Показательные и логарифмические уравнения, неравенства
Разделы: Математика
В данной статье я хочу привести методический материал, который использую при проведении обобщающего урока по теме «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств» с учениками 10 класса.
Цель урока: систематизировать знания о методах решений различных типов указанных уравнений и неравенств, закрепить навыки решения задач.
Ход урока
Показательные уравнения
Пример 1. 4·2 x — 2 x = 96 (линейное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 2 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Уравнение 2 x = 32 имеет корень x = 5.
Ответ: 5
Пример 2. 5 x + 2 / 5 x — 3 = 0 (квадратное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 5 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Уравнение 5 x = 1 имеет корень х = 0.
Уравнение 5 x = 2 имеет корень х = log52.
Ответ: 0; log52
Показательные неравенства
Пример 1. 5 x — 5 x+2 ≥ — 120 (линейное показательное неравенство).
— 24 · 5 x ≥ — 120 | : (-24),
Т.к. 5 > 1, то функция у = 5 x является возрастающей.
Таким образом, при х ≤ 1 неравенство является верным.
Ответ: (-∞; 1]
Пример 2. 5 x +2 · 5 -x – 3 ≤ 0 (квадратное показательное неравенство).
5 2x +2 – 3 · 5 x ≤ 0 .
Вводим новую переменную 5 x = у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное неравенство, получаем 1≤ y ≤ 2 .
Отсюда получим неравенство 1≤ 5 x ≤ 2.
Решая его, получаем 0 ≤ х ≤ log52
Ответ: [0; log52]
Логарифмические уравнения
Пример 1. log16x + log4x + log2x= 7 (переход к новому основанию логарифма).
Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем
Ответ: 16
Пример 2. lg 2 x– 3·lg x +2 = 0 (квадратное логарифмическое уравнение).
Вводим новую переменную lg x = у.
Получаем квадратное уравнение относительно новой переменной y 2 — 3y + 2 = 0 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Ответ: 10; 100
Пример 3. log2(x 2 — 3x) = log2 (х — 3) (потенцирование логарифмических уравнений).
Потенцируя уравнение, получаем x 2 — 3x = х — 3 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни х1 = 1, х2 = 3 .
При потенцировании логарифмического уравнение возможно появление посторонних корней, поэтому необходима проверка.
1) подставляя х = 1 в исходное уравнение, получаем log2(- 2).
Это выражение не имеет смысла, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента. Поэтому x1 не является корнем заданного уравнения.
2) подставляя х = 3 в исходное уравнение, получаем log2(0).
Это выражение также не имеет смысла, поэтому x2 не является корнем заданного уравнения.
Ответ: решений нет
Логарифмические неравенства
Пример 1. lg 2 x– lgx – 2 > 0 (квадратное логарифмическое неравенство).
ОДЗ: x > 0, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента.
Вводим новую переменную lg x = t .
Это квадратное неравенство выполняется при t 2 .
Множество всех решений исходного неравенства есть объединение множеств всех решений двух неравенств lgx 2 .
Т.к. логарифмическая функция с основанием 10 определена при х > 0 и возрастает,то первое неравенство имеет решение 0 100.
Ответ: (0; 0,1)U(100; +∞)
Пример 2. log5(3 — 4x) 0, откуда х 0,7.
С учётом области определения неравенства имеем 0,7 18.05.2014
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс Урок №44. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) показательные уравнения и неравенства;
2) логарифмические уравнения и неравенства;
3) системы уравнений.
Глоссарий по теме
Показательными называются уравнения и неравенства, у которых переменная содержится в показатели степени.
Логарифмические уравнения и неравенства — это уравнения и неравенства, в которых переменная величина находится под знаком логарифма.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже умеете решать все виды уравнений и неравенств. Наша задача обобщить изученное, привести знания в систему. Начнем с показательных уравнений.
a х =b. где a>0, a≠1
Если b>0, уравнение имеет один корень: x=loga b. График функции y=a x пересекает прямую y=b в одной точке.
Если b≤0 корней нет. График функции y=a x не пересекает прямую y=b.
При решении неравенств, обращаем внимание на основание. Если а>0, знак неравенства сохраняется. Если а 0, a≠1.
Логарифмическое уравнение logax=b имеет один положительный корень x=a b при любом значении b.
График функции пересекает прямую y=b в одной точке.
Уравнение имеет один положительный корень x=a b при любом b. График функции у= logax пересекает прямую y=b в одной точке.
При решении логарифмических неравенств обращаем внимание на область допустимых значений. Затем с учетом ОДЗ и значения решаем неравенство.
Теперь рассмотрим методы решения. Основных приема два: приведение к одинаковому знаменателю и замена переменной.
1 прием. Как в показательном, так и в логарифмическом уравняем основания. Затем сравним показатели или числа, стоящие под знаком логарифма.
2 прием. Замена переменных.
Находим корни и делаем обратную замену. При решении неравенств применяем те же самые приемы.
При решении логарифмических уравнений, возможно появление посторонних корней. Причина их появления — расширение области определения исходного уравнения. Поэтому проверка корней логарифмического уравнения осуществляется либо по области определения, либо непосредственной подстановкой найденных корней в исходное логарифмическое уравнение.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример 1. Решить уравнение:
При х= -2 выражение lg(x-1) не имеет смысла, т.е. х=-2 посторонний корень. Ответ: х=2.
Пример 2. Найти значение выражения (х+у). x
Найдем область определения: х>0, у>0.
- lg(xy)=lg100 ↔ xy=100 ↔ 2xy=200
- сложим два уравнения: х 2 +2ху+у 2 =425+200=625 ↔ (х+у) 2 =625
Урок на тему «Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока — урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_kl.docx | 128.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий в сочетании с их комплексным применением.
— создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств»;
— активизировать деятельность учащихся по применению комплекса знаний и умений на практике;
— подготовка к ЕГЭ.
— развивать способности применять теоретические знания на практике;
— развивать навыки работы с заданиями №7, 17 базового уровня ; №5, 13, 15 профильного уровня
— развивать навыки самоконтроля , логическое мышление, память, внимание.
— воспитывать ответственное отношение к изучению математики, трудолюбие, взаимопомощь, волю и настойчивость в достижении поставленной цели.
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, карточки с заданиями, диагностические карты.
- Организация начала урока (Учащимся сообщается тема урока и цели, подчеркивается актуальность повторения данной темы для подготовки к ЕГЭ).
Девиз сегодняшнего урока: “Нельзя изучать математику глядя на то, как это делает сосед”.
Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Перед нами стоит задача: повторить типы, методы и особенности решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств и применить их на практике.
Наши знания должны работать и дать положительный результат на экзамене. Сегодня каждый из вас проведет диагностику своих знаний по данной теме, для этого у каждого диагностические карты, в которых вы оцените свои знания и возможности по каждому из разделов. В соответствии с этой оценкой на индивидуальных консультациях мы постараемся устранить имеющиеся пробелы.
- Актуализация знаний учащихся
- Сообщения учащихся.
а) Показательные уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 1).
б) Логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 2)
- Комплексное применение знаний на практике.
1. Применение теоретического материала к решению задач.
Одновременно у доски работают четверо учащихся. Решают показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
а) 49 x -8∙7 x + 7 = 0
1. Самостоятельная работа
Оцените свои умения решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства. У каждого из вас есть индивидуальная карточка с заданиями. На выполнение работы отводим 15 минут. По окончании вы в соответствии оцениваете свою работу и выставляете соответствующую отметку в диагностическую карту.
Критерии оценивания: 4 заданий – «5»; 3 заданий – «4»; 2 заданий – «3» и менее 2 заданий –«2».
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4155/conspect/
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2017/05/03/urok-na-temu-metody-resheniya-pokazatelnyh-logarifmicheskih