Типы химических реакций 8 класс уравнения

Презентация по химии «Химические уравнения.Типы химических реакций» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Химические уравнения — Это условная запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков

2 H2 + O2 = 2 H2O

Химическая реакция происходит согласно ЗАКОНУ СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВА

Закон сохранения массы вещества ( М.В. Ломоносов – 1756 г.) Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в ее результате.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

По уравнению можно определить тип химической реакции

Основные типы химических реакций

Реакции соединения Несколько простых или сложных веществ соединяются в одно, более сложное Zn + S = ZnS CaO + CO2 = CaCO3 Na2O + H2O = 2 NaOH 4Al + 3O2 = 2 Al2O3 Левая часть уравнения – несколько веществ, правая часть – только одно сложное!

Реакции разложения Являются обратными реакциям соединения Из одного сложного вещества получаются несколько других веществ CaCO3 = CaO + CO2 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O В левой части уравнения – одно сложное вещество, в правой – несколько различных.

Реакции замещения Это реакции между простым и сложным веществами, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2 3 CuSO4 + 2 Al = Al2(SO4)3 +3 Cu Левая часть уравнения – простое и сложное вещества, правая – новое простое и новое сложное

Реакции обмена Это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl

Составьте уравнения химических реакций: Горение угля Взаимодействие цинка с соляной кислотой Разложение воды электрическим током Прокаливание карбоната кальция Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой

Составьте уравнения химических реакций по схемам, определите тип реакций: Cu(OH)2 Na2O + H2O Zn + S P + O2 P2O5 + H2O

Расставьте коэффициенты в предложенных схемах уравнений, определите тип реакций: Al + O2 Al2O3 Fe2O3 +H2O Fe(OH)3 K + H3PO4 K3PO4 + H2 NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2

Краткое описание документа:

Презентация поможет изучить тему «Химические уравнения», основные её аспекты — расстановку коэффициентов согласно закону сохранения массы веществ и определение типа (соединения, разложения, замещения, обмена), используя количество и качественный состав исходных веществ и продуктов реакции.

Во второй части презентации представлен ряд упражнений для повторения и закрепления изученного на уроке:

-составьте уравнения химических реакций по предложенным схемам; -расставьте коэффициенты; -определите тип реакций.

Также данная презентация может быть использована при повторении данной темы в 9 и 11 классах.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 929 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 587 361 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 28.05.2015
  • 1505
  • 0
  • 28.05.2015
  • 5332
  • 102
  • 28.05.2015
  • 1142
  • 0
  • 28.05.2015
  • 792
  • 0
  • 28.05.2015
  • 1273
  • 0
  • 28.05.2015
  • 779
  • 2
  • 28.05.2015
  • 607
  • 0

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 28.05.2015 2946
  • PPTX 220.5 кбайт
  • 85 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кожевникова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 26180
  • Всего материалов: 10

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только на 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Разработка уроков химии в 8-м классе по теме «Уравнения химических реакций. Типы химических реакций»

Разделы: Химия

Урок № 1.Уравнения химических реакций. Реакции соединения

Цели

  • Образовательные: рассмотреть сущность реакций соединения. Научить учащихся составлять уравнения реакций соединения.
  • Развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «учитель-ученик»; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: Мультимедийная установка, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, сера, уголек, стакан с водой, индикатор лакмус, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000).

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений навыков.

2. Актуализация знаний.

Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими.

  • В чем отличие химического явления от физического?
  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
  • Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?
  • Дайте формулировку этого закона.

Вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. Химические явления, или химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.

Сегодня перед нами стоит задача — изучить один из типов химических реакций, научиться данные реакции распознавать среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.

3. Изучение нового материала.

Для того, чтобы познакомить вас с реакциями, я проведу ряд опытов (СЛАЙД 2).

Демонстрационный опыт 1. Горение красного фосфора в кислороде.

По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?

Подставьте в схему проведенной реакции

Фосфор + кислород ->оксид фосфора (V)

Вместо названий веществ их химические формулы P + O2 -> P2O5

Посмотрите на схему реакции. Не нарушает ли она закон сохранения массы веществ? Число атомов элементов до и после реакции неодинаково.

Чтобы этот закон соблюдался, необходимо составить уравнение химической реакции, расставив коэффициенты 4P + 5O2 -> 2P2O5

Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

В колбу с оксидом фосфора (V) наливаю воду. Что вы наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция? (Раствор окрасился в красный цвет).

Схема реакции: Оксид фосфора (V) + вода -> фосфорная кислота

Демонстрационный опыт 3. Горение серы в кислороде.

Схема реакции: Сера + кислород -> оксид серы (IV)

Подставьте в эту схему формулы веществ: S + O2 = SO2

Необходимы здесь коэффициенты?

Демонстрационный опыт 4. Взаимодействие оксида серы (IV) с водой.

В колбу с оксидом серы (IV) наливаю воду. Что наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По окраске лакмуса определите среду раствора.

Схема этой реакции: Оксид серы(IV) + вода -> сернистая кислота

Подставьте в схему формулы веществ: SO2 + H2O = H2SO3

Необходимы здесь коэффициенты?

Видеокассета Демонстрация взаимодействия брома и алюминия.

Схема этой реакции: Алюминий + бром ->бромид алюминия

Подставьте в схему формулы веществ: Al + Br2 -> AlBr3

Расставьте коэффициенты: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3

Обратите внимание, сколько веществ вступило в этих реакциях и сколько веществ образовалось?

СЛАЙД 4. Такой тип реакций относится к реакциям соединения.

Запись определения в тетрадь: Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Соединение простых веществ в одно сложное вещество: А + В = АВ

Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество: АВ + СВ = АСВ2

4. Закрепление материала.

СЛАЙД 5. На экране написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения, запишите их схемы в тетрадь и расставьте коэффициенты.

Класс работает самостоятельно, затем ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.

5. Заключительная часть.

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. (Приложение 1)

Урок № 2. Реакции разложения

Цели

    Обучающие: рассмотреть сущность реакций разложения, научить учащихся писать уравнения реакций разложения.
  • Развивающие: развивать умения формулировать несложные проблемы, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, лабораторный штатив с пробирками, свежеприготовленный гидроксид меди (II), спиртовка, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000)

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков

2 Актуализация знаний.

СЛАЙД 6. Проверка домашнего задания.

СЛАЙД 7. Самостоятельная работа в парах.

Проверка на экране.

3. Изучение нового материала.

С каким типом реакций мы познакомились на прошлом уроке? Отличаются ли реакции, с которыми вы сейчас работали, от реакций соединения? Сколько веществ было до реакции и сколько образовалось в результате этих реакций? Как вы думаете, как могут называться данные реакции? Тема урока сегодня — реакции разложения.

СЛАЙД 8. Демонстрационный опыт Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.

В пробирке свежеприготовленный гидроксид меди(II). Нагреваю пробирку, что вы можете сказать о признаках химической реакции? Вещество черного цвета — оксид меди (II). Вторым продуктом реакции является вода. Мы видим, что в реакцию вступило одно соединение, а в результате реакции получилось два.

Схема этой реакции: гидроксид меди (II) -> оксид меди(II) + вода

Подставьте в эту схему формулы веществ: Cu(OH)2 -> CuO + H2O

Видеокассета Разложение воды под действием электрического тока.

Схема этой реакции: Вода -> водород + кислород

Подставьте в эту схему формулы веществ: H2O -> H2 + O2

Видеокассета Разложение карбоната кальция при нагревании

Схема этой реакции: карбонат кальция a оксид кальция + оксид углерода (IV)

Подставьте в схему формулы веществ: CaCO3 -> CaO + CO2

СЛАЙД 9. Попробуйте дать определение реакциям разложения.

Реакцией разложения называется такая реакция, в результате которой из одного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Разложение сложного вещества на два (несколько) простых веществ: АВ = А + В

Разложение трехэлементного сложного вещества на два бинарных вещества: АСВ2 = АВ + ВС

4. Закрепление материала.

Вы изучили два типа химических реакций — реакции разложения и соединения. Продолжаем работать парами. СЛАЙД 10.

5. Заключительная часть. Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 2).

Урок № 3. Реакции замещения

Цели

  • Обучающая: рассмотреть новый тип реакций — реакции замещения; научить учащихся писать реакции замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения.
  • Развивающая: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.
  • Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы «Реакции разложения, соединения», лабораторный штатив с пробирками, гранулы цинка, железный гвоздик, растворы соляной кислоты и сульфата меди(II).

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос (во время которого один ученик на доске выписывает уравнения реакций соединения, другой — уравнения реакций разложения из домашнего задания)

С реакциями каких типов вы познакомились на прошлых уроках? Дайте определение реакции соединения. Какая реакция называется реакцией разложения. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?

СЛАЙД 11. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа (СЛАЙД 12).

3. Изучение нового материала.

Лабораторная работа (Приложение 3). Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.

Схема данной реакции: цинк + соляная кислота -> хлорид цинка + водород

Подставьте в эту схему формулы веществ : Zn + HCl -> ZnCl2 + H2

Расставьте коэффициенты. Zn + 2HCl ->ZnCl2 + H2

Из уравнения реакции видно, какой газ выделился, запишите вывод.

Давайте проанализируем, что же произошло в результате реакции: взаимодействуют простое вещество цинк и сложное вещество — соляная кислота.

Атомы простого вещества заместили атомы элемента, стоящего в сложном на первом месте.

Схема данной реакции: железо + сульфат меди (II) -> сульфат железа (II) + медь

Подставьте в эту схему формулы веществ: Fe + CuSO4 ->FeSO4 + Cu

Снова взаимодействуют простое и сложное вещества. Запишите вывод.

Демонстрационный опыт Взаимодействие натрия с водой.

Схема данной реакции: Na + HOH ->

Попробуйте самостоятельно записать продукты реакции: Na + HOH -> NaOH + H2

Расставьте коэффициенты: 2Na + 2H2O -> 2NaOH + H2

Какие вещества и как взаимодействуют на этот раз?

СЛАЙД 14. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.

Простое вещество взаимодействует со сложным, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества — простое и сложное.

Как могут называться такие реакции?

Запись определения реакций замещения в тетрадь. А + ВС =АС + В

4. Закрепление материала.

Сегодня вы познакомились еще с одним типом реакций — реакциями замещения. Теперь для закрепления полученных знаний, выполните упражнения. СЛАЙД 15, СЛАЙД 16.

5. Заключительная часть

Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 4).

Урок № 4. Реакции обмена

Цели

  • Обучающие: объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
  • Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «Ученик — ученик», «учитель — ученик», воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки со схемами реакций обмена, растворы хлорида бария, сульфата магния, сульфата железа (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, фенолфталеина, лабораторный штатив с пробирками.

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

2. Актуализация знаний

СЛАЙД 17, 18. Проверка домашнего задания: два ученика пишут на доске, затем с помощью экрана проверяем, в это время беседа со всем классом.

Фронтальная беседа

  • Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами». Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
  • Что называется химическим уравнением?
  • Какие типы реакций вы знаете?
  • Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой реакции.
  • Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.
  • Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.
  • Самостоятельная работа. СЛАЙД 19.

    Проверка самостоятельной работы: СЛАЙД 20 (1 вариант), СЛАЙД 21 (2 вариант)

    Подводя итог самостоятельной работы, можно сказать, вам известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций.

    3. Изучение нового материала.

    Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.

    Лабораторная работа (инструкция по проведению работы на столах, повторение правил ТБ).

    Результаты работы записываются в таблицу. (Приложение 5)

    Схема реакции: Хлорид бария + сульфат магния -> хлорид магния + сульфат бария

    Подставьте в эту схему формулы веществ: BaCl2 + MgSO4 -> MgCl2 + BaSO4

    Как определить, какой из продуктов реакции выпал в осадок? Определите с помощью таблицы растворимости, что является в данной реакции осадком. Запишите вывод.

    Проанализируем, что произошло в данной реакции. Какие вещества вступили в реакцию, что произошло? Взаимодействуют два сложных вещества, при этом они обмениваются своими составными частями.

    Схема данной реакции: Сульфат железа (II) + гидроксид натрия ->

    Подставьте в схему формулы: FeSO4 + NaOH ->

    И попробуйте самостоятельно, глядя на предыдущее уравнение, записать продукты этой реакции. Снова взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями

    Расставьте коэффициенты: FeSO4 + 2NaOH -> Fe(OH)2 + Na2SO4

    Какое вещество выпало в осадок? Запишите вывод.

    Запишем схему реакции: NaOH + HCl ->

    Попробуйте самостоятельно записать уравнение реакции. Взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями.

    NaOH + HCl -> NaCl + HOH

    Зачем при проведении этого опыта мы использовали фенолфталеин? В результате реакции произошло изменение щелочной среды раствора на нейтральную. Увидеть это нам помог индикатор фенолфталеин.

    СЛАЙД 23. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.

    Взаимодействуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями.

    Нетрудно догадаться, как называется данный тип реакций.

    Запись определения реакций обмена в тетрадь.

    В опыте № 3 мы рассмотрели реакцию обмена между кислотой и щелочью. Эту реакцию называют реакцией нейтрализации. Мы в дальнейшем познакомимся с ними поближе.

    4. Закрепление материала.

    Составление уравнений реакций обмена требует знание формул веществ, умение составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты.

    На карточках вам предложены схемы реакций обмена. Попробуйте написать уравнения реакций. Есть ли среди этих реакций реакции нейтрализации?

    (Работа в парах, с последующей проверкой на экране.) СЛАЙД 24, 25

    5. Заключительная часть

    Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (Приложение 6)

    Урок № 5. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

    Цели

    • Обучающая: обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций. Закрепление умений составлять уравнения химических реакций.
    • Развивающая: формирование комплекса общеучебных познавательных умений — логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
    • Воспитывающая: формирование коммуникативных и организационных умений.

    Оборудование и реактивы: Карточки с заданиями, листы с таблицей для выполнения заданий, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, медные стружки, гранулы цинка, стружки магния, железный гвоздик, нитрат серебра, хлорид бария, серная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, нитрат свинца (II), иодид калия, сульфат натрия, сульфат железа (II), гидроксид калия, лабораторный штатив с пробирками.

    1. Организационный момент. Класс делится на 5 групп по 5 человек. В группе должны быть как сильные, так и слабые ученики. Инструктаж по выполнению работы. Инструктаж по ТБ.

    2. Групповая самостоятельная работа. (Приложение 7)

    Выполнение и проверка каждого задания строго регламентированы временными рамками, за соблюдением которых следит учитель. Учащиеся выполняют задания в таблице на отдельных листах.

    Действуя по заданной схеме, каждый ученик выполняет пять заданий и осуществляет проверка пяти аналогичных заданий.

    На выполнение и проверку заданий отводится в общем 30 минут. По истечении этого времени учитель собирает таблицы с выполненными заданиями. На оставшиеся 10 минут выдает каждому учащемуся карточку с индивидуальным заданием.

    3. Индивидуальная лабораторная работа. (Приложение 8)

    Провести взаимодействия между выданными веществами, указать признаки реакций, определить их тип, назвать полученные вещества. Полученные результаты занести в таблицу.

    4. Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок за работу на уроке наиболее активным учащимся.

    Уравнения химических реакций

    Средняя оценка: 4.3

    Всего получено оценок: 979.

    Средняя оценка: 4.3

    Всего получено оценок: 979.

    Запись химического взаимодействия, отражающая количественную и качественную информацию о реакции, называют уравнением химических реакций. Записывается реакция химическими и математическими символами.

    Основные правила

    Химические реакции предполагают превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции). Это происходит благодаря взаимодействию внешних электронных оболочек веществ. В результате из начальных соединений образуются новые.

    Чтобы выразить ход химической реакции графически, используются определённые правила составления и написания химических уравнений.

    В левой части пишутся изначальные вещества, которые взаимодействуют между собой, т.е. суммируются. При разложении одного вещества записывается его формула. В правой части записываются полученные в ходе химической реакции вещества. Примеры записанных уравнений с условными обозначениями:

    • CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓+ Na2SO4;
    • CaCO3 = CaO + CO2↑;
    • 2Na2O2 + 2CO2 → 2Na2CO3 + O2↑;
    • CH3COONa + H2SO4(конц.) → CH3COOH + NaHSO4;
    • 2NaOH + Si + H2O → Na2SiO3 + H2↑.

    Коэффициенты перед химическими формулами показывают количество молекул вещества. Единица не ставится, но подразумевается. Например, уравнение Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2 показывает, что из одной молекулы бария и двух молекул воды получается по одной молекуле гидроксида бария и водорода. Если пересчитать количество водорода, то и справа, и слева получится четыре атома.

    Обозначения

    Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

    • → – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);
    • ⇄ или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);
    • ↑ – выделяется газ;
    • ↓ – выпадает осадок;
    • hν – освещение;
    • t° – температура (может указываться количество градусов);
    • Q – тепло;
    • Е(тв.) – твёрдое вещество;
    • Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;
    • Е(конц.) – концентрированное вещество;
    • Е(водн.) – водный раствор вещества.

    Вместо стрелки (→) может ставиться знак равенства (=), показывающий соблюдение закона сохранения вещества: и слева, и справа количество атомов веществ одинаково. При решении уравнений сначала ставится стрелка. После расчёта коэффициентов и уравнения правой и левой части под стрелкой подводят черту.

    Условия реакции (температура, освещение) указываются сверху знака протекания реакции (→,⇄). Также сверху подписываются формулы катализаторов.

    Какие бывают уравнения

    Химические уравнения классифицируются по разным признакам. Основные способы классификации представлены в таблице.

    Признак

    Реакции

    Описание

    Пример

    По изменению количества реагентов и конечных веществ

    Из простого и сложного вещества образуются новые простые и сложные вещества

    Несколько веществ образуют новое вещество

    Из одного вещества образуется несколько веществ

    Обмен составными частями (ионами)

    По выделению тепла

    По типу энергетического воздействия

    Действие электрического тока

    Действие высокой температуры

    По агрегатному состоянию

    Существует понятие химического равновесия, присущее только обратимым реакциям. Это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции, а также концентрации веществ равны. Такое состояние характеризуется константой химического равновесия.

    При внешнем воздействии температуры, давления, света реакция может смещаться в сторону уменьшения или увеличения концентрации определённого вещества. Зависимость константы равновесия от температуры выражается с помощью уравнений изобары и изохоры. Уравнение изотермы отражает зависимость энергии и константы равновесия. Эти уравнения показывают направление протекания реакции.

    Рис. 3. Уравнения изобары, изохоры и изотермы.

    Что мы узнали?

    В уроке химии 8 класса была рассмотрена тема уравнений химических реакций. Составление и написание уравнений отражает ход химической реакции. Существуют определённые обозначения, показывающие состояние веществ и условия протекания реакции. Выделяют несколько видов химических реакций по разным признакам: по количеству вещества, агрегатному состоянию, поглощению энергии, энергетическому воздействию.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/623645

    http://obrazovaka.ru/himiya/uravneniya-himicheskih-reakciy-8-klass.html