Типы уравнений химических реакций 8

Урок 8 Бесплатно Химическая реакция- уравнение и типы

Начало

Продолжим изучение химической реакции как одной из основ химической науки.

Ведь полноценное понимание этой темы нужно для дальнейшего изучения химии, и в то же время это сделает вас образованнее не только в научном плане, но и в бытовом!

Уравнение химической реакции

Вся информация о протекающей химической реакции (исходные вещества, продукты реакции, условия протекания, тепловой эффект) на письме фиксируется в виде уравнения реакции.

Уравнение можно записать для любой реакции. Для этого нужно знать состав молекул исходных веществ и продуктов.

Всё это записывается в виде химических формул.

Всё происходит как в математике: в левой части записываются формулы исходных веществ, а в правой – формулы продуктов.

Только вместо знака «равно» чаще всего ставят стрелку: она показывает, что реакция идёт именно в этом направлении.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

В некоторых случаях возможно протекание реакции при одних и тех же условиях в обоих направлениях. В таком случае обычно ставят две стрелки в обе стороны, но также и допустимо ставить знак «равно».

В некоторых случаях (когда это требуется) указывают условия протекания реакции и тепловой эффект реакции.

Условия протекания записывают над стрелкой, а тепловой эффект – в виде количества теплоты в левой части, если реакция эндотермическая, и в правой части, если экзотермическая.

Для примера запишем уравнение реакции водорода с кислородом:

Зигзаг обозначает искру – условие для начала реакции, а «+ Q» – то, что в результате реакции выделяется энергия.

В зависимости от конкретных задач условия протекания и тепловой эффект могут вообще не отмечать или отмечать конкретное числовое значение теплового эффекта.

Если среди продуктов реакции есть газ, около его формулы пишут стрелку вверх.

Например, когда мы капаем на рану перекись водорода, под действием ферментов крови она разлагается с выделением кислорода:

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Кислород обладает обеззараживающим действием и способствует более быстрой свёртываемости крови!

Перекись водорода может разлагаться не только под воздействием ферментов крови, но и многих других веществ.

Разложение перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV) (Оксид марганца (IV) в химической реакции не участвует).

Если реакция идет в растворе и в результате выпадает осадок, то пишут стрелку вниз.

Садовые деревья весной обрабатывают от паразитов «бордосской жидкостью». Чтобы её приготовить, смешивают растворы извести и медного купороса.

При этом наблюдается выпадение хлопьев, которые состоят сразу из двух нерастворимых веществ: гидроксида меди и сульфата кальция.

Получившийся сульфат кальция, гипс, образует корку, которая будет дольше держаться на стволе дерева, и поэтому такая смесь дольше защищает его от вредителей.

Запишем уравнение этой реакции

Как правильно читать уравнение химической реакции?

В химии принято делать это примерно так: «один моль сульфата меди реагирует с одним молем гидроксида кальция с образованием одного моля гидроксида меди и одного моля сульфата кальция».

То есть коэффициент перед формулой вещества считают количеством вещества в молях, а не количеством молекул.

Ведь в реальной жизни мы наблюдаем реакцию не единичных молекул, а большого объема веществ.

При составлении уравнений химики опираются на два основных закона природы: закона сохранения массы и закона постоянства состава веществ.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Презентация по химии «Химические уравнения.Типы химических реакций» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Химические уравнения — Это условная запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков

2 H2 + O2 = 2 H2O

Химическая реакция происходит согласно ЗАКОНУ СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВА

Закон сохранения массы вещества ( М.В. Ломоносов – 1756 г.) Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в ее результате.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

По уравнению можно определить тип химической реакции

Основные типы химических реакций

Реакции соединения Несколько простых или сложных веществ соединяются в одно, более сложное Zn + S = ZnS CaO + CO2 = CaCO3 Na2O + H2O = 2 NaOH 4Al + 3O2 = 2 Al2O3 Левая часть уравнения – несколько веществ, правая часть – только одно сложное!

Реакции разложения Являются обратными реакциям соединения Из одного сложного вещества получаются несколько других веществ CaCO3 = CaO + CO2 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O В левой части уравнения – одно сложное вещество, в правой – несколько различных.

Реакции замещения Это реакции между простым и сложным веществами, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2 3 CuSO4 + 2 Al = Al2(SO4)3 +3 Cu Левая часть уравнения – простое и сложное вещества, правая – новое простое и новое сложное

Реакции обмена Это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl

Составьте уравнения химических реакций: Горение угля Взаимодействие цинка с соляной кислотой Разложение воды электрическим током Прокаливание карбоната кальция Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой

Составьте уравнения химических реакций по схемам, определите тип реакций: Cu(OH)2 Na2O + H2O Zn + S P + O2 P2O5 + H2O

Расставьте коэффициенты в предложенных схемах уравнений, определите тип реакций: Al + O2 Al2O3 Fe2O3 +H2O Fe(OH)3 K + H3PO4 K3PO4 + H2 NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2

Краткое описание документа:

Презентация поможет изучить тему «Химические уравнения», основные её аспекты — расстановку коэффициентов согласно закону сохранения массы веществ и определение типа (соединения, разложения, замещения, обмена), используя количество и качественный состав исходных веществ и продуктов реакции.

Во второй части презентации представлен ряд упражнений для повторения и закрепления изученного на уроке:

-составьте уравнения химических реакций по предложенным схемам; -расставьте коэффициенты; -определите тип реакций.

Также данная презентация может быть использована при повторении данной темы в 9 и 11 классах.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 573 210 материалов в базе

Другие материалы

  • 28.05.2015
  • 1505
  • 0
  • 28.05.2015
  • 5305
  • 102
  • 28.05.2015
  • 1139
  • 0
  • 28.05.2015
  • 792
  • 0
  • 28.05.2015
  • 1269
  • 0
  • 28.05.2015
  • 779
  • 2
  • 28.05.2015
  • 607
  • 0

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 28.05.2015 2929
  • PPTX 220.5 кбайт
  • 85 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кожевникова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 8 месяцев
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 26092
  • Всего материалов: 10

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Химические уравнения. Типы химических реакций.8кл химия
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цель урока: Сформировать представление о химическом уравнении. Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением. Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

Образовательные — развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие — развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств — коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Планируемые результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать друг с другом и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_0.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс Тема урока : Химические уравнения. Типы химических реакций.

Цель урока: Сформировать представление о химическом уравнении. Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением. Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

Образовательные — развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие — развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств — коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Планируемые результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать друг с другом и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

I. Организационный момент

II. Мотивация (слайд3)

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: » Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)-слайды 5,6

-Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)

-А что такое химическая реакция? ) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)

-Каковы признаки химических реакций? ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа — это признаки химических реакций)

-Каковы условия возникновения химических реакций? (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ — это условия проведения реакций)

-Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )

-Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)

-Что такое классификация? (Деление на группы)

-Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)

-Как можно выразить химических реакций?(уравнениями)

Запишите тему урока в тетрадь

IV.Изучение нового материала Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

1 Понятие – хим. уравнение стр 66

2 Типы химических реакций на примере свойств воды https://www.youtube.com/watch?v=Htwd5gczZrY ссылка на 8 кл

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

3 Введение понятия реакции соединения.

На экране появляется слайд 9,10, на котором представлены реакции:

(1) 2H 2 + O 2 -> 2H 2 O;

(2) 4P + 5O 2 -> 2P 2 O 5 ;

(3) Na 2 O + SO 3 -> Na 2 SO 4 ;

(4) CaO + H 2 O ->Ca(OH) 2

— что объединяет все эти реакции?

— в чём их отличие?

— как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом — сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

4 Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.-слайд 11,12,13,14,15,16

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды).

После изучения всех типов реакций появляется слайд №17,18 и проводится обобщение материала.

Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

Разминка 1,2,3,4 встаем по знакам

Домашнее задание.п 20. 21, определения,алгоритм стр 66

V. Самостоятельная работа –слайд 19

Задание. Расставить валентность, коэффициенты.

Al + CuCl 2 → AlCl 3 + Cu

P + O 2 → P 2 O 5

NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

H 2 O → H 2 + O 2

Al 2 O 3 + HCl→ AlCl 3 + H 2 O

KOH +H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + H 2 O

Al + O 2 → Al 2 O 3

VI. Проверка задания. (Рефлексия –слайд 20)

VII. Домашнее задание.п 20. 21, определения,алгоритм стр 66 Итоги урока.


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya_po_himii_himicheskie_uravneniya.tipy_himicheskih_reakciy_8_klass-548263.htm

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2021/11/25/himicheskie-uravneniya-tipy-himicheskih-reaktsiy-8kl-himiya