Суммарные уравнения аэробного и анаэробного дыхания

Аэробное и анаэробное дыхание растений

1. Аэробное дыхание

1.1 Окислительное фосфолирование

2. Анаэробное дыхание

2.1 Типы анаэробного дыхания

Дыхание присуще всем живым организмам. Оно представляет собой окислительный распад органических веществ, синтезированных в процессе фотосинтеза, протекающих с потреблением кислорода и выделением диоксида углерода. А.С. Фаминцын рассматривал фотосинтез и дыхание как две последовательные фазы питания растений: фотосинтез готовит углеводы, дыхание перерабатывает их в структурную биомассу растения, образуя в процессе ступенчатого окисления реакционноспособные вещества и освобождая энергию, необходимую для их превращения и процессов жизнедеятельности в целом. Суммарное уравнение дыхания имеет вид:

C H O + 6O → 6CO + 6H O + 2875кДж.

Из этого уравнения становится ясно, почему именно скорость газообмена используют для оценки интенсивности дыхания. Оно было предложено в 1912 г. В. И. Палладиным, который считал, что дыхание состоит из двух фаз – анаэробной и аэробной. На анаэробном этапе дыхания, идущем в отсутствие кислорода, глюкоза окисляется за счет отнятия водорода (дегидрирования), который, по мнению ученого, передается на дыхательный фермент. Последний при этом восстанавливается. На аэробном этапе происходит регенерация дыхательного фермента в окислительную форму. В. И. Палладин впервые показал, что окисление сахара идет за счет непосредственного окисления его кислородом воздуха, поскольку кислород не встречается с углеродом дыхательного субстрата, а связано с его дегидрированием.

Существенный вклад в изучение сути окислительных процессов и химизма процесса дыхания внесли как отечественные (И.П. Бородин, А.Н.Бах, С.П. Костычев, В.И. Палладин), так и зарубежные (А.Л. Лавуазье, Г. Виланд, Г. Кребс) исследователи.

Жизнь любого организма неразрывно связана с непрерывным использованием свободной энергии, генерируемой при дыхании. Неудивительно, что изучению роли дыхания в жизни растения в последнее время отводят центральное место в физиологии растений.

1. Аэробное дыхание

Аэробное дыханиеэто окислительный процесс, в ходе которого расходуется кислород. При дыхании субстрат без остатка расщепляется до бедных энергией неорганических веществ с высоким выходом энергии. Важнейшими субстратами для дыхания служат углеводы. Кроме того, при дыхании могут расходоваться жиры и белки.

Аэробное дыхание включает два основных этапа:

— бескислородный, в процессе, которого происходит постепенное расщепление субстрата с высвобождением атомов водорода и связыванием с коферментами (переносчиками типа НАД и ФАД);

— кислородный, в ходе которого происходит дальнейшее отщепление атомов водорода от производных дыхательного субстрата и постепенное окисление атомов водорода в результате переноса их электронов на кислород.

На первом этапе вначале высокомолекулярные органические вещества (полисахариды, липиды, белки, нуклеиновые кислоты и др.) под действием ферментов расщепляются на более простые соединения (глюкозу, высшие карбоновые кислоты, глицерол, аминокислоты, нуклеотиды и т.п.) Этот процесс происходит в цитоплазме клеток и сопровождается выделением небольшого количества энергии, которая рассеивается в виде тепла. Далее происходит ферментативное расщепление простых органических соединений.

Примером такого процесса является гликолиз – многоступенчатое бескислородное расщепление глюкозы. В реакциях гликолиза шестиуглеродная молекула глюкозы (С ) расщепляется на две трехуглеродные молекулы пировиноградной кислоты (С ). При этом образуется две молекулы АТФ, и выделяются атомы водорода. Последние присоединяются к переносчику НАД (никотинамидадениндинклеотид), который переходит в свою восстановительную форму НАД ∙ Н + Н . НАД кофермент, близкий по своей структуре к НАДФ. Оба они представляют собой производные никотиновой кислоты – одного из витаминов группы В. Молекулы обоих коферментов электроположительны (у них отсутствует один электрон) и могут играть роль переносчика как электронов, так и атомов водорода. Когда акцептируется пара атомов водорода, один из атомов диссоциирует на протон и электрон:

Н → Н + е ,

а второй присоединяется к НАД или НАДФ целиком:

НАД + Н + [Н + е ] → НАД ∙ Н + Н.

Свободный протон позднее используется для обратного окисления кофермента. Суммарно реакция гликолиза имеет вид

C H O +2АДФ + 2Н РО + 2 НАД

Н О + 2АТФ + 2 НАД ∙ Н + Н + 2 HO

Продукт гликолиза – пировиноградная кислота (С Н О ) – заключает в себе значительную часть энергии, и дальнейшее ее высвобождение осуществляется в митохондриях. Здесь происходит полное окисление пировиноградной кислоты до CO и H O. Этот процесс можно разделить на три основные стадии:

1) окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты;

2) цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса);

3) заключительная стадия окисления – электронтранспортная цепь.

На первой стадии пировиноградная кислота взаимодействует с веществом, которое называют коферментом А, в результате чего образуется ацетилкофермент а с высокоэнергетической связью. При этом от молекулы пировиноградной кислоты отщепляется молекула CO (первая) и атомы водорода, которые запасаются в форме НАД ∙ Н + Н .

Вторая стадия – цикл Кребса (рис. 1)

В цикл Кребса вступает ацетил–КоА, образованный на предыдущей стадии. Ацетил–КоА взаимодействует со щавелево-уксусной кислотой, в результате образуется шестиуглеродная лимонная кислота. Для этой реакции требуется энергия; ее поставляет высокоэнергетическая связь ацетил–КоА. В конце цикла щавелево-лимонная кислота регенерируется в прежнем виде. Теперь она способна вступить в реакцию с новой молекулой ацетил–КоА, и цикл повторяется. Суммарно реакция цикла может быть выражена следующим уравнением:

ацетил-КоА + 3H O + 3НАД + ФАД + АДФ + Н РО

КоА + 2CO + 3НАД ∙ Н + Н +ФАД ∙ H + АТФ.

Таким образом, в результате распада одной молекулы пировиноградной кислоты в аэробной фазе (декарбоксилирование ПВК и цикла Кребса) выделяется 3CO , 4 НАД ∙ Н + Н , ФАД ∙ H . Суммарно реакцию гликолиза, окислительного декарбоксилирования и цикла Кребса можно записать в следующем виде:

C H O + 6 H O + 10 НАД + 2ФАД →

6CO + 4АТФ + 10 НАД ∙ Н + Н + 2ФАД ∙ H .

Третья стадия – электротранспортная цепь.

Пары водородных атомов, отщепляемые от промежуточных продуктов в реакциях дегидрирования при гликолизе и в цикле Кребса, в конце концов, окисляются молекулярным кислородом до H O с одновременным фосфолированием АДФ в АТФ. Происходит это тогда, когда водород, отделившийся от НАД ∙ H и ФАД ∙ H , передается по цепи переносчиков, встроенных во внутреннюю мембрану митохондрий. Пары атомов водорода 2Н можно рассматривать как 2 Н + 2е . Движущей силой транспорта атомов водорода в дыхательной цепи является разность потенциалов.

С помощью переносчиков ионы водорода Н переносятся с внутренней стороны мембраны на ее внешнюю сторону, иначе говоря, из матрикса митохондрии в межмембранное пространство (рис. 2).

При переносе пары электронов от над на кислород они пересекают мембрану три раза, и этот процесс сопровождается выделением на внешнюю сторону мембраны шести протонов. На заключительном этапе протоны переносятся на внутреннюю сторону мембраны и акцептируются кислородом:

½ O + 2е → O .

В результате такого переноса ионов Н на внешнюю сторону мембраны митохондрий в перимитохондриальном пространстве создается концентрация их, т.е. возникает электрохимический градиент протонов .

Когда протонный градиент достигает определенной величины, ионы водорода из Н -резервуара движутся по специальным каналам в мембране, и их запас энергии используется для синтеза АТФ. В матриксе они соединяются с заряженными частичками О , и образуется вода: 2Н + О²ˉ → H O.

1.1 Окислительное фосфолирование

Процесс образования АТФ в результате переноса ионов Н через мембрану митохондрии получил название окислительного фосфолирования. Он осуществляется при участии фермента АТФ-синтетазы. Молекулы АТФ-синтетазы располагаются в виде сферических гранул на внутренней стороне внутренней мембраны митохондрий.

В результате расщепления двух молекул пировиноградной кислоты и переноса ионов водорода через мембрану по специальным каналам синтезируется в целом 36 молекул АТФ (2 молекулы в цикле Кребса и 34 молекулы в результате переноса ионов Н через мембрану).

Суммарное уравнение аэробного дыхания можно выразить следующим образом:

C H O + O + 6H O + 38АДФ + 38Н РО

6CO + 12H O + 38АТФ

Совершенно очевидно, что аэробное дыхание прекратится в отсутствии кислорода, поскольку именно кислород служит конечным акцептором водорода. Если клетки не получают достаточного количества кислорода, все переносчики водорода вскоре полностью насытятся и не смогут передавать его дальше. В результате основной источник энергии дл образования АТФ окажется блокированным.

аэробное дыхание окисление фотосинтез

2. Анаэробное дыхание

Анаэробное дыхание. Некоторые микроорганизмы способны использовать для окисления органических или неорганических веществ не молекулярный кислород, а другие окисленные соединения, например, соли азотной, серной и угольной кислот, превращающиеся при этом в более восстановленные соединения. Процессы идут в анаэробных условиях, и их называют анаэробным дыханием:

2HNO + 12Н → N + 6H O + 2Н

H SO + 8Н → H S + 4HO

У микроорганизмов, осуществляющих такое дыхание, конечным акцептором электронов будет не кислород а неорганическое соединения – нитриты, сульфаты и карбонаты. Таким образом, различия между аэробным и анаэробным дыханием заключается в природе конечного акцептора электронов.

2.1 Типы анаэробного дыхания

Основные типы анаэробного дыхания приведены в таблице 1. есть также данные об использовании бактериями в качестве акцепторов электронов Mn , хроматов, хинонов и др.

Таблица 1 Типы анаэробного дыхания у прокариот (по: М.В Гусев, Л.А. Минеева 1992, с изменениями)

Конечный акцептор электронов

Нитратное дыхание и нитрификация

NO , NO

NO , NO, N O, N

Сульфатное и серное дыхание

SO , S

H S

Fe

Fe

CO

СН , ацетат

Свойство организмов переносить электроны на нитраты, сульфаты и карбонаты обеспечивает в достаточной степени полное окисление органического или неорганического вещества без использования молекулярного кислорода и обуславливает возможность получения большого количества энергии, чем при брожении. При анаэробном дыхании выход энергии только на 10% ниже. Чем при аэробном. Организмы, для которых характерно анаэробное дыхание, имеют набор ферментов электронтранспортной цепи. Но цитохромоксилаза в них заменяется нитратредуктазой (при использовании в качестве акцептора электронов нитрата) или аденилсульфатредуктазой (при использовании сульфата) или другими ферментами.

Организмы, способные осуществлять анаэробное дыхание за счет нитратов, — факультативные анаэробы. Организмы, использующие сульфаты в анаэробном дыхании, относятся к анаэробам.

Органические вещества из не органических зеленое растение образует только на свету. Эти вещества используются растением только для питания. Но растения не только питаются. Они дышат, как все живые существа. Дыхание происходит непрерывно днем о ночью. Дышат все органы растения. Растения дышат кислородом, а выделяют углекислый газ, как животные и человек.

Дыхание растений может происходить, как в темноте, так и на свету. Значит, на свету в растении протекают два противоположных процесса. Один процесс — фотосинтез, другой – дыхание. Во время фотосинтеза создаются органические вещества из неорганических и поглощается энергия солнечного света. Во время дыхания в растении расходуются органические вещества. А энергия, необходима для жизнедеятельности, освобождается. На свету в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Вместе с углекислым газом растения на свету поглощают из окружающего воздуха и кислород, необходимый растениям для дыхания, но в гораздо меньших количествах, чем выделяются при образовании сахара. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют его придыхании. Декоративные растения в комнате при хорошем освещении выделяют днем значительно больше кислорода, чем поглощают его в темноте ночью.

Дыхание во всех живых органов растения происходит непрерывно. Когда прекращается дыхание, растение, так же как и животное погибает.

1. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений Ф50/Н.Н. Третьяков, Е.И. Кошкин, Н.М. Макрушин и др.; под. ред. Н.Н. Третьякова. – М.; Колос, 2000 – 640 с.

2. Биология в экзаменационных вопросах и ответах Л44/ Лемеза Н.А., Камлюк Л.В.; 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 512 с.

Суммарные уравнения аэробного и анаэробного дыхания

ГлавнаяВидео урокиКниги
Рекомендуем:
Биология:
Биология
Биология клетки
Биотехнология
Биохимия
Ветеринария
Дыхание организмов
Жизнь на земле
Бесплатно книги по биологии
Форум

Сравнение аэробного и анаэробного дыхания.

При аэробном дыхании на каждую окисленную молекулу глюкозы образуется 38 молекул АТФ.

Общее количество энергии, высвобождаемой при полном окислении глюкозы, составляет 2880 кДж на 1 моль.

В одном моле АТФ заключено 30,6 кДж.
В 38 молях АТФ заключено 30,6 х38 = 1162,8 кДж.

Таким образом, эффективность превращения энергии при аэробном дыхании составляет: 1162,8/2880 = 40,4%.

Анаэробное дыхание

1. ДРОЖЖИ (СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ). При спиртовом брожении на каждую молекулу глюкозы образуются две молекулы АТФ.

Общее количество энергии, высвобождаемой из глюкозы при ее превращении в этанол, составляет 210 кДж на 1 моль.

В двух молях АТФ заключено 2 х30,6 = 61,2 кДж.

Следовательно, эффективность превращения энергии при спиртовом брожении составляет 61,2/210 = 29,1%.

2. МЫШЦЫ (МОЛОЧНОКИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ). При молочнокислом брожении на каждую молекулу глюкозы образуются две молекулы АТФ.

Глюкоза————> 2Молочная кислота + 2АТФ

Общее количество энергии, высвобождаемой из глюкозы при ее превращении в молочную кислоту, составляет 150 кДж на 1 моль.

Таким образом, эффективность превращения энергии при молочнокислом брожении составляет 61,2/150 = 40,8%.

Приведенные цифры показывают, что эффективность превращения энергии в каждой из этих систем довольно высокая по сравнению с бензиновым (25-30%) или паровым (8-12%) двигателями. Количество же энергии, запасаемое в виде АТФ при аэробном дыхании, в 19 раз больше, чем при анаэробном (38 молекул АТФ на одну молекулу глюкозы в первом случае и 2 молекулы АТФ — во втором). С этой точки зрения аэробное дыхание значительно эффективнее анаэробного. Связано это с тем, что при анаэробном дыхании значительная часть энергии остается «запертой» в этаноле или молочной кислоте. Энергия, заключенная в этаноле, так и остается для дрожжей навсегда недоступной и, значит, спиртовое брожение в смысле получения энергии — малоэффективный процесс. Из молочной же кислоты позднее может быть извлечено довольно большое количество энергии, если появится кислород. В присутствии кислорода молочная кислота превращается в печени в пировиноградную кислоту. Последняя поступает затем в цикл Кребса и полностью окисляется до С02 и Н2О, в результате чего дополнительно образуется большое количество молекул АТФ. Возможен и другой путь — за счет энергии АТФ из пировиноградной кислоты может вновь образоваться глюкоза в процессе, который представляет собой обращение гликолиза.

Поурочное планирование на тему «Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания.»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Директор КГУ «Средняя школа№35

Школа: КГУ «Средняя школа №35»

ФИО учителя: Каракулова А.К.

Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.4.1 — сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания

Все учащиеся : называют этапы расщепления глюкозы и определяют место его протекания

Большинство учащихся : описывают процессы анаэробного и аэробного дыхания

Некоторые учащиеся : сравнивают процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя химическую реакцию процесса дыхания, и доказывают эффективность аэробного дыхания

Называет этапы энергетического обмена, определяет место протекания

Описывает процессы анаэробного и аэробного дыхания

Сравнивает процессы анаэробного и аэробного дыхания, доказывает эффективность аэробного дыхания

Учащиеся могут: сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания

Предметная лексика и терминология: анаэробное дыхание, аэробное дыхание, гликолиз, АТФ

Серия полезных фраз для диалога и письма:

Выделяют два типа дыхания…

Процесс дыхания выражается уравнением…

Аэробное дыхание это…

Анаэробное дыхание это…

Бескислородный этап протекает на…

Кислородный этап проходит в…

Сумммарное уравнение процесса дыхания…

Н ациональное единство, мир и согласие в нашем обществе .

Химия 8 класс — Количество вещества. Молярный объем газов. Физика 8 класс – закон Авогадро .

7.1.4.1 — описывать значение дыхания для живых организмов

7.1.4.2 — различать анаэробное и аэробное типы дыхания

8.4.2.2 — сравнить строение клеток эукариот и прокариот

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Психологический настрой. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на три группы по стикерам, на обратной стороне которых написаны ключевые слова (глюкоза, митохондрия, АТФ)

Создание проблемной ситуации .

Эпиграф к нашему уроку:

«Жизнь – это горение» А. Лавуазье, П. Лаплас.

В конце урока вы сможете объяснить это выражение.

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображены: клетка, дыхательная система и митохондрия.

Ребята рассмотрите эти рисунки. Что объединяет эти три картинки?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель ставит цель обучения и критерии успеха.

Введение в тему

Ребята, вы изучали тему «Дыхание» в 7-8 классах.

(И) Стратегия «Биологический пульс»

Верные утверждения отметьте «^», неверные утверждения «-»

Дыхание это процесс газообмена.

Организм обеспечивается энергией во время дыхания

Различают три типа дыхания

В дыхании принимает участие глюкоза.

Аэробы не способны жить в условиях отсутствия кислорода.

К анаэробам относятся все виды бактерий

Самооценивание по ключу. ^ ^ — ^ ^ —

ФО «Митохондрии» (записывают количество молекул АТФ)

Учитель : В процессе дыхания в клетке происходит извлечение энергии химических связей путем расщепления глюкозы. Это называется биологическим окислением, или клеточным дыханием .

(Г) Задание 1. Прием «Концептуальная таблица».

В ходе просмотра видеоролика ответьте на вопросы данные в таблице

Каждая группа заполняет по одному этапу энергетического обмена. Суммарное уравнение дыхания следует записать всем

Группа « Глюкоза » — подготовительный этап

Группа « Митохондрия » — бескислородный этап

Группа « АТФ » – кислородный этап

Просмотр видеоролика «Этапы превращения энергии» (5 мин)

Где происходит расщепление?

До каких веществ расщепляются соединения клетки?

Сколько выделяется энергии?

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

Суммарное уравнение полного окисления глюкозы

Критерий: определяют этапы энергетического обмена

1. Указывают где происходит расщепление веществ

2. Называют превращения органических веществ

3 Указывают количество выделенной энергии

4 Называют количество молекул АТФ

5. Записывают суммарное уравнение гликолиза

ФО «Звезды» По одной звезде за каждый правильный ответ

(П) Стратегия: «Думай – работай в паре – поделись»

Дополните текст подходящими по смыслу словами, используя уравнения химической реакции процесса дыхания:

1. Аэробный и анаэробный этапы дыхания сопровождаются (……………) энергии.

2. Количество энергии на анаэробном этапе дыхания(………..) чем на аэробном этапе.

3. Вода в процессе дыхания будет (………………….) в виде водяных паров

4. Глюкоза на анаэробном этапе дыхания расщепляется до (………………) .

5. Аэробный тип дыхания проходит с участием (…………)

Взаимооценивание. Обменяться работами и проставить «+ — » по ключевым словам: 1- образованием , 2- меньше , 3- выделяться , 4 – ПВК , 5- кислорода

Критерий: Описывают типы дыхания, используя уравнения процесса дыхания

1. Записывают изменение энергии

2. Сравнивают количество энергии на анаэробном и аэробном этапах дыхания

3. Называют процесс, происходящий с молекулами воды в процессе дыхания

4. Записывают изменение, происходящее с глюкозой на анаэробном этапе дыхания

5. Указывают условие аэробного типа дыхания

ФО «Монетки» (по одной монете за каждый правильный ответ)

(И) Практическая часть. Решите задачу и докажите эффективность аэробного дыхания используя уравнения процесса дыхания.

Задача. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2. Определите:

Сколько моль молочной кислоты, и какой объем углекислого газа при этом образовалось?

Сколько моль АТФ при этом синтезировано, и какой объем кислорода затратили?

Сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ, и какой объем воды(г) испарился?

б) 10 + 76 = 86 (моль АТФ) и 12 моль — 268,8л О2

в) 86 · 40 = 3440 (кДж энергии) и 12 моль — 268,8л Н2О

Критерий: Использует химическую реакцию процесса дыхания для решения задачи и доказывает эффективность аэробного дыхания

Дескрипторы для первой группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество молочной кислоты.

4. Подсчитывают объем углекислого газа.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для второй группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество АТФ.

4. Подсчитывают объем кислорода.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для третьей группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество энергии в кДж.

4. Подсчитывают объем газообразной воды.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Самооценивание по дескрипторам (отметить уровень заряда)

ФО «Заряд батарейки»

Презентация Сл. 5

Раздаточный материал: листы А4 с текстом

Рефлексия. Возвращение к целям урока.

Какова была цель нашего урока?

Как вы думаете, достигли мы цели?

Вы можете объяснить эпиграф нашего урока «Жизнь – это горение»?

Стратегия «Лестница успеха »

Посчитайте количество баллов, которые вы набрали во время урока. Определите свое положение на лестнице успеха.

Я потрудился на славу:18-21 балл

Я работал вполсилы: 11-17 баллов

Я мало потрудился, надо приложить усилия,

чтобы освоить материал: менее 11 баллов

Задание на дом: Прочитать текст §16.

1) Ответить на вопросы стр. 69-70.

2) Решить задачу 2 стр. 70

3) Определите количество энергии, и в какой форме они аккумулированы в молекулах АТФ, которые вы набрали за урок.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по целям обучения

Дифференциация по степени оказания поддержки через диалог

Дифференциация по формам взаимодействия. Более способные учащиеся могут оказать поддержку отстающему однокласснику при работе в паре и группе.

Дифференциация по конечному результату

« Митохондрии», «Звезды», «Монетки», «Заряд батерейки» взаимооценивание по критериям,

самооценивание по ключу

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: п равила сидения за столом и сохранения осанки, профилактика близорукости

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 573 166 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н.

§ 4. Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

Другие материалы

  • 12.11.2019
  • 6449
  • 117

  • 23.06.2019
  • 468
  • 1

  • 17.06.2019
  • 521
  • 3

  • 04.06.2019
  • 789
  • 8

  • 14.11.2018
  • 39285
  • 673

  • 22.10.2018
  • 460
  • 1

  • 17.07.2018
  • 3115
  • 22

  • 04.06.2018
  • 819
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 04.12.2019 3945
  • DOCX 256.8 кбайт
  • 98 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каракулова Алия Каналевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 2 года и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 4137
  • Всего материалов: 2

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://meduniver.com/Medical/Biology/208.html

http://infourok.ru/pourochnoe-planirovanie-na-temu-anaerobnoe-i-aerobnoe-dihanie-rassmatrivat-processi-anaerobnogo-i-aerobnogo-dihaniya-s-ispolzova-3982952.html