Урок математики по теме «Уравнения». 2-й класс
Класс: 2
Цели урока:
- продолжить знакомство с уравнениями как равенством, содержащем переменную;
- учить отличать уравнения от других математических записей;
- знакомить с оформлением решения уравнения.
- продолжить развивать навыки устного счета;
- совершенствовать умение решать задачи и примеры;
- развивать психические процессы – память, мышление, внимание.
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами математики.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? (ответы учащихся: решаем задачи, сравниваем, решаем примеры)
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведём этот урок
– Ребята, любите ли вы математику?
Хотели бы вы научиться новому? (ответы учащихся)
– Мне очень приятно это слышать. Начнём с устной работы.
II. Устный счет. Разминка.
2) – Решим примеры на скорость, правильно оцениваем свои силы и возможности.
(Слайд) (записываем только ответы) время – 1 мин.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
73-1= | 74-70= | 72-70+20= |
42+1= | 43-40= | 80+4+6= |
50-10= | 62-2= | 59-50-9= |
40+10= | 90+8= | 25+5+40= |
30-1= | 37-3= | 40+40+2= |
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
1) Сравним буквенные выражения (Cлайд). Объясним выбор знака сравнения.
- а + 3 и а – 3
- 7- с и 70 – с
- 17 + в и в + 17
- у + 0 и у – о
(учащиеся выполняют сравнение устно, спрашивают подтверждение своего ответа у одноклассников)
2) Проведём самостоятельную работу в тетрадях. Запишем примеры, вставляя пропущенные числа и получая верные равенства. (Слайд)
- 65 + * = 70
- * + 20 = 100
- 34 – * = 31
- * – 30 = 10
- * + 26 = 56
- 17 – * = 9
3) Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками «-» и «+»)
– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?
– А кто не ошибся? (ответы учащихся)
4) Выполним следующее задание. (Слайд) Разбейте записи на две группы. Прокомментируйте свои действия.
(дети распределяют на группы «Примеры с окошком» и «Буквенные выражения»)
– Как мы работаем с примерами «с окошком»?
– Как мы работаем с буквенными выражениями? (ответы учащихся)
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
– На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем её назвать? (ответы учащихся: В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
– Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике? (ученики называют тему урока) (Слайд)
– Тема нашего урока – уравнение. Cегодня мы продолжим знакомиться с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.
–- Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (ответы учеников)
– А моя учительская задача – научить вас правильно работать с уравнениями.
IV. «Открытие» детьми новых понятий.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
(ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа.
(ответы учащихся: – Это число 8. так как 8+6 = 14)
– Что же вы сейчас сделали? (ответ детей: -Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак «=»), которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод) (Слайд)
– Что значит решить уравнение?
(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68.
(учащиеся читают вывод вслух)
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку.
Физминутка
Рада я за вас, ребята!
Нам сегодня повезло –
Знаем мы, кто маскирует неизвестное число.
Познакомьтесь, Мистер Х! (демонстрация перчаточной куклы)
(роль мистера Х выполняет учитель)
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите –
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько иксов! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Нам решать заданья нужно!
1. Первичное закрепление.
– Потренируемся решать уравнения. Выполняем №2 на странице 70 учебника. 1 ряд – 1 уравнение, 2 ряд – 2 уравнение, 3 ряд – 3 уравнение (учащиеся работают в парах)
– Проверяем выполнение задания. (учащиеся комментируют решённые уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(учитель работает с перчаточной куклой)
– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесёмся со вниманьем!
«Я привёл друзей с собою
Два знакомых вам числа. (показ карточек с числами 5, 15)
Вместе нас троих возьмите
Уравненья запишите.
Постарайтесь разные
Придумать уравнения.
Икс подбором
В них найдите –
Заслушаю все мнения!
(учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15)
– Проверьте свою работу. (учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений)
– Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?
– А кто выполнил все задания правильно? (ответы учащихся)
3. Включение в систему знаний и повторение.
1) Решение задач с помощью схем. (с. 70 №3)
Комментирование у доски.
– Что известно в задаче?
– О чем спрашивается? Начертите схему. Решите задачу разными способами.
№3 (2) – самостоятельная работа. Работают консультанты.
2) – Как назовём данные записи на доске? (ответ учащихся: – Уравнения)
– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его. Выбор уравнения обоснуйте. (Слайд)
- Х + 10 =60
- Х + 20 =60
- 40 + Х = 60
- Х + 30 = 60
- Х + 40 = 90
(учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)
V. Рефлексия деятельности. (Итог урока).
– Какую тему сегодня на уроке мы изучали?
– Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке?
– Выполнили мы эти задачи?
– Оцените свою работу на уроке. (высказывания учащихся)
– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями?
– Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание: страница 69 учебника задание № 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора.
Конспект урока математики «Уравнение»
план-конспект урока по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravnenie.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Уравнение.( УМК « Школа России»)
Цели урока: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, мышление.
— совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи;
— развивать внимание и логическое мышление;
— формировать ключевые компетенции.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные : регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности
Тип урока – формирование новых знаний.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах .
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый.
— учебно-познавательных: умение анализировать и обобщать;
— информационных: умение работать с учебным материалом;
— коммуникативных: умение работать в группах.
1. Организационный момент.
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! И ещё, убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
2. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Продолжите ряд: 4, 7, 11, 16, 22… (29, 37, 46.)
2. Найдите те выражения, значения которых равны 13:
7 + 6 9 + 4 7 + 5 10 + 2
4 + 8 6 + 6 13 + 0 9 + 3
8 + 5 13 – 1 13 – 0 14 – 1
3. № 3 (с. 81 учебника).
Выполняя данное задание, ученики повторяют термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», а также то, как найти неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое, значение разности.
3. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей.
— Послушайте следующий текст:
У Ромы было 3 карандаша. Папа принес ему еще несколько. Когда Рома сосчитал все карандаши, оказалось, что у него их стало 9.
– Что сделал Рома с карандашами, когда считал их? (Объединил или сложил.)
– Как при помощи чисел и знаков арифметических действий записать то, что нам известно? (3 + = 9.)
– Что следует написать на месте пропуска? (Какую-либо букву латинского алфавита.)
– Прочитайте равенство, которое у вас получилось. (Например: 3 + а = 9.)
Равенство, в котором есть неизвестное число, называется уравнением.
– Какое число следует поставить вместо а , чтобы равенство было верным?
– Число 6 является решением данного уравнения, или корнем.
Решить уравнение – значит найти такое число, при котором равенство будет верным.
— Ребята, посмотрите на записи:
16 — 9 =
+ 5 = 11
Ребята, какие записи вам знакомы? 16-9 и + 5=11
— Как они называются? ( числовое выражение и пример с окошечком).
— А какую запись вы видите в первый раз?
— А кто догадался, как называется эта запись?
Давайте повторим хором УРАВНЕНИЕ
Так с чем же мы познакомимся на уроке? (с УРАВНЕНИЕМ)
— Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (учиться решать такие уравнения).
— Рассмотрим данную запись. На какую запись похоже уравнение? (На пример с окошечком)
Что вы делали, чтобы решить пример с окошечком? (Мы подбирали такое число, чтобы равенство стало верным)
А теперь внимательно посмотрите на уравнение.
— Что нам говорит знак «=»? (это равенство).
— В нем известны все числа? (нет)
— Что неизвестно? (первое число)
— Как оно обозначено? Посмотрите, как называется эта латинская буква. (буква х)
— Если оно неизвестно, что нужно сделать? (найти это число)
— Попробуйте его найти, чтобы равенство стало верным (это число 6, потому что 6+5=11)
Я записываю х+5=11
Найдите это число (Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 11?) (это число 6)
Что вы сейчас сделали? (Подобрали значение х)
Проверим, верно ли вы подобрали это число
Подставим вместо х его значение: 6+5=11
Уравниваем правую и левую части.
— А знаете, что мы сейчас сделали? Решили уравнение.
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Друг на друга посмотрели,
И в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом – наоборот.
(Одна рука вверх, другая вниз,
рывками менять руки.)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
4.Первичное закрепление знаний.
1).Устно выполняется № 1 (с. 80).
2). Составление равенств и неравенств. Групповая работа.
Задание 2 (с. 80) и задание 4 (с. 81).
– Поставьте вопрос, соответствующий условию. (Сколько лет папе?)
– Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько лет маме.)
– Можем это узнать? Каким образом?
– Зная, сколько лет маме, можем решить задачу?
– Запишем решение задачи выражением.
Один ученик выполняет работу на доске: 5 + (5 + 19) = 29.
Ответ: папе 29 лет.
Задание «Проверь себя» (с. 81)
5. Рефлексия. Итог урока.
Над какой темой мы сегодня работали?
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами вначале урока? (Узнать, что такое уравнение и как его решать)
Достигли мы этой цели?
Расскажите, что такое уравнение?
Что значит решить уравнение?
Как находили неизвестное число?
У доски лежат шарики.
Если вы научились решать уравнения, повесьте зеленый шарик.
Если вы допустили ошибки при решении уравнений, то жёлтый шарик.
Конспект урока по теме «Уравнение»
Содержимое публикации
Тема урока: «Уравнение»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий Цели урока: организация продуктивной деятельности учащихся,направленная надостижение ими следующих результатов:
понимание смысла понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения»;
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
составлять уравнения для решения задачи;
умение слушать другого и понимать его речь;
умение учиться самостоятельно;
способность применять свои знания и умения к решению новых проблем;
определение способов решения учебной задачи на основании заданных алгоритмов;
развитие умений анализировать, аргументировать сделанный выбор;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
владение навыками само- и взаимоконтроля.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.–М.: Мнемозина,2011.
Поэтапные цели урока
Добрый день, ребята! Все ли
присутствуют на уроке? Все ли готовы
— занимают рабочие места;
настрой учащихся на
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
обстановки на уроке
А сердце умным будет. (С.Маршак)
— включение в учебную
Тихо садитесь, мы начинаем урок.
2. Актуализация опыта
Из предложенных на доске записей
Буквенные: 1), 4), 6).
имеющиеся у учащихся
знания о числовых и
компонентах сложения и
— По каким признакам вы сделали этот
определение числового и
— Прочитайте буквенные выражения:
В 1 и 2 выражении назовите слагаемые,
во 6 и 3 уменьшаемое и вычитаемое.
3. Постановка учебной
Рассмотритезаписи, выберите лишнее.
Объясните своё решение.
3) d-27=45 5) с+16=31.
Как называются эти равенства?
Почему выражения №1,2 и 4 не
Кто догадался, какая тема
Исходя из названия темы, давайте
сформулируем цель нашего урока
учиться решать уравнения.
Для того чтобы достичь цели урока,
какие задачи нам надо поставить?
можно отнести к
учебника по этой
-Откройте тетради, запишите число,
Делают записи в тетрадях
классная работа и тему урока
4. Физминутка для глаз.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
синдрома усталости с
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
5. Открытие нового
— Что же такое уравнение?
проекта выхода из
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый – радикал –
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это…. (корень)
Корнем уравнения называют значение
неизвестного, при котором уравнение
обращается в верное равенство.
Что с уравнениями мы делаем?
Что значит решить уравнение?
значит, найти корень
А всегда ли у уравнения есть корни?
Теперь ответим на вопрос как решать
нейти все его корни или
показать, что корней нет.
Как найти неизвестное слагаемое?
-надо из суммы вычесть
Как найти неизвестное уменьшаемое?
-надо к разности
Как найти неизвестное вычитаемое?
-надо из уменьшаемого
-Решим №372(а,в,г), у доски с
Один ученик у доски,
остальные в тетрадях
Учитель предлагает внимательно
Находят ошибку, поясняя
посмотреть на решение уравнения и
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Давайте посмотрим, насколько полно и
Решают уравнения с
правильно вы усвоили то, о чем мы
сегодня говорили. Предлагаю
выполнить следующее задание. После
Цель: каждый должен
его выполнения вы проверите работу
для себя сделать вывод о
том, что он уже умеет.
А сейчас выполним взаимопроверку.
Выставить оценку по критериям.
У кого все правильно? «5» – 0 ошибок
У кого одна ошибка? «4» – 1 ошибка
У кого две ошибки? «3» – 2 ошибки
9. Рефлексия учебной
— Теперь подведём итоги. Итог урока
каждый из вас подведёт с помощью
одного краткого предложения, которое
выразит ваше отношение к уроку.
Сегодня я узнал…
друг с другом мнением.
У меня получилось…
Учитель проводит анализ и оценку
успешности достижения цели урока,
оценивает активность учащихся,
выставляет оценки за урок.
10. Домашнее задание
Домашнее задание №394.
Записывают задание в
полученных знаний на
Международный конкурс детско-юношеского творчества «НОВЫЙ ГОД ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ! »
Международный конкурс детского творчества к Дню здоровья «ЗА ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ »
Международный конкурс детско-юношеского творчества к Пушкинскому дню «ПУШКИНСКИЕ СТРОКИ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2020/02/14/konspekt-uroka-matematiki-uravnenie
http://www.art-talant.org/publikacii/29130-konspekt-uroka-po-teme-uravnenie