Типы химических уравнений за 11 класс

Химические уравнения.

Химическое уравнение – это условное изображение химической реакции с помощью химических формул веществ, числовых коэффициентов и математических символов.

При записи химических уравнений должен строго соблюдаться закон сохранения массы: массы вступивших в реакцию веществ, равны массе продуктов реакции.

Химическая реакция – процесс, при котором вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества – с другим составом и свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит.

Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами – поглощением или выделением теплоты, изменениями агрегатного состояния и окраски веществ.

Пример составления химического уравнения:

слева 2 атома Fe – справа 1 атом Fe (множитель 2)

слева 3 атома O – справа 1 атом O (множитель 3)

Затем подбирается коэффициент для H2O:

слева 2 атома H – справа 2 атома H (множитель 1), но т.к. справа 3 атома O, то множитель для H2O получаем 3. Н в правой части уравнения имеет множитель 6, для равновесия Н, в левой части используем множитель 3.

Итоговое химическое уравнение:

Выпадение осадка в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вниз ↓. Это означает, что соединение нерастворимо:

Выделение газа в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вверх ↑.

Виды химических реакций.

Реакции соединения: хотя бы два элемента образуют один продукт:

Реакции разложения: вещество распадается на два или более простых элемента (соединения):

Реакция замещения: обязательно участвуют атомы какого-нибудь простого вещества, которые замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:

Цинк заместил водород в его соединении с хлором (HCl). Водород при этом выделяется в виде газа.

Реакция обмена: реагенты и продукты реакции являются сложными веществами:

Конспект урока по теме Типы химических реакций, 11 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ Алтайская СОШ №1

им. П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края.

«Классификация химических реакций

в неорганической и органической химии»

(В рамках подготовки учащихся к ЕГЭ)

Горожанина Лидия Михайловна

Классификация химических реакций

в неорганической и органической химии

Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях и способах управления ими;

рассмотреть классификацию химических реакций по разным признакам и научить обучающихся применять ее при характеристике химических реакций в неорганической и органической химии;

выявить единство и взаимосвязь химических превращений между неорганическими и органическими веществами. Формировать умения логически мыслить, составлять схемы, делать выводы.

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», ПК с медиапроектором;

лабораторное оборудование – пробирки;

химические вещества: оксид кальция ( II ), цинк, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, серная кислота, хлорид бария, железо, сульфат меди( II ).

Актуализация знаний учащихся.

а) Задание. Прослушав загадки, написать уравнения реакций:

1. Сера, сера, сера — «эс»

32 — атомный вес,

Сера в воздухе горит,

А оксид плюс вода —

2. Эта красавица всем вам знакома,

С ней вы встречаетесь в школе и дома

Бесцветна, чиста почти, но ток электрический включи

И разлагается она на два известных вещества.

3. Я известна с давних пор

Опусти меня в раствор (в медный купорос).

Изменить хочу я соль:

Ну- ка, выйди соизволь,

Стал другим раствор,

Вытесняю элемент, не вступая в спор

На меня, взглянув, ответь:

«Начинаю я ржаветь?»

К какому типу относятся эти реакции? Почему? По каким признакам вы это определили?

Изучение основного содержания.

Беседа по вопросам повторения с изучением некоторых вопросов нового материала

1) Понятие о химической форме движения материи. Реакции осуществляются благодаря особой форме движения материи — химической. При этом происходит взаимодействие атомов, последнее приводит к образованию молекул, агрегатов.

2 ) Сущность химической реакции.

Химическая реакция (или химическое явление) – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных по составу или строению, а следовательно, и по свойствам.

Например: , Демонстрационный опыт –

гашение «негашеной» извести

где — оксид кальция ( II ),

— гидроксид кальция ( II )

3) Значение закона сохранения массы и энергии для составления химических уравнений:

а) Вспомните, как формулируется закон сохранения массы. Кто его автор?

б) Вспомните формулировку закона сохранения энергии. Кто его автор?

в) Связь закона сохранения массы и энергии. Как это выражается уравнением?

4) Признаки и условия протекания химических реакций

(вспомнить материал 8 класса)

5 ) Классификация химических реакций:

а) Вспомните, какие типы реакций вы знаете?

б) Что лежит в основе таких классификаций?

Показ презентации «Классификация химических реакций»

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

По тепловому эффекту

По признаку обратимости

По признаку изменения степеней окисления

По признаку однородности реакционной системы

По наличию катализатора

1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции:

Задание учащимся: Составить таблицу к данному признаку.

Из нескольких веществ образуется одно новое вещество

Из одного вещества образуется несколько новых веществ

Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе

Два сложных вещества обмениваются своими составными частями

где SO 2 — оксид серы (IV)

где — карбонат кальция

где HCl – соляная кислота,

ZnCl 2 — хлорид цинка

где NaOH – гидроксид натрия,

NaCl – хлорид натрия

Демонстрационный опыт – взаимодействие цинка с соляной кислотой; взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

2. По тепловому эффекту:

а) Экзотермические реакции — протекают с выделением теплоты

где С O 2 — оксид углерода ( IV )

б) Эндотермические реакции -протекают с поглощением теплоты

где NO — оксид азота (II)

3. По признаку обратимости:

а) Обратимые реакции -протекают одновременно в двух противоположных направлениях

б) Необратимые реакции — протекают только в одном направлении

образование малодиссоциирующеговещества — слабого электролита,

выделение газообразного или летучего вещества

Демонстрационный опыт –

взаимодействие серной

где — серная кислота кислоты с хлоридом бария

— хлорид бария

— сульфат бария (белый осадок)

4. По признаку изменения степени окисления:

а) Окислительно – восстановительные реакции протекают

с изменением степени окисления

где — хлорид железа ( II )

б) Реакции, протекающие без изменения степени окисления элементов

где — оксид серы ( VI )

5. По признаку однородности реакционной системы

Гетерогенные реакции — протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т)

Демонстрационный

опыт — взаимодействие

где — сульфат меди ( II ) железа с раствором

сульфата меди

— сульфат железа ( II )

б) Гомогенные реакции — протекают между веществами в однородной среде, где нет поверхности раздела фаз

где HCl – хлороводород

6. По наличию катализатора:

а) Каталитические реакции протекают с участием катализатора

где — этиловый спирт

б) Некаталитические реакции протекают без участия катализатора

где MgO – оксид магния ( II )

6) Особенности классификации реакций в органической химии:

а) Реакции соединения (гидрирования, гидратации, полимеризации и др.)

б)Реакции разложения (дегидрирования, дегидратации, гидролиз органических веществ и др.)

в)Реакции замещения (предельных с галогенами; ароматических с галогенами, кислотами)

г) Реакции обмена (кислоты и спирта и др.)

д) Реакции изомеризации.

7) Общий вывод по уроку.

Независимо от того, между какими веществами — органическими или неорганическими — происходят превращения, для них характерны одни и те же закономерности.

1) Дать характеристику для химического уравнения по признакам классификации:

1. Реакция разложения

2. Реакция ОВР, так как у элементов изменились степени окисления.

3. По тепловому эффекту – реакция эндотермическая.

4. Гетерогенная реакция

5. Необратимая реакция

2) Задание на слайде: После экзамена в коридоре была найдена шпаргалка:

= CH 3 — C ООН + 2Ag

Задание: допишите левые части уравнений и определите типы реакций

IV . Домашнее задание

1. О. С. Габриелян, «Химия 11 класс», Глава II , §11, задания №1-6

2. Закончите уравнения химических реакций и укажите их типы:

в)

д)

Анализ проведённого занятия

«Классификация химических реакций

в неорганической и органической химии»

Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Химические реакции», особенностями учащихся данной возрастной группы.

На этапе актуализации опорных знаний обучающихся использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция. Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.

На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность анализировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.

Проблем у учащихся в усвоении содержания учебного материала не возникло, так как усвоение знаний проходило на основе повторения и небольшого углубления темы.

В концепции занятия впоследствии можно изменить работу на этапе усвоения нового материала. Дать возможность учащимся самостоятельно составить таблицу » Классификация химических реакций». В конце урока учителю продемонстрировать реакции по шести признакам, записанным в таблице.

Учитель химии МБОУ Алтайской СОШ №1 им. П.К.Коршунова

Классификация химических реакций. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11

На первом уроке составляем таблицу по двум параграфам. В конце урока- тренировочный тест, при выполнении которого ученикам разрешено пользоваться таблицей. На втором уроке — закрепление: решение задач, выполнение тестовых заданий и т.д.

Таблица «Типы химических реакций»

При заполнении таблицы следует сразу обговорить с учениками некоторые правила заполнения:

1) при записи определения типа химической реакции будем опускать следующие слова «это такие реакции, которые или в результате которых»;

2) при рассмотрении реакций органической химии будем писать «в органической химии:»

Тип реакцииОпределениеПример
Реакции, идущие без изменения состава веществ
1. Процессы превращения различных аллотропных модификаций одного химического элемента (явление аллотропии)Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.t o
Ркр. = Рбел.,

t o
Sмн. ->Sпл.2. Реакции изомеризацииРеакции взаимопревращения изомеров.н-гептан -> 2,2,3-метилбутанРеакции, идущие с изменением состава веществ3.Реакции соединенияИз двух или более простых или сложных веществ, получается одно сложное вещество.

(В органической химии: реакции галогенирования, гидрогалогени-рования, гидратации, гидрирования, полимеризации)СаО + СО2 = СаСО3

n(СН2=СН2) -> (-СН2-СН2-) n4. Реакции разложенияИз одного сложного вещества получается два или более простых или сложных веществ.

(В органической химии: реакции дегидратации, дегидрирования, дегалогенирования и дегидрогалогенирования.)2КMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

СН3-СН2Cl -> СН2=СН2 + НCl5. Реакции замещенияАтомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.Zn + 2HCl = ZnCl2 + H26. Реакции обменаСложные вещества обмениваются своими составными частями.

(В органической химии — реакция этерификации)1) NaOH + HCl = NaCl + H2O — реакция нейтрализации

HCOOH+CH3OH > HCOOCH3+H2OРеакции, идущие с выделением или поглощением тепла7.Экзотермические реакцииИдут с выделением тепла.S + O2 = SO2 +Q8.Эндотермические реакцииИдут с поглощением тепла.N2 + O2 = 2NO — QРеакции, идущие в присутствии или отсутствии катализатора9. КаталитическиеПротекают с участием катализатора.MnO2

2H2O2 = 2H2O + O210. НекаталитическиеПротекают без участия катализатора.2Ca + O2 = 2CaOРеакции, идущие с изменением степени окисления11.Окислительно-восстановительныеПроисходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.Zn 0 + 2H + Cl = Zn +2 Cl2 + H 0 2Обратимость химических реакций12. Обратимые реакцииПротекают в двух противоположных направлениях — прямом и обратном.

(В органической химии: реакция этерификации, гидролиз жиров.)СаО + СО2 СаСО3

HCOOH+CH3OH — HCOOCH3+H2O13.Необраимые реакцииПротекают только в одном направлении.СaCO3 + 2HCl = CaCl2+H2O + CO2^

Тест «Типы химических реакций»

1. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом относится к реакциям

2) замещения, экзотермическим

3) обмена, эндотермическим

4) соединения, эндотермическим.

2.Взаимодействие метановой кислоты с этанолом относится к реакциям

3. Взаимодействие водорода с азотом относится к реакциям

2) обмена, каталитическим

3) разложения, некаталитическим

4) замещения, некаталитическим.

4. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям

2) ионного обмена

5. Реакция спиртового брожения глюкозы относится к реакциям

6. Гидратация этилена и ацетилена — это реакции

3) ионного обмена

7. Дегидрирование бутана — это реакция

3) ионного обмена

8. Взаимодействие гидроксида натрия с раствором сульфата меди относится к реакциям

3) ионного обмена

9. Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой относится к реакциям

3) ионного обмена

Литература

1. О.С. Габриелян. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2006. — 218, [6] с.: ил.

2. А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. ЕГЭ — 2008: Химия: реальные задания. М.: АСТ: Астрель, 2008. — 126, [2] с.

3. Ю.Н.Медведев. Химия. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2011.- 159, [1]с.


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_tipy_himicheskih_reakciy_11_klass-154881.htm

http://urok.1sept.ru/articles/620297