Способы решения уравнения sinx cosx 1

Урок тригонометрии «Различные способы решения уравнения sinx + cosx = 1»

Разделы: Математика

Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока:

  • ликвидировать пробелы в знаниях и систематизировать умения и навыки по теме “Решение тригонометрических уравнений”;
  • развивать математическую речь, логику рассуждений при применении знаний в указанной учителем ситуации;
  • воспитывать умение слушать товарищей, корректность в ведении дискуссии, умение видеть красоту математических образов.
  • Техническая оснащенность урока: компьютеры.

    План сдвоенного урока.

  • Подготовка к работе.
  • Математический диктант по проверке тригонометрических формул.
  • Различные аналитические способы решения уравнения sin x + cos x = 1.
  • Графические способы решения уравнения sin x + cos x = 1 (в компьютерном классе).
  • Подведение итогов урока.
  • I. Повторение по теме “Уравнения”.

    Вопросы для повторения.

  • Что называется уравнением?
  • Что означает решить уравнение?
  • Что называется корнем уравнения?
  • При каких операциях в ходе решения уравнения могут появиться посторонние корни?
  • А когда может произойти потеря корней?
  • II. Сообщение темы урока, знакомство с целями.

    Урок посвящён способам решения уравнения sin x + cos x = 1.

    III. Ход работы.

    Я буду ставить перед вами задачу, определив способ решения, а вы будете именно этим способом решать данное уравнение, используя различные приёмы. Работать будете на листочках. Кто раньше решит, выйдет и приведёт своё решение на обороте доски (такую возможность будут иметь одновременно 4 ученика).

    По окончанию работы и сдачи листочков на проверку класс обсудит приведённые на доске варианты решений. Затем начнётся следующий этап работы. Не забывайте каждый раз подписывать листочки.

    Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1.

    I способ. Введение вспомогательного угла.

    Рассмотрим два приёма:

    Разделим обе части уравнения на :

    Воспользуемся алгоритмом решения уравнений вида а sin x + b cos x = c.

    применительно к уравнению sin x + cos x, имеем:

    Подпишите листочки.

    1. Изложите на листочках алгоритм использования вспомогательного угла при решении уравнений вида a sin x + b cos x =0.
    2. Запишите формулу применения синуса дополнительного угла для выражения sin x + cos x.
    3. Теперь выразите sin x + cos x через косинус дополнительного угла.
    4. Кто раньше закончит работу, покажет свои варианты ответов на доске.

    II способ. С помощью универсальной тригонометрической подстановки.

    Запишите формулы универсальной подстановки для sin x, cos x . Кто первый закончит, покажет на доске.

    (1)

    Выводы: Обращение к функции tgx / 2 предполагает, что cosx / 2 0, т.е. x 2n, n Z.

    При таком переходе возможна потеря решений, т.к. исходное уравнение имело смысл при всех значениях переменной х, в том числе и при x = + 2n, n Z.

    Есть вероятность того, что они могут оказаться корнями исходного уравнения,

    поэтому надо проверить, не являются ли значения x = + 2n, n Z решениями данного уравнения.

    sin ( + 2n) + cos( + 2n) = 1

    -1 1.

    Следовательно, x = + 2n, n Z.

    Решением уравнения не является и переход к функции tgx / 2, в данном случае потери решения за собой не повлечёт. Итак, по формулам (1) из исходного уравнения sin x + cos x = 1, получаем:

    III способ. Сведение к однородному уравнению.

    Возможно, ли получить из данного уравнения однородное уравнение?

    Надо перейти к аргументу x/2 и применить формулы половинного аргумента к функциям в левой и правой частях уравнения sin x + cos x = 1.

    Написать на листочках формулы, которые при этом используются, и то однородное уравнение, которое получится. Получили однородное уравнение второй степени.

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2 (2)

    Подпишите листочки и решите данное однородное тригонометрическое уравнение второй степени

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2,

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 — sin 2 x/2 — cos 2 x/2 = 0

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0

    Это уравнение можно решить, используя различные приёмы.

    Разделим обе части уравнения на cos 2 x/2, т.к. cos 2 x/2 0

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    Рассмотрим решение уравнения (2) способом разложения на множители:

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0,

    sinx/2*(cosx/2 — sinx/2) = 0,

    x = 2n, n Z;

    b) cosx/2 – sinx/2 = 0

    x = /2 + 2k, k Z.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    IV способ. Преобразование суммы в произведение.

    Запишите формулы преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение. Кто первый закончит работу, воспроизведёт её на доске. Используя формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение, решить данное уравнение:

    а) Выразим cos x через sin(/2 – x):

    О т в е т : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    sin x + cos x = 1

    б) Выразим sin x через cos (/2 – х):

    V способ. Применение формул половинного и двойного аргумента.

    Напишите формулы тригонометрических функций двойного аргумента и половинного аргумента.

    Запишите: sin x + cos x = 1; sin x = 1- cos x, приведите левую и правую части уравнения к аргументу х/2, используя формулы двойного и половинного угла, и решите получившееся уравнение.

    2sinx/2 * cosx/2 = 2 sin 2 x/2 ,

    sinx/2 * cosx/2 = sin 2 x/2 ,

    x = /2 + 2k, k Z.

    x = 2n; n, Z

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    Или это уравнение можно решить делением обеих частей на cos 2 x/2.

    VI способ. Возведение обеих частей уравнения в квадрат:

    sin x + cos x = 1,

    (sin x + cos x) 2 = 1,

    2 sin x cos x + 1= 1,

    2 sin x cos x = 0,

    При возведении в степень возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней, т.е. получается уравнение-следствие. Причина приобретения корней состоит в том, что при возведении в квадрат чисел, равных по абсолютной величине, но разных по знаку, получается один и тот же результат.

    При возведении в квадрат обеих частей уравнения sin x + cos x = 1, мы производим эту же операцию и с частями «теневого» уравнения (- sin x — cos x = 1), поскольку результат этих действий будет один и тот же.

    Следовательно, по окончании решения, обязательно следует производить отбор корней.

    1. Проверим корни вида x = j:

    Значит, значения x = 2k, k Z, являются решениями исходного уравнения.

    х= j , при j = 2k + 1, k Z.

    следовательно, значения x = 2(k+1), где k Z, не являются решениями исходного уравнения.

    2. Проверяем корни вида x = /2 + j, j Z:

    j = 2n : x = /2+ 2n, где n Z.

    Значит, значения x = /2+ 2n, где n Z являются решениями исходного уравнения.

    x = /2 + 2(n+1); n Z.

    следовательно, значения x = /2 + 2(n+1); n Z не являются решениями исходного уравнения.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    VII способ. Замена cos x выражением :

    Проверив результат, убеждаемся, что из серии x = k, k Z решением исходного уравнения являются только значения х вида: x = 2h, где h Z при k = 2h.

    Ответ : <2h; /2 + 2n>, где n, h Z.

    VIII способ. Графическое решение уравнения sin x + cos x = 1.

    Предварительно проводится фронтальная беседа.

    1. Что значит решить уравнение графически?

    2. Как можно решить графически данное уравнение?

    1. Построить в одной системе координат графики функций:

    Абсциссы точек пересечения графиков функций и являются решением данного уравнения.

    2. Построить график функции y = sin x+ cos x –1.

    Абсциссы точек пересечения графика с осью абсцисс являются решением исходного уравнения.

    3. Построение графиков на экране компьютера:

    Прежде чем приступить к работе на компьютере, повторим элементы компьютерной грамотности, позволяющие построение графиков.


      Что такое масштаб применительно к ЭВМ?

    Масштаб – количество точек на экране, приходящееся на единицу значения.


    Что называется пикселем?

    Пиксель – наименьший объект графической среды, характеризующийся координатой Х и У (это точка на экране).


    С помощью какого оператора можно построить точку на экране?


    C помощью, какого оператора устанавливается новая система координат?

    Window (x1, y1) – (x2, y2).


    Рассказать о порядке построения линий осей координат на экране.

    Line (x, y) – (x2, y2), c

    Назовите операторы, которые обеспечивают надписи на осях координат.

    Locate x, y: PRINT «Y».


    Что собой представляет график на экране?


    Что обеспечивает развёртку графика по осям координат?

    Выполняем решение систем (1) на компьютере по соответствующим программам.

    IV. Домашнее задание:

    Решить различными способами уравнение sinx – cosx = 1 или любое другое уравнение.

    8 способов решения тригонометрического уравнения sinx+cosx=1

    2016г. ученица 10 Б класса

    Цели: изучить способы решения одного тригонометрического уравнения, научиться применять их имыслить логически, углубить понимание методов его решения, расширить знания по данной теме, поделиться знаниями с учащимися.

    Задачи: вспомнить методы решений тригонометрических уравнений при помощи дополнительной литературы, применить к уравнению sinx + cosx = 1, рассказать о них учащимся.

    Гипотеза: одно уравнение можно решить несколькими способами.

    Методы исследования: теоретические и математические.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    100_referat_i_anastasii_10a_.docx834.53 КБ
    i_anastasiya_10a_8_sposobov_resheniya_trigonom_uravn-ya_.pdf1.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска

    муниципального образования «Холмский городской округ»

    8 способов решения тригонометрического уравнения sinx+cosx=1

    ученица 10 «А» класса

    Рязанцева Людмила Ивановна,

    1.1Изглубокой древности и до наших дней……………………….………………..…….5

    Глава 2. Тригонометрические уравнения. Методы решений тригонометрических уравнений………………………………………………………………………………..…..8

    2.1 Решение простейших тригонометрических уравнений………………………. 8

    2.3 Разложение на множители……………………………………………………………. 9

    2.4 Сведение к однородному уравнению…………………………………………. ……10

    2.5 Переход к половинному углу……………………………………………..…….…….10

    2.6 Введение вспомогательного угла……………………………………………….…….11

    2.7 Преобразование суммы в произведение……………………………. ………………11

    2.8 Преобразование произведения в сумму………………………………………………12

    2.9 Универсальная тригонометрическая подстановка…………………………………..12

    2.10 Возведение обоих частей уравнения в квадрат………………………..……..……..13

    2.11 Сведение к квадратному уравнению……………………………………..………….14

    Глава 3. Способы решения тригонометрического уравнения sinx+cosx=1…………. 15

    3.1 Возведение обоих частей уравнения в квадрат…………………………………. 15

    3.2 Введение вспомогательного угла……………………………………………………..16

    3.3 Сведение к однородному уравнению……………………………………….…. 16

    3.4 Сведение к квадратному уравнению…………………………………………………..18

    3.5 Универсальная тригонометрическая подстановка (УТП)……………………..……19

    3.6 Преобразование суммы в произведение………………………………………………20

    3.8 Переход к половинному углу. …………………………………………………. …..22

    Первое знакомство с математикой происходит в детстве. Изначально, в старшей группе детского сада, нас учат цифрам, счету, основам, без которых невозможно приступить к дальнейшему изучению данной науки. Затем, в начальной школе, мы учимся проводить расчеты: складывать и вычитать, делить и умножать, решать простейшие задачи. Перейдя в старшие классы, изучаемый материал становится сложнее, но довольно интереснее, и уже математика имеет несколько разделов, а не два, как на начальном этапе нашего изучения.

    Лично для меня наиболее интересной показалась тригонометрия. Она изучает зависимость между значениями величин углов и длин сторон треугольников, а также занимается анализом алгебраических тождеств тригонометрических функций. Её изящность и гибкость решений многих задач привлекает большое количество людей. Например, одно уравнение имеет не одно или два решения, как учат в школе, а несколько. А если рассмотреть окружность, составляющую данного раздела, можно заметить,что точкам, лежащим на ней, соответствует множество значений. Этим то и необычна тригонометрия.

    К тому же, сложно представить, но с этой наукой мы сталкиваемся не только на уроках математики, но и в нашей повседневной жизни. Учащийся в школе подросток не всегда знает, как сложится его будущее, куда пойдет учиться и где будет работать. Для некоторых профессий знание тригонометрии просто необходимо. Вы могли не подозревать об этом, но именно она позволяет измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. Принципы тригонометрии используются в таких науках и областях, как физика, биология, химия, медицина, электроника, теория вероятностей, фармацевтика, экономика и даже фонетика. Не последнюю роль она играет в сейсмологии, метеорологии, океанологии, картографии, геодезии и, что самое интересное, без нее не обошлось даже в музыке и архитектуре.

    Решение тригонометрических уравнений играет важную роль для учащегося школы, так как они из года в год встречаются в заданиях ЕГЭ.

    В своей работе я буду рассматривать 8 способов решений одного тригонометрического уравнения. Я выбрала эту тему, потому что она показалась мне достаточно интересной, к тому же в школе отводится мало часов для ее изучения. В ходе исследований по данной теме я поставила цели и задачи, а также вывела гипотезу.

    Цели : изучить способы решения одного тригонометрического уравнения, научиться применять их имыслить логически, углубить понимание методов его решения, расширить знания по данной теме, поделиться знаниями с учащимися.

    Задачи : вспомнить методы решений тригонометрических уравнений при помощи дополнительной литературы, применить к уравнению sinx + cosx = 1, рассказать о них учащимся.

    Гипотеза : одно уравнение можно решить несколькими способами.

    Методы исследования : теоретические и математические.

    Итак, мы сегодня сможем поближе познакомиться с этой наукой и рассмотреть всю красоту и разносторонность решений тригонометрических задач.

    Глава 1. Историческая справка.

    Впервые термин «тригонометрия» встречается в заглавии книги«Тригонометрия, или краткий и ясный трактат о решении треугольников» немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (1561-1613) в 1595 году. Оно имеет греческое происхождение и означает «измеряю треугольник».

    1.1 Из глубокой древности и до наших дней

    Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад. Стимулом к развитию тригонометрии являлись потребности астрономии, вспомогательным разделом которой стала тригонометрия. Согласно сохранившимся данным, основоположником возникновения тригонометрии стал во 2 в. до н. э. древнегреческий астроном Гиппарх Никейский. Он впервые рассмотрел тригонометрический круг и вычислил таблицу хорд, соответствующих различным углам. Так как в то время астрономам не были известны тригонометрические функции, она стала основным элементом греческой тригонометрии на плоскости. Единицами измерения были градусы, минуты, секунды, терции. Далее, Клавдий Птолемей во 2 в. н. э. вывел соотношения между хордами в круге, которые равносильны современным формулам для синуса половинного и двойного угла, суммы и разности двух углов. Для прямоугольного треугольника с гипотенузой, равной диаметру круга, на основании теоремы Пифагора он записал: (хорда α)²+ (хорда /180-α/)² = (диаметру)², что соответствует современной формуле sin²α+cos²α=1.

    Важный вклад в развитие тригонометрии был внесен индийскими астрономами в период 5-12 вв. н. э. Индийские математики вычисляли не полную хорду, как это делали греки, а ее половину. Замена хорд синусами стала главным достижением средневековой Индии. Такая замена позволила вводить различные функции, связанные со сторонами и углами прямоугольного треугольника. Индийские математики назвали синус «ардхаджива», что в буквальном смысле означало «половина тетивы лука». Также они составили таблицу синусов, в которой были даны значения полухорд. Таким образом, в Индии было положено начало тригонометрии как учению о тригонометрических величинах, названное позже гониометрией (от «гониа» — угол и «метрио» — измеряю). Тем не менее, для индийцев как и для греков тригонометрия была вспомогательным разделом астрономии.

    Ознакомившись с трудами индийских математиков, арабские ученые существенно продвинули вперед разработку тригонометрии. Они называли линию синусов словом «джайб» , что переводится на латынь как sinus – изгиб, кривизна. От латинского выражения complementisinus, т.е. «дополнительный синус», произошло слово «косинус» . Тангенсы и котангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени в 10 в. Термин «тангенс» с латинского переводится как «касающийся», т.е. линия тангенсов – касательная к единичной окружности. Ну а «котангенс», по аналогии с косинусом, означает «дополнительный тангенс». Важным нововведением было использование единичного радиуса, вычисления с ним гораздо проще.

    В 11-13 вв. в трудах математиков Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Индии началось формирование тригонометрии как отдельной науки.

    Первые упоминания о тригонометрии в Европе относятся к 12 в., когда арабские трактаты были переведены на латынь. Изначально тригонометрия представляется как часть геометрии, но затем в сочинении «Четыре трактата о прямых и обращенных хордах» английского астронома Ричарда Уоллингфордского (около 1320 г.) начинает обособляться от нее.Немецкий ученый Иоганн Мюллер (1436-1476), известный в науке под именем Региомонтан, издал труд «Пять книг о треугольниках всех видов» (1462-1464), сыгравший важную роль в развитии тригонометрии. Благодаря его трудам тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. В 14—15 вв. тригонометрия заняла место среди университетских курсов.

    Дальнейшее развитие тригонометрии шло на пути накопления и систематизации формул, уточнении основных понятий, становления терминологии и обозначений.

    В данной области работали европейские ученые Николай Коперник (1473-1543), Иоганн Кеплер (1571-1630), Франсуа Виет (1540-1603) и Исаак Ньютон (1643-1727).

    Коперник посвятил тригонометрии две главы в своём трактате «О вращении небесных сфер» (1543). Кеплер опубликовал труд «Оптическая часть астрономии» (1604).

    Виет открыл «плоскую» теорему косинусов, разработал общую алгебраическую символику. Появление символики позволило записать в компактном и общем виде тригонометрические тождества, например, формулы тригонометрических функций для кратных углов (приложение 2). Исаак Ньютон (1643-1727) разложил эти функции в ряды и открыл путь для их использования в математическом анализе.

    В 17 в. тригонометрия имеет новое направление – аналитическое. Постепенно она становится частью математического анализа. Также находит широкое применение в физике, особенно при изучении колебательных движений и других периодических процессов. А Альбрехт Дюрер стал тем, благодаря кому на свет появилась синусоида.

    В России первые сведения о тригонометрии появились в начале 18 в.В то же время появился первый русский учебник по тригонометрии, и назывался он «Геометрия практика». Дальнейшее развитие теории тригонометрии было продолжено в 19 в Н. И. Лобачевским и другими учеными. В 19—20 вв. бурное развитие получили теория тригонометрических рядов и связанные с ней области математики: гармонический анализ, теория случайных процессов, кодирование аудио и видеоинформации и другие.

    В наше время важнейшая часть тригонометрии – учение о тригонометрических функциях рассматривается в математическом анализе, а решение треугольников является частью геометрии.

    1.3.1 Заслуги Леонарда Эйлера

    Современный вид тригонометрия получила, благодаря заслугам члена Российской академии наук Леонарда Эйлера (1707-1783). Именно он ввел само понятие функции и принятую в наши дни символику. Величины sinx, cos x и т.д. он рассматривал как функции числа х – радианной меры соответствующего угла. Он давал числу х всевозможные значения. Как положительные, так и отрицательные, и даже комплексные. К его заслугам можно отнести то, что именно он обнаружил связь между тригонометрическими функциями и экспонентой комплексного аргумента. Это позволило превратить многочисленные и объемные тригонометрические формулы в простые следствия из правил сложения и умножения комплексных чисел. Также, Эйлер ввел обратные функции. Именно он создал тригонометрию как науку о функциях и дал ей аналитическое изложение, вывел всю совокупность формул из основных формул. Благодаря обозначениям, которые заключались в определении сторон малыми буквами, а углов – большими, он смог упростить формулы, тем самым придать им красоту и ясность. Его нововведения позволяют нам изучать тригонометрию такой, какая она есть в 21 в. Ведь именно Леонарду Эйлеру принадлежит идея рассматривать тригонометрические функции как числа (отношения соответствующих линий к радиусу круга, причем радиус равен 1). Он вывел ряд новых соотношений, установил связь тригонометрических функций с показательными, дал правило знаков функций в во всех четвертях, получил обобщенную формулу приведения, избавил тригонометрию от многих ошибок, допущенных ранее. На основании работ Эйлера были составлены учебники тригонометрии, излагавшие ее в строгой научной последовательности.

    Глава 2. Тригонометрические уравнения. Методы решений тригонометрических уравнений.

    Тригонометрические уравнения – это один из видов трансцендентныхуравнений (содержащие показательные, логарифмические, тригонометрические, обратные тригонометрические функции), то есть не алгебраических, содержащих переменную под знаками тригонометрических функций.

    Решение трансцендентных уравнений в явном виде также может быть получено в редких, простейших случаях. Уравнения такого типа, как правило, имеют неопределённое число корней. Необходимость решения трансцендентных уравнений возникает, например, при расчёте устойчивости систем, расчете парожидкостного равновесия и т.п.

    Одним из нескольких отличий такого уравнения является наличие в ответе параметра k . Его рассматривают как количество полных обходов окружности в ту или иную сторону. Данный параметр принадлежит к множеству целых чисел. В единичной окружности (R = 1) одной точке соответствует бесконечное множество чисел, потому что окружность – замкнутая линия. Ее можно сравнить с беговой дорожкой стадиона. По ней можно двигаться очень долго, так как она замыкается, и начинается новый круг, и старту ,началу движения, может соответствовать 0 м и 600 м (после прохождения дистанции 600 м), то есть одна точка имеет несколько значений. Также и в окружности, одной точке соответствует несколько чисел. Именно поэтому ввели параметр k .

    А основной целью решения любого тригонометрического уравнения является приведение его к виду простейшего.

    2.1 Решение простейших тригонометрических уравнений.

    Простейшие уравнения — это уравнения вида f(x) = a , где f(x) — одна из основных тригонометрических функция, а а -данное число. Для решения уравнений нужно знать основные тригонометрические формулы (приложение 1).

    Урок — семинар на тему «Решение уравнения sin x + cos x = 1»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя образовательная школа №1

    имени генерал – лейтенанта Б.П. Юркова

    г.Зверева Ростовской области.

    Урок — семинар на тему

    учитель математики МБОУ СОШ №1

    Куц Фёдор Иванович

    Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.

    Главная дидактическая цель: рассмотреть все возможные способы решения данного уравнения.

    Обучающие: изучение новых приемов решения тригонометрических уравнений на примере данного в творческой ситуации урока-семинара.

    Развивающие: формирование общих приемов решения тригонометрических уравнений; совершенствование мыслительных операций учащихся; развитие умений и навыков устной монологической математической речи при изложении решения тригонометрического уравнения.

    Воспитывающие: развивать самостоятельность и творчество; способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов.

    Вопросы для подготовки и дальнейшего обсуждения на семинаре.

    1) Введение вспомогательного угла.

    2) Использование универсальной тригонометрической подстановки:

    3) Сведение к однородному уравнению.

    4) Применением формул сложения тригонометрических функций

    5) Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

    6) Применение формул двойного и половинного аргумента.

    7) Применение основного тригонометрического тождества.

    8) Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций.

    9)Графическое решение уравнения.

    Все учащиеся разбиваются на группы (по 2-3 человека) в зависимости их индивидуальных способностей и желания. Каждой группе определяется задание для подготовки и выступления на уроке-семинаре. Выступает один человек от группы, а остальные учащиеся принимают участие в дополнениях и исправлениях ошибок, если в этом возникнет необходимость.

    Тема урока: «Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1».

    Форма проведения: урок – семинар.

    а) рассмотреть возможность решения одного и того же уравнения различными способами;

    б) познакомиться с различными общими приемами решения тригонометрических уравнений;

    в) изучение нового материала (введение вспомогательного угла, универсальная подстановка).

    1) Введение вспомогательного угла.

    2) Использование универсальной тригонометрической подстановки:

    3) Сведение к однородному уравнению.

    4) Применением формул сложения тригонометрических функций

    5) Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

    6) Применение формул двойного и половинного аргумента.

    7) Применение основного тригонометрического тождества.

    8) Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций.

    9)Графическое решение уравнения.

    Решение первой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 методом « Введения вспомогательного угла».

    Если дано уравнение a sin x + b cos x = с , то разделив обе части уравнения на выражение

    и вводя дополнительный угол , получим уравнение cos sin x + sin cos x = .

    Откуда sin ( x + ) = .

    ( Или sin sin x + cos cos x = . Откуда cos ( x + ) = ).

    Для уравнения sin x + cos x = 1 имеем: a = 1, b = 1: = = .

    sin x + cos x = ; sin x + cos x = .

    cos sinx + sin cosx = , sin(x + ) = ; x + = (- 1) n arcsin + π n, n Z;

    x + = (- 1) n + π n, n Z; x = — + (- 1) n + π n, n Z.

    Эта серия корней распадается на две серии :

    при четном n : n = 2m x = — + + 2 πm = 2π m , m Z ;

    при нечетном n : n = 2 k + 1 x = — + π (2 k + 1) = — + π + 2π k = = + 2π k , k Z .

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    Или 2) sin sinx + cos cosx = ; cos(x — ) = ; x — = ± arccos + 2π n, n Z;

    x — = ± + 2π n, n Z; x = ± + 2π n, n Z.

    Эта серия корней распадается на две серии : x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    Решение второй группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 с помощью универсальной тригонометрической подстановки: sin x = , cos x = .

    Перепишем данное уравнение с учетом приведенных формул:

    + = 1. Умножим обе части уравнения на общий знаменатель ( ≠0).

    + = ; = 0; ( — 1) = 0.

    = 0 или — 1 = 0.

    1) = 0, = π n , n Z ; x = 2π n , n Z .

    2) = 1, = + π k, k Z; x = + 2 π k, k Z.

    Ответ . x = 2 π n, n Z; x = + 2 π k, k Z.

    3. Решение третьей группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 приведением к однородному уравнению относительно синуса и косинуса.

    Используя формулы двойного аргумента sin x = 2 sin cos , cosx = cos 2 — sin 2 и записывая

    правую часть уравнения в виде 1= cos 2 + sin 2 , получаем:

    2sin cos + cos 2 — sin 2 = cos 2 + sin 2 ; 2 sin 2 — 2sin cos = 0.

    Вынося 2 sin за скобки, получим равносильное уравнение

    2 sin (sin – cos = 0. Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен

    нулю, другие при этом имеют смысл. Следовательно, 2 sin = 0 или sin – cos

    1) sin = 0. = n, n Z; x = 2 π n, n Z.

    2) sin — cos = 0 – однородное уравнение первой степени. Делим обе части уравнения на cos

    ( cos ≠ 0, в противном случае, если cos = 0, то и sin = 0, что противоречит основному

    тригонометрическому тождеству cos 2 + sin 2 = 1).

    tg — 1= 0; tg = 1.

    = + х = + 2 π k , k Z .

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    4. Решение четвертой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 с применением формул сложения тригонометрических

    функций sin + sin = 2 sin cos .

    Выразим cos x через sin x , используя формулы приведения: cos x = sin ( — x ).

    sin x + sin ( — x) = 1; 2 sin cos = 1; 2 sin cos (x — ) = 1;

    2∙ ∙ cos (x — ) = 1; cos (x — ) = .

    x — = ± arccos + 2 n, n Z; x = ± + 2 n, n Z.

    x = 2 n, n Z; х = + 2 k, k Z .

    Ответ . x = 2 π n, n Z; x = + 2 π k, k Z.

    5. Решение пятой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 способом возведения обеих частей уравнения в квадрат.

    (sin x + cos x ) 2 = 1; sin 2 x + 2sin x cos x + cos x 2 = 1.

    Используя формулу синуса двойного аргумента sin 2 x = 2 sin x cos x и основное

    тригонометрическое тождество cos 2 х + sin 2 х = 1, имеем:

    sin 2x + 1 = 1; sin 2x = 0; 2x = π n, n Z; x = , n Z.

    При возведении уравнения в квадрат получаем уравнение – следствие, поэтому проведем

    1) При х = 2π n , n Z , 0 + 1 = 1 верно, х = 2π n , n Z – корни уравнения.

    2) При х = + 2π n , n Z ; 1+ 0 = 1 верно, х = + 2π n , n Z – корни уравнения.

    3) При х = π + 2π n , n Z , 0 — 1 = 1 неверно, х = π + 2π n , n Z – не являются корнями

    4) При х = + 2π n , n Z , -1+ 0 = 1 неверно, х = + 2π n , n Z – не являются корнями

    Ответ. x = 2π n , x = + 2π n , n Z .

    6. Решение шестой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 с применение формул двойного и половинного

    Запишем уравнение в виде: sin x = 1 — cos x .

    Сделаем замену : sin x = 2sin cos , 1 — cos x = 2 sin 2 .

    2sin cos = 2sin 2 ; 2sin cos — 2sin 2 = 0. Вынося 2 sin за скобки, получим равносильное

    уравнение 2 sin ( sin – cos = 0. Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей

    равен нулю, а другие при этом не теряют смысла.

    2sin = 0 или cos — sin = 0.

    1) 2sin = 0; = π n, n Z; x = 2 π n, n Z.

    2) cos = sin ; = 1; = + π k; x = + 2 π k, k Z.

    Ответ . x = 2 π n, n Z; x = + 2 π k, k Z.

    7. Решение седьмой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 с применение основного тригонометрического

    Из тождества sin 2 x + cos 2 x = 1 имеем cos 2 x = 1 — sin 2 x , откуда cos x = ± .

    sin x ± = 1; ± = 1 – sin x; 1 — sin 2 x = (1 – sin x) 2 ;

    (1- sin x) (1 + sin x) — (1 – sin x) 2 = 0; (1- sin x) (1 + sin x – 1 + sin x) = 0; (1 — sin x) ∙ 2sin x = 0.

    1 – sin x = 0 или 2 sin x = 0.

    1) sin x = 1; x = + 2 π k, k Z.

    2) sin x = 0; x = π n , n Z .

    В процессе решения обе части уравнения возводились в квадрат, что могло

    привести к появлению посторонних решений, поэтому необходима проверка.

    При х = + 2π k , k Z , 1+ 0 = 1 верно, х = + 2π k , k Z .– корни уравнения.

    При х = 2π n , n Z , 0 + 1 = 1 верно, х = 2π n , n Z – корни уравнения.

    При х = π + 2π n , n Z , 0 — 1 = 1 неверно, х = π + 2π n , n Z – не являются корнями уравнения.

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    8. Решение восьмой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 способом приведения к квадратному уравнению

    относительно одной из функций.

    Рассмотрим основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = 1 , откуда следует sin x =

    ± , подставим полученное выражение в данное уравнение.

    ± + cos x = 1; ± = 1 — cos x .

    Возведем обе части полученного уравнения в квадрат: 1 – cos 2 x = 1 – 2 cos x + cos 2 x ;

    2cos 2 x — 2cos x = 0; cos x (cos x – 1) = 0.

    cos x = 0 или cos x – 1 = 0.

    1) cos x = 0. x = + π k, k Z.

    2) cos x – 1 = 0; cos x =1. х = 2 π n, n Z.

    Корни необходимо проверить.

    При х = + 2π k , k Z , 1+ 0 = 1 верно, х = + 2π k , k Z – корни уравнения.

    При х = — + 2π k , k Z , — 1 + 0 = 1 неверно, х = — + 2π k , k Z – не являются корнями

    При х = 2π n , n Z , 0 + 1 = 1 верно, х = 2π n , n Z – корни уравнения.

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    9. Решение девятой группы.

    Решение уравнения sin x + cos x = 1 графическим способом

    Перепишем уравнение в виде: sin x = 1 — cos x.

    Построим в одной системе координат графики функций : у = sin x , y =1 — cos x.

    Абсциссы точек пересечения являются решениями данного уравнения.

    Из графика видно, что уравнение имеет 2 решения: x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z . (Необходимо обязательно проверять это вычислениями).

    Ответ. x = 2π n , n Z ; x = + 2π k , k Z .

    Учащиеся научились решать тригонометрические уравнения вида a sin x + b cos x = c , освоили новый материал.

    На примере одного уравнения рассмотрели несколько способов решения.

    Учащиеся были непосредственными участниками урока, была задействована обратная связь в системе ученик-учитель.

    Учащиеся получили навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

    1. Материалы курса «Тригонометрия в школе». /Н.Н. Решетников, М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.

    2. Математика. Большой справочник школьников и поступающих в вузы. М.»дрофа»,1999 г.

    3. Математика. Учебное пособие для слушателей подготовительных курсов. Новочеркасск, НГМА,2003 г.

    4.Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ш.А. Алимов и др./ — М, Просвещение, 2010 г.


    источники:

    http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/11/08/8-sposobov-resheniya-trigonometricheskogo

    http://infourok.ru/urok-seminar-na-temu-reshenie-uravneniya-sin-cos-286873.html