Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс
Разделы: Математика
Класс: 8
Цели урока:
- формирование понятия дробных рационального уравнения;
- рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
- рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
- обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
- проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков исследовательской работы.
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?
Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.
А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
- Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
- Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
- Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
- Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
- Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)
3. Объяснение нового материала.
Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).
х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6
х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8
Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.
Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).
Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.
Дробно – рациональные уравнения
план-конспект урока по математике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 407 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дробно – рациональные уравнения»
Цели: 1. Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению методов решения уравнений;
2. способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного; развивать творческие способности учащихся путём решения усложнённых уравнений;
3. побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: оценочные листы у учащихся, отпечатанные тесты, таблицы с уравнениями, таблица «Способы решений квадратных уравнений».
І.1). Сообщение темы занятия и целей.
2). Устные упражнения: а). Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это следует очень осмотрительно. Решая уравнения, ученик рассуждал так:
Конспект урока по теме «Дробно-рациональные уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
учителем математики и экономики Карпеевой О. В.
МБОУ «Средняя школа № 17»
г. Дзержинска Нижегородской области
Тема урока: Дробно-рациональные уравнения
Учебник: Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов и др., М., 2009.
Программа : Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы / Сост.
Бурмистрова Т. А. Издательство «Просвещение», М, 2009.
Тип урока: Урок изучения нового
Учебная задача: Сформулировать определение дробно-рационального уравнения, а также вывести основные алгоритмы решения дробно-рациональных уравнений
Тип урока: Проблемно-развивающий.
Тип обучения: Личностно-ориентированный.
— формировать понятия дробно-рациональных уравнений;
-рассмотреть различные способы решения дробно-рациональных уравнений;
— рассмотреть алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
— обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
— проверить уровень усвоения темы путем проведения тестовой работы.
— развить умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
— развить интеллектуальные умения и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение;
— развить инициативу, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
— развить навыки исследовательской работы.
— развить приёмы умственной деятельности, памяти, внимания
— воспитать познавательный интерес к предмету;
— воспитать самостоятельность при решении учебных задач;
— воспитать волю и упорство для достижения конечных результатов.
Дидактическая единица: определение, правило.
Познавательные средства: сравнение, аналогия, обобщение.
1. Индивидуальная (работа у доски);
2. Фронтальная (при повторении и закреплении);
3. Коллективная (при формулировании определения, алгоритмов решения).
1. По источнику получения знаний:
— Словесный (рассказ учителя);
— Наглядный (работа с презентацией);
— Практический (выполнение упражнений).
2. По характеру учебной деятельности:
— Частично-поисковый (определения и свойства выводятся под руководством учителя).
3. По дидактическим целям:
— Метод приобретения знаний.
4. По содержанию учебного материала:
— Метод первичного усвоения учебного материала.
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Активизация прежних знаний – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 15 мин.
4. Физминутка: 3 мин.
5. Закрепление – 18 мин.
6. Подведение итогов – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Необходимое техническое оборудование –
-таблица алгоритма решение дробных рациональных уравнений;
— сетевой (компьютерный) класс,
— подключение к Интернету.
1. Организационный момент
1.1. Вступительное слово учителя
Учитель : Здравствуйте, ребята! Эпиграф нашего урока:
Торопись ведь дни проходят, ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь. Помни – всё в твоих руках.
Учитель: Решить анаграммы: таимдкисрнн (дискриминант), ретокоз (отрезок), ниваренуе (уравнение), фэкоцинетиф (коэффициент), ерокнь (корень). Исключите лишнее слово. Какая тема объединяет остальные слова?
Ученик: Эти слова объединяют тему «Квадратные уравнения».
1.3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: На доске написаны уравнения, посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?
Ученик: Не все можем решить сможем только 1,3 уравнение решить, а остальные уравнения у нас вызывают затруднения.
1.4. Совместное формулирование темы и цели.
Учитель: Уравнения, в которых левая и правая часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Ученик: Дробные рациональные уравнения.
Решение дробных рациональных уравнений.
Учитель: Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний.
2.1. Фронтальный опрос, устная работа с классом.
Учитель: А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (вопросы на экране)
1. Что такое уравнение?
Ученик: 1. Равенство с переменной или переменными.
Учитель: 2. Как называется уравнение №1?
Способ решения линейных уравнений.
Ученик: 2 .Линейное.
Все с неизвестным перенести в левую часть, уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель .
Учитель: 3. Как называется уравнение №3?
Способы решения квадратных уравнений.
Ученик: 3. Квадратное.
Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .
Учитель: 4. Что такое пропорция?
Основное свойство пропорции.
Ученик: 4. Равенство двух отношений.
Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .
Учитель: 5. Какие свойства используются при решении уравнений?
Ученик: 5. 1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
Учитель: 6. Когда дробь равна нулю?
Ученик: 6. Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)
3. Объяснение нового материала
Учитель: Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.
Как можно решить данное уравнение?
Ученик: Это уравнение можно решить методом пропорции.
Ученик решает уравнение у доски.
Учитель: Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции?
Учитель: Правильно. Решаем самостоятельно с последующей проверкой на экране
х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6
х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8
Учитель : Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.Ваши предложения по решению этого уравнения.
Ученик: Домножить на 6
Учитель: Правильно, домножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель входящих в него дробей.
Учитель: Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель?
Учитель: Правильно №6.Решаем его в тетрадях а один на закрытой доске с последующей проверкой.
Учитель: Теперь попытайтесь решить уравнение №7, 1 группа — применяя основное свойство пропорции,
2группа – домножая обе части уравнения на общий знаменатель.
х=0 х-5=0 х 2 -3х-10=0
Учитель: Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?
- Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7?
- Что такое корень уравнения
- Как выяснить является ли число корнем уравнения?
Ученик: В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной .)
Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство . Сделать проверку .
Учитель: Давайте выполним проверку.
Ученик: При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения.
Учитель: Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку?
Ученик: Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.
Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.
Если х=-2, то х(х-5)≠0.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений путем приведение к общему знаменателю:
- Перенести все в левую часть.
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
- Записать ответ.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с помощью свойства пропорции:
4. Решить уравнение.
- Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
- Записать ответ.
Конкретизация и отработка материала
Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.
Дети сами формулируют алгоритм.
Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель.
Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель
Первичное осмысление нового материала.
Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев,2007: № 600(б,в,и); № 601(а,д,ж). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.
б) 2 – посторонний корень. Ответ:3.
в) 2 – посторонний корень. Ответ: 1,5.
Постановка домашнего задания
Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.
- Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
- Решить в тетрадях № 600(а,г,д)-1уровень; №601(г,з)-2уровень,№613-для всех.
Попробовать решить №606(а)(по желанию).
Выходной контроль
по изученной теме.
Работа выполняется на листочках.
А) Какие из уравнений являются дробными рациональными?
Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .
В) Является ли число -3 корнем уравнения №6?
Г) Решить уравнение №7.
Критерии оценивания задания:
- «5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания.
- «4» — 75%-89%
- «3» — 50%-74%
· «2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания.
Оценка 2 в журнал не ставится, 3 — по желанию.
На листочках с самостоятельной работой поставьте:
- 1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
- 2 – интересно, но не понятно;
- 3 – не интересно, но понятно;
- 4- не интересно, но понятно.
Подведение итогов урока
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.
Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
Всем спасибо, урок окончен.
Нельзя забывать делать проверку.
В посторонних корнях
I. Организационный момент.
Учитель : На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с некоторыми свойствами функции. Напомните, какие свойства функции вам знакомы?
Ученик : Область определения, множество значений.
Учитель : Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним свойством.
II . Актуализация прежних знаний .
Учитель : Прежде чем перейти непосредственно к монотонности функций вспомните какие типы функций вам знакомы?
Ученик : Линейные и квадратичные.
Учитель : Какие функции являются линейными, а какие квадратичными?
Ученики : Функции вида у = вх + к называются линейными, а функции вида у = ах 2 + вх + с, где
а 0 называются квадратичными.
Учитель : Среди предложенных формул выберите: а) линейные функции; б) квадратичные функции.
На доске заранее выписаны формулы:
1) у = 4х – 5 2) у = х 2 + 5х – 1 3) у = 4) у = 6
5) у = — 4х 2 +5х 3 – 6 6) у = -2х 7) у = -2х 2 + 4х – 1 8) у = х – 2
Ученики : Линейные функции – 1, 4, 6; квадратичные функции – 2, 7.
Учитель : Что является графиками линейных и квадратичных функций?
Учитель : Графиком линейной функции является прямая, а графиком квадратичной – парабола.
Учитель : Среди предложенных графиков выберите графики линейных и квадратичных функций.
На доске заранее представлены чертежи:
1) 2) 3) 4)
Ученик : линейная функция – 2, квадратичная функция – 1.
Учитель : Рассмотрим график некоторой функции и изучим особенности данного графика.
— 5 -3,5 — 3 — 2,5 0 1
Учитель : Попытайтесь воспроизвести график данной функции слева направо.
Ученик : Если вести карандаш по графику данной функции слева направо, то сначала рука идет вверх, потом вниз, а затем снова вверх.
Учитель : В этом случае говорят, что функция сначала возрастает, а затем убывает. Попытайтесь сформулировать определение возрастающей и убывающей функции.
Ученик : Функция называется возрастающей, если ее график слева направо направлен вверх. Функция называется убывающей, если ее график слева направо направлен вниз.
Учитель : Как вы думаете, почему мы рассматривали график слева направо, а не наоборот?
Ученик : Так как мы пишем слева направо, или чиловая ось направлена слева направо.
Учитель : Совершенно правильно. Таким образом, мы с вами сформулировали геометрическое определение возрастающей и убывающей функции. Но существует еще алгебраическое определение возрастающей и убывающей функции. Функция называется возрастающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Функция называется убывающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. А вместе возрастание и убывание функции называется ее монотонностью.
Учитель : В данном определении есть слова на некотором промежутке. Как вы думаете почему?
Ученик: Так как одна и та же функция может на некотором промежутке возрастать, а на другом убывать.
Учитель: Используя заданную функцию, определите ее промежутки возрастания и убывания.
Ученик: Функция возрастает от , убывает .
Учитель: Используя заданные чертежи графиков функций, определите промежутки монотонности.
На доске заранее подготовлены чертежи:
1) 2) 3) 4)
Ученик : Для 1 функции: ;
для 2 функции: ;
для 3 функции: ;
для 4 функции: .
Учитель : Данные функции были заданы своими графиками, а как выяснить монотонность, если функции заданы формулами?
Ученик : Можно попытаться построить графики этих функций.
Учитель : Напомните основные этапы построения графиков линейных и квадратичных функций.
Ученик : Чтобы построить график линейной функции необходимо вычислить значения в двух произвольных точках. Чтобы построить график квадратичной функции необходимо вычислить координаты вершины параболы, определить направление ее ветвей и пересечение с осями координат.
Учитель : Используя правило построения графиков линейных функций выяснить промежутки монотонности следующих функций:
1) у = 2х +1 2) у = — 2х +1
Ученики : (два ученика выполняют задание у доски)
http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2018/05/31/drobno-ratsionalnye-uravneniya
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-drobno-racionalnye-uravneniya-5352747.html