Цепочка уравнений реакций по металлам

Химия

План урока:

Почему связь между классами веществ считается генетической

Чтобы разобраться в этом вопросе. Вспомним состав классов веществ, с которыми Вы познакомились на предыдущих занятиях.

Обратите внимание, что соли содержат в себе частицы как оснований (атомы металла), так и кислот (кислотных остатков). Если соль рассматривать как «венец» превращений, то давайте, попытаемся прийти к истокам. Всё начинается с простого, точнее металла и неметалла, как простых веществ.

Попробуем построить генетический ряд металлов, переходя от одного класса к другому.

Возьмём, к примеру, металлы кальций и медь, подставив их в цепочку уравнений.

Обратите внимание, что данные металлы отличаются своей реакционной способностью.

Получается, эта генетическая связь соединений присуща только для активных металлов, оксиды которых, реагируя с водой, дают продукт в виде щёлочи.

Для металлов, которые отличаются малой активностью, переход от вещества, находящегося в простом состоянии, к соли, происходит путём превращений.

Поскольку основные оксиды реагируют с металлами (более активными, чем металлы, которые входят в состав оксида), то эту схему можно сократить.

Аналогичным способом можно составить генетический ряд неметаллов, начиная от неметалла заканчивая солью или неметаллом.

Подставим в цепочку уравнений фосфор и кремний.

А возможны иные пути решения данных цепочек уравнений. Способы получения кислотных оксидов реализуются путём взаимодействия простых веществ с кислородом. А вот не с каждого оксида можно получить ему соответствующую кислоту, путём прибавления воды. Поскольку кремниевая кислота нерастворима в воде, то необходимо получить сначала соль, а потом уже и кислоту.

В данном решении предлагается добыть соль Na3PO4, взаимодействием основания и кислоты. Однако можно использовать и другие варианты, которые также будут верны.

Если объединить генетические ряды металлов и неметаллов, получим дружную семью неорганических соединений, где каждое вещество связано неразрывной нитью с другими классами. Таблица 1.

Данная таблица отображает, как реагируют между собой вещества и какие продукты возможны, вследствие реакции.

Промоделируем на примере: В вашем распоряжении имеются следующие вещества: оксид серы (VI), гидроксид бария, соляная кислота, карбонат кальция и железо. Ваша задача спрогнозировать, между какими соединениями возможна реакция и, записать, соответствующие уравнения реакций.

Подтвердив свои прогнозы молекулярно-ионными уравнениями в сокращённом и полном виде.

Родственные связи между металлами и неметаллами

Кислород является типичным представителем неметаллов. Он является достаточно сильным окислителем, перед которым может устоять только фтор. Получение основных оксидов происходит путём взаимодействия кислорода и металлов. Однако не все металлы охотно с ним реагируют. Щелочные реагируют бурно, именно поэтому их хранение осуществляется под слоем керосина. Необходимо заметить, что щелочные металлы не образуют оксиды во время взаимодействия с О2. Их чрезвычайная активность позволяет получать только для их характерные продукты, это будут пероксиды и надпероксиды (за исключением лития, продукт Li2O).

А вот, чтобы менее активные металлы – железо или медь прореагировали, необходимо нагревание.

Получение кислотных оксидов происходит аналогично взаимодействием неметаллов с О2.

Металлы и неметаллы в химии рассматриваются как противоположности, которые, как заряды (положительные и отрицательные) имеют свойства притягиваться. Рассмотрим на примере металла кальций и неметалла углерод.

Соль СаСО3 имеет истоки от простых веществ Са и С, промежуточным звеном являются оксиды этих веществ, для которых свойственно реагировать между собой.

Вспомним с Вами один с основных постулатов химии, а именно, закон постоянства состава вещества.

Представим, что мы с Вами химики-первооткрыватели и нам предстоит сложная задача получить азотную кислоту, которая имеет важную роль в химической промышленности. Получение кислот возможно несколькими способами. Обращаясь к таблице 1, делаем вывод, что нам доступно несколько способов, а именно.

Взаимодействие кислот с солями приведёт нас к желаемому результату, однако не забывайте, что в продукте должны увидеть газ, осадок либо окрашивание.

Способы получения средних солей доказательно показывают связь между веществами. Снова выручалочкой нам послужит таблица 1. Наша задача получить вещество, без которого, полагаем, Вы не представляете своё существование, это соль NaCl. Используя данные, видим, что доступно для её получения 4 способа (Вы ищете, где продуктом является соль и применяете данные на свой пример).

Рассмотрим подробно каждый с них.

Способы получения солей отличаются, причиной этому является то, какую именно соль мы хотим получить, кислородсодержащей,сильной или слабой кислоты. К примеру, получение Na2SO4 будет отличаться от предыдущего примера с NaCl. Количество способов будет больше, так как это соль кислородсодержащей кислоты.

Здесь следуют отметить особенность щелочных, а также щелочно-земельных металлов, для которых свойственно взаимодействие с водой. По сути, идёт два параллельных процесса.

Полученная щёлочь реагирует с кислотой.

Способы получения солей аммония несколько отличаются, от солей металлов, тем, что аммиак непосредственно реагирует с кислотами (смотри урок химическая связь) с образованием донорно-акцепторных связей.

Гидроксид аммония имеет способность взаимодействовать с кислотами, с образованием необходимого продукта, не иначе как солей аммония.

Наверняка некоторые из Вас пугал вид заданий, который был цепочек уравнений. Обобщая всё выше сказанное, рассмотрим несколько примеров.

Чтобы справится с данной задачей, проанализируем условие. Первое, что необходимо выделить – это количество уравнений (смотрим по стрелочкам, их 5). Второе определим исходное вещество – цинк, металл средней силы. Чтобы получить с него соль (не забываем о таблице 1), можно использовать 3 способа:

Выбор за Вами, одного из трёх уравнений. Переходим к следующей части цепочки ZnCl2 → Zn(OH)2. Здесь решением будет один вариант, это прибавление щёлочи.

Zn(OH)2 относится к нерастворимым основанием, поэтому при нагревании распадаются.

И наконец, итоговый продукт, металл. Его необходимо выделить из соли. Для этого необходимо взять металл, сила которого будет больше. Если эту информацию забыли, то освежить эти данные сможете с помощью урока Соли и их свойства.

Решение цепочек химических уравнений на первый взгляд кажется не посильной задачей, но если внимательно изучить свойства веществ, то они кажутся не такими уж и сложными.

Взаимопревращение между классами веществ

Обобщая сведения о свойствах неорганических соединений, составим схему 1. Взаимосвязь между классами неорганических веществ.

Эта схема и таблица 1 будут служить Вам волшебной палочкой в изучении неорганической химии.

Генетические цепочки металлы I. II. III группы главной подгруппы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Карточка № 1. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Mg → MgO → MgCO 3 → Mg ( OH ) 2 → Mg ( NO 3 ) 2 → MgO

Карточка № 2. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Ca → CaO → Ca ( OH ) 2 → CaSO 4 → BaSO 4

Карточка № 3. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 4. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 5. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 6. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 7. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 8. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Li 3 PO 4 ← LiOH ← Li → Li 2 O → LiOH → LiCl

Карточка № 9. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Mg → MgS → MgO → MgCO 3 → Mg ( OH ) 2 → Mg ( NO 3 ) 2

Карточка № 10. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 11. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

MgS → MgO → MgSO 3 → Mg ( OH ) 2 → Mg ( NO 3 ) 2 → MgO

Карточка № 12. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 13. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

CaO → CaSO 4 → Ca ( OH ) 2 → CaS → CaO → CaBr 2

Карточка № 14. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

MgO → MgSO 4 → Mg ( OH ) 2 → MgO → Mg → MgS

Карточка № 15. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Ba → BaS → BaO → Ba ( OH ) 2 → BaCl 2 → BaSO 4

Карточка № 16. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Ca → CaSO 4 → Ca ( OH ) 2 → CaO → CaS → CaO

Карточка № 17. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

MgO → MgSO 4 → Mg ( OH ) 2 → MgO → Mg → Mg 3 N 2

Карточка № 18. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Ba → BaS → BaO → Ba ( OH ) 2 → BaCl 2 → BaSO 4

Карточка № 19. 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 20 . 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточка № 21 . 9 класс.

Генетическая связь между классами соединений. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Напишите реакции, с помощью которых можно осуществить превращения.

Li 3 PO 4 ← LiOH ← Li → Li 2 O → LiCl → Li → LiBr

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 924 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 582 213 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 14.06.2017
  • 2802
  • 10
  • 14.06.2017
  • 6146
  • 85
  • 14.06.2017
  • 12477
  • 229
  • 14.06.2017
  • 3218
  • 22
  • 14.06.2017
  • 2069
  • 2
  • 14.06.2017
  • 2784
  • 6
  • 14.06.2017
  • 3738
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 14.06.2017 10354
  • DOCX 52 кбайт
  • 298 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Микурова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 64063
  • Всего материалов: 16

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи с решениями на химические свойства металлов

Химические свойства металлов

Задача 81

Написать уравнения реакций окисления следующих щелочных металлов: — в атмосфере воздуха при обычной и высокой температурах.

Решение:

Щелочные металлы стоят в начале ряда напряжений металлов. Являясь наиболее активными, они легко окисляются кислородом воздуха уже при обычных температурах. Однако для каждого из указанных металлов есть свои особенности. Литий уже при обычных температурах реагирует как с кислородом воздуха, так и со вторым компонентом воздуха — азотом, образуя, соответственно, оксид и нитрид лития:

При высоких температурах вместо оксида лития образуется пероксид лития:

Натрий: а) при обычной температуре —

б) при высоких температурах —

Калий: а) при обычной температуре — ;

б) при высоких температурах —

Задача 82

Основываясь на знании общих химических свойств металлов, написать уравнения следующих химических реакций:

Решение:

5) Электрохимическая коррозия меди с кислородной деполяризацией:

Задача 83

С какими из следующих веществ может реагировать ртуть:

Решение:

Задача 84

Среди металлов: — найти наиболее и наименее сильный восстановитель:

а) в водных средах;

б) в неводных средах.

Решение:

В водных средах количественной характеристикой восстановительных свойств металла является величина его электродного потенциала. Для изучаемых металлов величины стандартных электродных потенциалов следующие:

Наиболее низкий электродный потенциал у кальция, значит, он наиболее сильный восстановитель в водных средах, а наиболее высокий электродный потенциал у цинка, значит, он наиболее слабый восстановитель среди перечисленных металлов.

В неводных средах количественной характеристикой восстановительных свойств металла является величина его энергии ионизации.

Величины энергий ионизации изучаемых металлов находим в справочнике:

Наиболее низкая энергия ионизации (ионизационный потенциал) у натрия — самого сильного восстановителя из перечисленных металлов, наиболее высокая энергия ионизации у цинка — самого слабого восстановителя.

Задача 85

Составить и уравнять с помощью электронного баланса ОВ реакции.

Решение:

Ниже приводятся уравнения уже составленных и уравненных реакций:

Задача 86

Каким методом может быть получен металлический магний?

Решение:

Магний — это очень активный металл, его электродный потенциал

Значит, магний может быть получен не электролизом водных растворов солей магния, а электролизом расплавов его солей, например электролизом расплава :

Магний также может быть получен металлотермией при использовании какого-либо металла, химическое сродство которого к атому, с которым он связан, выше, чем у магния, например:

Докажем возможность использования Na:

Так как , то реакция термодинамически возможна. Металлический натрий может быть использован для получения металлического магния из .

Задача 87

При смешивании расплавленных масс магния и свинца образуется интерметаллическое соединение, содержащее 81% РЬ. Какова его формула?

Решение:

— формула интерметаллического соединения в общем виде. Индексы х и у находим из следующих отношений:

Таким образом, формула интерметаллического соединения — .

Задача 88

Для определения процентного содержания серебра в старой монете растворили 0,3 г этой монеты в концентрированной . Затем из полученного раствора серебра осадили раствором соляной кислоты в виде осадка . Масса осадка равна 0,199 г. Каково содержание серебра в монете?

Решение:

Уравнения химических реакций, происходящих в ходе анализа, следующие:

Согласно уравнениям этих двух реакций, 1 моль образует 1 моль .

Рассчитаем массу серебра, соответствующую 0,199 г :

Вычислим процентное содержание серебра в монете:

Эти задачи взяты со страницы решения задач по неорганической химии:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


источники:

http://infourok.ru/geneticheskie-cepochki-metalli-i-ii-iii-gruppi-glavnoy-podgruppi-1977479.html

http://lfirmal.com/zadachi-s-resheniyami-na-himicheskie-svojstva-metallov/