Сумма коэффицентов в молекулярном уравнении

Методичка Химия. Отчет может быть оформлен либо в описательной форме, либо в форме таблицы на двух развернутых страницах Лабораторная работа

НазваниеОтчет может быть оформлен либо в описательной форме, либо в форме таблицы на двух развернутых страницах Лабораторная работа
АнкорМетодичка Химия.doc
Дата08.03.2018
Размер1.87 Mb.
Формат файла
Имя файлаМетодичка Химия.doc
ТипОтчет
#16417
страница10 из 19
Подборка по базе: курсовой оформленный.pdf, Пример оформления источников в списке литературы.docx, Коптюх, отчет.docx, Требования к оформлению авторских оригиналов.doc, НАДО ИЗМЕНИТЬ отчет по практич работам.docx, Новый отчёт.pdf, 1. Отчет по индивидуальной работе.docx, Форма отчёта ЛР5.doc, Форма отчета ПП ПМ 02 49.02.01 (НОВАЯ ФОРМА).doc, Макет отчета ПП 01.docx

Задание 1.4.23

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 12; 2) 8; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

SnO + NaOH + H2O → … равна:

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

7.2. Лабораторная работа № 2.

Получение и химические свойства гидроксидов металлов

Опыт 1. Водородный показатель и электролитическая диссоциация кислот и оснований

Испытуемые растворы: HCl, CH3COOH, NaOH, NH4OH. На предметное стекло положить четыре полоски универсального индикатора, нанести на каждую из них по 1 капле испытуемых растворов и тотчас сравнить окраску бумаги с эталонной шкалой универсального индикатора.

— Записать значения рН в испытуемых растворах;

— объяснить, что характеризует водородный показатель (рН);

— как связаны водородный показатель (рН) и концентрация ионов водорода в растворе;

— рассчитать концентрацию ионов Н + в испытуемых растворах;

— рассчитать гидроксильный показатель (рОН) и концентрацию ОН – ионов в испытуемых растворах;

— заполнить таблицу:

— объяснить, какие вещества из указанных проявляют кислотные свойства и какие – основные;

— сравнить рН и концентрации ионов [H + ] в растворах кислот; какая из них лучше диссоциирует на ионы; в каком направлении смещены равновесия диссоциации HCl и CH3COOH;

— составить выражение и привести значение (табл.1 приложения) константы диссоциации слабой кислоты …;

— как связаны рН и сила кислоты для растворов с одинаковыми концентрациями кислот HCl и CH3COOH;

— сравнить рН и концентрации ОН – ионов в растворах оснований, какое из них лучше диссоциирует на ионы, в каком направлении смещены равновесия диссоциации NH4OH и NaOH;

— составить выражение и привести значение (табл.1 приложения) константы диссоциации слабого основания …;

— как связаны рН и сила основания для растворов с одинаковыми концентрациями оснований NaOH и NH4OH.

Опыт 2. Электролитическая диссоциация слабого основания

Налить в две пробирки по 6 капель раствора гидроксида аммония и по 2 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну из пробирок добавить один микрошпатель кристалличекого хлорида аммония. Пробирку встряхнуть несколько раз. Наблюдать ослабление интенсивности окраски раствора.

— Объяснить появление интенсивной малиновой окраски фенолфталеина в растворе гидроксида аммония, в какой среде фенолфталеин окрашивается (рис. 2), на присутствие каких ионов в растворе указывает окраска фенолфталеина;

— составить уравнение диссоциации гидроксида аммония

NH4OH …;

— составить уравнение диссоциации хлорида аммония

NH4Cl …;

— объяснить, о чем свидетельствует ослабление окраски фенолфталеина после добавления хлорида аммония;

— объяснить, как изменилась щелочность раствора после добавления хлорида аммония к раствору гидроксида аммония;

— используя принцип Ле Шателье, ответить, в каком направлении смещается равновесие диссоциации NH4OH после добавления NH4Cl (т.е. увеличения концентрации NH4 + ), как это изменяет концентрацию ОН — – ионов в растворе и рН-раствора.
Опыт 3. Получение и кислотно-основные свойства гидроксидов железа (II) и железа (III)

а) В две пробирки внести по 2 капли раствора сульфата железа (II ) (соли Мора) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида железа (II) добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия:

– охарактеризовать внешний вид осадка;

— составить уравнения реакции образования гидроксида железа (II) в молекулярной и ионной форме

— отметить, с каким раствором — соляной кислоты или гидроксида натрия — взаимодействует гидроксид железа (II);

— составить уравнение реакции гидроксида железа (II) с соляной кислотой

— отметить, как изменяется внешний вид осадка Fe(OH)2 во второй пробирке при хранении на воздухе, объяснить;

— составить уравнение реакции окисления гидроксида железа (II) на воздухе

— сделать вывод о свойствах гидроксида железа (II).

б) В две пробирки внести по 2 капли раствора хлорида железа (III) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида железа (III ) добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток концентрированного раствора гидроксида натрия:

— охарактеризовать внешний вид осадка;

— составить уравнение реакции образования гидроксида железа (III) в молекулярной и ионной форме:

— отметить, в избытке какого раствора — соляной кислоты или гидроксида натрия — осадок гидроксида железа (III) растворился полностью;

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида железа (III) с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— частично растворяясь в избытке концентрированного раствора гидроксида натрия, гидроксид железа (III) образует гидроксокомплекс, составить уравнение:

Fe(OH)3 + NaOH …;

— отметить, какие свойства — кислотные или основные — преобладают у гидроксида железа (III);

— сравнить кислотно-основные свойства гидроксида железа (II) и гидроксида железа (III).
Опыт 4. Получение и свойства гидроксида меди (II)

В четыре пробирки внести по 2 капли раствора сульфата меди (II) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) добавить избыток раствора соляной кислоты; во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия; в третью пробирку – избыток концентрированного раствора аммиака; четвертую пробирку нагреть в пламени спиртовки.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида меди (II);

— составить уравнение реакции образования гидроксида меди (II) в молекулярной и ионной форме

— отметить, в избытке какого раствора — соляной кислоты или гидроксида натрия- осадок гидроксида меди (II) растворился полностью;

  • составить уравнение реакции
  • взаимодействия гидроксида меди (II) с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

Cu(OH)2 + HCl → …;

— отметить, как изменился цвет раствора во второй пробирке при добавлении избытка гидроксида натрия; объяснить, учитывая возможность образования в незначительной степени гидроксокомплекса, составить уравнение реакции

Cu(OH)2 + NaOH …;

— ответить, какие свойства — кислотные или основные — преобладают у гидроксида меди (II);

— составить уравнение реакции

учитывая, что растворение гидроксида меди (II) в избытке раствора аммиака происходит в результате образования гидроксида тетрааминмеди (II);

— отметить, какие изменения происходят при нагревании осадка гидроксида меди (II) в четвертой пробирке;

— составить уравнение термического разложения гидроксида меди (II), учитывая, что образуются оксид меди (II) и вода.

Cu(OH)2 → … + …;

  • охарактеризовать свойства гидрокида меди (II).

Опыт 5. Получение и свойства гидроксида цинка

В три пробирки внести по 2 капли раствора сульфата цинка и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида цинка добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия, в третью пробирку – избыток раствора аммиака.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида цинка;

— составить уравнение реакции образования гидроксида цинка в молекулярной и ионной форме

— отметить растворение осадка гидроксида цинка в избытке раствора соляной кислоты; раствора гидроксида натрия;

— составить уравнения реакций взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида цинка с избытком гидроксида натрия, учитывая, что образуется тетрагидроксоцинкат натрия

— ответить, какие кислотно-основные свойства проявляет гидроксид цинка;

— объяснить растворение гидроксида цинка в избытке аммиака;

— составить уравнение реакции, учитывая, что происходит образование гидроксида тетрааминцинка

— объяснить значение терминов «амфотерный оксид», «амфотерный гидроксид».
Опыт 6. Получение и свойства гидроксида алюминия

В две пробирки внести по 2 капли раствора соли сульфата алюминия и 2 н раствора гидроксида аммония до образования осадка. В первую пробирку к осадку гидроксида алюминия добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида алюминия;

— составить уравнение реакции образования гидроксида алюминия в молекулярной и ионной форме:

— отметить, какие изменения происходят с осадком гидроксида алюминия при добавлении избытка соляной кислоты и избытка гидроксида натрия;

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида алюминия с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида алюминия с избытком гидроксида натрия:

— ответить, какие кислотно-основные свойства проявляет гидроксид алюминия.
Контрольные тестовые задания по теме: «Получение и химические свойства гидроксидов, кислот»

Среди приведенных соединений указать гидроксид кальция:

Среди приведенных соединений указать гидроксид железа(III):

Среди приведенных соединений указать гидроксид алюминия:

Среди приведенных соединений указать гидроксид кобальта(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид марганца(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид железа(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид хрома(Ш):

Среди приведенных соединений указать хлороводород:

Ответы: 1) H2O; 2) HCl; 3) HF; 4) FeO; 5) NaCl.

Среди приведенных соединений указать сернистую кислоту:

Среди приведенных соединений указать азотную кислоту:

Среди приведенных соединений указать сероводородную кислоту:

Среди приведенных соединений указать ортофосфорную кислоту:

Среди приведенных соединений указать серную кислоту:

Среди приведенных соединений указать азотистую кислоту:

Среди приведенных соединений указать хромовую кислоту:

Среди приведенных соединений указать гидроксид олова(II):

Концентрация ионов Н + в растворе 0,01 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 12; 2) 2; 3) 10 -2 ; 4) 7; 5) 10 -12 .

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,01 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 0,01; 2) 2; 3) 12; 4) 10 -2 ; 5) 7.

Концентрация ионов Н + в растворе 0,0001 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 10; 2) 8; 3) 7; 4) 4; 5) 14.

Концентрация ионов Н + в растворе 0,001 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 4; 2) 11; 3) 3; 4) 7; 5) 10 -3 .

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,001 моль/л; рОН в растворе равен:

Ответы: 1) 3; 2) 11; 3) 0,001; 4) 7; 5) 10.

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,1 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 1; 2) 7; 3) 13; 4) 0,1; 5) 14.

Концентрация ионов ОН — в растворе 10 -5 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 5; 2) 10 -5 ; 3) 7; 4) 9; 5) 14.

Концентрация ионов ОН — в растворе 10 -10 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 10; 2) 10 -10 ; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

рН в растворе 7; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 7; 2) 10; 3) 10 -1 ; 4) 10 -3 ; 5) 10 -7 .

рН в растворе 3; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 3; 2) 10 -3 ; 3) 10 -7 ; 4) 10 -11 ; 5) 11.

рН в растворе 9; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 10 -9 ; 2) 9; 3) 5; 4) 10 -5 ; 5) 10 -14 .

рН в растворе 4; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 10; 2) 4; 3) 10 -4 ; 4) 10 -10 ; 5) 10 -7 .

рН в растворе 10; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 10 -10 ; 2) 10 -4 ; 3) 10; 4) 4; 5) 10 -14 .

рН в растворе 11; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 11; 2) 3; 3)10 -3 ; 4) 10 -11 ; 5) 10 -13 .

рН в растворе 5; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 5; 2) 9; 3) 10 -5 ; 4) 10 -9 ; 5) 10 -14 .

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом является:

Ответы: 1) HCOOH; 2) HCl; 3) HNO3; 4) NaOH; 5) Ca(NO3)2.

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) LiOH; 2) KOH; 3) H2SO4; 4) CH3COOH; 5) NaCl.

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) C2H5COOH; 2) HI; 3) KI; 4) FeCl2; 5) KOH.

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Ответы: 1) HCOOH; 2) H2CO3; 3) NH4OH; 4) HCl; 5) HF.

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) HF; 2) KF; 3) Na2CO3; 4) HBr; 5) CO.

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 3; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 5; 5) 3.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 6; 4) 7; 5) 8.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 8; 3) 4; 4) 10; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 8; 3) 6; 4) 12; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

AlCl3 + NH4OH  …сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 4; 3) 6; 4) 10; 5) 12.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 3; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 12; 3) 6; 4) 8; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 6; 4) 3; 5) 7.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 5; 5) 7.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 12; 3) 6; 4) 8; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 4; 3) 6; 4) 12; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 3; 2) 6; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

HNO3(изб.) + Ca(OH)2  … сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 8; 4) 7; 5) 4.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 12; 4) 4; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 5; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 12; 3) 4; 4) 5; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 6; 3) 3; 4) 4; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 6; 3) 8; 4) 4; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

H2S + KOH(изб)  … сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 3; 3) 5; 4) 6; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 6; 3) 3; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 12; 3) 4; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 8; 3) 12; 4) 6; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 3; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 5; 3) 12; 4) 8; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

CuCl2 + NaOH  … сумма коэффициентов равна:

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции, схема которой H2S + Ba(OH)2 => кислая соль + …, равна:

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,292
  • гуманитарные 33,622
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 607,160
  • разное 16,830

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации — вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O + ) и анионы хлора (Cl — ). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br — (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

Записывая «обычные» (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl — . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H 2 O. (2)

Это и есть полное ионное уравнение . Вместо «виртуальных» молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы — катионы Na + и анионы Cl — . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

H + + OH — = H 2 O. (3)

Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH — c образованием воды (реакция нейтрализации).

Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку — 2 балла.

Итак, еще раз о терминологии:

  • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O — молекулярное уравнение («обычное» уравнения, схематично отражающее суть реакции);
  • H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H 2 O — полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
  • H + + OH — = H 2 O — краткое ионное уравнение (мы убрали весь «мусор» — частицы, которые не участвуют в процессе).

Алгоритм написания ионных уравнений


  1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
  2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем «в виде молекул».
  3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
  4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ — краткое ионное уравнение.

Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия — это две соли. Заглянем в раздел справочника «Свойства неорганических соединений». Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 &#x2193 + 2NaCl.

Таблица растворимости подсказывает нам, что BaSO 4 действительно не растворяется в воде (направленная вниз стрелка, напомню, символизирует, что данное вещество выпадает в осадок). Молекулярное уравнение готово, переходим к составлению полного ионного уравнения. Обе соли, присутствующие в левой части, записываем в ионной форме, а вот в правой части оставляем BaSO 4 в «молекулярной форме» (о причинах этого — чуть позже!) Получаем следующее:

Ba 2+ + 2Cl — + 2Na + + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193 + 2Cl — + 2Na + .

Осталось избавиться от балласта: убираем ионы-наблюдатели. В данном случае в процессе не участвуют катионы Na + и анионы Cl — . Стираем их и получаем краткое ионное уравнение:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193.

А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.

Как составить молекулярное уравнение реакции

Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.

Ваш помощник — раздел «Свойства неорганических соединений». Если вы хорошо знакомы с четырьмя базовыми классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), если вам известны химические свойства этих классов и методы их получения, можете на 95% быть уверены в том, что у вас не будет проблем на экзамене с написанием молекулярных уравнений.

Оставшиеся 5% — это некоторые «специфические» реакции, которые мы не сможем перечислить. Не будем лить слез по поводу этих 5%, а вспомним лучше номенклатуру и химические свойства базовых классов неорганических веществ. Три задания для самостоятельной работы:

Упражнение 1 . Напишите молекулярные формулы следующих веществ: оксид фосфора (V), нитрат цезия, сульфат хрома (III), бромоводородная кислота, карбонат аммония, гидроксид свинца (II), фосфат стронция, кремниевая кислота. Если при выполнении задания у вас возникнут проблемы, обратитесь к разделу справочника «Названия кислот и солей».

Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

  1. KOH + H 2 SO 4 =
  2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
  3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
  4. NaOH + CuBr 2 =
  5. K 2 S + Hg(NO 3 ) 2 =
  6. Zn + FeCl 2 =

Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме «Химические свойства основных классов неорганических соединений».

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие — оставить в «молекулярной форме». Придется запомнить следующее.

В виде ионов записывают:


  • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
  • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
  • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , . ).

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин «все остальные вещества», и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют «огласить полный список» даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:


  • все нерастворимые соли;
  • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
  • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты . );
  • вообще, все слабые электролиты (включая воду. );
  • оксиды (всех типов);
  • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
  • простые вещества (металлы и неметаллы);
  • практически все органические соединения (исключение — растворимые в воде соли органических кислот).

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.

Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) — нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие — в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) — нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl — сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 — растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода — только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl — = Cu 2+ + 2Cl — + 2H 2 O.

Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

Решение . Диоксид углерода — типичный кислотный оксид, NaOH — щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

CO 2 — оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH — сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 — растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода — слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

СO 2 + 2Na + + 2OH — = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка — это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS&#x2193 + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl — = ZnS&#x2193 + 2Na + + 2Cl — .

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

  1. NaOH + HNO 3 =
  2. H 2 SO 4 + MgO =
  3. Ca(NO 3 ) 2 + Na 3 PO 4 =
  4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.


источники:

http://www.soloby.ru/992715/%D0%BA%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%8F

http://www.repetitor2000.ru/ionnye_uravnenija_01.html

РастворрН=

-lg[H + ]

[H + ],

моль/л

сре-

да

рОН=

-lg[OH – ]

[OH – ],

моль/л

Уравнение электролитической диссоциацииСила электролита
HCl
CH3COOH
NH4OH