Целое уравнение и его корни биквадратное уравнение

Биквадратное уравнение. Алгоритм решения и примеры.

Биквадратные уравнения относятся к разделу школьной алгебры. Метод решения таких уравнений довольно простой, нужно использовать замену переменной.
Рассмотрим алгоритм решения:
-Что такое биквадратное уравнение?
-Как решить биквадратное уравнение?
-Метод замены переменной.
-Примеры биквадратного уравнения.
-Нахождение корней биквадратного уравнения.

Формула биквадратного уравнения:

Формулы биквадратного уравнения отличается от квадратного уравнения тем, что у переменной х степени повышатся в два раза.

ax 4 +bx 2 +c=0, где a≠0

Как решаются биквадратные уравнения?

Решение биквадратных уравнений сводится сначала к замене, а потом решению квадратного уравнения:
\(x^<2>=t,\;t\geq0\)
t должно быть положительным числом или равным нулю

Получаем квадратное уравнение и решаем его:
at 2 +bt+c=0,
где x и t — переменная,
a, b, c -числовые коэффициенты.

\(t^<2>-5t+6=0\)
Получилось полное квадратное уравнение, решаем его через дискриминант:
\(D=b^<2>-4ac=(-5)^<2>-4\times1\times6=25-24=1\)
Дискриминант больше нуля, следовательно, два корня, найдем их:

Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученные числа: \(x^<2>=3\)
Чтобы решить такого вида уравнение, необходимо обе части уравнения занести под квадратный корень.

Получилось полное квадратное уравнение, решаем через дискриминант:
\(D=b^<2>-4ac=(-4)^<2>-4\times1\times4=16-16=0\)
Дискриминант равен нулю, следовательно, один корень, найдем его:
\(t=\frac<-b><2a>=\frac<-(-4)><2\times1>=2\)

Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученное число:

Можно не во всех случаях делать замену. Рассмотрим пример.

Пример №3:
Решить биквадратное уравнение.

Выносим переменную x 2 за скобку,

Приравниваем каждый множитель к нулю

Делим всё уравнение на -4:
Чтобы решить \(x^<2>=4\) такое уравнение, необходимо, обе части уравнения занести под квадратный корень.
\(\begin
&x^<2>=4\\
&x_<2>=2\\
&x_<3>=-2\\
\end\)

Пример №4:
Решите биквадратное уравнение.
\(x^<4>-16=0\)

Возвращаемся в замену, подставим вместо переменной t полученное число:
\(\begin
&x^<2>=4\\
&x_<1>=2\\
&x_<2>=-2
\end\)

Ответ: решения нет.

Подписывайтесь на канал на YOUTUBE и смотрите видео, подготавливайтесь к экзаменам по математике и геометрии с нами.

Решение уравнений четвертой степени

Для уравнений четвертой степени применимы все те общие схемы решения уравнений высших степеней, что мы разбирали в предыдущем материале. Однако существует ряд нюансов в решении двучленных, биквадратных и возвратных уравнений, на которых мы хотели бы остановиться подробнее.

Также в статье мы разберем искусственный метод разложения многочлена на множители, решение в радикалах и метод Феррари, который используется для того, чтобы свести решение уравнения четвертой степени к кубическому уравнению.

Решение двучленного уравнения четвертой степени

Это простейший тип уравнений четвертой степени. Запись уравнения имеет вид A x 4 + B = 0 .

Для решения этого типа уравнений применяются формулы сокращенного умножения:

A x 4 + B = 0 x 4 + B A = 0 x 4 + 2 B A x 2 + B A — 2 B A x 2 = 0 x 2 + B A 2 — 2 B A x 2 = 0 x 2 — 2 B A 4 x + B A x 2 + 2 B A 4 x + B A = 0

Остается лишь найти корни квадратных трехчленов.

Решить уравнение четвертой степени 4 x 4 + 1 = 0 .

Решение

Для начала проведем разложение многочлена 4 x 4 + 1 на множители:

4 x 4 + 1 = 4 x 4 + 4 x 2 + 1 = ( 2 x 2 + 1 ) 2 — 4 x 2 = 2 x 2 — 2 x + 1 ( 2 x 2 + 2 x + 1 )

Теперь найдем корни квадратных трехчленов.

2 x 2 — 2 x + 1 = 0 D = ( — 2 ) 2 — 4 · 2 · 1 = — 4 x 1 = 2 + D 2 · 2 = 1 2 + i x 2 = 2 — D 2 · 2 = 1 2 — i

2 x 2 + 2 x + 1 = 0 D = 2 2 — 4 · 2 · 1 = — 4 x 3 = — 2 + D 2 · 2 = — 1 2 + i x 4 = — 2 — D 2 · 2 = — 1 2 — i

Мы получили четыре комплексных корня.

Ответ: x = 1 2 ± i и x = — 1 2 ± i .

Решение возвратного уравнения четвертой степени

Возвратные уравнения четвертого порядка имеют вид A x 4 + B x 3 + C x 2 + B x + A = 0

х = 0 не является корнем этого уравнения: A · 0 4 + B · 0 3 + C · 0 2 + B · 0 + A = A ≠ 0 . Поэтому на x 2 можно смело разделить обе части этого уравнения:

A x 4 + B x 3 + C x 2 + B x + A = 0 A x 2 + B x + C + B x + A x 2 = 0 A x 2 + A x 2 + B x + B x + C = 0 A x 2 + 1 x 2 + B x + 1 x + C = 0

Проведем замену переменных x + 1 x = y ⇒ x + 1 x 2 = y 2 ⇒ x 2 + 1 x 2 = y 2 — 2 :

A x 2 + 1 x 2 + B x + 1 x + C = 0 A ( y 2 — 2 ) + B y + C = 0 A y 2 + B y + C — 2 A = 0

Так мы проведи сведение возвратного уравнения четвертой степени к квадратному уравнению.

Найти все комплексные корни уравнения 2 x 4 + 2 3 + 2 x 3 + 4 + 6 x 2 + 2 3 + 2 x + 2 = 0 .

Решение

Симметрия коэффициентов подсказывает нам, что мы имеем дело с возвратным уравнением четвертой степени. Проведем деление обеих частей на x 2 :

2 x 2 + 2 3 + 2 x + 4 + 6 + 2 3 + 2 x + 2 x 2 = 0

2 x 2 + 2 x 2 + 2 3 + 2 x + 2 3 + 2 x + 4 + 6 + = 0 2 x 2 + 1 x 2 + 2 3 + 2 x + 1 x + 4 + 6 = 0

Проведем замену переменной x + 1 x = y ⇒ x + 1 x 2 = y 2 ⇒ x 2 + 1 x 2 = y 2 — 2

2 x 2 + 1 x 2 + 2 3 + 2 x + 1 x + 4 + 6 = 0 2 y 2 — 2 + 2 3 + 2 y + 4 + 6 = 0 2 y 2 + 2 3 + 2 y + 6 = 0

Решим полученное квадратное уравнение:

D = 2 3 + 2 2 — 4 · 2 · 6 = 12 + 4 6 + 2 — 8 6 = = 12 — 4 6 + 2 = 2 3 — 2 2 y 1 = — 2 3 — 2 + D 2 · 2 = — 2 3 — 2 + 2 3 — 2 4 = — 2 2 y 2 = — 2 3 — 2 — D 2 · 2 = — 2 3 — 2 — 2 3 + 2 4 = — 3

Вернемся к замене: x + 1 x = — 2 2 , x + 1 x = — 3 .

Решим первое уравнение:

x + 1 x = — 2 2 ⇒ 2 x 2 + 2 x + 2 = 0 D = 2 2 — 4 · 2 · 2 = — 14 x 1 = — 2 — D 2 · 2 = — 2 4 + i · 14 4 x 2 = — 2 — D 2 · 2 = — 2 4 — i · 14 4

Решим второе уравнение:

x + 1 x = — 3 ⇒ x 2 + 3 x + 1 = 0 D = 3 2 — 4 · 1 · 1 = — 1 x 3 = — 3 + D 2 = — 3 2 + i · 1 2 x 4 = — 3 — D 2 = — 3 2 — i · 1 2

Ответ: x = — 2 4 ± i · 14 4 и x = — 3 2 ± i · 1 2 .

Решение биквадратного уравнения

Биквадратные уравнения четвертой степени имеют вид A x 4 + B x 2 + C = 0 . Мы можем свести такое уравнение к квадратному A y 2 + B y + C = 0 путем замены y = x 2 . Это стандартный прием.

Решить биквадратное уравнение 2 x 4 + 5 x 2 — 3 = 0 .

Решение

Выполним замену переменной y = x 2 , что позволит нам свести исходное уравнение к квадратному:

2 y 2 + 5 y — 3 = 0 D = 5 2 — 4 · 2 · ( — 3 ) = 49 y 1 = — 5 + D 2 · 2 = — 5 + 7 4 = 1 2 y 2 = — 5 — D 2 · 2 = — 5 — 7 4 = — 3

Следовательно, x 2 = 1 2 или x 2 = — 3 .

Первое равенство позволяет нам получить корень x = ± 1 2 . Второе равенство не имеет действительных корней, зато имеет комплексно сопряженных корней x = ± i · 3 .

Ответ: x = ± 1 2 и x = ± i · 3 .

Найти все комплексные корни биквадратного уравнения 16 x 4 + 145 x 2 + 9 = 0 .

Решение

Используем метод замены y = x 2 для того, чтобы свести исходное биквадратное уравнение к квадратному:

16 y 2 + 145 y + 9 = 0 D = 145 2 — 4 · 16 · 9 = 20449 y 1 = — 145 + D 2 · 16 = — 145 + 143 32 = — 1 16 y 2 = — 145 — D 2 · 16 = — 145 — 143 32 = — 9

Поэтому, в силу замены переменной, x 2 = — 1 16 или x 2 = — 9 .

Ответ: x 1 , 2 = ± 1 4 · i , x 3 , 4 = ± 3 · i .

Решение уравнений четвертой степени с рациональными корнями

Алгоритм нахождения рациональных корней уравнения четвертой степени приведен в материале «Решение уравнений высших степеней».

Решение уравнений четвертой степени по методу Феррари

Уравнения четвертой степени вида x 4 + A x 3 + B x 2 + C x + D = 0 в общем случае можно решить с применением метода Феррари. Для этого необходимо найти y 0 . Это любой из корней кубического уравнения y 3 — B y 2 + A C — 4 D y — A 2 D + 4 B D — C 2 = 0 . После этого необходимо решить два квадратных уравнения x 2 + A 2 x + y 0 2 + A 2 4 — B + y 0 x 2 + A 2 y 0 — C x + y 0 2 4 — D = 0 , у которых подкоренное выражение является полным квадратом.

Корни, полученные в ходе вычислений, будут корнями исходного уравнения четвертой степени.

Найти корни уравнения x 4 + 3 x 3 + 3 x 2 — x — 6 = 0 .

Решение

Имеем А = 3 , В = 3 , С = — 1 , D = — 6 . Применим метод Феррари для решения данного уравнения.

Составим и решим кубическое уравнение:
y 3 — B y 2 + A C — 4 D y — A 2 D + 4 B D — C 2 = 0 y 3 — 3 y 2 + 21 y — 19 = 0

Одним из корней кубического уравнения будет y 0 = 1 , так как 1 3 — 3 · 1 2 + 21 · 1 — 19 = 0 .

Запишем два квадратных уравнения:
x 2 + A 2 x + y 0 2 ± A 2 4 — B + y 0 x 2 + A 2 y 0 — C x + y 0 2 4 — D = 0 x 2 + 3 2 x + 1 2 ± 1 4 x 2 + 5 2 x + 25 4 = 0 x 2 + 3 2 x + 1 2 ± 1 2 x + 5 2 2 = 0

x 2 + 3 2 x + 1 2 + 1 2 x + 5 2 = 0 или x 2 + 3 2 x + 1 2 — 1 2 x — 5 2 = 0

x 2 + 2 x + 3 = 0 или x 2 + x — 2 = 0

Корнями первого уравнения будут x = — 1 ± i · 2 , корнями второго х = 1 и х = — 2 .

Ответ: x 1 , 2 = — 1 ± i 2 , x 3 = 1 , x 4 = — 2 .

Урок по математике на тему «Биквадратные уравнения» (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ . ⭮? ?ࠢ. pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Целое уравнение и его корни

Физкультминутка Сжать руку в кулак, разжать; Поставить ногу на пятку, на носок; Мысленно посчитать 1-2-3-4-вдох, 1-2-3-4-выдох; Закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на одном предмете (ручка, окно, животное и т.д.).

Спасибо за урок!! «Никогда не считай, что ты знаешь все, что тебе уже больше нечему учиться. Учитесь, добывайте новые знания, и они вам всегда пригодятся».

Выбранный для просмотра документ . docx

Тема: Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения (9 класс)

Бурко Татьяна Геннадьевна, лицей 35 им. Буткова В.В., г. Калининград

Данный урок является третьим из четырёх уроков, которые отводятся на изучение темы «Целое уравнение и его корни» Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра, 9», Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова. Данная тема включена в главу «Уравнения и неравенства с одной переменной». Изучение данной темы начинается с рассмотрения понятия целого уравнения, определения степени уравнения, где рассматриваются различные виды уравнения: ах+ b =0 – уравнение первой степени, ax 2 + bx + c =0 – уравнение второй степени, ax 3 + bx 2 + cx + d =0 – уравнение третьей степени, ax 4 + bx 3 + cx 2 + d х+е=0 – уравнение четвертой степени, где а, b , с, d — некоторые числа, причем а≠0. Решение уравнения, степень которого больше двух, иногда решается введением новой переменной. Эти сведения используются при решении биквадратных уравнений. Важно, чтобы учащиеся понимали, что биквадратное уравнение можно привести к квадратному уравнению методом введения новой переменной.

Цель урока : сформировать умение решать биквадратные уравнения.

Образовательные задачи урока :

ознакомить учащихся с понятием биквадратного уравнения,

рассмотреть способ решения уравнений приводящих к квадратным уравнениям,

научить учащихся решать данные уравнения

Развивающие задачи урока:

развивать активность учащихся,

формировать учебно – познавательные действия при решении уравнений,

развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Воспитательные задачи урока:

воспитывать культуру умственного труда;

воспитывать информационную культуру.

На данном уроке используются: презентация, сделанная в программе Power Point .

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные и практические задания.

Постановка цели урока. Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Проверка домашнего задания.

— выяснение того, кто из учащихся справился с заданием и готов к усвоению нового материала;

— проверка правильности выполнения задания.

№ 277. Решите уравнение.

кто не справился с заданием;

кто выполнил задание;

какое выражение заменили новой переменной

какое уравнение получилось

какие корни имеет полученное уравнение

формулу нахождения дискриминанта, корней квадратного уравнения.

Открывается решение, выполненное одним из учащихся

( сделать перед началом урока).

Учащиеся называют причины затруднений при выполнении задания.

— Ввод новой переменной;

— Нахождение корней уравнения

Проверяют правильность решения задачи по предложенному образцу.

Индивидуальные и практические задания.

проверка знаний учащихся изученного ранее материала.

Индивидуальное задание слабым учащимся.

Решить квадратные уравнения с помощью формулы корней квадратного уравнения:

Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Индивидуальные задания средним учащимся.

Найти корни квадратного уравнения по теореме Виета:

Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему Виета

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему Виета

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя формулу корней

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Задание: Решить квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета

(корни уравнения запишите в порядке возрастания через точку с запятой)

Практическая работа по подготовке к ОГЭ (остальная часть класса)

Сайт «РЕШУ ОГЭ», вариант 10309297 (5 заданий), возможна оценка.

-актуализация опыта учащихся по данной теме;

-подготовка учащихся к усвоению нового материала;

-организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.

— 4) Найдите корни уравнений;

— 6) Какой теоремой воспользовались при нахождении корней квадратного уравнения?

Каким способом решить данное уравнение?

Чему равен корень четвертой степени из 625?

Как решить данное уравнение? Постановка проблемы.

Теоремой, обратной теореме Виета: 3; 4.

Теоремой, обратной теореме Виета: -3; -2.

Вынесением общего множителя за скобки: 0; 1.

9) Проблемная ситуация . Учащиеся понимают, что ответ могут дать лишь наугад, так как не хватает знаний.

5. Физкультминутка. Слайд.

Упражнения для релаксации (готовимся к успешной сдаче ОГЭ по математике).

Сжать руку в кулак, разжать;

Поставить ногу на пятку, на носок;

Мысленно посчитать 1-2-3-4-вдох, 1-2-3-4-выдох;

Закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на одном предмете (ручка, окно, животное и т.д.).

Постановка цели урока.

Изучение нового материала.

-ввести понятие биквадратного уравнения;

рассмотреть способ решения данного уравнения;

развивать активность учащихся.

Вы уже знаете, какое уравнение называется квадратным и как оно выглядит. Вспомните! Но есть ещё один вид уравнений (№9 в устной работе), решение которого сводится к решению квадратного. Какой?

Уравнение такого вида называется биквадратным уравнением.

Вот теперь пишем в тетрадях число, сегодня 16.11.2017, классная работа, тема урока «Биквадратные уравнения». И запишем общий вид этого уравнения.

Кто скажет, чем это уравнение отличается от квадратного? Хорошо. Но почему биквадратное? Кто знает, что означает приставка «би»? ( Два ) Посмотрите на это уравнение. Вы сказали, чем оно отличается, и приставка «би» указывает, что это уравнение как бы дважды квадратное. То есть, мы неизвестные в квадратном уравнении при старшем и втором коэффициенте возвели в квадрат и получили биквадратное уравнение. Все разобрались, уравнение какого вида называется биквадратным? ( Да )

А теперь выясним, как решаются такие уравнения. Значит, для того, чтобы решить биквадратное уравнение, необходимо ввести новую переменную , решить полученное квадратное уравнение относительно переменной , а затем вернуться к переменной .

Давайте посмотрим, как этот алгоритм применяется на практике. Сейчас я буду показывать, как правильно оформлять решение такого уравнения. Все записываем в тетрадь.

Нам дано следующее уравнение

. Это, какое уравнение? ( Биквадратное ).

Введем замену . Получили уравнение

Это, уравнение какое? ( Квадратное ). Умеем решать квадратное уравнение? ( Да ).

Решите в тетради и назовете мне корни ().

Хорошо. Но это мы нашли корни квадратного уравнения, а не биквадратного.

Пишем ниже возвращаемся к замене . К какой замене? И теперь задача свелась к решению двух уравнений. Каких? ().

Чему равны корни первого уравнения? (-1 и 1) А второго? (-2 и 2).

И теперь пишем ответ. Ответ:-2; -1; 1; 2.

Закрепление нового материала.

— выработка навыка решения уравнений;

— развивать умение обобщать, строить умозаключения, делать выводы;

— развитие творческой стороны мыслительной деятельности учащихся.

Учащимся предлагается по рядам выполнить задание: решить уравнение. Слайд.

Учитель координирует действия учащихся, помогает выполнять и обосновывать решение. Учащиеся по рядам дают ответы и записывают на доске решение.


источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/systems/reshenie-uravnenij-chetvertoj-stepeni/

http://infourok.ru/urok-po-matematike-na-temu-bikvadratnie-uravneniya-klass-3600563.html