Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении взаимодействия

Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации — вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O + ) и анионы хлора (Cl — ). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br — (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

Записывая «обычные» (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl — . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H 2 O. (2)

Это и есть полное ионное уравнение . Вместо «виртуальных» молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы — катионы Na + и анионы Cl — . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

H + + OH — = H 2 O. (3)

Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH — c образованием воды (реакция нейтрализации).

Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку — 2 балла.

Итак, еще раз о терминологии:

  • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O — молекулярное уравнение («обычное» уравнения, схематично отражающее суть реакции);
  • H + + Cl — + Na + + OH — = Na + + Cl — + H 2 O — полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
  • H + + OH — = H 2 O — краткое ионное уравнение (мы убрали весь «мусор» — частицы, которые не участвуют в процессе).

Алгоритм написания ионных уравнений


  1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
  2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем «в виде молекул».
  3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
  4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ — краткое ионное уравнение.

Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия — это две соли. Заглянем в раздел справочника «Свойства неорганических соединений». Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 &#x2193 + 2NaCl.

Таблица растворимости подсказывает нам, что BaSO 4 действительно не растворяется в воде (направленная вниз стрелка, напомню, символизирует, что данное вещество выпадает в осадок). Молекулярное уравнение готово, переходим к составлению полного ионного уравнения. Обе соли, присутствующие в левой части, записываем в ионной форме, а вот в правой части оставляем BaSO 4 в «молекулярной форме» (о причинах этого — чуть позже!) Получаем следующее:

Ba 2+ + 2Cl — + 2Na + + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193 + 2Cl — + 2Na + .

Осталось избавиться от балласта: убираем ионы-наблюдатели. В данном случае в процессе не участвуют катионы Na + и анионы Cl — . Стираем их и получаем краткое ионное уравнение:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193.

А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.

Как составить молекулярное уравнение реакции

Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.

Ваш помощник — раздел «Свойства неорганических соединений». Если вы хорошо знакомы с четырьмя базовыми классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), если вам известны химические свойства этих классов и методы их получения, можете на 95% быть уверены в том, что у вас не будет проблем на экзамене с написанием молекулярных уравнений.

Оставшиеся 5% — это некоторые «специфические» реакции, которые мы не сможем перечислить. Не будем лить слез по поводу этих 5%, а вспомним лучше номенклатуру и химические свойства базовых классов неорганических веществ. Три задания для самостоятельной работы:

Упражнение 1 . Напишите молекулярные формулы следующих веществ: оксид фосфора (V), нитрат цезия, сульфат хрома (III), бромоводородная кислота, карбонат аммония, гидроксид свинца (II), фосфат стронция, кремниевая кислота. Если при выполнении задания у вас возникнут проблемы, обратитесь к разделу справочника «Названия кислот и солей».

Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

  1. KOH + H 2 SO 4 =
  2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
  3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
  4. NaOH + CuBr 2 =
  5. K 2 S + Hg(NO 3 ) 2 =
  6. Zn + FeCl 2 =

Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме «Химические свойства основных классов неорганических соединений».

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие — оставить в «молекулярной форме». Придется запомнить следующее.

В виде ионов записывают:


  • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
  • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
  • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , . ).

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин «все остальные вещества», и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют «огласить полный список» даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:


  • все нерастворимые соли;
  • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
  • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты . );
  • вообще, все слабые электролиты (включая воду. );
  • оксиды (всех типов);
  • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
  • простые вещества (металлы и неметаллы);
  • практически все органические соединения (исключение — растворимые в воде соли органических кислот).

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.

Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) — нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие — в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) — нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl — сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 — растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода — только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl — = Cu 2+ + 2Cl — + 2H 2 O.

Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

Решение . Диоксид углерода — типичный кислотный оксид, NaOH — щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

CO 2 — оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH — сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 — растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода — слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

СO 2 + 2Na + + 2OH — = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка — это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS&#x2193 + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl — = ZnS&#x2193 + 2Na + + 2Cl — .

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

  1. NaOH + HNO 3 =
  2. H 2 SO 4 + MgO =
  3. Ca(NO 3 ) 2 + Na 3 PO 4 =
  4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.

Метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Спецификой многих ОВР является то, что при составлении их уравнений подбор коэффициентов вызывает затруднение.

Для облегчения подбора коэффициентов чаще всего используют метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций). Рассмотрим применение каждого из этих методов на примерах.

Метод электронного баланса

В его основе метода электронного баланса лежит следующее правило: общее число электронов, отдаваемое атомами-восстановителями, должно совпадать с общим числом электронов, которые принимают атомы-окислители .

В качестве примера составления ОВР рассмотрим процесс взаимодействия сульфита натрия с перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции, учитывая, что в кислой среде MnO4 — восстанавливается до Mn 2+ (см. схему):

Найдем степень окисления элементов:

Из приведенной схемы понятно, что в процессе реакции происходит увеличение степени окисления серы с +4 до +6. S +4 отдает 2 электрона и является восстановителем. Степень окисления марганца уменьшилась от +7 до +2, т.е. Mn +7 принимает 5 электронов и является окислителем.

3) Составить электронные уравнения и найти коэффициенты при окислителе и восстановителе.

S +4 – 2e — = S +6 | 5 восстановитель, процесс окисления

Mn +7 +5e — = Mn +2 | 2 окислитель, процесс восстановления

Чтобы число электронов, отданных восстановителем, было равно числу электронов, принятых восстановителем, необходимо:

  • Число электронов, отданных восстановителем, поставить коэффициентом перед окислителем.
  • Число электронов, принятых окислителем, поставить коэффициентом перед восстановителем.

Таким образом, 5 электронов, принимаемых окислителем Mn +7 , ставим коэффициентом перед восстановителем, а 2 электрона, отдаваемых восстановителем S +4 коэффициентом перед окислителем:

4) Уравнять количества атомов элементов, не изменяющих степень окисления

Соблюдаем последовательность: число атомов металлов, кислотных остатков, количество молекул среды (кислоты или щелочи). В последнюю очередь подсчитывают количество молекул образовавшейся воды.

Итак, в нашем случае число атомов металлов в правой и левой частях совпадают.

По числу кислотных остатков в правой части уравнения найдем коэффициент для кислоты.

В результате реакции образуется 8 кислотных остатков SO4 2- , из которых 5 – за счет превращения 5SO3 2- → 5SO4 2- , а 3 – за счет молекул серной кислоты 8SO4 2- — 5SO4 2- = 3SO4 2- .

Таким образом, серной кислоты надо взять 3 молекулы:

Аналогично, находим коэффициент для воды по числу ионов водорода, во взятом количестве кислоты

6H + + 3O -2 = 3H2O

Окончательный вид уравнения следующий:

Признаком того, что коэффициенты расставлены правильно является равное количество атомов каждого из элементов в обеих частях уравнения.

Ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Реакции окисления-восстановления, также как и реакции обмена, в растворах электролитов происходят с участием ионов. Именно поэтому ионно-молекулярные уравнения ОВР более наглядно отражают сущность реакций окисления-восстановления.

При написании ионно-молекулярных уравнений, сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, осадки и газы записывают в виде молекул (в недиссоциированном виде).

При написании полуреакций в ионной схеме указывают частицы, подвергающиеся изменению их степеней окисления, а также характеризующие среду, частицы:

H +кислая среда, OH —щелочная среда и H2Oнейтральная среда.

Пример 1.

Рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции:

2) Записать уравнение в ионном виде

В уравнении сократим те ионы, которые не принимают участие в процессе окисления-восстановления:

SO3 2- + MnO4 — + 2H + = Mn 2+ + SO4 2- + H2O

3) Определить окислитель и восстановитель и составить полуреакции процессов восстановления и окисления.

В приведенной реакции окислитель — MnO4 — принимает 5 электронов восстанавливаясь в кислой среде до Mn 2+ . При этом освобождается кислород, входящий в состав MnO4 — , который, соединяясь с H + образует воду:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O

Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона. Как видно образовавшийся ион SO4 2- содержит больше кислорода, чем исходный SO3 2- . Недостаток кислорода восполняется за счет молекул воды и в результате этого происходит выделение 2H + :

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H +

4) Найти коэффициенты для окислителя и восстановителя

Необходимо учесть, что окислитель присоединяет столько электронов, сколько отдает восстановитель в процессе окисления-восстановления:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H + |5 восстановитель, процесс окисления

5) Просуммировать обе полуреакции

Предварительно умножая на найденные коэффициенты, получаем:

2MnO4 — + 16H + + 5SO3 2- + 5H2O = 2Mn 2+ + 8H2O + 5SO4 2- + 10H +

Сократив подобные члены, находим ионное уравнение:

2MnO4 — + 5SO3 2- + 6H + = 2Mn 2+ + 5SO4 2- + 3H2O

6) Записать молекулярное уравнение

Молекулярное уравнение имеет следующий вид:

Пример 2.

Далее рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в нейтральной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

Также, как и предыдущем примере, окислителем является MnO4 — , а восстановителем SO3 2- .

В нейтральной и слабощелочной среде MnO4 — принимает 3 электрона и восстанавливается до MnО2. SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + 2H2O + 3e — = MnО2 + 4OH — |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |3 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Пример 3.

Составление уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в щелочной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

В щелочной среде окислитель MnO4 — принимает 1 электрон и восстанавливается до MnО4 2- . Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + e — = MnО2 |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |1 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Необходимо отметить, что не всегда при наличии окислителя и восстановителя, возможно самопроизвольное протекание ОВР. Поэтому для количественной характеристики силы окислителя и восстановителя и для определения направления реакции пользуются значениями окислительно-восстановительных потенциалов.

Еще больше примеров составления окислительно-восстановительных реакций приведены в разделе Задачи к разделу Окислительно-восстановительные реакции. Также в разделе тест Окислительно-восстановительные реакции

Методичка Химия. Отчет может быть оформлен либо в описательной форме, либо в форме таблицы на двух развернутых страницах Лабораторная работа

НазваниеОтчет может быть оформлен либо в описательной форме, либо в форме таблицы на двух развернутых страницах Лабораторная работа
АнкорМетодичка Химия.doc
Дата08.03.2018
Размер1.87 Mb.
Формат файла
Имя файлаМетодичка Химия.doc
ТипОтчет
#16417
страница10 из 19
Подборка по базе: Жамбыл отчет.docx, Психология отчет.docx, Баратов Х 832-19 Отчет 7.docx, Баратов Х 832-19 Отчет 10.docx, 6 семестр отчет.doc, Геодезия практика бойынша отчет.docx, ДОКЛАД либо СТАТЬЯ(1).docx, 1. Структура папки отчета обучающегося по производственной.docx, Иванов И.И.- Отчет по лабораторной работе №1.doc, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ.docx

Задание 1.4.23

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 12; 2) 8; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

SnO + NaOH + H2O → … равна:

Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6; 5) 7.

7.2. Лабораторная работа № 2.

Получение и химические свойства гидроксидов металлов

Опыт 1. Водородный показатель и электролитическая диссоциация кислот и оснований

Испытуемые растворы: HCl, CH3COOH, NaOH, NH4OH. На предметное стекло положить четыре полоски универсального индикатора, нанести на каждую из них по 1 капле испытуемых растворов и тотчас сравнить окраску бумаги с эталонной шкалой универсального индикатора.

— Записать значения рН в испытуемых растворах;

— объяснить, что характеризует водородный показатель (рН);

— как связаны водородный показатель (рН) и концентрация ионов водорода в растворе;

— рассчитать концентрацию ионов Н + в испытуемых растворах;

— рассчитать гидроксильный показатель (рОН) и концентрацию ОН – ионов в испытуемых растворах;

— заполнить таблицу:

— объяснить, какие вещества из указанных проявляют кислотные свойства и какие – основные;

— сравнить рН и концентрации ионов [H + ] в растворах кислот; какая из них лучше диссоциирует на ионы; в каком направлении смещены равновесия диссоциации HCl и CH3COOH;

— составить выражение и привести значение (табл.1 приложения) константы диссоциации слабой кислоты …;

— как связаны рН и сила кислоты для растворов с одинаковыми концентрациями кислот HCl и CH3COOH;

— сравнить рН и концентрации ОН – ионов в растворах оснований, какое из них лучше диссоциирует на ионы, в каком направлении смещены равновесия диссоциации NH4OH и NaOH;

— составить выражение и привести значение (табл.1 приложения) константы диссоциации слабого основания …;

— как связаны рН и сила основания для растворов с одинаковыми концентрациями оснований NaOH и NH4OH.

Опыт 2. Электролитическая диссоциация слабого основания

Налить в две пробирки по 6 капель раствора гидроксида аммония и по 2 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну из пробирок добавить один микрошпатель кристалличекого хлорида аммония. Пробирку встряхнуть несколько раз. Наблюдать ослабление интенсивности окраски раствора.

— Объяснить появление интенсивной малиновой окраски фенолфталеина в растворе гидроксида аммония, в какой среде фенолфталеин окрашивается (рис. 2), на присутствие каких ионов в растворе указывает окраска фенолфталеина;

— составить уравнение диссоциации гидроксида аммония

NH4OH …;

— составить уравнение диссоциации хлорида аммония

NH4Cl …;

— объяснить, о чем свидетельствует ослабление окраски фенолфталеина после добавления хлорида аммония;

— объяснить, как изменилась щелочность раствора после добавления хлорида аммония к раствору гидроксида аммония;

— используя принцип Ле Шателье, ответить, в каком направлении смещается равновесие диссоциации NH4OH после добавления NH4Cl (т.е. увеличения концентрации NH4 + ), как это изменяет концентрацию ОН — – ионов в растворе и рН-раствора.
Опыт 3. Получение и кислотно-основные свойства гидроксидов железа (II) и железа (III)

а) В две пробирки внести по 2 капли раствора сульфата железа (II ) (соли Мора) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида железа (II) добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия:

– охарактеризовать внешний вид осадка;

— составить уравнения реакции образования гидроксида железа (II) в молекулярной и ионной форме

— отметить, с каким раствором — соляной кислоты или гидроксида натрия — взаимодействует гидроксид железа (II);

— составить уравнение реакции гидроксида железа (II) с соляной кислотой

— отметить, как изменяется внешний вид осадка Fe(OH)2 во второй пробирке при хранении на воздухе, объяснить;

— составить уравнение реакции окисления гидроксида железа (II) на воздухе

— сделать вывод о свойствах гидроксида железа (II).

б) В две пробирки внести по 2 капли раствора хлорида железа (III) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида железа (III ) добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток концентрированного раствора гидроксида натрия:

— охарактеризовать внешний вид осадка;

— составить уравнение реакции образования гидроксида железа (III) в молекулярной и ионной форме:

— отметить, в избытке какого раствора — соляной кислоты или гидроксида натрия — осадок гидроксида железа (III) растворился полностью;

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида железа (III) с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— частично растворяясь в избытке концентрированного раствора гидроксида натрия, гидроксид железа (III) образует гидроксокомплекс, составить уравнение:

Fe(OH)3 + NaOH …;

— отметить, какие свойства — кислотные или основные — преобладают у гидроксида железа (III);

— сравнить кислотно-основные свойства гидроксида железа (II) и гидроксида железа (III).
Опыт 4. Получение и свойства гидроксида меди (II)

В четыре пробирки внести по 2 капли раствора сульфата меди (II) и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) добавить избыток раствора соляной кислоты; во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия; в третью пробирку – избыток концентрированного раствора аммиака; четвертую пробирку нагреть в пламени спиртовки.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида меди (II);

— составить уравнение реакции образования гидроксида меди (II) в молекулярной и ионной форме

— отметить, в избытке какого раствора — соляной кислоты или гидроксида натрия- осадок гидроксида меди (II) растворился полностью;

  • составить уравнение реакции
  • взаимодействия гидроксида меди (II) с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

Cu(OH)2 + HCl → …;

— отметить, как изменился цвет раствора во второй пробирке при добавлении избытка гидроксида натрия; объяснить, учитывая возможность образования в незначительной степени гидроксокомплекса, составить уравнение реакции

Cu(OH)2 + NaOH …;

— ответить, какие свойства — кислотные или основные — преобладают у гидроксида меди (II);

— составить уравнение реакции

учитывая, что растворение гидроксида меди (II) в избытке раствора аммиака происходит в результате образования гидроксида тетрааминмеди (II);

— отметить, какие изменения происходят при нагревании осадка гидроксида меди (II) в четвертой пробирке;

— составить уравнение термического разложения гидроксида меди (II), учитывая, что образуются оксид меди (II) и вода.

Cu(OH)2 → … + …;

  • охарактеризовать свойства гидрокида меди (II).

Опыт 5. Получение и свойства гидроксида цинка

В три пробирки внести по 2 капли раствора сульфата цинка и 2 н раствора гидроксида натрия до образования осадка. В первую пробирку к образовавшемуся осадку гидроксида цинка добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия, в третью пробирку – избыток раствора аммиака.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида цинка;

— составить уравнение реакции образования гидроксида цинка в молекулярной и ионной форме

— отметить растворение осадка гидроксида цинка в избытке раствора соляной кислоты; раствора гидроксида натрия;

— составить уравнения реакций взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида цинка с избытком гидроксида натрия, учитывая, что образуется тетрагидроксоцинкат натрия

— ответить, какие кислотно-основные свойства проявляет гидроксид цинка;

— объяснить растворение гидроксида цинка в избытке аммиака;

— составить уравнение реакции, учитывая, что происходит образование гидроксида тетрааминцинка

— объяснить значение терминов «амфотерный оксид», «амфотерный гидроксид».
Опыт 6. Получение и свойства гидроксида алюминия

В две пробирки внести по 2 капли раствора соли сульфата алюминия и 2 н раствора гидроксида аммония до образования осадка. В первую пробирку к осадку гидроксида алюминия добавить избыток раствора соляной кислоты, во вторую пробирку – избыток раствора гидроксида натрия.

— Охарактеризовать внешний вид осадка гидроксида алюминия;

— составить уравнение реакции образования гидроксида алюминия в молекулярной и ионной форме:

— отметить, какие изменения происходят с осадком гидроксида алюминия при добавлении избытка соляной кислоты и избытка гидроксида натрия;

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида алюминия с соляной кислотой в молекулярной и ионной форме:

— составить уравнение реакции взаимодействия гидроксида алюминия с избытком гидроксида натрия:

— ответить, какие кислотно-основные свойства проявляет гидроксид алюминия.
Контрольные тестовые задания по теме: «Получение и химические свойства гидроксидов, кислот»

Среди приведенных соединений указать гидроксид кальция:

Среди приведенных соединений указать гидроксид железа(III):

Среди приведенных соединений указать гидроксид алюминия:

Среди приведенных соединений указать гидроксид кобальта(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид марганца(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид железа(II):

Среди приведенных соединений указать гидроксид хрома(Ш):

Среди приведенных соединений указать хлороводород:

Ответы: 1) H2O; 2) HCl; 3) HF; 4) FeO; 5) NaCl.

Среди приведенных соединений указать сернистую кислоту:

Среди приведенных соединений указать азотную кислоту:

Среди приведенных соединений указать сероводородную кислоту:

Среди приведенных соединений указать ортофосфорную кислоту:

Среди приведенных соединений указать серную кислоту:

Среди приведенных соединений указать азотистую кислоту:

Среди приведенных соединений указать хромовую кислоту:

Среди приведенных соединений указать гидроксид олова(II):

Концентрация ионов Н + в растворе 0,01 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 12; 2) 2; 3) 10 -2 ; 4) 7; 5) 10 -12 .

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,01 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 0,01; 2) 2; 3) 12; 4) 10 -2 ; 5) 7.

Концентрация ионов Н + в растворе 0,0001 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 10; 2) 8; 3) 7; 4) 4; 5) 14.

Концентрация ионов Н + в растворе 0,001 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 4; 2) 11; 3) 3; 4) 7; 5) 10 -3 .

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,001 моль/л; рОН в растворе равен:

Ответы: 1) 3; 2) 11; 3) 0,001; 4) 7; 5) 10.

Концентрация ионов ОН — в растворе 0,1 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 1; 2) 7; 3) 13; 4) 0,1; 5) 14.

Концентрация ионов ОН — в растворе 10 -5 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 5; 2) 10 -5 ; 3) 7; 4) 9; 5) 14.

Концентрация ионов ОН — в растворе 10 -10 моль/л; рН в растворе равен:

Ответы: 1) 10; 2) 10 -10 ; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

рН в растворе 7; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 7; 2) 10; 3) 10 -1 ; 4) 10 -3 ; 5) 10 -7 .

рН в растворе 3; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 3; 2) 10 -3 ; 3) 10 -7 ; 4) 10 -11 ; 5) 11.

рН в растворе 9; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 10 -9 ; 2) 9; 3) 5; 4) 10 -5 ; 5) 10 -14 .

рН в растворе 4; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 10; 2) 4; 3) 10 -4 ; 4) 10 -10 ; 5) 10 -7 .

рН в растворе 10; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 10 -10 ; 2) 10 -4 ; 3) 10; 4) 4; 5) 10 -14 .

рН в растворе 11; молярная концентрация ионов Н + равна:

Ответы: 1) 11; 2) 3; 3)10 -3 ; 4) 10 -11 ; 5) 10 -13 .

рН в растворе 5; молярная концентрация ионов ОН — равна:

Ответы: 1) 5; 2) 9; 3) 10 -5 ; 4) 10 -9 ; 5) 10 -14 .

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом является:

Ответы: 1) HCOOH; 2) HCl; 3) HNO3; 4) NaOH; 5) Ca(NO3)2.

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) LiOH; 2) KOH; 3) H2SO4; 4) CH3COOH; 5) NaCl.

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) C2H5COOH; 2) HI; 3) KI; 4) FeCl2; 5) KOH.

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Ответы: 1) HCOOH; 2) H2CO3; 3) NH4OH; 4) HCl; 5) HF.

Слабым электролитом, диссоциирующим частично, является:

Ответы: 1) HF; 2) KF; 3) Na2CO3; 4) HBr; 5) CO.

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Сильным электролитом, диссоциирующим полностью, является:

Слабым электролитом, диссоциирующим ступенчато, является:

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 3; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 5; 5) 3.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 6; 4) 7; 5) 8.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 8; 3) 4; 4) 10; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 8; 3) 6; 4) 12; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

AlCl3 + NH4OH  …сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 4; 3) 6; 4) 10; 5) 12.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 3; 5) 5.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 12; 3) 6; 4) 8; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 6; 4) 3; 5) 7.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 4; 3) 8; 4) 5; 5) 7.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 12; 3) 6; 4) 8; 5) 10.

В молекулярном уравнении ионно-обменной реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 4; 3) 6; 4) 12; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 3; 2) 6; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

HNO3(изб.) + Ca(OH)2  … сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 7; 4) 8; 5) 4.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 8; 4) 7; 5) 4.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 12; 4) 4; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 5; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 12; 3) 4; 4) 5; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 6; 3) 3; 4) 4; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 6; 3) 8; 4) 4; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

H2S + KOH(изб)  … сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 3; 3) 5; 4) 6; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 6; 3) 3; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 12; 3) 4; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 8; 3) 12; 4) 6; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 5; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 5; 2) 4; 3) 3; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 8; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 6.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 4; 4) 6; 5) 8.

В кратком ионном уравнении реакции

сумма коэффициентов равна:

Ответы: 1) 18; 2) 5; 3) 12; 4) 8; 5) 10.

В кратком ионном уравнении реакции

CuCl2 + NaOH  … сумма коэффициентов равна:


источники:

http://zadachi-po-khimii.ru/obshaya-himiya/metod-elektronnogo-balansa-ionno-elektronnyj-metod-metod-polureakcij.html

http://topuch.ru/otchet-mojet-bite-oformlen-libo-v-opisatelenoj-forme-libo-v-fo/index10.html

РастворрН=

-lg[H + ]

[H + ],

моль/л

сре-

да

рОН=

-lg[OH – ]

[OH – ],

моль/л

Уравнение электролитической диссоциацииСила электролита
HCl
CH3COOH
NH4OH