Целые уравнения и их корни 9 класс

Целое уравнение и его корни
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме

целое уравнение и его корни-презентация по алгебре 9 класс — рассчитана на средний уровень обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
celoe_uravnenie_i_ego_korni.pptx507.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЦЕЛОЕ УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 9 класс ГБОУ СОШ № 544 учитель математики: Зотова Ирина Вячеславовна

Психологическая установка продолжаем обобщать и углублять сведения об уравнениях; знакомимся с понятием целого рационального и дробного рационального уравнения; с понятием степени уравнения; формируем навыки решения уравнений.; контролируем уровень усвоения материала; На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться. Каждый учащийся сам себе дает установку.

План урока Какие уравнения называются целыми? Что называется степенью уравнения? Сколько корней имеет уравнение n- й степени? Методы решения уравнений первой, второй и третьей степени.

Уравнения Целые Дробные Например: + x² = x³ -2( x -1) — = 3 x² = ; = x +5 2 x -1=

ЦЕЛЫМ УРАВНЕНИЕМ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ НАЗЫВАЕТСЯ УРАВНЕНИЕ, ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ ЧАСТИ КОТОРОГО- ЦЕЛЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Если уравнение с одной переменной записано в виде P( x) = 0, где P(x) — многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью данного уравнения Например: -2 x ³+2 x -1=0 (5-я степень) -14 x²-3=0 (4-я степень)

Уравнение n -й степени имеет не более n корней

Методы решения целых уравнений: ax + b = 0 Линейное уравнение ax²+bx+c=0 Квадратное уравнение Нет корней Один корень x = — x- D 0 D=0 X =

Уравнение третьей степени вида: a x³+bx²+cx + d=0 Путем разложения на множители Решить уравнение: x³-8 x²-x+8=0 Решение: Разложим левую часть уравнения на множители: x²( x-8)-(x-8)=0 (x-8)(x²-1)=0 Ответ: =1, =-1.

Какова степень уравнения? 2 x² + 6 =0 5 x³- 5x(x²+4)=17 x²(x+4)- ( x-2)(x²+1)=3

Решить уравнение: (8 x-1)(2x-3)-(4x-1)²=38 Решение: Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые 16 x²-24x-2x+3-16x²+8x-138=0 -18x-36=0 x+2=0 x=-2 Ответ: x=-2

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока алгебры в 9 классе по теме «Целое уравнение и его корни»

План-конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Целое уравнение и его корни». урок изучения нового материала, рассматриваются методы решения целых уравнений с одной переменной выше второй .

урок на тему «Целое уравнение и его корни»

урок на тему «Целое уравнеие и его корни» был показан учителям математики района 25 октября 2011 года в целях распрастранения и обагащения опыта.

9 класс. Целое уравнение и его корни.

Презентация к уроку.

Целое уравнение и его корни. План-конспект урока в 9 классе

Тип урока: совершенствование умений и навыков.

Тест-тренажер «Степенная функция.Корень п-ой степени.Целое уравнение и его корни»

Тесты ориентированы на учебник «Алгебра 9 класс» Ю.Н.Макарычева, под редакцией С.А.Теляковского, представлены в 2 вариантах и выдержаны в единой структуре: 9 заданий .

Урок алгебры в 9 классе «Целые уравнения и его корни»

Урок алгебры в 9 классе по теме «Целые уравнения и его корни&raquo.

«Целое уравнение и его корни» — конспект урока с презентацией по алгебре в 9 классе

Урок ознакомления с новым материаломОрганизация деятельности учащихся на уроке:-самостоятельно выходят на проблему и решают её;-самостоятельно определяют тему, цели урока;-выводят правила решения целы.

Конспекты уроков по алгебре в 9 классе по теме «Целое уравнение и его корни»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ УРОК1,2 на конкурс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

села Орловки Буденновского района»

Конспекты уроков по алгебре в 9 классе

по теме «Целое уравнение и его корни»

2012-2013 уч. год

Тема урока: «Целое уравнение и его корни».

обобщить и углубить сведения об уравнениях;

ввести понятие целого уравнения и его степени, его корней;

рассмотреть способ решения целого уравнения с помощью разложения на множители;

развитие математического и общего кругозора, логического мышления, умение анализировать, делать вывод;

воспитывать самостоятельность, четкость и аккуратность в действиях.

Учебник: Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.- 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Оборудование: компьютер с проектором, презентация «Целые уравнения»

Сообщение темы урока, цели.

Сегодня мы познакомимся с новым видом уравнений – это целые уравнения. Научимся их решать.

Запишем в тетради число, классная работа и тему урока: «Целое уравнение, его корни».

2.Актуализация опорных знаний.

Ответы: 1)х = -2; 2) х =1/2; 3) х = -4, +4; 4) х = -8; 5) корней нет; 6) х = 0

— определите степень каждого многочлена:

38х 5 +8-3 y 7 y -76х 6 9х-76х 2 +12

3.Формирование новых понятий.

Беседа с учениками:

Что такое уравнение? (равенство, содержащее неизвестное число)

Какие виды уравнений вы знаете? (линейные, квадратные)

Приведите примеры линейных уравнений, квадратных.

-Сколько корней может иметь линейное уравнение?) (один, множество и ни одного корня)

1)5х=0 2) 0 y =3 в)6х-2=4

-Какое из этих уравнений имеет один корень? (не имеет корней, имеет множество решений)

-Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

Отчего зависит количество корней? (от дискриминанта)

-В каком случае квадратное уравнение имеет 2 корня?( Д>0)

— В каком случае квадратное уравнение имеет 1 корень? (Д=0)

— В каком случае квадратное уравнение не имеет корней? ( Д 0)

-Дадим определение данному типу уравнений, но для начала вспомним, какие выражения называются целыми? (Целые выражения это такие, которые состоят из умножения, сложения, вычитания выражений содержащих переменную, а также деления на число)

Целое уравнение – это уравнение левая и правая часть, которого является целым выражением. (читают вслух).

Приведем примеры целых уравнений:

Приведите и запишите свой пример целого уравнения (попросить нескольких учеников записать на доске свои уравнения)

-Из рассмотренных линейных и квадратных уравнений, мы видим, что количество корней не больше его степени.

-Как вы думаете, можно ли не решая уравнения, определить количество его корней? (возможные ответы детей)

-Познакомимся с правилом определения степени целого уравнения?

Если уравнение с одной переменной записано в виде Р(х)=0, где Р(х)- многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения. Степенью произвольного целого уравнения называют степень равносильного ему уравнения вида Р(х)=0, где Р(х)- многочлен стандартного вида.

Уравнение n ой степени имеет не более n корней.

Например: 1)4х 4 -5х 2 +1=0; 2)(х-2)(х+2)=0

-Являются ли эти уравнения целыми?

-Записаны ли эти уравнения в виде Р(х)=0?

-Степень какого уравнения можно определить сразу? (1)

-Сколько корней может иметь это уравнение?

-Что нужно сделать со вторым уравнением, чтобы определить его степень?

( заменить ему равносильным и записать в виде Р(х)=0)

Замените это уравнение ему равносильным и запишите в виде Р(х)=0

-Определите степень полученного уравнения

— Сколько корней может иметь 2 уравнение?

Целое уравнение можно решить несколькими способами:

способы решения целых уравнений

разложение на множители графический введение новой

(Записывают схему в тетрадь)

Сегодня мы рассмотрим один из них: разложение на множители на примере следующего уравнения: ( на доске объясняет учитель , ученики записывают в тетрадь решение уравнения)

-Как называется способ разложения на множители, с помощью которого можно левую часть уравнения разложить на множители? (способ группировки). Разложим левую часть уравнения на множители, а для этого сгруппируем слагаемые, стоящие в левой части уравнения.

-Когда произведение множителей равно нулю? (когда хотя бы один из множителей равен нулю). Приравняем к нулю каждый множитель уравнения.

Решим полученные уравнения

-Сколько корней мы получили? (запись в тетради)

4.Формирование умений и навыков. Практическая часть.

работа по учебнику №265( устно а-в, г-д- запись в тетради)

Какова степень уравнения и сколько корней имеет каждое из уравнений:

Ответы: а) 5, б) 6, в) 5, г) 2, д) 1, е) 1

266 (решение у доски с объяснением)

268 (решение у доски с объяснением)

Докажите, что уравнение не имеет корней:

Запишем уравнение в виде 5 x 6 +6 x 4 + x 2 =–4.

В левую часть уравнения х входит только в четной степени, следовательно, число неотрицательное, а в правой части — число отрицательное, значит, уравнение корней не имеет.

Закрепление теоретического материала:

Какое уравнение с одной переменной называется целым? Приведите пример.

Как найти степень целого уравнения? Сколько корней имеет уравнение с одной переменной первой, второй степени?

— Дайте оценку своей работе и прикрепите цветной магнит на доске.

1)Отлично, вопросов нет …

2)Хорошо, но могу лучше …

Пока испытываю трудности …

7. Домашнее задание:

Тема урока: «Целое уравнение и его корни».

дать понятие биквадратного уравнения и способа его решения;

развивать умение определять степень целого уравнения, его корни;

рассмотреть способ решения целого уравнения третьей степени с помощью введения новой переменной;

развивать умение самостоятельно выбирать рациональный способ решения целого уравнения;

развитие математического и общего кругозора, логического мышления; умения ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления; развивать внимательность, собранность и аккуратность.

воспитывать самостоятельность, четкость и аккуратность в действиях.

развитие способности проявлять себя в различных социальных ролях- исполнителя, эксперта, исследователя, помощника; обучение культуре общения в коллективе .

Учебник: Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.- 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Оборудование: компьютер с проектором, презентация «Целые уравнения»

Сообщение темы урока, цели.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме» Целое уравнение и его корни», познакомимся с новым способом решения целых уравнений. В тетрадях записываем число, классная работа, тему урока

2.Актуализация опорных знаний.

-Какое уравнение называется целым?

-Являются ли эти уравнения целыми? Почему? (т.к их левые и правые части являются целыми выражениями, то эти уравнения-целые)

-Найдите корни данных уравнений и определите их степень.

(х-5)(х+1)(3х-6) =0 ( корни :-1;2;5; 3степень)

х(х 2 -4)=0 (корни:-2;0;2; 3 степень)

(х 2 +49)(х+3)=0 (корень -3; 3 степень)

(2х-4)(х 3 -1)=0 (корни:1;2; 4 степень)

(х 3 +1)(х 2 -25)=0 (корни:-5;-1;5; 5 степень)

-Какими способами можно решать целые уравнения?

-В чём заключается сущность способа разложения на множители?

-Как вы думаете, всегда ли возможно решить целое уравнение этим способом?

3 . Изучение нового материала

1)решим уравнение (х 2 -5х+4)(х 2 -5х+6)=120 (1)

-Как будем решать это уравнение?

(раскроем скобки, перенесём все члены уравнения в левую часть, приведём подобные)

запись в тетрадях и на доске х 4 -10х 3 +6х 2- 5х 3 +25х 2 -30х+4х 2 -20х+24-120=0

х 4 -10х 3 +35х 2 -50х-96=0

-Знаем ли мы способ решения уравнения четвёртой степени? (ответы детей)

Уравнения, степень которых выше двух, иногда удаётся решить, введя новую переменную

-Что особенного в уравнении (1)?

-В левой части уравнения (1) переменная х входит только в выражение х 2 -5х.

-Сколько раз повторяется это выражение? (дважды)

Это позволяет решить это уравнение с помощью введения новой переменной

(учитель объясняет и записывает решение на доске, а дети в тетради)

(х 2 -5х+4)(х 2 -5х+6)=120

1.Введём новую переменную y =х 2 -5х.

2.Получим уравнение (у+4)(у+6)=120.

3.Решим данное уравнение: у 2 +6у+4у+24-120=0

Д=10 2 -4 1 (-96)=100+384=484 0, 2 корня

у=

у=

4.Вернёмся к замене:

х 2 -5х=6 и х 2 -5х=-16

х 2 -5х-6=0 х 2 -5х+16=0

Д=(-5) 2 -4 1 (-6)=49 0, Д=(-5) 2 -4 1 16=-41 ,

2 корня нет корней

х=

х=

-Составим алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным :

Алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным :

Ввести замену переменной.

Составить квадратное уравнение с новой переменной и решить его

Вернуться к замене переменной.

Решить получившиеся уравнения.

Сделать вывод о количестве корней.

2)рассмотрим уравнение 9х 4 -10х 2 +1=0

-Определите степень этого уравнения

-Можно ли решить это уравнение уже изученными способами?

-Для решения уравнений четвёртой степени, имеющих вид ах 4 + b х 2 +с=0 используют метод введения новой переменной. Дадим определение уравнений этого вида.

Уравнения вида ах 4 + b х 2 +с=0 , где а 0, являющиеся квадратными относительно х 2 , называют биквадратными .

Решим уравнение 9х 4 -10х 2 +1=0

1.Введём новую переменную: у=х 2 .

2. Получим уравнение: 9у 2 -10у+1=0

Далее учащиеся самостоятельно решают полученное уравнение в тетрадях , 1 ученик у доски для последующей проверки)

Д=(-10) 2 -4 9 100-36=64

у =

у=

у 1 = или у 2 =1

Вернёмся к замене: х 2 = или х 2 =1

х 1 = 2 =- х 3 =1; х 4 =-1.

Ответ: — ; -1; ;1.

4.Закрепление изученного материала:

работа по учебнику№277(а),№278(а) (используя индивидуальные карточки и с алгоритмом решения уравнений, приводимых к квадратным)

(х 2 +3) 2 -11(х 2 +3)+28=0. Пусть х 2 +3=у

Д=(-11) 2 -4

у=

Вернёмся к замене: х 2 +3=7 или х 2 +3=4

х 4 -5х 2 -36=0. Пусть х 2 =у.

Тогда у 2 -5у-36=0

Д=(-5) 2 —

у=

у=

Вернёмся к замене: х 2 =9 или х 2 =-4

-Дайте определение биквадратного уравнения. Объясните, как решают биквадратные уравнения?

-Уравнения каких степеней мы рассмотрели?

Для курса высшей математики известны формулы для нахождения корней третьей и четвёртой степени, однако они сложны и громоздки и не имеют практического применения. Для уравнений пятой и более высоких степеней формул не существует. Это было доказано в 19 веке Нильсом Абелем и Эваристом Галуа.

анкета для учащихся (смотри приложение)

составить и решить уравнения высших степеней на данные методы решения (по 2 уравнения)

Урок алгебры в 9-м классе по теме «Целое уравнение и его корни»

Разделы: Математика

– систематизировать и контролировать уровень усвоения знаний по данной теме;

– провести диагностику усвоения знаний по умению решать целые уравнения;

– формировать умения применять изученные формулы и способы в решении упражнений.

– воспитывать ответственное отношение к учебе;

– умение преодолевать учебные трудности;

– формировать навык работы учащихся в парах.

– развитие познавательного интереса учащихся к предмету;

– развитие в учащихся самостоятельности в учебной деятельности;

– развитие логического мышления.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, раздаточный материал с разно уровневой самостоятельной работой, раздаточный материал с заданиями среза знаний, стенд с таблицей квадратов, стенд с формулами квадратных уравнений.

Этапы урокаВремя
1Организационный момент.1 минута
2Устные упражнения. Подготовка к основному этапу урока.5 минут
3Актуализация опорных знаний.5 минут
4Работа в парах, в процессе которой раскрывается познавательное содержание, интерес к предмету.10 минут
5Обобщение и систематизация знаний.7 минут
6Итог урока1 минута
7Домашнее задание1 минута
8Разно уровневая самостоятельная работа. Самопроверка знаний в виде среза знаний.15 минут
9Рефлексия.
Деятельность учителяДеятельность ученика
1Оргмомент. Тема урока, цели урока.Слушают учителя.
2Устные упражнения (записаны на доске).

Найдите ошибку в решении уравнений:

Соотнесите простейшие целые уравнения и ответы:

а) х 3 – 3х 2 = 0 1. 0; — ;

б) 2 2. – 6; 6

в) 9х 5 – х 3 = 0 3. – 5: 5

г) 4. 0; 3

АБВГ
4312
Выполняют устные упражнения и заполняют таблицу на доске.3Виды целых уравнений:

5х 2 + 14х — 3 = 0

х 4 + 8х 2 — 9 = 0

I. Неполные квадратные уравнения: 1; 3

II. Полные квадратные уравнения: 2; 5

III. Биквадратные уравнения: 4; 6

Решить уравнение: х 5 — х 3 – 12х = 0Ученики в тетрадях соотносят данные уравнения в нужные группы.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях решают уравнения.4Работа в парах.

х 4 — 6х 2 + 8 = 0 (павлин)

х 3 + 2х 2 – 3х = 0 (пеликан)

х 5 + х 3 – 6х = 0 (сова)

х 3 — 3х 2 – 4х +12 = 0 (аист)Ученики решают уравнения и заполняют таблицу, свободную клетку таблицы заполняют словом “лебедь”.5Тема “Целые уравнения и его корни” является одной из важных, главных составляющих ОГЭ.

Решим более сложные целые уравнения:

( 3х 2 – 8) 2 – 17 (3х 2 – 8) — 38 = 0

( х 2 + 3х + 1) (х 2 + 3х + 3) = — 1

(х 2 + 5) 2 = (5х – 1) 21, 2 уравнения решают ученики, 3 уравнение решает ученик с помощью учителя.6Итог урока.Слушают учителя7Домашнее задание (по учебнику Ю.Н. Макарычева “Алгебра 9”

№ 273 г, д, е; № 277 а, б; № 278 г, д, е, повторить пункт 12.8Срез знаний:

Разноуровневая самостоятельная работа, в которой присутствуют виды целых уравнений:

Б) х 4 — 26х 2 + 25 = 0

В) х 3 — 4х 2 = 9х — 36

Г) (х 2 – 5) 2 – 3 (х 2 – 5) — 4 = 02 вариант

Б) х 4 — 17х 2 + 16 = 0

В) х 3 + 9х 2 = 4х + 36

Г) (х 2 – 3) 2 + х 2 – 3 = 2Учащиеся решают самостоятельную работу и отвечают на вопросы.9Рефлексия.

На карточках с самостоятельной работой записаны вопросы.

Ученики должны поставить + или — .

1) Я умею решать целые уравнения:

А) неполные квадратные уравнения;

Б) биквадратные уравнения;

В) уравнения, в которых используется замена выражения.

2) Я знаю наизусть формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения;

3) Мне нравится решать простейшие целые уравнения;

4) Мне нравится решать целые уравнения повышенной сложности;

5) Из всех уравнений мне больше всего нравится решать:


источники:

http://infourok.ru/konspekti-urokov-po-algebre-v-klasse-po-teme-celoe-uravnenie-i-ego-korni-300829.html

http://urok.1sept.ru/articles/652174