Способ подбора в решении уравнений

Уравнения. Решение уравнений способом подбора.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

конспект урока по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_matematiki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике по теме:

«Уравнение. Решение уравнений способом подбора».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель: познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение».

Образовательная: способствовать формированию обобщенных представлений детей о понятии «уравнение», рассмотреть один из способов решения уравнений «способ подбора».

Воспитательная: развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность.

Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи.

Наглядность: карточки «примеры с «окошками», «буквенные выражения», «уравнения», «знаки равенств и неравенств»; плакат «латинские буквы», чертеж с геометрической фигурой.

Тема урока: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.

Каллиграфическая минутка: числа 28 и 30.

Чертеж с геометрической фигурой.

Запиши и проверь, что:

а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;

б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.

I. Организационный момент. (1 минута)

— Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе лежат учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все лишнее уберите.

Ну- ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5»!

— Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием «уравнение», научимся решать уравнения способом подбора, будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, а также решим задачи на нахождение суммы, содержащие отношение «больше на», «меньше на»

— Нам необходимо выполнить № 1, 4, 5, 6 на страницах 68 -69 нашего учебника.

II. Каллиграфическая минутка. ( 2 минуты )

— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и название работы. Обратите внимание на то, что в слове «классная» 2 буквы «СС», подчеркните их с помощью карандаша и линейки

— На доске написаны числа 28 и 30, запишите их в своих тетрадях. Работайте старательно, прописывайте каждый элемент цифр аккуратно. Не торопитесь.

III. Устный счет. (3 минуты )

А) — Посмотрите на доску и посчитайте, сколько прямоугольников изображено на чертеже. ( На чертеже изображено 9 прямоугольников.)

Б) – На доске записаны в столбик примеры. Устно решите их и найдите лишний пример.

— Какой пример лишний? (Лишний пример – 33+3, потому что его значение равно 36, а значения других примеров равны 31.)

IV. Актуализация знаний. ( 3 минуты )

На доске задание.

Запиши и проверь, что:

а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;

б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.

— Прочитайте это задание.

а) — Запишите сначала сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 9-6.)

— Можно сразу сравнить? ( Нет, надо вычислить.)

После вычислений делается вывод:

— 15 больше 3, значит, сумма 9 и 6 больше разности 9 и 6. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 > 9-6.)

б) Выполняется самостоятельно. Лишь делается вывод учащимися, что разность 30 и 1 равна сумме 20 и 9. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 30-1= 20 +9.)

V. Знакомство с новым материалом. ( 7 минут )

На доске карточка +4= 12.

— Вам знакома такая запись? (Да, это пример с «окошком».)

На доске карточка а+4.

— А такая запись вам знакома? (Да, это буквенное выражение.)

— Что мы с вами делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной.)

— Какое это число? (Это число 8.)

— Что делали во втором случае? ( Вместо буквы подставляли числа и вычисляли.)

На доске карточка х+4=12.

— А сейчас посмотрите на такую запись.

— На что она похожа? ( И на пример с «окошком» и на буквенное выражение.)

— Что нам говорит знак «=»? (Это равенство.)

— Все ли числа известны в этом равенстве? (Нет.)

— Что неизвестно? (Первое число.)

— Как оно обозначено? ( Оно обозначено с помощью латинской буквы.)

— Если оно неизвестно, перед нами встает какая задача? ( Найти, узнать, какое это число.)

— Найдите это число, чтобы равенство стало верным. (Это число 8, потому что 8+4=12.)

— А знаете, что вы сейчас сделали? ( Вы решили уравнение х+4=12.)

-Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного.

Уравнение – это равенство. (Обратить внимание на знак «=» в уравнении.)

Которое содержит неизвестное число. (Обратить внимание на число «х» в уравнении.)

— Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти.)

— Как обозначается неизвестное число? (Неизвестное число обозначается латинской буквой.)

— Кто может сказать, что такое уравнение? Вы можете воспользоваться учебником, на странице 68 дается определение «уравнения». (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.)

— Что значит, решить уравнение? ( Найти такое число, чтобы равенство было верным.)

— Молодцы, а сейчас проверьте себя, прочитав параграф на странице 68.

— Что же такое уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)

— Что значит решить уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)

VI. Физкультминутка. ( 1 минута )

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Мы отлично потрудились

И немного утомились

Приготовьтесь, все ребятки!

Мы похлопаем в ладоши

Наши ножки постучали

По коленочкам ударим

Наши ручки поднимайтесь

Наши ручки закружились

VII. Закрепление нового материала. ( 8 минут )

— Что значит решить уравнение? ( Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным.)

— Образец записи решения уравнения еще раз внимательно рассмотрите в параграфе на странице 68.

1,2 столбики выполняются с объяснением и записью на доске.

3, 4 столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

— Прочитайте задание про себя.

— Запишите 1 уравнение. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись уравнения 9+х=14.) Из чисел 7, 5, 1, 3 давайте подберем такое значение х, при котором получится верное равенство.

— Мысленно подставьте вместо х предложенные числа. Чему будет равно значение х, чтобы равенство 9+х=14 было верным? ( Чтобы равенство 9+х=14 было верным, значение х должно быть равно 5.)

На доске и в тетрадях учащихся появляется запись

Проводится аналогичная работа с последующими уравнениями.

VIII. Работа над пройденным материалом. ( 8 минут )

А) Задача № 6, страница 69.

— Прочитайте условие. О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Тане, маме и папе.)

— Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько вместе Тане и маме.)

— Запишите условие кратко или выполните схематический чертеж, кому как удобнее. (Самостоятельная работа учащихся.)

Маме — ?, но на 19 л.>

— Самостоятельно запишите решение и запишите по нему выражение.

1) 5+ 19= 24 (г.) – маме.

2) 5+24= 29 (л.) – папе.

1) (5+19)+ 5= 29 (л.) – папе.

Ответ: 29 лет папе.

— Первые 5 ребят, которые выполнят верно это задание получат оценки.

Б) № 5, страница 69.

— Внимательно прочитайте это задание и выполните его самостоятельно.

После выполнения этого задания идет фронтальная проверка этого номера.

IX. Подведение итогов урока. ( 2 минуты )

А) Фронтальный опрос класса по пройденной теме.

— Что нового узнали на уроке? ( Мы узнали о том, что такое уравнение; что значит решить уравнение.)

— Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)

— Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным.)

— Что еще делали на уроке? (Решали уравнения, примеры и задачи.)

Б) Выставление оценок.

X. Домашнее задание. ( 1 минута )

На странице 68 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».

«Уравнение. Решение уравнений способом подбора»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока математики на тему:

« Уравнение. Решение уравнений способом подбора »

УМК «Школа России»

Тема:«Уравнение. Решение уравнений способом подбора»

1) Обучающие: познакомить учащихся с новым математическим понятием «уравнение», с решением уравнения способом подбора значения неизвестного; сформировать умение правильно записывать уравнение и выполнять его проверку.

2) Развивающие: продолжить работу над развитием УУД; развить вычислительные навыки учащихся и умение решать текстовые задачи.

3) Воспитательные: воспитать чувство товарищества и взаимопомощи; повысить уровень познавательного интереса к предмету математики.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, учебник М. И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть. – М.: Просвещение, 2017.

Тип урока: урок формирования новых умений.

Формирование познавательных УУД: добывать новые знания, найти и переработать необходимую информацию в учебнике, наблюдать и делать самостоятельные выводы, моделировать алгоритм решения уравнения способом подбора, учиться строить речевые высказывания и эффективно решать уравнения, выполнять рефлексию.

Формирование регулятивных УУД: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, совместно с ним обнаруживать и формулировать учебную проблему, выполнять самоанализ и самоконтроль результата учебной деятельности, оценивать свои знания и незнания, качество и уровень усвоения новых знаний.

Формирование коммуникативных УУД: учиться сотрудничать с учителем и с одноклассниками, работать в группе: контролировать, корректировать действия одноклассников; формулировать с достаточной полнотой и точностью несложные выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.

Любое дело надо начинать с улыбки. Ведь улыбка – это шаг к успеху.

Подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.

Сначала сядут девочки, а теперь мальчики.

Зарядка для пальчиков и настрой на урок.

Теперь повернитесь друг к другу и пожелайте успешной работы вот таким образом: Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Во всём ( безымянными)

и везде . ( мизинцами)

Здравствуй ! (всей ладонью)

Удачи тебе! ( пальцы переплести в замок).

А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.

2.Проверка готовности к уроку.

Посмотрите внимательными глазками, всё ли готово к уроку. Учебники, тетради, ручки.

А ещё на партах лежат разноцветные карточки. Возьмите зелёную карточку. Это лист настроения. Нарисуйте соответствующий смайлик

II. Актуализация знаний.

Математика – царица наук. Девизом нашего урока станут слова: Решай! Отгадывай! Смекай!

Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала выполним упражнение для хорошей работы нашего мозга.

Потереть носик ладошкой, подёргать левое ушко 5 раз, подёргать правое ушко 5 раз. Теперь мы готовы к работе.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Эмоциональный фон (Звучит мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино)

-Кто узнал эту мелодию? Что она вам напомнила?

-А вы любите мультфильмы?

— И я их очень люблю, особенно новогодние.

Давайте посмотрим, какой герой пришёл к нам на урок

В Простоквашино живет,

Службу там свою несет,

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя .

— Что же нам принёс почтальон Печкин? (письмо)

Чтобы открыть письмо, нужно разгадать шифр

4 7 11 16 22 … … … (29, 37, 45)

— Вспомним правильное написание чисел, запишите их к себе в тетрадь.

-сколько прибавили к 4 ,чтобы получить 7?

Что происходит дальше? Сколько прибавляют к 7?

Что происходит с числами, которые прибавляют? Продолжите ряд.

Актуализация опорных знаний

Читаю письмо: «Встретить Новый год в Простоквашино! Что может быть лучше… Вот и дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик так решили, и отправились в Простоквашино. Но вот беда! О чём-то они совсем забыли.

Разгадаем шифр и узнаем о чём?»

Работа в парах на жёлтых карточках

Задания на индивидуальных карточках

Как называются эти выражения? (Выражения с окошками)

Какое действие выполняется в первом и втором выражениях? (Сложение)

Вспомним названия чисел при сложении (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)

Какое действие выполняется в третьем и четвёртом выражениях? (Вычитание)

Вспомним названия чисел при вычитании (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Чему равно неизвестное слагаемое в первом выражении? (7)

Чему равно неизвестное слагаемое во втором выражении? (13)

Чему равно неизвестное уменьшаемое в третьем выражении? (12)

Чему равно неизвестное вычитаемое в четвёртом выражении? (1)

А теперь вспомните, в каком порядке стоят буквы в алфавите. Порядковый номер буквы — это числа, полученные в окошках. Напишите в пустых клетках нужную букву. Какое слово у вас получилось? (ёлка)

Трое из Простоквашино забыли о ёлке. Нам нужно её отправить с Печкиным.

Посмотрите на ёлочку. Она похожа на новогоднюю? (Не хватает ёлочных игрушек)

Игрушки у меня есть, но они не простые, чтобы повесить их на ёлку, нужно выполнить задания, записанные на них.

Что записано на шариках? (буквенные выражения)

Как решить буквенные выражения? (Необходимо подставить вместо буквы число и вычислить значение выражения)

Ученики выходят к доске, устно находят значение выражения, украшают ёлку на интерактивной доске.

А чтобы наша ёлочка была ещё наряднее, выполните следующее задание. На доске записи, распределите их на две группы.

(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)

Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?

На что похожа запись х + 5 = 13 ?( Запись х + 5 = 13 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком.)

Что вы можете о ней сказать?

Как мы можем ее назвать? (Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
Самоопределение темы и задач урока

– Кто нам назовет тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?(Ученики называют тему урока, учитель открывает тему на доске.)
– Тема нашего урока – уравнение. (вывешиваю на доску тему урока)

– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (Ответы учеников.) (вывешиваю на доску)
– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.

Изучение нового материала

Ёлочку мы отправляем в Простоквашино. А за то, что мы помогли дяде Фёдору и его друзьям, они нам помогут получить знания об уравнениях.

И первое задание от галчонка. У галчонка вместо рук крылья, но он очень любит рисовать и писать, а делает он это клювиком. Вот и мы сейчас превратимся в галчат. Встаньте, ручки за спинку. Пропишем носиком по воздуху тему нашего урока. (Уравнение)

Работа с новым материалом

Рассмотрите ещё раз эту запись. Как она называется? (Уравнение)

Что же такое уравнение?

Уравнение – это равенство (показываю знак равно), содержащее неизвестное число (показываю х), которое необходимо найти.

А может ли кто-то из вас решить это уравнение?

А что значит решить уравнение? (Найти значение х, при котором равенство будет верным)

Методом подбора найдите х. (8)

Что вы сейчас сделали? (Решили уравнение)

Докажите правильность ответа (8 + 5 = 13)

Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.

Итак, что такое уравнение?

Что значит решить уравнение?

Теперь мы знаем, что такое уравнения, а вот Шарик с Матроскиным сомневаются в своих знаниях. Давайте им поможем. Перед вами разные записи, выпишите только уравнения.

А теперь проверим, правильно ли сделали наши друзья. (Матроскин записал буквенное выражение, а Шарик — неравенство)

Определять уравнения вы научились, теперь потренируемся решать уравнения. Напомните мне, что значит решить уравнение?(Найти значение неизвестного числа, чтобы равенство было верным)

Задания от дяди Фёдора

На доске примеры Девочки помогают решать Матроскину, мальчики — Шарику

Танец вместе с мамой

Пока мы с вами решали уравнения, в Простоквашино приехали родители дяди Фёдора и не с пустыми руками. Они привезли нам задачу.

Дяде Фёдору 8 лет, мама на 19 лет старше Фёдора, а папе столько лет, сколько дяде Фёдору и маме вместе. Сколько лет папе?

Ф. – 8 лет

-Сколько лет дяде Фёдору?

— Знаем ли мы сколько лет маме?

— Что сказано о возрасте папы?

Что найдём в первом действии?(Возраст мамы)

Что найдём во втором действии? (Возраст папы)

Итог урока Рефлексия.

-Пора провести итог урока.

У.Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (Узнать, что такое уравнение и как научиться его решать)

— Достигли мы этой цели? (Да)

— Что такое уравнение?

— Что значит решить уравнение?

Приготовим наши пальчики.

Нажимайте на подушечку мизинца и подумайте

-Что узнали сегодня на уроке?

Нажимайте на подушечку безымянного и скажите

Нажимайте на подушечку среднего пальца и подумайте

-Какое у вас настроение?

Нарисуйте смайлик на конец урока

Нажимайте на подушечку указательного пальца и ответьте

-Чем порадовали друзей, учителя?

Нажимайте на подушечку большого пальца и подумайте

Что сделали для своего здоровья?

(физультминутки, пальчиковая гимнастика, эмоциональный настрой, правильно сидел при письме)

Встаньте те, кто всё понял на уроке. Давайте подарим им свои аплодисменты. Молодцы! Встаньте те, кому что-то было не понятно, давайте поддержим вас аплодисментами. У вас обязательно всё получится!

Раскраски, стр. 80 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».

Список использованных источников:

1. Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации http://www.studfiles.ru/preview/5836977/page:3/

2. Мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино https://xmusik.me/s/25208198-Troe_iz_Prostokvashino_-_Glavnaya_tema/

3. Загадка http://zagadochki.ru/zagadka-v-prostokvashino-zhivyot.html

4. Песня «Кабы не было зимы» https://zaycev.online/tracks/кабы-не-было-зимы-из-простоквашино

5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе https://infourok.ru/prezentaciya-peredovogo-pedagogicheskogo-opita-uchitelya-1369812.html

6. Задания в ходе урока выбраны из учебника Математика 2 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова (2014 год) Часть 1

Математика. 2 класс

Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок №26. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Что такое уравнение, корень уравнения?

— Как решить уравнение?

Глоссарий по теме:

Уравнение – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Корень уравнения – это значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство.

Решить уравнение, значит найти его корни.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 80-81.

2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – С. 60.

3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – С. 60.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы умеете читать буквенные выражения. Например:

Вы уже знаете, что равенства бывают верные и неверные.

Рассмотрим верное равенство с окошком: + 4 = 12

Запишем вместо окошка маленькую латинскую букву , как в буквенное выражение. Какое число надо поместить вместо буквы х, чтобы равенство стало верным?

Это число 8. Получили верное равенство: сумма чисел 8 и 4 равна 12.

Равенство с буквой , которое мы записали – это уравнение.

Неизвестное число обозначается маленькими латинскими буквами, как и в буквенном выражении.

Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), при которых равенство будет верным. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство, называется корень уравнения.

Решим уравнение 10 – d = 6 способом подбора.

Возьмём число 5. Сейчас проверим, верно ли подобрали число. Заменим d в уравнении числом 5. Получим равенство: 10 – 5 = 6. Оно неверно. Значит, число подобрали неверно.

Попробуем взять другое число. Например, 4. При подстановке его вместо d получили верное равенство: 10 – 4 = 6. Значит, число четыре – корень уравнения, его решение.

Сейчас мы с вами рассмотрим, как по схеме составить уравнение. Перед нами такая схема. Изучим, что обозначает каждое число в схеме. Число 27 обозначает «целое». Оно состоит из двух частей. Первая «часть» – это число 20, вторая «часть» – это число х.

ЧАСТЬ + ЧАСТЬ = ЦЕЛОЕ

Рассмотрим другой пример. Перед вами другая схема. Изучим, где на схеме целое, а где части: х — это «целое», а 30 и 6 – это части.

Вывод: Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Когда решение уравнения находится легко, пользуются способом подбора. Нужно подобрать такое число, чтобы получилось верное равенство.

  1. Соедините уравнение с его решением.

2. Выберите и подчеркните среди математических записей уравнения.


источники:

http://infourok.ru/uravnenie-reshenie-uravnenij-sposobom-podbora-5186695.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5674/conspect/