулы, и подбираем

2. Под каждой формулой пишем сильный или

слабый электролит, проверяя по табл.раств.

сил . сил . слаб . сил .

3. Составляем ИМУ: формулы сильных

электролитов делим на ионы (с ЗАРЯДАМИ!),

формулы слабых пишем целиком.

2Na + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl — = BaSO 4 ↓ + 2Na + + 2Cl —

это полное ионно-молекулярное уравнение (ИМУ)

4. Зачеркиваем формулы одинаковых ионов,

которые есть и в левой части ур-ия, и в правой.

2Na + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl — = BaSO 4 ↓ + 2Na + + 2Cl —

5. Переписываем оставшееся, ничего не теряя,

ни заряды, ни коэффициенты.

Определение возможности протекания реакции ионного обмена

II ) + гидроксид калия

2. Проверяем по табл.раств. другое сочетание ионов.

3. Если при этом получается одно

нерастворимое вещество (или вода, или газ),

4. Если оба вещества получаются растворимые,

реакция НЕ ИДЕТ. Знак = зачеркиваем,

формулы продуктов не пишем.

нитрат меди ( II ) + хлорид калия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 019 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Химия», Габриелян О.С.

§ 38. Ионные уравнения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 07.09.2020
  • 281
  • 3

  • 05.09.2020
  • 684
  • 21

  • 04.06.2020
  • 226
  • 2

  • 12.04.2020
  • 295
  • 1

  • 23.02.2020
  • 770
  • 28

  • 11.02.2020
  • 533
  • 7

  • 04.02.2020
  • 1089
  • 67

  • 15.11.2019
  • 311
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 07.10.2020 1328
  • DOCX 19.6 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андреева Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 1 год и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 3271
  • Всего материалов: 6

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://chemege.ru/azotnaya-kislota/

http://infourok.ru/algoritm-sostavleniya-ionno-molekulyarnyh-uravnenij-imu-4475371.html