Химические уравнения.
Химическое уравнение – это условное изображение химической реакции с помощью химических формул веществ, числовых коэффициентов и математических символов.
При записи химических уравнений должен строго соблюдаться закон сохранения массы: массы вступивших в реакцию веществ, равны массе продуктов реакции.
Химическая реакция – процесс, при котором вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества – с другим составом и свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит.
Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами – поглощением или выделением теплоты, изменениями агрегатного состояния и окраски веществ.
Пример составления химического уравнения:
слева 2 атома Fe – справа 1 атом Fe (множитель 2)
слева 3 атома O – справа 1 атом O (множитель 3)
Затем подбирается коэффициент для H2O:
слева 2 атома H – справа 2 атома H (множитель 1), но т.к. справа 3 атома O, то множитель для H2O получаем 3. Н в правой части уравнения имеет множитель 6, для равновесия Н, в левой части используем множитель 3.
Итоговое химическое уравнение:
Выпадение осадка в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вниз ↓. Это означает, что соединение нерастворимо:
Выделение газа в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вверх ↑.
Виды химических реакций.
Реакции соединения: хотя бы два элемента образуют один продукт:
Реакции разложения: вещество распадается на два или более простых элемента (соединения):
Реакция замещения: обязательно участвуют атомы какого-нибудь простого вещества, которые замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:
Цинк заместил водород в его соединении с хлором (HCl). Водород при этом выделяется в виде газа.
Реакция обмена: реагенты и продукты реакции являются сложными веществами:
Конспект урока по теме Типы химических реакций, 11 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МБОУ Алтайская СОШ №1
им. П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края.
«Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии»
(В рамках подготовки учащихся к ЕГЭ)
Горожанина Лидия Михайловна
Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии
Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях и способах управления ими;
рассмотреть классификацию химических реакций по разным признакам и научить обучающихся применять ее при характеристике химических реакций в неорганической и органической химии;
выявить единство и взаимосвязь химических превращений между неорганическими и органическими веществами. Формировать умения логически мыслить, составлять схемы, делать выводы.
Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», ПК с медиапроектором;
лабораторное оборудование – пробирки;
химические вещества: оксид кальция ( II ), цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, серная кислота, хлорид бария, железо, сульфат меди( II ).
Актуализация знаний учащихся.
а) Задание. Прослушав загадки, написать уравнения реакций:
1. Сера, сера, сера — «эс»
32 — атомный вес,
Сера в воздухе горит,
А оксид плюс вода —
2. Эта красавица всем вам знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома
Бесцветна, чиста почти, но ток электрический включи
И разлагается она на два известных вещества.
3. Я известна с давних пор
Опусти меня в раствор (в медный купорос).
Изменить хочу я соль:
Ну- ка, выйди соизволь,
Стал другим раствор,
Вытесняю элемент, не вступая в спор
На меня, взглянув, ответь:
«Начинаю я ржаветь?»
К какому типу относятся эти реакции? Почему? По каким признакам вы это определили?
Изучение основного содержания.
Беседа по вопросам повторения с изучением некоторых вопросов нового материала
1) Понятие о химической форме движения материи. Реакции осуществляются благодаря особой форме движения материи — химической. При этом происходит взаимодействие атомов, последнее приводит к образованию молекул, агрегатов.
2 ) Сущность химической реакции.
Химическая реакция (или химическое явление) – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных по составу или строению, а следовательно, и по свойствам.
Например: , Демонстрационный опыт –
гашение «негашеной» извести
где — оксид кальция ( II ),
— гидроксид кальция ( II )
3) Значение закона сохранения массы и энергии для составления химических уравнений:
а) Вспомните, как формулируется закон сохранения массы. Кто его автор?
б) Вспомните формулировку закона сохранения энергии. Кто его автор?
в) Связь закона сохранения массы и энергии. Как это выражается уравнением?
4) Признаки и условия протекания химических реакций
(вспомнить материал 8 класса)
5 ) Классификация химических реакций:
а) Вспомните, какие типы реакций вы знаете?
б) Что лежит в основе таких классификаций?
Показ презентации «Классификация химических реакций»
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
По тепловому эффекту
По признаку обратимости
По признаку изменения степеней окисления
По признаку однородности реакционной системы
По наличию катализатора
1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции:
Задание учащимся: Составить таблицу к данному признаку.
Из нескольких веществ образуется одно новое вещество
Из одного вещества образуется несколько новых веществ
Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе
Два сложных вещества обмениваются своими составными частями
где SO 2 — оксид серы (IV)
где — карбонат кальция
где HCl – соляная кислота,
ZnCl 2 — хлорид цинка
где NaOH – гидроксид натрия,
NaCl – хлорид натрия
Демонстрационный опыт – взаимодействие цинка с соляной кислотой; взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.
2. По тепловому эффекту:
а) Экзотермические реакции — протекают с выделением теплоты
где С O 2 — оксид углерода ( IV )
б) Эндотермические реакции -протекают с поглощением теплоты
где NO — оксид азота (II)
3. По признаку обратимости:
а) Обратимые реакции -протекают одновременно в двух противоположных направлениях
б) Необратимые реакции — протекают только в одном направлении
образование малодиссоциирующеговещества — слабого электролита,
выделение газообразного или летучего вещества
Демонстрационный опыт –
взаимодействие серной
где — серная кислота кислоты с хлоридом бария
— хлорид бария
— сульфат бария (белый осадок)
4. По признаку изменения степени окисления:
а) Окислительно – восстановительные реакции протекают
с изменением степени окисления
где — хлорид железа ( II )
б) Реакции, протекающие без изменения степени окисления элементов
где — оксид серы ( VI )
5. По признаку однородности реакционной системы
Гетерогенные реакции — протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т)
Демонстрационный
опыт — взаимодействие
где — сульфат меди ( II ) железа с раствором
сульфата меди
— сульфат железа ( II )
б) Гомогенные реакции — протекают между веществами в однородной среде, где нет поверхности раздела фаз
где HCl – хлороводород
6. По наличию катализатора:
а) Каталитические реакции протекают с участием катализатора
где — этиловый спирт
б) Некаталитические реакции протекают без участия катализатора
где MgO – оксид магния ( II )
6) Особенности классификации реакций в органической химии:
а) Реакции соединения (гидрирования, гидратации, полимеризации и др.)
б)Реакции разложения (дегидрирования, дегидратации, гидролиз органических веществ и др.)
в)Реакции замещения (предельных с галогенами; ароматических с галогенами, кислотами)
г) Реакции обмена (кислоты и спирта и др.)
д) Реакции изомеризации.
7) Общий вывод по уроку.
Независимо от того, между какими веществами — органическими или неорганическими — происходят превращения, для них характерны одни и те же закономерности.
1) Дать характеристику для химического уравнения по признакам классификации:
1. Реакция разложения
2. Реакция ОВР, так как у элементов изменились степени окисления.
3. По тепловому эффекту – реакция эндотермическая.
4. Гетерогенная реакция
5. Необратимая реакция
2) Задание на слайде: После экзамена в коридоре была найдена шпаргалка:
= CH 3 — C ООН + 2Ag
Задание: допишите левые части уравнений и определите типы реакций
IV . Домашнее задание
1. О. С. Габриелян, «Химия 11 класс», Глава II , §11, задания №1-6
2. Закончите уравнения химических реакций и укажите их типы:
в)
д)
Анализ проведённого занятия
«Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии»
Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Химические реакции», особенностями учащихся данной возрастной группы.
На этапе актуализации опорных знаний обучающихся использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция. Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.
На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность анализировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.
Проблем у учащихся в усвоении содержания учебного материала не возникло, так как усвоение знаний проходило на основе повторения и небольшого углубления темы.
В концепции занятия впоследствии можно изменить работу на этапе усвоения нового материала. Дать возможность учащимся самостоятельно составить таблицу » Классификация химических реакций». В конце урока учителю продемонстрировать реакции по шести признакам, записанным в таблице.
Учитель химии МБОУ Алтайской СОШ №1 им. П.К.Коршунова
Классификация химических реакций. 11-й класс
Разделы: Химия
Класс: 11
На первом уроке составляем таблицу по двум параграфам. В конце урока- тренировочный тест, при выполнении которого ученикам разрешено пользоваться таблицей. На втором уроке — закрепление: решение задач, выполнение тестовых заданий и т.д.
Таблица «Типы химических реакций»
При заполнении таблицы следует сразу обговорить с учениками некоторые правила заполнения:
1) при записи определения типа химической реакции будем опускать следующие слова «это такие реакции, которые или в результате которых»;
2) при рассмотрении реакций органической химии будем писать «в органической химии:»
Тип реакции | Определение | Пример | |
Реакции, идущие без изменения состава веществ | |||
1. Процессы превращения различных аллотропных модификаций одного химического элемента (явление аллотропии) | Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. | t o Ркр. = Рбел., |
t o
Sмн. ->Sпл.
(В органической химии: реакции галогенирования, гидрогалогени-рования, гидратации, гидрирования, полимеризации)
n(СН2=СН2) -> (-СН2-СН2-) n
(В органической химии: реакции дегидратации, дегидрирования, дегалогенирования и дегидрогалогенирования.)
СН3-СН2Cl -> СН2=СН2 + НCl
(В органической химии — реакция этерификации)
HCOOH+CH3OH > HCOOCH3+H2O
2H2O2 = 2H2O + O2
(В органической химии: реакция этерификации, гидролиз жиров.)
HCOOH+CH3OH — HCOOCH3+H2O
Тест «Типы химических реакций»
1. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом относится к реакциям
2) замещения, экзотермическим
3) обмена, эндотермическим
4) соединения, эндотермическим.
2.Взаимодействие метановой кислоты с этанолом относится к реакциям
3. Взаимодействие водорода с азотом относится к реакциям
2) обмена, каталитическим
3) разложения, некаталитическим
4) замещения, некаталитическим.
4. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям
2) ионного обмена
5. Реакция спиртового брожения глюкозы относится к реакциям
6. Гидратация этилена и ацетилена — это реакции
3) ионного обмена
7. Дегидрирование бутана — это реакция
3) ионного обмена
8. Взаимодействие гидроксида натрия с раствором сульфата меди относится к реакциям
3) ионного обмена
9. Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой относится к реакциям
3) ионного обмена
Литература
1. О.С. Габриелян. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2006. — 218, [6] с.: ил.
2. А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. ЕГЭ — 2008: Химия: реальные задания. М.: АСТ: Астрель, 2008. — 126, [2] с.
3. Ю.Н.Медведев. Химия. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2011.- 159, [1]с.
http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_tipy_himicheskih_reakciy_11_klass-154881.htm
http://urok.1sept.ru/articles/620297