Тема решение химических уравнений 8 класс

решение задач по химическим уравнениям
методическая разработка по химии (8 класс)

В данном пособии пошагово рассмотрен алгоритм решения расчетных задач в 8 класс: вычисление массы и объема вещества по химическому уравнению. Предложены варианты проверочной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
reshenie_zadach_po_himicheskim_uravneniyam.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Батырева Л.В. ( эл. почта lvbatyreva@mail.ru )

Тема урока: Решение задач по химическим уравнениям

Сегодня мы вспомним решение задач по уравнениям. Прочитайте методические указания и попробуйте решить один из предложенных вариантов

Методические указания для учащихся

Пример 1. Найдите массу и объем кислорода (н.у.), который необходим для полного сжигания 4г серы.

Записываем условие задачи:

Решение: Записываем уравнение горения серы

Записываем данные задачи в уравнении:

1 моль 1моль ( число молей равно коэффициенту перед формулой)

Находим количество известного вещества( в данном случае – серы):

Формула: n = m/M, где n- количество вещества, моль

m – масса вещества, г

М – молярная масса вещества, г/моль

М(S) = 32 г/моль (из таблицы)

n(S)= 4: 32 = 0,125 (моль)

Записываем в виде пропорции соотношение реагирующих веществ:

n(S) : n(O 2 ) = 1моль : 1моль

Находим количество искомого вещества –О 2 :

0,125 моль : х = 1моль : 1моль

Находим массу кислорода по формуле: m = n *M M (O 2 ) = 32г/моль

m(O 2 ) = 0,125 * 32 = 4(г)

Объем кислорода (V) найдем по формуле: V = nV m , где V m – молярный объем. Для любых газов( при н.у.) : V m =22,4 л/моль

V(O 2 ) = 0,125 * 22,4 = 2,8(л)

Ответ: V(O 2 ) = 2,8л m(O 2 ) = 4г

Практическая работа «Расчеты по химическим уравнениям»

  1. Найдите массу кислорода, который выделится при разложении 72 г воды. ( Ответ: 64г)
  2. Найдите объем водорода, который вступит в реакцию с 7 г азота N 2 , если в результате получается аммиак NH 3 . (Ответ:16,8 л)
  3. Сколько л аммиака получится в результате этой реакции? ( Данные возьмите из задачи №2)
  1. Найдите массу магния, который вступит в реакцию с 44, 8 л кислорода, измеренного при н.у.? (Ответ: 96г)
  2. Найдите объем водорода, который выделится при взаимодействии 13 г цинка с серной кислотой? (Ответ: 4, 48 л)
  3. Сколько граммов серной кислоты потребуется для растворения всего этого цинка?( см. задачу №2)
  1. Найдите массу водорода который вступит в реакцию с 16г серы, если получается сероводород H 2 S ? (Ответ: 1 г)
  2. Какой объем кислорода потребуется для сгорания 448л метана СН 4 , если образуются вода и углекислый газ? ( Ответ: 896л)
  3. Сколько литров СО 2 образуется в задаче №2?

Желающие могут прислать решение выбранного варианта на оценку на мою электронную почту

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Конспект урока по химии на тему «Решение задач на расчеты по химическим уравнениям» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развернутый план-конспект урока учителя химии и биологии Номановой Э.Р.

Класс: 8 Дата:____________

Тема урока №___: Решение задач на расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

m ( Fe 2 O 3 )=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

n ( H 2 O ) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

где х – объем водорода V ( H 2 ), y – количество вещества воды n ( H 2 O ).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

М r(Fe2O3) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm * n , запишем под формулой водорода найденное значение: V (3 H 2 ) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

160 кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V ( H 2 )

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n ( H 2 O ).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

6. Домашнее задание (1 – 4 мин.)

Задания в рабочих тетрадях.

Химия 8 класс. Самостоятельная работа:

Расчеты по химическим уравнениям.

1. По уравнению химической реакции Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 130 г цинка с избытком хлороводородной кислоты. Какое количество вещества соли при этом образуется.

2. Рассчитайте массу оксида железа(3), полученного при разложении гидроксида железа (3) количеством вещества 0,5 моль. Уравнение реакции: 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O.

1. По уравнению реакции 2 Mg + O 2 = 2 MgO рассчитайте массу оксида магния, который образуется при сгорании 48 граммов магния в избытке кислорода.

2. Рассчитайте массу оксида меди (2), полученного при разложении 0,8 моль гидроксида меди. Уравнение химической реакции: Cu ( OH ) 2 = CuO + H 2 O .

1. Рассчитайте массу и количество вещества соли, полученной при взаимодействии 58,8 граммов серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции: CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

2. Рассчитайте массу оксида железа(2), полученного при разложении гидроксида железа (2) количеством вещества 0,7 моль. Уравнение реакции: Fe ( OH ) 2 = FeO + H 2 O

1. По уравнению реакции Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2 рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 96 граммов магния с избытком соляной (хлороводородной) кислоты.

3. Рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 200 граммов 24,5% раствора серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

  1. Какая масса оксида железа (ІІІ) образуется при сжигании на воздухе 0,6 моль железа?
  2. Рассчитайте массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении с серой 5,4 г алюминиевой пудры. Сколько граммов сульфида железа (ІІ) образуется при сплавлении с серой 11,2 г порошка железа?
  3. Определите массу магния, необходимого для получения 19 г хлорида магния (например сжигая магний в хлоре).
  4. Сколько литров хлороводорода образуется при взаимодействии хлора с 5,5 л водорода?
  5. Какой объем водорода может вступить в реакцию со 150 л кислорода?
  6. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 8 л метана СН4?
  7. Какой объем углекислого газа образуется при сжигании 480 г угля?
  8. Какой объем кислорода выделится при разложении электрическим током 100г воды?
  9. Какой объем азота образуется при взрыве 1 г йодистого азота:
  1. Сколько граммов оксида серы (ІV) образуется при сжигании 12,8 серы?
  2. Какая масса оксида магния образовались при сжигании в кислороде 6 г магниевой стружки?
  3. Сколько граммов воды образуется при сжигании в кислороде 9 г водорода?
  1. Сколько граммов алюминия надо взять для получения 30,6 г оксида алюминия?
  1. Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития?
  2. Сколько граммов хлорида натрия образуется при сжигании в хлоре 11,5г натрия?
  1. Сколько молей железа необходимо взять для получения 32,5 г хлорида железа (ІІІ)?
  1. Сколько граммов алюминия необходимо взять для получения 80,1 г хлорида алюминия?
  1. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция?
  1. Сколько граммов хлорида алюминия образуется при сгорании в хлоре 10,8 г алюминиевой фольги?


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/599246

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-na-temu-reshenie-zadach-na-raschety-po-himicheskim-uravneniyam-8-klass-4967574.html