Способ подбора при решении уравнений

Урок по теме «Уравнение. Решение уравнений методом подбора». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения материала.

ЦЕЛЬ

  • Дать детям новое математическое понятие “уравнение”.
  • Формировать умение читать и записывать уравнение.
  • Способствовать запоминанию, сознанию, пониманию, составления уравнений;
  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, культуры математической речи.
  • Воспитывать самоконтроль, гигиенические навыки письма, аккуратное ведение записей в тетради.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемного изложения материала.

ЗАДАЧИ:

  • совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства;
  • закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестных вычитаемого, уменьшаемого;
  • развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
  • воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
  • прививать гигиенические навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • табличка с цифрой 2;
  • лозунги: “ В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”, “Глаза – главные помощники”, “Питание – необходимо для жизни человека”; проектор;
  • плакат “Заповеди здорового человека”, буквы (организм);
  • таблички с названиями городов: г.Каллиграфия, г.Устносчит, г.Узнаево, г.Задачкино, г .Сумеево;
  • карточки на держалках с примерами и названиями продуктов;

Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Путешествие зовет второклассников в поход.
А куда пойдем, ребята?

В необычную страну, страну Крепышей
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для вас.
Пожелаем вам удачи, за работу,
В добрый час!

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

— А отправимся в путешествие на самолете.

(На доске рисунок самолёта)

На уроке мы еще раз узнаем, как заботиться о своем здоровье, какие гигиенические правила необходимо соблюдать для сохранения своего здоровья.

Под музыку дети “летят на самолете” между рядами

Девиз: В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся.

-Мы подъезжаем к городу Каллиграфия .

Вид ее, как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет (Цифра 2)

-Напишите цифру 2 туловищем, ногой, рукой.

-А теперь, ребята, садимся за парту и произносим наши волшебные слова.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Дети записывают число, тему урока в тетради, прописывают цифру 2.

Руки на пояс поставьте сначала
Влево и вправо качайте плечами
Вы дотянулись мизинцем до пятки,
Если сумели — всё в полном порядке

.отправляемся в город Устносчит

Сегодня уравнения будем решать.
Кто хочет получить отметку “5”,
Тогда устный счет пора начинать.

А )Индивидуальная работа.

(2 ученика у доски решают задачи)

Осталось – 10 руб.

Б) Фронтальная работа

(Остальные ученики решают примеры. Учитель показывает карточку с примерами, дети показывают ответ на веерах с цифрами.)

68 –8 83+ 1 57 – 50

6+ 30 48 – 1 70 + 8

Проверка задач: дети рассказывают подробно, как найти неизвестные уменьшаемое, вычитаемое, разность.

В) Повторение пройденного материала.

-Мы отправляемся в город Умельцев.

Там живет одна девочка.

Как у нашей Дины разболелись зубы.
Папа Диночку жалеет, из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?

-Помогите Диночке вставить числа в окошечко так, чтобы равенство было верным.

14+ = 20

16- = 10

-6 = 7

Дети называют, что неизвестно в выражении и как найти неизвестное.

1)Мне неизвестно второе слагаемое, чтобы его найти, надо из суммы вычесть первое слагаемое.

2) Мне неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

3) Мне неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

-Почему у девочки разболелись зубы? Какие советы Доктора Здоровые зубы мы должны знать? (Дети называют правила, чтобы зубы были здоровыми)

Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты.
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

5. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

-Итак, мы приближаемся к городу Узнаево.

-Вам знакома запись — 4=12? (Это пример с окошечком)

-А такая: а+4 ? (Это буквенное выражение)

-Что вы делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной)

— Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и вычисляли)

-А сейчас посмотрите на запись, которую принес нам Всезнайка Математик

-На что она похожа? (На пример с “окошком” и на буквенное выражение)

-Что нам говорит знак “=”? (Это равенство)

-Все числа в нем известны? (Нет)

-Какой буквой оно обозначено? (Латинской буквой)

-Если оно неизвестно, перед нами какая стоит задача ? (Найти это число)

-Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому что 8+4=12)

-А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение х+4=12

-Попробуем сделать вывод.

Уравнение – это.. (показываю на “=”) (Равенство)

-Которое содержит…(показываю на х) (Неизвестное число)

-Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти)

-Кто может сказать. Что такое уравнение? (Дети говорят правило)

-Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав правило в учебнике.

Давайте сделаем упражнение для запоминания: Левую руку положите на живот, а правую – на грудь. Делаем глубокий вдох и выдох , так несколько раз.

Произносим правило еще раз:

Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. Чтобы решить уравнение, надо найти неизвестное число.

-Мы в городе Сумеево. В нем живут зоркие, внимательные человечки. У них хорошее зрение. А почему?

Читаем девиз: Глаза – главные помощники.

Дети называют правила бережного отношения к зрению:

Советы Доктора Здоровья

  • не читай лежа, в транспорте;
  • смотри телевизор 1-1, 5часа, на расстоянии не менее 3 метров;
  • оберегай глаза от попаданий в них инородных предметов;
  • при чтении и письме свет должен освещать страницу слева;
  • расстояние от глаз до текста должен быть 30 -35 см;
  • делай гимнастику для глаз.

Дети выполняют гимнастику для глаз и туловища. В четырех углах класса висят вырезанные из бумаги разных цветов круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Учитель называет эти фигуры в разном порядке, дети встают, находят глазами, поворачивая голову или весь корпус туловища, “ловят комариков”,хлопая в ладоши, не сходя с места.

-Решите уравнения (3 человека у доски)

— Как нашли неизвестное число? (Дети рассказывают алгоритм: 1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое).

7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Чтобы задачи верно решать
Необходимо думать, рассуждать.
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.

Приближаемся в город Задачкино Там живет Доктор Здоровая пища. Он всегда вам давал советы: какие продукты разрушают здоровье, а какие укрепляют. Послушайте задачу, найдите решение, подумайте в какой столбик поставить продукты питания.

(На держалках, прикрепленных к потолку висят карточки с примерами , а на обратной стороне названия продуктов. На доске два столбика: разрушает, укрепляет. Дети слушают условие задачи, находят правильное решение и выбирают в какой столбик поставить данный продукт питания )

  • Ёжик заболел. Он не делал зарядку, долго сидел у телевизора, мало гулял, но очень тепло одевался. Доктор велел ему принимать лекарство. За неделю ему надо выпить 15 таблеток. Он выпил уже 9. Сколько ему осталось выпить таблеток.? Почему он заболел? (15-9=6)
  • У учащихся вторых классов был медицинский осмотр. Зубной врач определил у 16 учеников 2-а класса больные зубы, а у 2-б — 7 человек. На сколько больше больных зубов у учеников 2-а класса, чем у учеников 2-б? (16-7= 9)
  • Внуки помогали собирать яблоки бабушке. Марьям и Рашит собрали целую корзину. Марьям съела сразу 7 яблок, а – Рашит 3 яблока. Сколько яблок съели дети? Но после этого у них заболели животы. А почему? (7 + 3 = 10)
  • .Все мы знаем, что для того, чтобы жить, нужно дышать. 15-летний подросток вдыхает 20раз в минуту, а слон — на 10 раз меньше, чем подросток, а вот собака на 15 больше, чем слон. Так сколько вдыхает раз собака? (20 – 10 + 15 = 25)
  • .Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучший отдых – это сон. Взрослому достаточно 7 часов для отдыха, а вот ребенку – на 3 часа больше. Сколько достаточно для отдыха ребенку, чтобы выспаться? (7 – 3 =4)
  • В среднем человек за свои 70 лет съедает не меньше 40 тонн продуктов, а вот воды выпивает 75 тонн. На сколько тонн выпивает больше воды, чем употребляет продуктов? (75 — 40 = 35)
  • 20 – 10 + 15 “Пепси-кола”

    7 – 3 “Чупа — чупс”

    Читаем девиз: Питание – необходимо для жизни человека.

    8.РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    -Мы сейчас находимся в городе Сосчитайкин где вы должны вспомнить, как решить примеры, применяя устные вычисления сложении и вычитания, и узнаете заповеди здорового человека. Для этого вам необходимо расшифровать их.

    Дети решают примеры по вариантам: 1 вариант – “Гномики”, 2 вариант – “Лунтики”.

    Уравнения. Решение уравнений способом подбора.
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    конспект урока по математике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_matematiki.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по математике по теме:

    «Уравнение. Решение уравнений способом подбора».

    Тип урока: урок сообщения новых знаний.

    Цель: познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение».

    Образовательная: способствовать формированию обобщенных представлений детей о понятии «уравнение», рассмотреть один из способов решения уравнений «способ подбора».

    Воспитательная: развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность.

    Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи.

    Наглядность: карточки «примеры с «окошками», «буквенные выражения», «уравнения», «знаки равенств и неравенств»; плакат «латинские буквы», чертеж с геометрической фигурой.

    Тема урока: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.

    Каллиграфическая минутка: числа 28 и 30.

    Чертеж с геометрической фигурой.

    Запиши и проверь, что:

    а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;

    б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.

    I. Организационный момент. (1 минута)

    — Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе лежат учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все лишнее уберите.

    Ну- ка, проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получить

    Только лишь оценку «5»!

    — Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием «уравнение», научимся решать уравнения способом подбора, будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, а также решим задачи на нахождение суммы, содержащие отношение «больше на», «меньше на»

    — Нам необходимо выполнить № 1, 4, 5, 6 на страницах 68 -69 нашего учебника.

    II. Каллиграфическая минутка. ( 2 минуты )

    — Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и название работы. Обратите внимание на то, что в слове «классная» 2 буквы «СС», подчеркните их с помощью карандаша и линейки

    — На доске написаны числа 28 и 30, запишите их в своих тетрадях. Работайте старательно, прописывайте каждый элемент цифр аккуратно. Не торопитесь.

    III. Устный счет. (3 минуты )

    А) — Посмотрите на доску и посчитайте, сколько прямоугольников изображено на чертеже. ( На чертеже изображено 9 прямоугольников.)

    Б) – На доске записаны в столбик примеры. Устно решите их и найдите лишний пример.

    — Какой пример лишний? (Лишний пример – 33+3, потому что его значение равно 36, а значения других примеров равны 31.)

    IV. Актуализация знаний. ( 3 минуты )

    На доске задание.

    Запиши и проверь, что:

    а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;

    б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.

    — Прочитайте это задание.

    а) — Запишите сначала сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 9-6.)

    — Можно сразу сравнить? ( Нет, надо вычислить.)

    После вычислений делается вывод:

    — 15 больше 3, значит, сумма 9 и 6 больше разности 9 и 6. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 > 9-6.)

    б) Выполняется самостоятельно. Лишь делается вывод учащимися, что разность 30 и 1 равна сумме 20 и 9. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 30-1= 20 +9.)

    V. Знакомство с новым материалом. ( 7 минут )

    На доске карточка +4= 12.

    — Вам знакома такая запись? (Да, это пример с «окошком».)

    На доске карточка а+4.

    — А такая запись вам знакома? (Да, это буквенное выражение.)

    — Что мы с вами делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной.)

    — Какое это число? (Это число 8.)

    — Что делали во втором случае? ( Вместо буквы подставляли числа и вычисляли.)

    На доске карточка х+4=12.

    — А сейчас посмотрите на такую запись.

    — На что она похожа? ( И на пример с «окошком» и на буквенное выражение.)

    — Что нам говорит знак «=»? (Это равенство.)

    — Все ли числа известны в этом равенстве? (Нет.)

    — Что неизвестно? (Первое число.)

    — Как оно обозначено? ( Оно обозначено с помощью латинской буквы.)

    — Если оно неизвестно, перед нами встает какая задача? ( Найти, узнать, какое это число.)

    — Найдите это число, чтобы равенство стало верным. (Это число 8, потому что 8+4=12.)

    — А знаете, что вы сейчас сделали? ( Вы решили уравнение х+4=12.)

    -Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного.

    Уравнение – это равенство. (Обратить внимание на знак «=» в уравнении.)

    Которое содержит неизвестное число. (Обратить внимание на число «х» в уравнении.)

    — Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти.)

    — Как обозначается неизвестное число? (Неизвестное число обозначается латинской буквой.)

    — Кто может сказать, что такое уравнение? Вы можете воспользоваться учебником, на странице 68 дается определение «уравнения». (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.)

    — Что значит, решить уравнение? ( Найти такое число, чтобы равенство было верным.)

    — Молодцы, а сейчас проверьте себя, прочитав параграф на странице 68.

    — Что же такое уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)

    — Что значит решить уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)

    VI. Физкультминутка. ( 1 минута )

    Буквой «Л» расставим ноги.

    Точно в танце – руки в боки.

    Наклонились влево, вправо.

    Получается на славу.

    Мы отлично потрудились

    И немного утомились

    Приготовьтесь, все ребятки!

    Мы похлопаем в ладоши

    Наши ножки постучали

    По коленочкам ударим

    Наши ручки поднимайтесь

    Наши ручки закружились

    VII. Закрепление нового материала. ( 8 минут )

    — Что значит решить уравнение? ( Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным.)

    — Образец записи решения уравнения еще раз внимательно рассмотрите в параграфе на странице 68.

    1,2 столбики выполняются с объяснением и записью на доске.

    3, 4 столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

    — Прочитайте задание про себя.

    — Запишите 1 уравнение. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись уравнения 9+х=14.) Из чисел 7, 5, 1, 3 давайте подберем такое значение х, при котором получится верное равенство.

    — Мысленно подставьте вместо х предложенные числа. Чему будет равно значение х, чтобы равенство 9+х=14 было верным? ( Чтобы равенство 9+х=14 было верным, значение х должно быть равно 5.)

    На доске и в тетрадях учащихся появляется запись

    Проводится аналогичная работа с последующими уравнениями.

    VIII. Работа над пройденным материалом. ( 8 минут )

    А) Задача № 6, страница 69.

    — Прочитайте условие. О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Тане, маме и папе.)

    — Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько вместе Тане и маме.)

    — Запишите условие кратко или выполните схематический чертеж, кому как удобнее. (Самостоятельная работа учащихся.)

    Маме — ?, но на 19 л.>

    — Самостоятельно запишите решение и запишите по нему выражение.

    1) 5+ 19= 24 (г.) – маме.

    2) 5+24= 29 (л.) – папе.

    1) (5+19)+ 5= 29 (л.) – папе.

    Ответ: 29 лет папе.

    — Первые 5 ребят, которые выполнят верно это задание получат оценки.

    Б) № 5, страница 69.

    — Внимательно прочитайте это задание и выполните его самостоятельно.

    После выполнения этого задания идет фронтальная проверка этого номера.

    IX. Подведение итогов урока. ( 2 минуты )

    А) Фронтальный опрос класса по пройденной теме.

    — Что нового узнали на уроке? ( Мы узнали о том, что такое уравнение; что значит решить уравнение.)

    — Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)

    — Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным.)

    — Что еще делали на уроке? (Решали уравнения, примеры и задачи.)

    Б) Выставление оценок.

    X. Домашнее задание. ( 1 минута )

    На странице 68 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».

    Конспект урока по математике на тему «Решение уравнений способом подбора».

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Ковалёвой Валентины Эдуардовн ы

    Тема: «Решение уравнений способом подбора».

    Тип урока: Открытие новых знаний.

    Создать условия для реализации целей:

    — Способствовать формированию обобщенных представлений детей о понятии «уравнение»,

    — Рассмотреть один из способов решения уравнений «способ подбора».

    — Формировать вычислительные навыки; учить отличать уравнения от других математических записей; познакомить с оформлением решения уравнения

    Регулятивные (Р) : формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

    Познавательные (П) : Анализ информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

    Коммуникативные (К) : умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий; умение формулировать собственное мнение; умение понимать задаваемые вопросы; умение выражать свою точку зрения; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

    — осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов, формирование своей жизненной позиции в отношении самого себя и своего будущего;
    — прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
    — воспитывать интерес к математическим знаниям.

    Методы : словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные(демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения, работа у доски), приёмы нахождения нужного способа действий, приёмы анализа и синтеза, классификация, сравнение, аналогия и обобщение.
    Средства обучения : — для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник И.И. Аргинская «Математика» 2 класс 1 часть. для учащихся: учебник В.Н. Рудницкая «Математика» 4 класс 2 часть, тетрадь, ручка.

    Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р)

    Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

    — Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь!


    Проверка готовности к уроку

    — Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, тетрадь, ручка.

    Ну- ка, проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получить

    Только лишь оценку «5»!

    -Сегодня на уроке мы будем много трудиться, а это по силам только ловким , сильным и умелым.


    источники:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/04/02/uravneniya-reshenie-uravneniy-sposobom-podbora

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-reshenie-uravneniy-sposobom-podbora-2604099.html