Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе: «Решение задач с помощью уравнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.docx | 79.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
г.о.Октябрьск Самарской области
Урок математики в 5 классе по теме
«Решение задач с помощью уравнений»
Шангина Ирина Евгеньевна
Цель урока : создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Образовательные задачи урока :
- учить составлять уравнения к текстовым задачам;
- учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;
- учить составлять собственные задачи по заданным условиям.
Развивающие задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, групповая.
Актуальность поставленной цели
При решении задач с помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение. О составлении уравнений несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.
Место урока в тематическом планировании
В учебнике Н. Я. Виленкина тема «Решение задач с помощью уравнений» отдельно не рассматривается, тем не менее, уже в главе I «Натуральные числа» предлагаются задачи, которые нужно решить с помощью уравнения. Далее такие задачи по мере нарастания трудности встречаются в отдельных пунктах учебника.
Проведение блока уроков «Решение задач с помощью уравнений» (в тематическом планировании можно выделить 3-4 часа за счёт резервного времени) наиболее целесообразно после изучения темы «Упрощение выражений». К проведению данного урока учащиеся уже умеют упрощать буквенные выражения, решать уравнения. В связи с этим на уроке перечисленным навыкам особого внимания не уделяется.
Организация учебной деятельности с учётом личностно — ориентированной технологии обучения
На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно-ориентированного обучения. Это выражено в следующем:
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание ситуации выбора и успеха;
- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей , а именно :
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся к составлению различных по содержанию задач, а также к использованию различных способов составления уравнений к одной задаче, без боязни ошибиться;
- смена видов деятельности учащихся.
Результат деятельности учащихся
Результатом деятельности учащихся на уроке является полное понимание сути решения задач с помощью уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения. Своеобразным «продуктом» деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
1. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2. Мотивация урока.
Цель: формирование и повышение учебной мотивации.
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал — Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
3. Постановка целей урока.
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.
Ребята. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас, мы решали задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, на нахождение части от числа и числа по его части, на движение и многие другие. А вот каким способом решения мы займемся сегодня – нам поможет узнать следующее задание.
Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям».
Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.
Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.
С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.
- Учиться составлять уравнения к задачам.
- Учиться составлять задачи.
- Учиться определять тип задач.
Запишите в тетради тему урока: «Решение задач с помощью уравнений».
4. Устная работа.
- подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока;
- развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения.
Задание 1. Какое слово лишнее?
А) Километр, метр, сантиметр, длина, миллиметр, дециметр.
Б) Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.
В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков?
Задание 2. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.
а) х + 15=40; в) 8 – х = 2; д) х : 20 = 3;
б) у – 10 = 32; г) 70 : у =7; е) 25х = 100.
5. Изучение нового материала.
- вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;
- развивать творческие способности школьников.
В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.
1. Расшифруйте выражения:
2. Расшифруйте равенства:
Задание 2. Решите задачу.
Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 8 га больше другого.
О чем говориться в задаче? ( Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле )
На какие части можно условно разделить поле в задаче? ( I участок, II участок )
Какая величина характеризует поле? ( Площадь поля )
В чем она измеряется? ( Гектарах )
Какова площадь поля? ( 24 га )
Какова площадь первого участка? ( Неизвестна )
Какова площадь второго участка? ( Неизвестна )
Какова зависимость между неизвестными величинами? ( Площадь первого поля на 8 га больше площади второго участка )
Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.
Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 8 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.
Значит 8 га площадь второго участка.
8 + 8 = 16 (га) площадь первого участка.
Ответ. 8 га и 16 га.
Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?
- Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.
- Решают уравнение.
- Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.
Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.
Быстро встали, улыбнулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
7. Закрепление изученного материала.
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- воспитывать культуру коллективной работы.
Задание 1. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.
Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.
Проверим решение задачи.
Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.
Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).
Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).
По условию задачи весь путь равен 90 км.
Какое из уравнений является самым простым для решения?
Решить № 577, 580
Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Я сначала испугался, а потом…
Я сейчас слушаю и думаю…
Мне интересно следить за…
9. Домашнее задание.
Цель: продлить творческий «порыв» учащихся.
1) Для обязательного выполнения № 614, 618
2) Для выполнения по желанию учащихся (на карточке).
По тропинке вдоль кустов
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, вам привет.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.
Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений». Тема сообщалась через создание проблемной ситуации.
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Образовательные задачи урока:
- учить составлять уравнения к текстовым задачам;
- учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;
- учить составлять собственные задачи по заданным условиям.
Развивающие задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать упорство в достижении цели.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, оценку и самооценку выполненной работы.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
- словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
- письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
- методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.
Целеполагание было определено учащимися в результате диалога с классом.
Последующая деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная.
Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют анализировать задачи, научились составлять уравнения по условию задачи и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6 классе «Решение задач с помощью уравнений»
Урок проводится в 6 классе при изучении темы «Решение задач с помощью уравнений» по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку.
Урок алгебры 7 класс. Решение задач с помощью уравнений
урока математики на тему «Решение задач с помощью уравнений»
урок математики на тему.
урок математики 6 класс «Решение задач с помощью пропорций» конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм.
Урок математики 6 класс «Решение задач с помощью пропорций» УМК Мордкович А.Г.
Урок освоения и систематизации полученных знаний.
Математика, 5 класс «Решение задач с помощью уравнения»
Технологогическая карта урока математики в классе «Решение задач с помощью уравнений». В помощь учителю.
Урок по теме «Решение задач с помощью уравнений». 5-й класс
Разделы: Математика
Класс: 5
Цели:
- Учебная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения: анализировать, оценивать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в парах.
Оборудование и наглядность: Компьютер, проектор, экран. Презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу. Приветствие учителя. (слайд 1. См. Приложение 1)
II. Начало урока
Сообщение темы, постановка целей и задач на уроке .(слайд 2)
III. Устная работа
1) Устный счёт: математическая цепочка.
Учащимся демонстрируется слайд 3, на котором представлены математические цепочки. Учитель фронтально работает с классом.
2) Блиц-турнир.
Учащимся демонстрируются слайды 4–7, на которых представлены задачи на составление буквенных выражений.
Задачи блиц-турнира.
- Утром Маша сделала х бумажных журавликов, что в 2 раза меньше, чем вечером. Сколько бумажных журавликов всего сделала Маша?
- В саду у кустов чёрной смородины, а красной в 2 раза меньше. Во сколько раз больше кустов чёрной смородины, чем красной?
- Купили а коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
- х кг яблок разложили в 5 ящиков . Сколько кг яблок положили в 13 таких ящиков ?
IV. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Учащиеся получают бланк с заданием.
1-й вариант | 2-й вариант |
1)3х больше, чем х на 48, | 1) 27х на 12 меньше, чем 201; |
2) 8х вдвое меньше, чем 208; | 2) 380х в 19 раз больше, чем 101; |
Составьте краткую запись и запишите в виде равенства: | |
3) У Вани было х яблок, у Пети на 8 яблок больше, а у Нины на 3 яблока меньше, чем у Вани. Вместе у них было 41 яблоко. | 3) В первый сосуд налили х л жидкости, во второй – на 7 л меньше, чем в первый, а в третий на 10 л больше, чем во второй. В третьем сосуде оказалось столько жидкости, сколько в первом и во втором вместе. |
Ученики самостоятельно работают 7–10 минут, а в это время 2 ученика (один из 1 варианта, другой из 2 варианта) выполняют это же задание на задней части доски. (на экране слайд 8). Проверка выполнения самостоятельной работы осуществляется с использованием слайда 9.
V. Физкультминутка
VI. Объяснение нового типа задач
1) Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на части. Разбор задачи № 583, используя объяснительный текст учебника.
– Это задача на части.
– Прочитайте её решение. Обратите внимание на то, что надо обозначить за х
– Итак, х – это масса одной части.
– Какие компоненты надо взять, чтобы приготовить вишнёвый сироп?
– Сколько частей каждого компонента надо взять?
– Обратите внимание на схему в учебнике.
2) А сейчас мы с Вами по такому образцу составим схему и решим задачу на части. Посмотрите на экран. На экране появляется текст задачи № 622.
( Разбор задачи № 622, текст которой у детей на бланке к уроку и на слайде 11.)
Идёт фронтальная работа с классом.
– Что следует обозначить за х?
– Какие компоненты берут для приготовления вишнёвого варенья ?
– Как составить схему к задаче?
(Учащиеся объясняют ,и постепенно всё решение появляется на слайде 12.)
– Объясните, как составить уравнение?
Учащиеся записывают решение задачи в тетради.
3) Самостоятельное решение задачи на части (слайд 13) с последующей самопроверкой.(слайд 14)
Условие задачи: В смеси цукатов содержится 3 части авокадо, 4 части киви и 2 части ананасов, 7 частей бананов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви на 177 г?
VII. Повторение
1) Разбор нестандартной задачи на составление уравнения (слайды 16,17,18,19), похожая задача рассматривалась на предыдущем уроке.
Текст задачи: В первом бидоне было в 3 раза больше подсолнечного масла, чем во втором. Когда из первого бидона перелили во второй 10 л, то во втором бидоне стало масла в 2 раза больше, чем в первом бидоне. Сколько литров масла стало в каждом бидоне?
Идёт фронтальная работа учителя с классом.
— Что примем за х? Почему?
(За х лучше принимать количество литров масла во втором бидоне, то есть – меньшую величину.)
– Тогда, что можно сказать о первом бидоне?
(3х л – в первом бидоне)
– Когда из первого бидона перелили во второй, то сколько стало литров масла в первом бидоне? Сколько – во втором?
– Теперь составим и заполним таблицу.
– На основании какого утверждения можно составить уравнение?
Составленное уравнение учащиеся решают самостоятельно, один ученик на задней части доски, с последующей проверкой в классе.
2) Далее учащиеся самостоятельно решают уравнения из бланка по вариантам. Первые двое учеников, правильно решивших уравнение ( по одному от каждого варианта ) демонстрируют своё решение классу. Дети меняются тетрадями и друг у друга проверяют решение уравнения.
1-й вариант | 2-й вариант |
х : 16 = 324 + 284 | 1344 : у = 543 – 487 |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– С какими задачами мы сегодня познакомились на уроке?
– Каков план решения задач на части?
– Что вам понравилось на уроке?
– Какие были затруднения?
Далее учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока:
- ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.
- формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»»
Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»
ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.
формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Обучающие:
•формирование представлений о решении задач с помощью уравнений;
•приобретение опыта применения уравнения для решения текстовых задач.
Развивающие:
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы для самостоятельной работы.
I. Проверка д/з (крылья доски)
http://urok.1sept.ru/articles/561539
http://multiurok.ru/index.php/files/urok-matiematiki-v-5-klassie-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii.html