Составные уравнения 4 класс это

Составные уравнения
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тема: «Составные уравнения».

Цели: 1. Познакомить детей с решением составных уравнений;

отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение

компонентов арифметических действий.

2. Способствовать развитию логического мышления,

  1. Воспитывать дружелюбие, чувство товарищества, умение выслушать одноклассников, поспорить, доказать

свою точку зрения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-В веках математика овеяна славой,

Светило всех земных светил

Ее царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

-Чем мы занимались на предыдущем уроке?

— Сегодня мы углубим и расширим знания о решении составных уравнений.

II. Оценка знаний ученика.

— На какие группы можно разделить эти записи?

х + 64 = 94 20 * у + 50 = 890

85 – х > 70 40 + 40 + 40

y * 2 = 260 k * 3 = 54 + 36

a * 6 – 12 (n + 6) : (x * y)

(a – 2) * (b : 3) (m : 5 + 3) * 6 = 48

360 : z = 9 (48 : t + 7) * 6 = 35 + 55

d : 2 + 9 (2 * x : 7) * 8 = 72

y – 72 = 38 90 sostavnye_uravneniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составные уравнения».

Цели: 1. Познакомить детей с решением составных уравнений;

отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение

компонентов арифметических действий.

2. Способствовать развитию логического мышления,

  1. Воспитывать дружелюбие, чувство товарищества, умение выслушать одноклассников, поспорить, доказать

свою точку зрения.

I. Организационный момент.

-В веках математика овеяна славой,

Светило всех земных светил

Ее царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

-Чем мы занимались на предыдущем уроке?

— Сегодня мы углубим и расширим знания о решении составных уравнений.

II. Оценка знаний ученика.

— На какие группы можно разделить эти записи?

х + 64 = 94 20 * у + 50 = 890

85 – х > 70 40 + 40 + 40

y * 2 = 260 k * 3 = 54 + 36

a * 6 – 12 (n + 6) : (x * y)

(a – 2) * (b : 3) (m : 5 + 3) * 6 = 48

360 : z = 9 (48 : t + 7) * 6 = 35 + 55

d : 2 + 9 (2 * x : 7) * 8 = 72

— Какие бывают выражения? п/о: числовые и буквенные.

— А что такое уравнение?

— Какие уравнения бывают? п/о составные и простые.

-Назовите простые уравнения.

III. Практическое задание.

— Давайте решим. А что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения?

/Устно с комментированием вида, ответы показывают на планшетках/

IV. Рефлексия раннее изученного.

-Давайте посмотрим на оставшиеся уравнения, что в них необычного?

п/о: они содержат по два действия в левой части.

— Почему вы решили что эти записи являются уравнениями?

п/о: данные равенства содержат переменную.

— Давайте решим эти уравнения и вспомним алгоритм.

/на доску вывешивается плакат с алгоритмом/

1. Найти значение числового выражения

2. Определить неизвестный компонент действия

3. Применить правило его нахождения

4. Выполнить действие и получить ответ

5. Сделать проверку

Ребята решают уравнения по алгоритму с комментированием

k * 3 = 90 И 50 – 9 * а = 23

k = 90 : 3 Т 9 * a = 50 – 28

k = 30 У 9 * a = 27

Я самостоятельно у доски

решает, а класс проверяет/

30 * 3 = 54 + 36 У

V. Создание проблемной ситуации.

-Давайте решим следующее уравнение:

(48 : t + 7) * 6 = 35 + 55

п/о: Такие уравнения мы не решали

-А давайте попробуем решить в группах

Класс распадается на группы. Выслушиваются аргументы и доказательства каждой группы. Вспомогательные вопросы:

-В данном уравнении слева записано произведение

-Для того, чтобы решить такое уравнение, надо каким-то образом свести его к уже известным видам

-Может у кого-то из вас есть идеи, как это сделать

-Сколько действий в левом выражении?

-А какое действие последнее?

-Назовите компоненты при умножении

-В каком из этих компонентов стоит переменная?

/Работа в группах/

VI. Составление модели (алгоритма).

-Давайте составим алгоритм решения составных уравнений:

1. Найти последнее действие

2. Выделить неизвестный компонент

3. Применить правило нахождения неизвестного компонента

4. Упростить правую часть

5. Корень уравнения найден

6. Сделать проверку

VII. Закрепление. Контроль.

-А теперь я предлагаю в паре решить уравнение

Одна пара у доски под занавеской.

(t * 3 +5) : 4 = 76 – 68

Поднимите руки у кого так же?

VIII. Самостоятельная работа.

(4 * b – 16) : 2 = 9040 : 904

-Поменяйтесь тетрадками – Проверьте — Оценка

-Что нового узнали об уравнениях?

-Каков алгоритм решения составных уравнений?

-Кому они показались не очень сложными.

-Кто готов оказать помощь в освоении нового материала своим товарищам?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по программе «Школа 2100», 3 класс. «Составные уравнения»

Познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений .

«Решение составных уравнений»

Данный урок проводится в 3-м классе по программе «Школа 2000» (учебник Петерсон Л.Г.). Поставленные цели реализуются посредством использования технологии деятельностного метода.

Конспект урока «Решение составных уравнений»

Первый урок объяснения нового материала по теме «Составные уравнения» составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети выводят алгоритм решения составных уравнений, выполняют самооцен.

Составное уравнение

Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действийТренировать вычислительный навык, умение анализировать уравненияСоставить алгоритм решения составных уравне.

Математика.3 класс Тема: «Решение составных уравнений».

Предмет: математика.Класс: 3Тема: Решение составных уравнений.Цель: Систематизация знаний по теме «Уравнения».Задачи:1.Учить осознанно применять алгоритм решения составных уравнений, матем.

Составные уравнения. (Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»)

Урок открытия нового знания. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100».

«Решение составных уравнений»

Урок в 4 классе по программе «Школа России».

Конспект урока по математике для 4 класса «Решение составных уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока математики

Тема: Нахождение неизвестного множителя. Решение составных уравнений.

Цель: вывести алгоритм решения составных уравнений.

систематизировать знания о компонентах действий;

дать определение составному уравнению;

научиться решать составные уравнения;

отрабатывать навыки устных и письменных вычислений;

совершенствовать умение решать задачи.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки выполнения и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

работать в паре, группе;

формулировать собственное мнение и позицию.

научаться решать составные уравнения на основе связи между результатом и компонентами действия при умножении;

выполнять проверку вычислений;

решать задачи с недостающими данными;

соблюдать порядок выполнения действий в выражениях.

уметь определять и формулировать цель на уроке;

планировать свои действия на уроке в связи с поставленной задачей;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

высказывать своё предположение;

осуществлять самооценку учебных действий.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;

добывать новые знания.

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

уметь работать в паре, группе;

формулировать собственное мнение и позицию.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: системно-деятельностный подход; технология сотрудничества.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, c амостоятельная, групповая, в парах.

Ресурсы: Моро М.И., Бантова М.А. «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2012

Громко прозвенел звонок.

Ни минуты не теряем.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Среди букв найдите слова и составьте предложение

Ученики: Математика открывает свои тайны

Учитель: Чтобы математика открыла перед нами свои тайны, и мы успешно выполнили все задания, какую задачу перед собой поставим, как должны работать на уроке?

Ученики: Внимательно слушать, правильно выполнять задания, думать.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Что записано на доске?

х + 5=12 40 — х =36 х : 2=7 4 * х =16

Учитель: Что такое уравнение?

Ученики: Выражение, которое содержит переменную, значение которой надо найти.

Учитель: Как называется значение переменной, которое надо найти?

Ученики: Корень уравнения.

Учитель: Что значит найти корень уравнения?

Ученики: Решить уравнение.

Работа в парах (по карточкам)

Учитель: Определите, какая задача, записанная у вас на карточках, подходит к уравнению, записанному на доске. Решите эти задачи.

1. Я задумала число,

Пополам делю его.

Вот его я разделила,

Семь в итоге получила.

Назовите вы его,

Мое первое число.

2. В хоре 40 мальчиков песни распевали.

Вскоре несколько из них голос потеряли,

И осталось в хоре 36 голосов.

Сосчитай без лишних слов, сколько потеряно голосов?

3. В кормушке сидело несколько птиц

К ним прилетело еще 5 синиц.

И стало в кормушке в кормушке сейчас.

Так сколько их было сначала?

4. У этого цветка 4 лепестка.

Сколько росло цветков,

Если 16 таких лепестков.

4. Формулирование темы урока.

Учитель: При помощи чего мы с вами сейчас решали задачи?

Ученики: При помощи уравнений.

Учитель: Что ещё можно решать с помощью уравнений?

Учитель: Математика полна тайн и загадок. Сегодня на уроке

Секреты уравнений будем открывать,

Чтобы легко нам было их решать.

5. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Рассмотрите уравнения, записанные на доске: 4*х=24 и 4*х=40-16 Чем похожи? Чем отличаются? Попробуем их решить?

6. Открытие новых знаний.

Учитель: Вспомните алгоритм решения уравнений.

Вспомнить компоненты действия данного уравнения.

Определить неизвестный компонент.

Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.

Применить правило и найти неизвестный компонент.

Учитель: Используя алгоритм, решите первое уравнение. (Учащиеся решают уравнение 4*х=24)

Учитель: Можно ли решить второе уравнение, используя этот же алгоритм?

Ученики: В ответе не число, а числовое выражение.

Учитель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы решить это уравнение?

Ученики: Сосчитать правую часть.

Учитель: Попробуйте решить второе уравнение. (Учащиеся решают уравнение 4*х=40-16)

Учитель: Такое уравнение называется составным. Давайте составим алгоритм решения составного уравнения.

Работа в группах

Алгоритм решения составных уравнений

Найти значение числового выражения.

2. Вспомнить компоненты действия данного уравнения.

3. Определить неизвестный компонент.

4. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.

5. Применить правило и найти неизвестный компонент.

6. Записать ответ.

7. Сделать проверку.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

7. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Откройте учебники на странице 76 (Моро М.И., Бантова М.А. «Математика». Учебник для 4 класса. 1 часть). Прочитайте тему урока, рассмотрите решение предложенных уравнений. Для закрепления изученного материала выполним №375 (Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).

8. Повторение пройденного материала.

Задача № 377. (стр.76)

Учитель: О чём идёт речь в этой задаче?

Учитель: Как двигались машины?

Ученики: Навстречу друг другу.

Учитель: Сколько км до встречи прошла первая машина?

Учитель: А вторая машина?

Ученики: Вторая машина прошла на 56 км меньше.

Учитель: Что надо найти в задаче?

Ученики: Расстояние между городами.

? на 56 км м. 128 км

2). +

Учитель: Можем сразу ответить на главный вопрос задачи?

Ученики: Нет, мы не знаем, сколько прошла вторая машина.

Учитель: Можем найти? Как?

Ученики: Т.к. сказано, что на 56 км меньше, надо от 128 отнять 56, это первое действие. Учитель: Что найдем вторым действием?

Ученики: Вторым действием узнаем расстояние между городами, действием сложением.

Учитель: Запишите решение задачи и ответ самостоятельно.

9. Рефлексия деятельности. Самооценка деятельности. Выставление оценок.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. На следующих уроках мы продолжим работу с составными уравнениями. А пока закончите предложения:

* Сегодня на уроке я узнал …..

* Мне показалось интересным ….

10. Домашнее задание.

Стр. 76 № 376, 379(2).

Краткое описание документа:

«Описание материала:

Разработка урока по математике для УМК «Школа России» по теме «Решение составных уравнений» соответствует структуре урока изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Целью урока является создание алгоритма решения сложных уравнений.

На нём формируются «предметные и метапредметные УУД учащихся согласно новым требованиям.

Урок предполагает самостоятельную работу учащихся при выведении алгоритма решения составног уравнения.

Постановка проблемного вопроса, поиск ответа на него, способствуют активизации мыслительной деятельности ребят, прививают интерес к предмету.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 195 человек из 51 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 367 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 572 724 материала в базе

Другие материалы

  • 06.02.2014
  • 1164
  • 2
  • 06.02.2014
  • 4011
  • 11
  • 06.02.2014
  • 1700
  • 1
  • 06.02.2014
  • 6211
  • 50
  • 06.02.2014
  • 1605
  • 0
  • 06.02.2014
  • 2058
  • 6
  • 06.02.2014
  • 6396
  • 276

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 07.02.2014 4120
  • DOCX 59 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 8 лет и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 25857
  • Всего материалов: 6

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Решение составных уравнений,4 класс

Х х 5 = 280 — 250

Х + 100 = 500 х 2

624 — Х = 238 + 300

Х : 10 = ( 42 + 48 ) — 83

Х + 20000 = 500 х 8

48 — Х = 140 : 2 — 65

Х х 30 = 280 + 320

Х + 43 = 4 х 2 + 50

86 + Х = 40 х 2 + 50

Х — 25 = 40 + 3 х 20

100 — Х = 42 : 7 х 5

Х х 5 = 20 : 4 + 10

600 : Х = 4 — 1 х 2

40 х Х = 50 х 2 + 20

Х : 4 = 700 — 65 х 10

Х + 150 = 40 х 2 + 36 х 2

41 + Х = 35 х 2 х 2

Х — 25 = 500 — 40 х 10

920 — Х = 801 — 1 х 1

Х х 7 = 5 + 150 : 5

30 х Х = 200 + 2 х 5

Х : 3 = 27 : 9 х 5

42 : Х = 90 — ( 50 + 34 )

39 + Х = 42 х 2 + 5

Х + 32 = ( 25 + 65 ) х 2

Х — 95 = 66 + 21 + 13

79 — Х = 33 х 2 + 4 х 1

Х : 5 = ( 62 — 22) : 5

33 х Х = ( 23 — 3 ) х 5 — 1

84 : Х = (65 — 60 ) + 37

Х : 100 = ( 45 + 5 ) х 4

Х + 4 = 60 х 2 : 4

92 + Х = ( 400 + 2 ) х 2

Х — 35 = ( 765 — 65 ) х 2

98 — Х = 44 х 2 + 2

Х х 3 = 43 + 8 х 4

36 х Х = 64 : 8 х 9

Х : 50 = ( 35 + 15 ) х 4

1800 : Х = 36 : 4 х 60 + 60

15 + Х = 7256 + 2 х 4

Х + 49 = 25 х 4 х 2 + 50

Х — 720 = 49 : 7 х 9

657 — Х = 250 : 5 х 4

Х х 23 = 150 : 3 + 19

75 х Х = 30 х 6 — 30

Х : 50 = 2 х 9 + 2

630 : Х = 36 х 2 — 2

Х + 64 = 36 : 9 + 21

136 + Х = 50 х 2 х 3

Х — 925 = 600 : 2 + 700

2000 — Х = ( 1000 — 2 ) х 2

Х х 8 = 820 — 45 х 4

70 х Х = 131 + 36 : 4

500 : Х = 25 : 5 х 10

Х : 25 = 42 х 2 — 68

Х + 29 = 990 + 60 х 2

35 + Х = ( 2 + 5 ) х 52

Х — 728 = 2 х 24 х 10

523 — Х = 21 : 3 х 10

Х х 90 = 75 х 2 + 30

60 х Х = 3 х 6 х 10

Х : 5 = 400 : 8 + 5

360 : Х = 85 х 2 + 10

Х + 409 = 65 х 3 + 700

260 + Х = 700 + 6 х 5

Х — 612 = 420 : 6 х 9

2694 — Х = 40 х 4 + 2

Х х 30 = ( 502 + 28 ) х 3

45 х Х = 20 х 5 — 10

Х : 200 = 680 — 40 х 2

560 : Х = ( 40 + 30 ) : 10

Х + 500 = 600 х 2 + 300

406 + Х = 925 — 5 х 5

Х — 39 = 1800 : 2 + 33

786 — Х = 32 х 5 : 2

Х х 100 = 59 х 3 х 1000

810 : Х=1000- ( 60 х 3+10 )

60 х Х = ( 30 х 2 ) х 10

Х : 3 = 59 х 4 : 2

Х + 429 = 65 х 2 х 5

728 + Х = 500 х 2 + 15

Х — 39 = 360 : 4 + 1

450 — Х = 720 : 8 + 60

Х х 7 = ( 618 + 2 ) + 10

3 х Х = 42 х 3 х 5

Х : 7 = 58 х 9 + 28

650 : Х = 81 : 9 + 1

73 + (50 : Х + 2) = 100

(100 — Х : 4 ) — 30 = 54

400 — (5 х Х + 125) = 205

( 40 х Х + 140) х 5 = 2500

5 х ( 69 — 120 : Х) = 45

(150 : Х + 50) : 5 = 73 — 53

150 : (45 : Х + 35) = 27 : 9

(720 : Х — 2) + 40 = 128

(4 х Х + 20) + 720 = 900

(Х х 5 + 25 ) — 415 = 60

900 — (4 х Х — 60) = 360

( 42 : Х — 7 ) х 30 = 420

2 х ( 36 — 52 : Х ) = 20

( 40 х Х — 40 ) : 4 = 30

480 : (Х : 4 + 1) = 64 : 8

( 60 : Х + 5 ) + 25 = 50

800 + ( 420 : Х — 10 ) = 1000

( 400 : Х + 5 ) — 5 = 200

1000 — ( 4500 : Х + 80 ) = 420

(54 : Х + 30 ) х 2 = 72

8 х ( 36 + 4 х Х ) = 480

(6 х Х + 12 ) : 6 = 50

350 : (20 х Х — 15) = 70

420 + (4 х Х + 360) = 940

350 + (600 — 5 х Х) = 450

(4 + Х х 9) — 36 = 40

660 — (8 х Х + 20) = 480

(4 х Х + 2) х 6 = 180

9 х (4 х Х + 10) =810

(Х : 20 + 40) — 70 = 30

64 + ( Х : 4 + 6) = 100

(64 : Х + 138) — 50 = 90

925 — (80 : Х — 15) = 900

(95 — 45 : Х) х 9 = 810

6 х (20 : Х — 15) = 30

(3 х Х — 30) : 2 = 68 — 8

1. 102; 7; 225; 230; 6; 7; 2; 160.

2. 681; 900; 4009; 86; 230; 5; 700; 2.

3. 2000; 5; 43; 690; 250; 20; 50; 1.

4. 15; 44; 125; 70; 3; 300; 3; 200.

5. 2; 99; 125; 120; 5; 7; 45; 7.

6. 50; 148; 195; 9; 40; 3; 2; 20000.

7. 26; 712; 1435; 8; 25; 2; 10000; 6.

8. 7249; 201; 782; 457; 3; 2; 1000; 9.

9. 89; 164; 1925; 4; 80; 2; 10; 400.

10. 1081; 329; 1208; 453; 2; 3; 275; 2.

11. 486; 470; 1242; 2532; 53; 2; 120000; 80.

12. 1000; 494; 972; 706; 1770; 1; 10; 354.

13. 221; 287; 130; 300; 90; 210; 3850; 65.

14. 31; 2; 64; 14; 9; 2; 3; 3.

15. 8; 40; 90; 150; 2; 2; 4; 236.

16. 3; 2; 2; 9; 9; 6; 48; 1.

17. 40; 100; 8; 20; 7; 20; 1; 5.

18. 1200; 120; 32; 2; 9; 1; 50; 12.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=29703

http://znanio.ru/media/reshenie-sostavnyh-uravnenij4-klass-2519454