Умножение рациональных чисел урок 1 реши уравнение

Урок математики в 6классе:»Умножение рациональных чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

  • Программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. (Математика: программы: 5–6классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2016..)
  • учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.

Раздел программы и номер урока: Глава4.Рациональные числа и действия над ними. -70 уроков

Урок «Умножение рациональных чисел» является 20 уроком в теме: « Рациональные числа и действия над ними», третий урок в теме: «Умножение рациональных чисел»

Тема урока: «Умножение рациональных чисел»

Тип урока: Закрепление знаний и первичный контроль.

Методы обучения: Наглядный, частично-поисковый метод, диалог, метод контроля, метод организации самостоятельной деятельности, метод на основе информационных ресурсов.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа с учебником, самостоятельная работа в за компьютером ( в парах).

Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками знаний о способах решения примеров и уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения примеров различными методами.

Образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать умения решать примеры и уравнения с рациональными числами, анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с разными видами информации.

Способствовать развитию математической речи, логического мышления, оперативной памяти. умения Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Воспитывать патриотизм, чувство уважения к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы ВОВ.

Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты урока:

предметные – уметь решать примеры и уравнения разного типа с рациональными числами.

метапредметные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – уметь осуществлять самооценку и адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Уметь проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_v_6klass_2017_god.docx629.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики: Беспалова Валентина Александровна

Место работы: МБОУ Ясенецкая СШ

  • Программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. ( Математика: программы: 5–6классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир , Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2016..)
  • учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.

Раздел программы и номер урока : Глава4.Рациональные числа и действия над ними. -70 уроков

Урок «Умножение рациональных чисел» является 20 уроком в теме: « Рациональные числа и действия над ними», третий урок в теме: « Умножение рациональных чисел»

Тема урока: «Умножение рациональных чисел»

Тип урока: З акрепление знаний и первичный контроль.

Методы обучения: Наглядный, частично-поисковый метод, диалог, метод контроля, метод организации самостоятельной деятельности, метод на основе информационных ресурсов.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа с учебником, самостоятельная работа в за компьютером ( в парах).

Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками знаний о способах решения примеров и уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения примеров различными методами.

Образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать умения решать примеры и уравнения с рациональными числами, анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с разными видами информации.

Способствовать развитию математической речи, логического мышления, оперативной памяти. умения Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

В оспитывать патриотизм, чувство уважения к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы ВОВ.

Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты урока:

предметные – уметь решать примеры и уравнения разного типа с рациональными числами.

метапредметные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – уметь осуществлять самооценку и адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Уметь проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

2.Проверка домашней работы , используя Интернет-ресурс «ЯКЛАСС»

3.Постановка цели и задач урока.

4 Проверь себя. Самостоятельное решение проверкой.

5.Просмотр видео о войне.

6 Закрепление знаний (решение уравнений с рациональными числами).

7.Запись домашней работы.

9.Решение теста за компьютером.

11.Резерв. Повторение. «Найти ошибку»

Технологическая карта урока математики

6 класс Дата_ 6.03.2017

Тема: « Умножение рациональных чисел » Тип урока: Закрепление знаний, первичный контроль .

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: Формировать умения умножать рациональные числа. Способствовать развитию математической речи, памяти, внимания, мышления учащихся; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной, парной работе, при работе за компьютером.

Планируемые образовательные результаты

Уметь проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение и правила

Умножение чисел с разными знаками, умножение отрицательных чисел

Учебник, презентация , тесты, памятки

Фронтальная, индивидуальная, парная, работа за компьютером.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

универсальные учебные действия (УУД)

Проверка домашней работы

Использует Интернет-ресурс «Якласс» для анализа выполнения домашней работы

Проверка домашней работы

Исправить ошибки учащихся

(работа с доской)

Уметь находить ошибки осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, оценивать предложенные варианты решений

Познавательные: уметь структурировать свои знания.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий.

Мотивация к учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиции учебной деятельности;

Создает условия для внутренней потребности во включении в учебную деятельность.

Уточняет тип урока и намечает шаги учебной деятельности.

Определить тему и цель урока.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Скажите, какую задачу мы должны перед собой поставить сегодня на уроке?

Сегодня мы продолжим работу по теме: « Умножение рациональных чисел».

Какие числа называют рациональными

Как умножить два числа с разными знаками?Как умножить два отрицательных числа?

Дают ответы на вопросы, вспоминают правила

(если забыли : работа с учебником стр.217)

Уметь четко формулировать математические правила

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Этап самостоятельной работы с проверкой

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на знание, выявление места и причин затруднений, работа над ошибками.

Выполняют самостоятельно задание в тетради, осуществляют проверку устно.

Показывают с помощью учителя место своего затруднения и исправляют ошибки.

Уметь самостоятельно о существлять: выбор эффективного способа упрощения выражения, самоконтроль процесса выполнения задания.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Обращает внимание детей на полученные результаты в примерах, предлагает догадаться, что зашифровано в ответах Организует

Просмотр видео о войне.

Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого на уроках математики;

Воспитание патриотизма, чувства уважения к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы ВОВ.

Закрепление знаний при решении уравнения .

Организует выполнение учащимися решение уравнений

Возвращается к датам ВОВ.

Осмысливают и приступают применять известный способ решения на практике.

3) Решают самостоятельно, сверяют друг с другом, затем с доской. Один из учеников решает у доски.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ( Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Запись домашней работы

Организует запись домашней работы

  1. Придумать 3 уравнения и примера с рациональными числами , значениями которых являются знаменательные даты ВОВ, решить их.

Этап самостоятельной работы

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы за компьютером

Компьютерные тесты в двух вариантах

Выполняют задание за компьютером.

Уметь самостоятельно решать уравнения, используя компьютер

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы. Совместно договариваться о правилах поведения при работе за компьютером

Для тех ребят, кто быстро выполнил компьютерные тесты

Организует проблемно-поисковый метод.

Обращает внимание снова на ответы.(Дата начала и конца войны)

Решают самостоятельноПроверяют с помощью проектора.

Уметь решать уравнения, корректировать ошибки, ориентироваться в системе знаний.

  1. Используемая литература:
  2. учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
  3. 2. А.П. Попова Поурочные разработки по математике. 5 класс.- М.: ВАКО, 2014.
  4. 3.Мызникова Наталия Владимировна, учитель математики МБОУ лицей №1г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А. Котова
  5. .Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай.-М. Просвещение, 2013.

Используемое оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, 9 компьютеров, настроенная локальная сеть.

1.презентация «Умножение рациональных чисел» 2. Презентация «Тесты»

Т рофименко Татьяна Анатольевна,учитель математики МОУ СОШ №1 г.Острогожска Воронежской области Тестовая оболочка с единственным выбором верного ответа в PowerPoint.

5.Презентация Обвинцева Н.А. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»г. Шадринска Курганской области

Урок открытия нового знания по теме «Умножение рациональных чисел»

Разделы: Математика

  • сформировать способность к умножению рациональных чисел, использованию свойств умножения для рационализации вычислений;
  • повторить и закрепить: свойства умножения, сложения, вычитания рациональных чисел; решение уравнений и неравенств с модулем;
  • развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • воспитывать ответственное отношение к труду.
  1. Этап самоопределения (постановка целей урока) – 2 мин.
  2. Этап актуализации знаний – 3 мин.
  3. Открытие нового знания – 15 мин.
  4. Первичное осмысление и применение изученного материала – 10 мин.
  5. Этап повторения – 10 мин.
  6. Постановка домашнего задания – 2 мин.
  7. Подведение итогов урока – 3 мин.
  8. Резервное задание.

– Числа вида , где m – целое, n – натуральное, называются рациональными.

Произведение (-2)×3 есть сумма 3 слагаемых, каждое из которых равно -2.

Чтобы перемножить отрицательное число и положительное надо умножить их модули и перед произведением поставить знак минус.

Это произведение отличается от предыдущего одним знаком, следовательно, оно противоположно предыдущему, значит, ответ тоже есть число противоположное.

Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.

“ Плюс на минус даёт минус”.

“ Минус на минус даёт плюс”.

Переместительный закон умножения.

Сочетательный закон умножения.
Распределительный закон умножения относительно сложения.

Число, противоположное данному.

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
I. Постановка целей урока.Проверить подготовленность классного помещения, готовность учащихся к уроку.

– Сегодня мы продолжим изучение рациональных чисел и действий над ними.

– Какие числа называются рациональными?

– Какие действия с рациональными числами мы умеем выполнять?

– Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, как умножают положительные и отрицательные числа.

– Запишите тему урока: “Умножение рациональных чисел”.

II. Актуализация знаний (подготовка к изучению нового материала).Выписать на доске заранее -5; 12; -0,7; -2(2/7); 3,6; 0; 5.

– Какие числа называются положительными? Назовите их.

– Какие числа называются отрицательными? Назовите их.

– Что называется модулем числа?

– Найдите модули данных чисел.

– Какие числа называют противоположными?

– Приведите пример противоположных чисел.

– Числа со знаком плюс 12; 3,6; 5

– Числа со знаком минус -5; -0,7; -2(2/7).

– Модулем числа называется расстояние от начала отсчёта до точки, обозначающей данное число.
|-5|=5; |12|=12; |-0,7|=0,7; |-2(2/7|=2(2/7); |3,6| = 3,6 ; |0| =0; |5| =5.
– Числа, которые отличаются только знаком.

5 и -5.

III. Открытие нового знания.(-2)×3=?

Как используя ранее полученные знания найти значение данного выражения?

(-2) ×3 = (-2) + (-2) + (-2) = — 6

Какой вывод можно сделать?

Как выполнить умножение?

Чем отличается это выражение от предыдущего?

Какой вывод можно сделать?

Какое правило знаков можно применить для произведения?

— 3 × 9;
— 4 × (-5);
2 × (-7);
— 45× (-2);
4×(-0,8) = — 3,2;
-3/5 × 15 = — 9;
— 2,5 × (-3(1/5) ) = 8.

Действия с любыми новыми числами не должны нарушать “святая святых” – законов арифметики.

При умножении рациональных чисел должны выполняться законы арифметики:

Как называется этот закон? Сформулируйте его.

2. a(bc) = (ab)c
3. a(b + c) = ab + ac

Правила умножения на 0, 1 и -1:

a ×1 = 1× a = a
a × 0 = 0 × a = 0
a × (-1) = (-1) × a = -a

Какое число получилось?

Например:
-5×(-1) = 5
0×(-0,3) = 0
-4×1 = -4

IV. Первичное осмысление и применение изученного.№ 515 (стр.115) –

II столбик, III столбик, IV столбик.

№ 517 – устно: Сравни с нулем.

Какой вывод можно сделать?

№ 522(2). Вычисли, используя законы умножения.

8×(-0,7)=-5, 6;
-0,5×40=-20;
-0,1×(-3)=0,3;
0,9×(-0,6)=-0,54;
0×(-7,4)=0;
-7/9×3 = — 2 (1/3);
-0,04×(-10)=0,4;
6/7 ×(-9(1/3)) = -8
-0,125×(-6,4)=0,8;
2,4×(-4(1/6)) = -10;
-1×3,2=-3,2;
-9/28 ×(-2(4/5)) = 0.9

-23,798×(-18(74/169) )>0; -34(2/705) ×0,0000125 -7,30329×(-56,080808)>0;
>0; (-42,725) 3

-50×0,9×(-2)×(-0,03) = -(50×2)×(0,9×0, 03) = -2,7
0,3×(-4,28) + 0,3×(-5,72) = 0,3×(-4,28-5,72) = 0,3×(-10) = -3

V. Повторение.№ 529 (1;2): Реши уравнение.

№ 530 (1;2): Реши неравенства (ответ запиши в виде двойного неравенства).

VI. Постановка домашнего задания.П.3.2.3 – прочитать, выучить правила умножения рациональных чисел; №531(а-з), 535.
VII. Подведение итогов урока.– Какое действие с рациональными числами мы рассмотрели на уроке?

– Как перемножить два числа с разными знаками?

– Как перемножить два числа с одинаковыми знаками?

Выставить отметки за ответы в дневники.

Умножение рациональных чисел.

Поставить знак минус и перемножить их модули.

Надо перемножить их модули.

VIII. Резервные задания№ 528. Реши задачу, составляя пропорцию:

Выкурив 3 папиросы, человек принимает 2,4 мг яда никотина. Сколько яда примет человек, выкурив за день пачку папирос (20 штук)?

3/20 = 2,4/х = 16 (мг) никотина.

  1. “Математика. 6 класс” Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон; М.: “Ювента”, 2010.
  2. “Математика. 5–6 классы: Методические материалы к учебникам Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон” М.А.Кубышева, М.: “Ювента”, 2006.
  3. “Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5–6 классов Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон” М.А.Кубышева, М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005.
  4. “Конструирование современного урока математики: книга для учителя” С.Г.Манвелов, М.: Просвещение, 2005.
  5. “Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования”, М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2003.

Умножение и деление рациональных чисел

В данном уроке рассматривается умножение и деление рациональных чисел.

Умножение рациональных чисел

Правила умножения целых чисел справедливы и для рациональных чисел. Иными словами, чтобы умножать рациональные числа, нужно уметь умножать целые числа.

Необходимо также знать основные законы умножения такие как переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, распределительный закон умножения и закон умножения на ноль.

Пример 1. Найти значение выражения

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы перемножить рациональные числа с разными знаками, нужно перемножить их модули и перед полученным ответом поставить минус.

Чтобы хорошо увидеть, что мы имеем дело с числами, у которых разные знаки, заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками

Модуль числа равен , а модуль числа равен . Перемножив полученные модули, как положительные дроби, мы получили ответ , но перед ответом поставили минус, как от нас требовало правило. Чтобы обеспечить перед ответом этот минус, умножение модулей выполнялось в скобках, перед которыми и поставлен минус.

Таким образом, значение выражения равно

Короткое решение выглядит следующим образом:

Пример 2. Найти значение выражения

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 3. Найти значение выражения

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Чтобы перемножить отрицательные рациональные числа, нужно перемножить их модули и перед полученным ответом поставить плюс

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 4. Найти значение выражения

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 5. Найти значение выражения

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Короткое решение будет выглядеть значительно проще:

Пример 6. Найти значение выражения

Переведём смешанное число в неправильную дробь. Остальное перепишем, как есть

Получили умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Решение для данного примера можно записать покороче

Пример 7. Найти значение выражения

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Сначала в ответе получилась неправильная дробь , но мы выделили в ней цéлую часть. Обратите внимание, что целая часть была выделена от модуля дроби . Получившееся смешанное число было заключено в скобки, перед которыми поставлен минус. Это сделано для того, чтобы выполнялось требование правила. А правило требовало, чтобы перед полученным ответом стоял минус.

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 8. Найти значение выражения

Выражение состоит из нескольких сомножителей. Согласно сочетательному закону умножения, если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий. Это позволяет нам вычислить данное выражение в любом порядке.

Сначала перемножим и и полученное число перемножим с оставшимся числом 5. Запись с модулями пропустим, чтобы не загромождать выражение.

Первое действие:

Второе действие:

Ответ: значение выражения равно −2.

Пример 9. Найти значение выражения:

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

Получили умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Пример 10. Найти значение выражения

Выражение состоит из нескольких сомножителей. Согласно сочетательному закону умножения, если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий. Это позволяет нам вычислить данное выражение в любом порядке.

Не будем изобретать велосипед, а вычислим данное выражение слева направо в порядке следования сомножителей. Запись с модулями пропустим, чтобы не загромождать выражение

Первое действие:

Второе действие:

Третье действие:

Четвёртое действие:

Ответ: значение выражения равно

Пример 11. Найти значение выражения

Вспоминаем закон умножения на ноль. Этот закон гласит, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю.

В нашем примере один из сомножителей равен нулю, поэтому не теряя времени отвечаем, что значение выражения равно нулю:

Пример 12. Найти значение выражения

Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю.

В нашем примере один из сомножителей равен нулю, поэтому не теряя времени отвечаем, что значение выражения равно нулю:

Пример 13. Найти значение выражения

Можно воспользоваться порядком действий и сначала вычислить выражение в скобках и полученный ответ перемножить с дробью .

Ещё можно воспользоваться распределительным законом умножения — умножить каждое слагаемое суммы на дробь и полученные результаты сложить. Этим способом и воспользуемся.

Согласно порядку действий, если в выражении присутствует сложение и умножение, то в первую очередь нужно выполнять умножение. Поэтому в получившемся новом выражении возьмём в скобки те дроби, которые должны быть перемножены. Так мы хорошо увидим, какие действия выполнить раньше, а какие позже:

Далее вычисляем выражение по действиям. Сначала вычислим выражения в скобках, и полученные результаты сложим

Первое действие:

Второе действие:

Третье действие:

Ответ: значение выражения равно

Решение для данного примера можно записать значительно короче. Выглядеть оно будет следующим образом:

Видно, что данный пример можно было решить даже в уме. Поэтому следует развивать в себе навык анализа выражения до начала его решения. Вполне вероятно, что его можно решить в уме и сэкономить много времени и нервов. А на контрольных и экзаменах, как известно время очень дорого стоит.

Пример 14. Найти значение выражения −4,2 × 3,2

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Обратите внимание, как перемножались модули рациональных чисел. В данном случае, чтобы перемножить модули рациональных чисел, потребовалось суметь перемножить десятичные дроби.

Пример 15. Найти значение выражения −0,15 × 4

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Обратите внимание, как перемножались модули рациональных чисел. В данном случае, чтобы перемножить модули рациональных чисел, потребовалось суметь перемножить десятичную дробь и целое число.

Пример 16. Найти значение выражения −4,2 × (−7,5)

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс

Деление рациональных чисел

Деление рациональных чисел свóдится к умножению этих же чисел. Для этого первую дробь умножают на дробь, обратную второй. Затем применяются правила умножения рациональных чисел.

Пример 1. Выполнить деление:

Умнóжим первую дробь на дробь, обратную второй. Обратная для второй дроби это дробь . На неё и умножим первую дробь:

Получили умножение рациональных чисел с разными знаками. А как вычислять такие выражения мы уже знаем. Для этого нужно перемножить модули данных рациональных чисел и перед полученным ответом поставить минус.

Дорешаем данный пример до конца. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Таким образом, значение выражения равно

Подробное решение выглядит следующим образом:

Короткое решение можно записать так:

Пример 2. Выполнить деление

Умнóжим первую дробь на дробь, обратную второй. Обратная для второй дроби это дробь . На неё и умножим первую дробь:

Короткое решение можно записать так:

Пример 3. Выполнить деление

Умнóжим первую дробь на дробь, обратную второй. Обратная для второй дроби это дробь

Получили умножение отрицательных рациональных чисел. Выполним данное умножение. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

Пример 4. Выполнить деление

В данном случае нужно первое число −3 умножить на дробь, обратную дроби .

Обратная для дроби это дробь . Затем следует применить правило умножения рациональных чисел с разными знаками:

Пример 6. Выполнить деление

Умнóжим первую дробь на число, обратное числу 4 .

Обратное числу 4 это дробь . На неё и умножим первую дробь

Пример 5. Выполнить деление

Умнóжим первую дробь на число, обратное числу −3

Обратное числу −3 это дробь

Пример 6. Найти значение выражение −14,4 : 1,8

Это деление рациональных чисел с разными знаками. Чтобы вычислить данное выражение, нужно модуль делимого разделить на модуль делителя и перед полученным ответом поставить минус

Обратите внимание, как модуль делимого был разделён на модуль делителя. В данном случае потребовалось суметь разделить десятичную дробь на другую десятичную дробь.

Если нет желания работать с десятичными дробями (а это бывает часто), то эти десятичные дроби можно перевести в смешанные числа, затем перевести эти смешанные числа в неправильные дроби, а затем заняться непосредственно делением.

Вычислим предыдущее выражение −14,4 : 1,8 этим способом. Переведём десятичные дроби в смешанные числа:

Теперь переведём полученные смешанные числа в неправильные дроби:

Теперь можно заняться непосредственно делением, а именно разделить дробь на дробь . Для этого нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй:

Пример 7. Найти значение выражения

Переведём десятичную дробь −2,06 в неправильную дробь, и умножим эту дробь на дробь, обратную второй:0

Пример 8. Найти значение выражения −7,2 : (−0,6)

Это деление отрицательных рациональных чисел. Чтобы выполнить данное деление, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй.

Перенесём в обеих дробях запятую на одну цифру вправо, получим деление −72:(−6)

Многоэтажные дроби

Часто можно встретить выражение, в котором деление дробей записано с помощью дробной черты. Например, выражение может быть записано следующим образом:

В чём же разница между выражениями и ? На самом деле разницы никакой. Эти два выражения несут одно и то же значение и между ними можно поставить знак равенства:

В первом случае знак деления представляет собой двоеточие и выражение записано в одну строку. Во втором случае деление дробей записано с помощью дробной черты. В результате получается дробь, которую в народе договорились называть многоэтажной.

При встрече с такими многоэтажными выражениями, нужно применять те же правила деления обыкновенных дробей. Первую дробь необходимо умножать на дробь, обратную второй.

Использовать в решении подобные дроби крайне неудобно, поэтому можно записать их в понятном виде, используя в качестве знака деления не дробную черту, а двоеточие.

Например, запишем многоэтажную дробь в понятном виде. Для этого сначала нужно разобраться, где первая дробь и где вторая, потому что сделать это правильно удаётся не всегда. В многоэтажных дробях имеется несколько дробных черт, которые могут запутать. Главная дробная черта, которая отделяет первую дробь от второй, обычно бывает длиннее остальных.

После определения главной дробной черты можно без труда понять, где первая дробь и где вторая:

И далее можно воспользоваться методом деления дробей — умножить первую дробь на дробь, обратную второй.

Пример 2. Запишем в понятном виде многоэтажную дробь

Находим главную дробную черту (она самая длинная) и видим, что осуществляется деление целого числа −3 на обыкновенную дробь

А если бы мы по ошибке приняли вторую дробную черту за главную (ту, что короче), то получилось бы, что мы делим дробь на целое число 5В этом случае, даже если это выражение вычислить верно, задача будет решена неправильно, поскольку делимым в данном случае является число −3, а делителем — дробь .

Пример 3. Запишем в понятном виде многоэтажную дробь

Находим главную дробную черту (она самая длинная) и видим, что осуществляется деление дроби на целое число 2

А если бы мы по ошибке приняли первую дробную черту за главную (ту, что короче), то получилось бы, что мы делим целое число −5 на дробь В этом случае, даже если это выражение вычислить верно, задача будет решена неправильно, поскольку делимым в данном случае является дробь , а делителем — целое число 2.

Несмотря на то, что многоэтажные дроби неудобны в работе, сталкиваться мы с ними будем очень часто, особенно при изучении высшей математики.

Естественно, на перевод многоэтажной дроби в понятный вид уходит дополнительное время и место. Поэтому можно воспользоваться более быстрым методом. Данный метод удобен и на выходе позволяет получить готовое выражение, в котором первая дробь уже умножена на дробь, обратную второй.

Реализуется этот метод следующим образом:

Если дробь четырехэтажная, например как , то цифру находящуюся на первом этаже поднимают на самый верхний этаж. А цифру, находящуюся на втором этаже поднимают на третий этаж. Полученные цифры нужно соединить значками умножения ( × )

В результате, минуя промежуточную запись мы получаем новое выражение , в котором первая дробь уже умножена на дробь, обратную второй. Удобство да и только!

Чтобы не допускать ошибок при использовании данного метода, можно руководствоваться следующим правилом:

С первого на четвёртый. Со второго на третий.

В правиле речь идет об этажах. Цифру с первого этажа нужно поднимать на четвертый этаж. А цифру со второго этажа нужно поднимать на третий этаж.

Попробуем вычислить многоэтажную дробь пользуясь вышеприведённым правилом.

Итак, цифру находящуюся на первом этаже поднимаем на четвёртый этаж, а цифру находящуюся на втором этаже поднимаем на третий этаж

В результате, минуя промежуточную запись мы получаем новое выражение , в котором первая дробь уже умножена на дробь, обратной второй. Далее можно воспользоваться имеющимися знаниями:

Попробуем вычислить многоэтажную дробь пользуясь новой схемой.

Здесь имеется только первый, второй и четвёртый этажи. Третий этаж отсутствует. Но мы не отходим от основной схемы: цифру с первого этажа поднимаем на четвёртый этаж. А поскольку третий этаж отсутствует, то цифру находящуюся на втором этаже оставляем, как есть

В результате, минуя промежуточную запись мы получили новое выражение , в котором первое число −3 уже умножено на дробь, обратную второй. Далее можно воспользоваться имеющимися знаниями:

Попробуем вычислить многоэтажную дробь , пользуясь новой схемой.

Здесь имеется только второй, третий и четвёртый этажи. Первый этаж отсутствует. Поскольку первый этаж отсутствует, подниматься на четвёртый этаж нечему, но зато мы можем поднять цифру со второго этажа на третий:

В результате, минуя промежуточную запись мы получили новое выражение , в котором первая дробь уже умножена на число, обратное делителю. Далее можно воспользоваться имеющимися знаниями:

Использование переменных

Если выражение сложное и вам кажется, что оно запутает вас в процессе решения задачи, то часть выражения можно занести в переменную и далее работать с этой переменной.

Математики часто так и делают. Сложную задачу разбивают на более лёгкие подзадачи и решают их. Затем собирают решённые подзадачи в одно единое целое. Это творческий процесс и этому учатся годами, упорно тренируясь.

Использование переменных оправдано, при работе с многоэтажными дробями. Например:

Найти значение выражения

Итак, имеется дробное выражение в числителе и в знаменателе котором дробные выражения. Другими словами, перед нами снова многоэтажная дробь, которую мы так не любим.

Выражение, находящееся в числителе можно занести в переменную с любым названием, например:

Но в математике в подобном случае переменным принято давать название из больших латинских букв. Давайте не будем нарушать эту традицию, и обозначим первое выражение через большую латинскую букву A

А выражение, находящееся в знаменателе можно обозначить через большую латинскую букву B

Теперь наше изначальное выражение принимает вид . То есть мы сделали замену числового выражения на буквенное, предварительно занеся числитель и знаменатель в переменные A и B.

Теперь мы можем отдельно вычислить значения переменной A и значение переменной B. Готовые значения мы вставим в выражение .

Найдём значение переменной A

Найдём значение переменной B

Теперь подставим в главное выражения вместо переменных A и B их значения:

Мы получили многоэтажную дробь в которой можно воспользоваться схемой «с первого на четвёртый, со второго на третий», то есть цифру находящуюся на первом этаже поднять на четвёртый этаж, а цифру находящуюся на втором этаже поднять на третий этаж. Дальнейшее вычисление не составит особого труда:

Таким образом, значение выражения равно −1.

Конечно, мы рассмотрели простейший пример, но нашей целью было узнать, как можно использовать переменные для облегчения себе задачи, чтобы свести к минимуму допущение ошибок.

Отметим также, что решение для данного примера можно записать не применяя переменные. Выглядеть оно будет как

Это решение более быстрое и короткое и в данном случае его целесообразнее так и записать, но если выражение окажется сложным, состоящим из нескольких параметров, скобок, корней и степеней, то желательно вычислять его в несколько этапов, занося часть его выражений в переменные.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/595753

http://spacemath.xyz/umnozhenie-i-delenie-ratsionalnyh-chisel/