Решение тригонометрических неравенств и систем
п.1. Примеры
Пример 1. Решите неравенства:
a) \(ctg\left(\frac<3\pi><2>+\frac x3\right)-\frac<1><\sqrt<3>>\leq 0\)
По формуле приведения \(ctg\left(\frac<3\pi><2>+\frac x3\right)=-tg\frac x3\)
Получаем:
\(-tg\frac x3-\frac<1><\sqrt<3>>\leq 0\Rightarrow tg\frac x3\geq \frac<1><\sqrt<3>>\)
\(arctg\frac<1><\sqrt<3>>+\pi k\leq\frac x3\lt\frac\pi2+\pi k\)
\(3\cdot\frac\pi6+3\pi k\leq x\lt\frac<3\pi><2>+3\pi k\)
\(\frac\pi2+3\pi k\leq x\lt\frac<3\pi><2>+3\pi k\)
Ответ: \(\left.\left[\frac\pi2+3\pi k;\ \frac<3\pi><2>+3\pi k\right.\right) \)
б) \(tg\left(2x+\frac\pi4\right)+1\geq 0\)
\(tg\left(2x+\frac\pi4\right)\geq -1\)
\(-\frac\pi4+\pi k\leq 2x+\frac\pi4\lt\frac\pi2+\pi k\)
\(-\frac\pi2+\pi k\leq 2x\lt\frac\pi4+\pi k\)
\(-\frac\pi4+\frac<\pi k><2>\leq x\lt\frac\pi8+\frac<\pi k><2>\)
Ответ: \(\left.\left[-\frac\pi4+\frac<\pi k><2>;\ \frac\pi8+\frac<\pi k><2>\right.\right) \)
в) \(3cos2x\leq 1\) \begin |
г) \(cos^2x-2cosx\gt 0\)
\(cosx(cosx-2)\gt 0\)
\(cosx-2\lt 0\) при любом \(x\). Делим неравенство на отрицательную скобку, получаем:
\(cosx\lt 0\)
\(\frac\pi2+2\pi k\lt x\lt\frac<3\pi><2>+2\pi k\)
Ответ: \(\left(\frac\pi2+2\pi k;\ \frac<3\pi><2>+2\pi k\right) \)
Пример 2*. Решите неравенства:
a) \(\frac12\lt sinx\leq \frac<\sqrt<2>><2>\) |
Ответ: $$ \left.\left(\frac\pi6+2\pi k;\ \frac\pi4+2\pi k\right.\right]\cup \left.\left[\frac<3\pi><4>+2\pi k;\ \frac<5\pi><6>+2\pi k\right.\right) $$
Вводим вспомогательный угол, умножаем на \(\frac12\) \begin
в) \(tg^2x-\left(1+\sqrt<3>\right)tg x+\sqrt<3>\lt 0\)
\(tg^2x-tgx-\sqrt<3>tgx+\sqrt<3>\lt 0\)
\(tgx(tgx-1)-\sqrt<3>(tgx-1)\lt 0\)
\((tgx-\sqrt<3>)(tgx-1)\lt 0\)
\(1\lt tgx\lt \sqrt<3>\)
\(arctg1+\pi k\lt x\lt arctg\sqrt<3>+\pi k\)
\(\frac\pi4+\pi k\lt x\lt\frac\pi6+\pi k\)
Ответ: \(\left(\frac\pi4+\pi k;\ \frac\pi6+\pi k\right)\)
г) \(\sqrt<5-2sinx>\geq 6sinx-1\)
Замена: \(t=sinx,\ -1\leq t\leq 1\)
Методы решения иррациональных неравенств – см. §11 справочника для 9 класса. \begin
Ответ: \(\left[-\frac<7\pi><6>+2\pi k;\ \frac\pi6+2\pi k\right]\)
Пример 3*. Решите системы:
a) \begin
Отмечаем полученные решения на числовой окружности, задаем дугу \(cosx\lt-\frac12\), отбираем решения, попавшие на дугу. |
Получаем три базовых точки \(\pm\frac<5\pi><6>,\pi\).
С учетом полного периода 2πk записываем всё множество решений.
б) \begin
В первом неравенстве получаем: \begin
$$ \begin $$ \left(-\frac\pi4;\ \frac\pi6\right)\cup \left(\frac<5\pi><6>;\ \frac<5\pi><4>\right) $$ С полным периодом \(2\pi k\) | $$ \begin $$ \left(\frac\pi4;\ \frac<3\pi><4>\right) $$ С полным периодом \(2\pi k\) |
Учитываем второе неравенство, \(cosx\gt 0\). Отбираем только решения справа от оси \(Y\).
Получаем: \(\left(-\frac\pi4;\frac\pi6\right)\cup\left(\frac\pi4;\frac\pi2\right)\)
Ответ: \(\left(-\frac\pi4+2\pi k;\ \frac\pi6+2\pi k\right)\cup \left(\frac\pi4+2\pi k;\ \frac\pi2+2\pi k\right)\)
Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений, и неравенств
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ, НЕРАВЕНСТВА И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ, И НЕРАВЕНСТВ.
(Раздел «Уравнения и неравенства»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Просмотр содержимого документа
«Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений, и неравенств»
(Раздел «Уравнения и неравенства»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Учебные группы: КИП-11, М-11, А-11, Н-11
Учебная дисциплина: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений, и неравенств.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция-беседа
технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные: электронная презентация.
методическая: использование объяснительно-иллюстративного метода обучения с целью формирования математического мышления студентов;
образовательная: создание условий для овладения знаниями о тригонометрических уравнениях, неравенств и систем уравнений, и неравенств;
развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;
воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.
сформированность знаний о тригонометрических уравнениях, неравенств и систем уравнений, и неравенств;
владение умением решать задачи на тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений, и неравенств;
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение рационально распределять рабочее время;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
владение навыками познавательной рефлексии;
умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;
умение сопоставлять и анализировать, выделять в тексте базовые и вспомогательные концепты, опорные понятия, тезисы, структурировать их взаимосвязь;
умение структурировать полученную информацию;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Образовательные технологии: традиционное обучение.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru
Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцова П.Г. – Самар. гос. тех. ун-т Самара, 2001. – 89 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
Основные термины и понятия: тригонометрические уравнения, тригонометрические неравенства, тригонометрические системы уравнений, тригонометрические системы неравенств.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
1) Сформированность знаний о тригонометрических уравнениях, неравенств и систем уравнений, и неравенств.
2) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения упражнений.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (15 мин)
Преподаватель задает вопросы студентам:
Какие вы знаете тригонометрические уравнения?
Приведите пример тригонометрического уравнения и неравенства.
Студенты отвечают на эти вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем занятии.
Формулирование темы и целей учебного занятия.
Работа над новой темой («открытие» нового знания) (48 мин)
Алгоритм работы над «открытием» нового знания:
Формулирование преподавателем определений тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений, и неравенств.
Тригонометрические уравнения – это уравнения, содержащие неизвестное под знаком тригонометрической функции. Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов.
Преобразование уравнения для получения его простейшего вида
Решение полученного простейшего тригонометрического уравнения.
К определению тригонометрического уравнения различные авторы подходят по-разному. Мы назовем тригонометрическим уравнением равенство тригонометрических выражений, содержащих неизвестную переменную только под знаком тригонометрических функций.
Уравнения и так далее,
суть тригонометрического уравнения.
Уравнения и т.д не являются тригонометрическими. Они относятся к типу трансцендентных уравнений и, как правило, решаются приближенно или графически. Может случиться так, что уравнение не является тригонометрическим согласно определению, однако оно может быть сведено к тригонометрическому. Например, . Мы видим, что не содержится под знаком тригонометрических функций, однако оно решается аналитически: , откуда или .
1)Уравнения, сводящиеся к простейшим.
Почти все тригонометрические уравнения являются сводящимися к простейшим, однако можно выделить уравнения, сводящиеся к простейшим гораздо легче. Для начала проанализируем все виды простейших уравнений.
К уравнениям такого вида относятся: . Этим уравнениям следует уделить особе внимания, так как это основные тригонометрические уравнения, без которых невозможно решить любые другие.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний (20 мин)
Тригонометрические выражения, которые соединены между собой знаками «» или «
Тождественные неравенства мы должны доказать, а условные — решить. Тригонометрическое неравенство является тождественным, если оно будет справедливо при любых допустимых значениях неизвестных, которые входят в заданное неравенство. К примеру:
при , кроме
при всех
Тригонометрическое неравенство является условным в том случае, когда оно справедливо не при всяком значении неизвестных, в него входящих. К примеру:
, выполняется только на отрезках
, выполняется только на отрезках
, выполняется в интервале
Решить тригонометрическое неравенство — значит найти какое-то множество неизвестных значений, которые в него входят, или при которых будет выполняться данное неравенство.
При решении данных неравенств нам необходимо помнить, что тригонометрические функции и имеют наименьший положительный период , a и имеют наименьший положительный период . В ходе решения неравенств с тригонометрическими функциями необходимо обязательно использовать периодичность заданных функций, а также их монотонность на промежутках.
Чтобы решить неравенство, которое содержит только или , нам достаточно просто решить неравенство на любом отрезке . Для получения множества всех решений прибавим к каждому найденному на этом промежутке корню, числа вида . Что касаемо неравенств, содержащих и , их решения будут находиться на промежутке длиной .
Также тригонометрические неравенства можно решить с помощью графиков функций . Также будем прибегать к помощи единичной окружности.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:
Какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какая была цель занятия?
Что получилось у вас сегодня?
Что не получилось?
Достигли ли мы поставленной цели?
Инструктирование о выполнении домашнего задания
Системы тригонометрических неравенств и методы их решения
Системы неравенств можно решать с помощью единичной окружности, придерживаясь следующего алгоритма:
- Отметить на окружности решение первого неравенства.
- Отметить решение второго неравенства.
- Выделить общее решение (пересечение дуг).
- Записать общее решение системы неравенств с учетом периода.
Пример 1. Решите систему неравенств: \(\begin
Решение: Решим простейшие неравенства с помощью формул общих решений: \(x\in (arcsina+2\pi n; \pi-arcsina+2\pi n), n\in Z \ и \\ x\in[arccosa+2\pi n; 2\pi-arccosa+2\pi n], n\in Z.\)
Для наших неравенств имеем два промежутка решений:
\(1)\ x\in (arcsin(-\frac<\sqrt2>2)+2\pi n; \pi-arcsin(-\frac<\sqrt2>2)+2\pi n), n\in Z \Rightarrow \\ x\in(-\frac<\pi>4+2\pi n; \pi+\frac<\pi>4+2\pi n) \Rightarrow x\in(-\frac<\pi>4+2\pi n; \frac<5\pi>4+2\pi n), n\in Z. \)
\(2)\ x\in [arccos\frac<\sqrt3>2+2\pi n; 2\pi-arccos\frac<\sqrt3>2+2\pi n], n\in Z \Rightarrow \\x\in[\frac<\pi>6+2\pi n; 2\pi-\frac<\pi>6+2\pi n] \Rightarrow x\in[\frac<\pi>6+2\pi n; \frac<11\pi>6+2\pi n], n\in Z.\)
Для этих двух промежутков необходимо указать пересечение. Изобразим это на тригонометрической окружности:
Видно, что пересечением областей решений является промежуток:
\(x\in[\frac<\pi>6+2\pi n; \frac<5\pi>4+2\pi n), n\in Z\) .
Промежуток \(x\in(-\frac<\pi>4+2\pi n; \frac<11\pi>6+2\pi n], n\in Z\) не является частью решения, т. к. на самом деле здесь области не пересекаются, поскольку лежат в разных диапазонах углов: отрицательном и положительном.
Обратите внимание на то, что начало промежутка решений включается, а конец исключается.
Ответ: \(x\in[\frac<\pi>6+2\pi n; \frac<5\pi>4+2\pi n), n\in Z\) .
http://multiurok.ru/files/trigonometricheskie-uravneniia-neravenstva-i-siste.html
http://itest.kz/ru/ent/matematika/10-klass/lecture/sistemy-trigonometricheskih-neravenstv-i-metody-ih-resheniya