Составление уравнения по химии за 8 класс

8 класс. Химия. Составление уравнений химических реакций
тест по химии (8 класс)

Задания по расстановке коэффициентов в у равнениях реакций, химия 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
himiya_8_kl._rabota_v_klasse_koeffitsienty.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс Коэффициенты

РАБОТА В КЛАССЕ

1. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

1) Fe 2 O 3 + HCl FeCl 3 + H 2 O
2) NO + O 2 NO 2

3) N 2 + O 2 = NO
4) CaCO 3 = CaO + CO 2

5) Al 2 O 3 + H 2 SO 4 Al 2 (SO 4 ) 3 + H 2 O
6) H 2 + Cl 2 HCl

7) Li + O 2 Li 2 O
8) Fe 2 O 3 + Al Al 2 O 3 + Fe

9) CuO + HCl = CuCl 2 + H 2 O

10) NH 3 = N 2 + H 2

11) Fe 2 O 3 + H 2 = Fe + H 2 O

12) Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2

2. Расставьте коэффициенты.

1. Al + O 2 → Al 2 O 3 3. Fe + O 2 → FeO 6. Fe + O 2 → Fe 3 O 4 4. Fe + O 2 → Fe 2 O 3

2. Fe + Cl 2 →FeCl 3 4. Al + Cl 2 → AlCl 3 7. K + Br 2 → KBr 8. Li + N 2 → Li 3 N

3. Na + S → Na 2 S 5. Li + O 2 → Li 2 O 8. Ca + O 2 → CaO 12. Zn + I 2 → ZnI 2

9. CuCl + Cl 2 → CuCl 2 10. Fe(OH) 2 + O 2 +Н 2 О → Fe(OH) 3 11. FeCl 2 + Cl 2 → FeCl 3

12. CH 4 + O 2 → CO 2 + H 2 O

13. С 2 Н 2 + О 2 → СО 2 + Н 2 О

14. С 2 Н 6 О + О 2 → СО 2 + Н 2 О

15. С 8 Н 18 + О 2 → СО 2 + Н 2 О

2. Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции

А) Алюминий + бром (молекула двухатомная) бромид алюминия
Б) Карбонат кальция оксид кальция + оксид углерода (IV).

В) Азот (молекула двухатомная) + кислород оксид азота (III)
Г) Гидроксид меди(II) оксид меди (II) + вода

3. Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:

а) ? + 2 HCl = FeCl 2 + H 2
б) 2 Al + ? = 2 AlCl 3

а) Fe 2 O 3 + 3 H 2 = ? + 3 H 2 O
б) Zn + ? = ZnCl 2 + H 2

а) ? + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2
б) 4 Al + ? = 2 Al 2 O 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ.

Урок-упражнение по составлению уравнений химических реакций

Тема «Составление химических уравнений» одна из самых сложных тем курса химии и одна из основополагающих, потому что химия – это уравнения. Учащиеся с трудом понимают эту тему, поэтому для достижения .

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме «Типы химических реакций».

Карточка «План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции»

Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе.

Урок-тренинг. Составление уравнений химических реакций.

Сегодня на уроке мы закрепляли основополагающее умение в химии – умение составлять химические уравнения.

8 класс Составление уравнений химических реакций

УМК Н.Е. Кузнецовой.

8 класс Задачи по уравнениям химических реакций

8 класс Задачи по уравнениям химических реакций.

Химические уравнения. Составление уравнений химической реакции. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.
  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).
  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работыКоличество баллов
Тест

“Физические и химические явления.
Закон сохранения массы веществ”

Задание “Расставь коэффициенты”
Выходной контроль
Общее количество баллов
Оценка за урок

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1. Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  2. Намагничивание, испарение, колебание.
  3. Рост и развитие, движение, размножение.

3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

  1. Закон постоянства состава вещества.
  2. Закон сохранения массы вещества.
  3. Периодический закон.
  4. Закон динамики.
  5. Закон всемирного тяготения.

4. Закон сохранения массы вещества открыл:

5. Химическим уравнением называют:

  1. Условную запись химической реакции.
  2. Условную запись состава вещества.
  3. Запись условия химической задачи.

Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

Мотивация и целеполагание.

Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

Изучение нового материала.

Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

(Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

Железо + сера → сульфид железа (II ) (задание 2 тпо)

Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

(Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

Учитель. Теперь прочитайте.
Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

(Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

Обучающиеся. НОК = 6

Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

Учитель. Рассмотрим еще один пример

(Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

Учитель. Считаем кислород.

Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

Обучающиеся. Количество атомов кислорода ,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

Учитель. Вы хорошо потрудились и , наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

Учитель. Продолжаем работу.
В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы). За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
С заданием вы справились. Молодцы!

Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

  1. В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны.(Да)
  2. В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка 2.(Нет)
  3. В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2.(Да)
  4. В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.(Нет)
  5. В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди 2.(Нет)
  6. В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода.(Да)
  7. В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты не нужны.(Да)

Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

§ 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
упр. 3 – для тех, кто получил оценку
“5”

Заключительное слово учителя.

Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.
F На уроке я достиг цели наполовину.
F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

Уравнения химических реакций

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 976.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 976.

Запись химического взаимодействия, отражающая количественную и качественную информацию о реакции, называют уравнением химических реакций. Записывается реакция химическими и математическими символами.

Основные правила

Химические реакции предполагают превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции). Это происходит благодаря взаимодействию внешних электронных оболочек веществ. В результате из начальных соединений образуются новые.

Чтобы выразить ход химической реакции графически, используются определённые правила составления и написания химических уравнений.

В левой части пишутся изначальные вещества, которые взаимодействуют между собой, т.е. суммируются. При разложении одного вещества записывается его формула. В правой части записываются полученные в ходе химической реакции вещества. Примеры записанных уравнений с условными обозначениями:

  • CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓+ Na2SO4;
  • CaCO3 = CaO + CO2↑;
  • 2Na2O2 + 2CO2 → 2Na2CO3 + O2↑;
  • CH3COONa + H2SO4(конц.) → CH3COOH + NaHSO4;
  • 2NaOH + Si + H2O → Na2SiO3 + H2↑.

Коэффициенты перед химическими формулами показывают количество молекул вещества. Единица не ставится, но подразумевается. Например, уравнение Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2 показывает, что из одной молекулы бария и двух молекул воды получается по одной молекуле гидроксида бария и водорода. Если пересчитать количество водорода, то и справа, и слева получится четыре атома.

Обозначения

Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

  • → – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);
  • ⇄ или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);
  • ↑ – выделяется газ;
  • ↓ – выпадает осадок;
  • hν – освещение;
  • t° – температура (может указываться количество градусов);
  • Q – тепло;
  • Е(тв.) – твёрдое вещество;
  • Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;
  • Е(конц.) – концентрированное вещество;
  • Е(водн.) – водный раствор вещества.

Вместо стрелки (→) может ставиться знак равенства (=), показывающий соблюдение закона сохранения вещества: и слева, и справа количество атомов веществ одинаково. При решении уравнений сначала ставится стрелка. После расчёта коэффициентов и уравнения правой и левой части под стрелкой подводят черту.

Условия реакции (температура, освещение) указываются сверху знака протекания реакции (→,⇄). Также сверху подписываются формулы катализаторов.

Какие бывают уравнения

Химические уравнения классифицируются по разным признакам. Основные способы классификации представлены в таблице.

Признак

Реакции

Описание

Пример

По изменению количества реагентов и конечных веществ

Из простого и сложного вещества образуются новые простые и сложные вещества

Несколько веществ образуют новое вещество

Из одного вещества образуется несколько веществ

Обмен составными частями (ионами)

По выделению тепла

По типу энергетического воздействия

Действие электрического тока

Действие высокой температуры

По агрегатному состоянию

Существует понятие химического равновесия, присущее только обратимым реакциям. Это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции, а также концентрации веществ равны. Такое состояние характеризуется константой химического равновесия.

При внешнем воздействии температуры, давления, света реакция может смещаться в сторону уменьшения или увеличения концентрации определённого вещества. Зависимость константы равновесия от температуры выражается с помощью уравнений изобары и изохоры. Уравнение изотермы отражает зависимость энергии и константы равновесия. Эти уравнения показывают направление протекания реакции.

Рис. 3. Уравнения изобары, изохоры и изотермы.

Что мы узнали?

В уроке химии 8 класса была рассмотрена тема уравнений химических реакций. Составление и написание уравнений отражает ход химической реакции. Существуют определённые обозначения, показывающие состояние веществ и условия протекания реакции. Выделяют несколько видов химических реакций по разным признакам: по количеству вещества, агрегатному состоянию, поглощению энергии, энергетическому воздействию.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/594686

http://obrazovaka.ru/himiya/uravneniya-himicheskih-reakciy-8-klass.html