Гидролиз сульфида натрия
Na2S — соль образованная сильным основанием и слабой кислотой, поэтому реакция гидролиза протекает по аниону.
Первая стадия (ступень) гидролиза
Молекулярное уравнение
Na2S + HOH ⇄ NaHS + NaOH
Полное ионное уравнение
2Na + + S 2- + HOH ⇄ Na + + HS — + Na + + OH —
Сокращенное (краткое) ионное уравнение
S 2- + HOH ⇄ HS — + OH —
Вторая стадия (ступень) гидролиза
Молекулярное уравнение
NaHS + HOH ⇄ H2S + NaOH
Полное ионное уравнение
Na + + HS — + HOH ⇄ H2S + Na + + OH —
Сокращенное (краткое) ионное уравнение
HS — + HOH ⇄ H2S + OH —
Среда и pH раствора сульфида натрия
В результате гидролиза образовались гидроксид-ионы (OH — ), поэтому раствор имеет щелочную среду (pH > 7).
Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Задача 1
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Задача 2
В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Задача 3
Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора сульфида натрия. Прилейте в одну из них такой же объём хлорной воды, а в другую – бромной воды. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 4
Вам даны три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 5
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 6
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 7
Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 8
Вам даны три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 1
Чтобы доказать, что в серной кислоте имеются катионы водорода, прильём в раствор кислоты раствор лакмуса, он окрасит раствор в красный цвет.
Чтобы доказать, что в серной кислоте имеются сульфат-анионы, прильём раствор кислоты в раствор хлорида бария, в результате реакции выпадет осадок белого цвета:
H2SO4 + BaCl2 ⟶ 2HCl + BaSO4↓
Задача 2
Zn + H2SO4 ⟶ ZnSO4 + H2↑ | ||
2H + + 2ē ⟶ H2 0 | 1 | окислитель (восстановление) |
Zn 0 — 2ē ⟶ Zn +2 | 1 | восстановитель (окисление) |
Задача 3
При добавлении хлорной воды к раствору сульфида натрия наблюдается обесцвечивание хлорной воды и выпадение светло-желтого осадка потому, что хлор вытесняет серу из сульфида натрия, т. к. хлор является более электроотрицательным элементом, чем сера:
Na2S + Cl2 ⟶ 2NaCl + S↓
2Na + + S 2- + Cl2 ⟶ 2Na + + 2Cl — + S↓
S 2- + Cl2 ⟶ 2Cl — + S↓
При добавлении бромной воды к раствору сульфида натрия наблюдается обесцвечивание бромной воды и выпадение светло-желтого осадка потому, что бромной вытесняет серу из сульфида натрия, т. к. бром является более электроотрицательным элементом, чем сера:
Na2S + Br2 ⟶ 2NaBr + S↓
2Na + + S 2- + Br2 ⟶ 2Na + + 2Br — + S↓
S 2- + Br2 ⟶ 2Br — + S↓
Задача 4
Определить в какой пробирке находится раствор гидроксида натрия можно с помощью индикатора, например, фенолфталеина, он окрасится в малиновый цвет. Для подтверждения можно добавит сульфат меди, в результате реакции выпадет голубой осадок:
2NaOH + CuSO4 ⟶ Na2SO4 + Cu(OH)2↓
2Na + + 2OH — + Cu 2+ + SO4 2- ⟶ 2Na + + SO4 2- + Cu(OH)2↓
Cu 2+ + 2OH — ⟶ Cu(OH)2↓
Для определения соляной и серной кислот добавим раствор хлорида бария, в пробирке с серной кислотой выпадет осадок белого цвета:
H2SO4 + BaCl2 ⟶ 2HCl + BaSO4↓
2H + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl — ⟶ 2H + + 2Cl — + BaSO4↓
Ba 2+ + SO4 2- ⟶ BaSO4↓
Задача 5
Определить, что поваренная соль содержит примесь сульфатов, можно с помощью раствора хлорида бария. Для это растворим поваренную соль, и добавим раствор хлорида бария, в результате реакции выпадет осадок белого цвета:
Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4↓
2Na + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl — ⟶ 2Na + + 2Cl — + BaSO4↓
Ba 2+ + SO4 2- ⟶ BaSO4↓
Задача 6
NaI + AgNO3 ⟶ NaNO3 + AgI↓
Na + + I — + Ag + + NO3 — ⟶ Na + + NO3 — + AgI↓
Ag + + I — ⟶ AgI↓
NaCl + AgNO3 ⟶ NaNO3 + AgCl↓
Na + + Cl — + Ag + + NO3 — ⟶ Na + + NO3 — + AgCl↓
Ag + + Cl — ⟶ AgCl↓
Задача 7
Из оксида меди (II), получим раствор сульфата меди (II), для этого добавим раствор серной кислоты:
CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O
CuO + 2H + + SO4 2- ⟶ Cu 2+ + SO4 2- + H2O
CuO + 2H + ⟶ Cu 2+ + H2O
Далее выпарим большую часть воды, и остудим полученный раствор, в результате этого образуются кристаллы медного купороса CuSO4∙5H2O.
Задача 8
Определить в каких пробирках находятся растворы сульфата, сульфита и сульфида натрия можно с помощью сильной кислоты. Прильём в каждую пробирку соляной кислоты.
В пробирке с сульфатом натрия запах отсутствует:
Na2SO4 + 2HCl ⇸
В пробирке с сульфитом натрия появился резкий запах:
Na2SO3 + 2HCl ⟶ 2NaCl + H2O + SO2↑
В пробирке с сульфидом натрия появился запах тухлых яиц:
Na2S + 2HCl ⟶ 2NaCl + H2S↑
Опыты по химии. Гидролиз солей
Гидролиз солей
Всегда ли нейтральны водные растворы солей? Вода – нейтральна, потому что содержит ионы водорода и ионы гидроксила в равных количествах.
H2O = H + + OH –
Смещается ли равновесие при растворении в воде солей? Напомним, что при избытке ионов водорода H + среда получается кислой, при избытке ионов гидроксила OH – ‑ щелочной. Соли состоят состоят из двух ионов: катиона – положительно заряженного иона и аниона – отрицательно зараженного иона. Кислоты и основания бывают слабыми, малорастворимыми, и сильными ‑ растворимыми. Если соль образована равными по силе кислотой и основанием, раствор такой соли нейтрален. Когда силы неравны — кислотность определяет сильнейший. Например, силикат натрия Na2SiO3 – соль сильного основания – едкого натра NaOH и слабой кремниевой кислоты H2SiO3.. При растворении в воде силиката натрия среда становится щелочной. Лакмус окрашивается в синий цвет.
SiO3 2‑ + HOH ⇔ HSiO3 ‑ + OH ‑
Раствор сульфата натрия Na2SO4 – нейтрален, эта соль образована сильным основанием – едким натром NaOH и сильной серной кислотой H2SO4. Лакмус не меняет цвет.
Раствор карбоната натрия Na2CO3 имеет щелочную реакцию, соль образована сильным основанием – едким натром NaOH и слабой угольной кислотой H2CO3. Лакмус регистрирует щелочную реакцию.
Na2CO3+ HOH NaHCO3+ NaOH
CO3 2‑ + HOH HCO3 ‑ + OH ‑
Раствор хлорида натрия NaCl, соли сильного основания NaOH и сильной соляной кислоты HCl, нейтрален. Лакмус не меняет цвет.
Сульфат цинка ZnSO4 – соль слабого основания — гидроксида цинка Zn(OH)2 и серной кислоты H2SO4. Сильная серная кислота определяет реакцию раствора сульфата цинка — лакмус краснеет. При растворении в воде сульфата цинка образуется малорастворимый гидроксид цинка, который связывает ионы гидроксила воды, оставляя в избытке ионы водорода.
Zn 2+ + HOH ⇔ ZnOH + + H +
Хлорид аммония NH4Cl – соль слабого основания гидрата аммиака NH3··H2О и сильной соляной кислоты HCl. Лакмус становится красным, указывая на кислую реакцию раствора хлорида аммония.
NH4Cl + HOH ⇔ NH4OH + HCl
NH4 + + HOH ⇔ NH4OH + H +
Мы наблюдали результат растворения солей в воде — гидролиза солей, и убедились в том, что водные растворы солей не всегда нейтральны. Растворы могут быть и кислыми, и щелочными. Все зависит от соотношения сил кислоты и основания, составляющих соль.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Техника безопасности. Опыт безопасен.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой
Три разные соли: карбонат натрия, сульфид натрия и сульфит натрия имеют общий признак – эти соли образованы сильным основанием и слабыми кислотами. Фенолфталеин в пробирках с растворами этих солей становится розовым. Это значит, что в пробирках – щелочная среда. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуются с образованием щелочи.
CO3 2‑ + HOH ↔ OH — + HCO3 ‑
Na2S + HOH ↔ NaOH + NaHS
S 2‑ + HOH ↔ OH ‑ + HS —
SO3 2‑ + HOH ↔ OH ‑ + HSO3 ‑
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Техника безопасности. Опыт безопасен.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой
Возьмем для опыта растворы сульфата меди (II), сульфата цинка и хлорида алюминия.
Эти соли образованы сильными кислотами и слабыми основаниями. Лакмус в пробирках становится красным.
Это значит, что в пробирках кислая среда. Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются с образованием кислоты.
Cu 2+ + H2O ↔CuOH + + H +
Zn 2+ + H2O ↔ZnOH + + H +
Al 3+ + H2O ↔ Al(OH) 2+ + H +
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Техника безопасности. Необходимо осторожное обращение с солями меди. Остерегаться попадания солей меди на кожу и слизистые оболочки.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой
Возможно ли получить реакцией обмена карбонат железа FeCl3, соль слабого основания и слабой кислоты? Сделаем попытку и прильем к раствору хлорида железа FeCl3 раствор карбоната натрия Na2CO3. Выделяется углекислый газ CO2 и выпадает бурый осадок нерастворимого гидроксида железа (III) Fe(OH)3.
2FeCl3+3Na2CO3 + 3H2O = 2 Fe(OH)3 ↓+ 6 NaCl + 3 CO2↑
Нам не удалось получить карбонат железа (III) из растворов. Эта соль не существует в водном растворе, потому что взаимодействует с водой. При взаимодействии с водой – гидролизе — образуется нерастворимый гидроксид железа и угольная кислота, которая распадается с образованием углекислого газа. Происходит полный гидролиз соли. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, полностью гидролизуются, то есть взаимодействуют с водой, переставая существовать.
Оборудование: химический стакан.
Техника безопасности. Опыт безопасен.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Усиление гидролиза солей при нагревании
Сульфит натрия Na2SO3– соль сильного основания и слабой кислоты. Фенолфталеин становится малиновым в растворе этой соли, потому что сульфит натрия гидролизуется с образованием щелочи.
SO3 2‑ + HOH ↔ OH ‑ + HSO3 ‑
Как влияет на гидролиз нагревание раствора? Перед нагреванием разбавим раствор. Затем нагреем раствор в пробирке. Малиновая окраска раствора сульфита натрия становится более интенсивной. Значит, содержание щелочи в пробирке увеличивается. Очевидно, что гидролиз с ростом температуры усиливается.
Оборудование: пробирка, держатель пробирок, спиртовка, химические стаканы.
Техника безопасности. Следует также соблюдать правила работы с нагревательными приборами.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
http://gomolog.ru/reshebniki/9-klass/gabrielyan-2014/prakt/4.html
http://www.yoursystemeducation.com/opyty-po-ximii-gidroliz-solej/