Составление химических уравнений по химии 8 класс

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Уравнения химических реакций

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 976.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 976.

Запись химического взаимодействия, отражающая количественную и качественную информацию о реакции, называют уравнением химических реакций. Записывается реакция химическими и математическими символами.

Основные правила

Химические реакции предполагают превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции). Это происходит благодаря взаимодействию внешних электронных оболочек веществ. В результате из начальных соединений образуются новые.

Чтобы выразить ход химической реакции графически, используются определённые правила составления и написания химических уравнений.

В левой части пишутся изначальные вещества, которые взаимодействуют между собой, т.е. суммируются. При разложении одного вещества записывается его формула. В правой части записываются полученные в ходе химической реакции вещества. Примеры записанных уравнений с условными обозначениями:

  • CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓+ Na2SO4;
  • CaCO3 = CaO + CO2↑;
  • 2Na2O2 + 2CO2 → 2Na2CO3 + O2↑;
  • CH3COONa + H2SO4(конц.) → CH3COOH + NaHSO4;
  • 2NaOH + Si + H2O → Na2SiO3 + H2↑.

Коэффициенты перед химическими формулами показывают количество молекул вещества. Единица не ставится, но подразумевается. Например, уравнение Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2 показывает, что из одной молекулы бария и двух молекул воды получается по одной молекуле гидроксида бария и водорода. Если пересчитать количество водорода, то и справа, и слева получится четыре атома.

Обозначения

Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

  • → – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);
  • ⇄ или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);
  • ↑ – выделяется газ;
  • ↓ – выпадает осадок;
  • hν – освещение;
  • t° – температура (может указываться количество градусов);
  • Q – тепло;
  • Е(тв.) – твёрдое вещество;
  • Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;
  • Е(конц.) – концентрированное вещество;
  • Е(водн.) – водный раствор вещества.

Вместо стрелки (→) может ставиться знак равенства (=), показывающий соблюдение закона сохранения вещества: и слева, и справа количество атомов веществ одинаково. При решении уравнений сначала ставится стрелка. После расчёта коэффициентов и уравнения правой и левой части под стрелкой подводят черту.

Условия реакции (температура, освещение) указываются сверху знака протекания реакции (→,⇄). Также сверху подписываются формулы катализаторов.

Какие бывают уравнения

Химические уравнения классифицируются по разным признакам. Основные способы классификации представлены в таблице.

Признак

Реакции

Описание

Пример

По изменению количества реагентов и конечных веществ

Из простого и сложного вещества образуются новые простые и сложные вещества

Несколько веществ образуют новое вещество

Из одного вещества образуется несколько веществ

Обмен составными частями (ионами)

По выделению тепла

По типу энергетического воздействия

Действие электрического тока

Действие высокой температуры

По агрегатному состоянию

Существует понятие химического равновесия, присущее только обратимым реакциям. Это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции, а также концентрации веществ равны. Такое состояние характеризуется константой химического равновесия.

При внешнем воздействии температуры, давления, света реакция может смещаться в сторону уменьшения или увеличения концентрации определённого вещества. Зависимость константы равновесия от температуры выражается с помощью уравнений изобары и изохоры. Уравнение изотермы отражает зависимость энергии и константы равновесия. Эти уравнения показывают направление протекания реакции.

Рис. 3. Уравнения изобары, изохоры и изотермы.

Что мы узнали?

В уроке химии 8 класса была рассмотрена тема уравнений химических реакций. Составление и написание уравнений отражает ход химической реакции. Существуют определённые обозначения, показывающие состояние веществ и условия протекания реакции. Выделяют несколько видов химических реакций по разным признакам: по количеству вещества, агрегатному состоянию, поглощению энергии, энергетическому воздействию.

Алгоритм составления химического уравнения
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Казалось бы, в уравнивании химических уравнений ничего нового придумать нельзя. Но время движется всё стремительней. Тем учащимся, которым объясняли на уроке всё понятно. Но есть учащиеся, которые пропускают из-за болезней или других причин. Им этот алгоритм очень нужен. Необходим этот алгоритм и слабым учащимся. Тем которые хотят, но не могут сразу всё уловить. Алгоритм способствует правильно формировать мысли у всего класса, что облегчает общение и понмание по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Показанна последовательность при уравнивании.химического уравнения . Можно использовать всем начинающим химикам.16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм составления химического уравнения

1.Записываем исходные вещества в левой части уравнения в виде суммы.

2.Ставим знак = и пишем продукты реакции, так же в виде суммы.

3. Находим индексы у продуктов реакции согласно с валентностями.

4.Уравниваем. То есть ставим коэффициенты так чтобы, число атомов в левой части уравнения = числу атомов в правой части уравнения.

а) в первую очередь уравниваем чётные и нечётные значения индексов с помощью математического понятия наименьшее общее кратное,

б) затем уравниваем более лёгкие числа атомов

в) сложные ионы уравниваются группой и не разрываются, например: =SO 4 ; ≡ PO 4

Например: 4 Al + 3 O 2 = 2 Al 2 O 3 ( жирным шрифтом показаны коэффициенты)

Уравняем О: 2 ∙ 3 = 6 .| 6 : 2(индекс в О 2 ) = 3 => ставим коэффициент перед O 2 – 3

6 : 3(индекс в Al 2 О 3 ) = 2 => ставим коэффициент перед Al 2 О 3 – 2

Уравняем Al: число атомов алюминия в правой части уравнения =2 ∙ 2 = 4 (в 2 Al 2 O 3 ) => ставим коэффициент 4 перед Al в левой части уравнения. Ура-а! Уравняли!

3 Сu SO 4 + 2 Al = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3 Cu

Исходные вещества = продукты реакции

Левая часть уравнения = правая часть уравнения

Внимание! В середине молекулы коэффициент не ставится.

Коэффициент ставится только перед молекулой


источники:

http://obrazovaka.ru/himiya/uravneniya-himicheskih-reakciy-8-klass.html

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/10/22/algoritm-sostavleniya-khimicheskogo-uravneniya