Уравнение 2 порядка с 2 неизвестными

Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)

Разделы: Математика

Обращение автора к данной теме не является случайным. Уравнения с двумя переменными впервые встречаются в курсе 7-го класса. Одно уравнение с двумя переменными имеет бесконечное множество решений. Это наглядно демонстрирует график линейной функции, заданный в виде ax + by=c. В школьном курсе учащиеся изучают системы двух уравнений с двумя переменными. В результате из поля зрения учителя и, поэтому ученика, выпадает целый ряд задач, с ограниченными условиями на коэффициент уравнения, а также методы их решения.

Речь идет о решении уравнения с двумя неизвестными в целых или натуральных числах.

В школе натуральные и целые числа изучаются в 4-6-х классах. К моменту окончания школы не все ученики помнят различия между множествами этих чисел.

Однако задача типа “решить уравнение вида ax + by=c в целых числах” все чаще встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы и в материалах ЕГЭ.

Решение неопределенных уравнений развивает логическое мышление, сообразительность, внимание анализировать.

Я предлагаю разработку нескольких уроков по данной теме. У меня нет однозначных рекомендаций по срокам проведения этих уроков. Отдельные элементы можно использовать и в 7-м классе (для сильного класса). Данные уроки можно взять за основу и разработать небольшой элективный курс по предпрофильной подготовке в 9-м классе. И, конечно, этот материал можно использовать в 10-11 классах для подготовки к экзаменам.

Цель урока:

    повторение и обобщение знаний по теме “Уравнения первого и второго порядка”
  • воспитание познавательного интереса к учебному предмету
  • формирование умений анализировать, проводить обобщения, переносить знания в новую ситуацию

Урок 1.

Ход урока.

1) Орг. момент.

2) Актуализация опорных знаний.

Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные.

Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными.

1. 5x+2y=12 (2)y = -2.5x+6

Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y.

Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1

x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4

Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1).

Данное уравнение имеет бесконечно много решений.

3) Историческая справка

Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной.

В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику.

Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени.

4) Изучение нового материала.

Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0

Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений.

Пример: 34x – 17y = 3.

НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет.

Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми.

Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение.

Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений:

где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z

Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2)

m, n, x, y Z

Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид

5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:

  • 9x – 18y = 5
  • x + y= xy
  • Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  • Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором.

    Урок 2.

    1) Организационный момент

    2) Проверка домашнего задания

    5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет.

    Методом подбора можно найти решение

    3) Составим уравнение:

    Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174

    Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить.

    Ответ: мальчиков 4, девочек 6.

    3) Изучение нового материала

    Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Метод рассмотрения остатков от деления.

    Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1.

    Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая.

    1. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3.
    2. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3.
    3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2.

    Ответ: где m Z.

    Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители.

    Пример: Решить уравнения в целых числах.

    Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4.

    y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4.

    Следовательно, y = 4n, тогда

    4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n

    Ответ: , где n Z.

    II. Неопределенные уравнения 2-ой степени

    Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка.

    И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители.

    Пример: Решить уравнение в целых числах.

    13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1)

    Рассмотрим эти случаи

    а) =>

    б) =>

    в) =>

    г) =>

    4) Домашнее задание.

    Примеры. Решить уравнение в целых числах:

    а)

    2x = 42x = 52x = 5
    x = 2x = 5/2x = 5/2
    y = 0не подходитне подходит
    2x = -4не подходитне подходит
    x = -2
    y = 0

    б)

    в)

    Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах?

    Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете?

    Упражнения для тренировки.

    1) Решите в целых числах.

    а) 8x + 12y = 32x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z
    б) 7x + 5y = 29x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z
    в) 4x + 7y = 75x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z
    г) 9x – 2y = 1x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z
    д) 9x – 11y = 36x = 4 + 11n, y = 9n, n Z
    е) 7x – 4y = 29x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z
    ж) 19x – 5y = 119x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z
    з) 28x – 40y = 60x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z

    2) Найти целые неотрицательные решения уравнения:

    а) 8x + 65y = 81x = 2, y = 1
    б) 17x + 23y = 183x = 4, y = 5

    3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям

    а) x + y = xy(0;0), (2;2)
    б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2)

    Число 3 можно разложить на множители:

    a) б) в) г)
    в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12)
    г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23)
    д) (48;0), (24;1), (24;-1)
    е) x = 3m; y = 2m, mZ
    ж) y = 2x – 1x = m: y = 2m – 1, m Z
    з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z
    и)решений нет

    4) Решить уравнения в целых числах

    (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4)
    (x — 3)(xy + 5) = 5(-2;3), (2;-5), (4;0)
    (y + 1)(xy – 1)=3(0;-4), (1;-2), (1;2)
    (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1)
    (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12)
    (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23)

    5) Решить уравнения в целых числах.

    а) (-1;0)
    б)(5;0)
    в) (2;-1)
    г) (2; -1)
  • Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  • Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  • Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  • Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  • Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • Решение уравнений с двумя неизвестными

    В математике большая часть задач ориентирована на решение стандартных уравнений, в которых представлена одна переменная. Однако, некоторые из них, помимо числовых выражений, содержат одновременно две неизвестные. Перед тем как приступить к решению такого уравнения, стоит изучить его определение.

    Определение

    Итак, уравнением с двумя неизвестными называют любое равенство следующего типа:

    a*x + b*y =с, где a, b, c — числа, x, y — неизвестные переменные.

    Ниже приведены несколько примеров:

    Уравнение с двумя неизвестными точно так же, как и с одной, имеет решение. Однако такие выражения, как правило, имеют бесконечное множество разных решений, поэтому в алгебре их принято называть неопределенными.

    Решение задач

    Чтобы решить подобные задачи, необходимо отыскать любую пару значений x и y, которая удовлетворяла бы его, другими словами, обращала бы уравнение с неизвестными x и y в правильное числовое равенство. Найти удовлетворяющую пару чисел можно при помощи метода подбора.

    Для наглядности объяснений подберем корни для выражения: y-x = 6.

    При y=5 и x=-1 равенство становится верным тождеством 5- (-1) = 6. Поэтому пару чисел (-1; 5) можно считать корнями выражения y-x = 6. Ответ: (-1; 5).

    Необходимо отметить, что записывать полученный ответ по правилам необходимо в скобках через точку с запятой. Первым указывается значение х, вторым — значение y.

    У равенств такого вида может и не быть корней. Рассмотрим такой случай на следующем примере: x+y = x+y+9

    Приведем исходное равенство к следующему виду:

    В результате мы видим ошибочное равенство, следовательно, это выражение не имеет корней.

    При решении уравнений можно пользоваться его свойствами. Первое их них: каждое слагаемое можно вынести в другую часть выражения. Вместе с этим обязательно нужно поменять знак на обратный. Получившееся равенство будет равнозначно исходному.

    Например, из выражения 20y — 3x = 16 перенесем неизвестное y в другую его часть.

    Оба равенства равносильны.

    Второе свойство: допустимо умножать или делить части выражения на одинаковое число, не равное нолю. В итоге получившиеся равенства будут равнозначны.

    Оба уравнения также равносильны.

    Система уравнений с двумя неизвестными

    Система уравнений представляет собой некоторое количество равенств, выполняющихся одновременно. В большинстве задач приходится находить решение системы, состоящей из двух равенств с двумя переменными.

    Для решения системы уравнений необходимо найти пару чисел, обращающих оба уравнения системы в правильное равенство. Решением может служить одна пара чисел, несколько пар чисел или вовсе их отсутствие.

    Решить подобные системы уравнений можно, применяя следующие методы.

    Метод подстановки

    1. Выражаем неизвестное из любого равенства через вторую переменную.
    2. Подставляем получившееся выражение неизвестного во второе равенство и решаем его.
    3. Делаем подстановку полученного значения неизвестного и вычисляем значение второго неизвестного.

    Метод сложения

    1. Приводим к равенству модули чисел при каком-либо неизвестном.
    2. Производим вычисление одной из переменных, произведя сложение или вычитание полученных выражений.
    3. Подставляем найденное значение в какое-либо уравнение в первоначальной системе и вычисляем вторую переменную.

    Графический метод

    1. Выражаем в каждом равенстве одну переменную через другую.
    2. Строим графики двух имеющихся уравнений в одной координатной плоскости.
    3. Определяем точку их пересечения и ее координаты. На этом шаге у вас может получиться три варианта: графики пересекаются — у системы единственно верный вариант решения; прямые параллельны друг другу — система решений не имеет; графики совпадают — у системы бесконечно много решений.
    4. Делаем проверку, подставив полученные значения в исходную систему равенств.

    При нахождении корней у одной системы всеми этими способами у вас обязательно должен получиться одинаковый результат, если вы, конечно, все сделали правильно.

    В настоящее время есть возможность решения подобных задач с помощью встроенных средств офисной программы Excel, а также на специализированных онлайн-ресурсах и калькуляторах. С помощью них вы легко можете проверить правильность своих вычислений и результатов.

    Надеемся, что наша статья помогла вам в освоении этой базовой темы школьной математики. Если же вы пока не можете справиться с решением уравнений такого вида, не расстраивайтесь. Для понимания и закрепления изученной темы рекомендуется как можно больше практиковаться, и тогда у вас без труда получится решать задачи любой сложности. Желаем вам удачи в покорении математических вершин!

    Видео

    Из этого видео вы узнаете, как решать уравнения с двумя неизвестными.

    Определители второго и третьего порядков и их свойства с примерами решения

    Содержание:

    Определители второго порядка:

    Под определителем (детерминантом) второго порядка понимается выражение

    Числа

    Формула (1) дает правило «развертывания» определителя второго порядка, а именно: определитель второго порядка равен разности произведений его элементов первой и второй диагоналей.

    Определители второго порядка

    С помощью определителей второго порядка удобно решать линейные системы двух уравнений с двумя неизвестными:

    Такую линейную систему, в которой свободные члены находятся в правых частях, для определенности мы будем называть стандартной.

    Под решением системы (2) понимается всякая пара чисел (х, у), обращающая эту систему в тождество. Если существует только одна такая пара, то решение называется единственным. Аналогично вводится понятие решения для системы, содержащей п неизвестных .

    Для нахождения решений системы (2) применим метод исключения. Умножая первое уравнение системы (2) на , а второе — на — и складывая, будем иметь

    Аналогично, умножая первое уравнение системы (2) на а2 второе — на складывая, получаем

    Введем определитель системы

    а также дополнительные определители

    Заметим, что дополнительные определители Dx и Dy получаются из определителя системы D путем замены коэффициентов при указанном неизвестном на соответствующие свободные члены.

    Уравнения (3) и (4) принимают вид

    Если , то отсюда получаем, что система (2) имеет единственное решение

    Замечание. Если определитель D = 0, то система (2) или не имеет решений (т. е. несовместна), или имеет бесконечно много решений (т. е. система неопределенная).

    Пример:

    Решение:

    Имеем

    Отсюда на основании формул Крамера (6) получаем

    Геометрически решение (95; 110) представляет собой точку пересечения прямых (7).

    Система двух однородных уравнений с тремя неизвестными

    Рассмотрим однородную систему

    Эта система всегда совместна, так как, очевидно, имеет нулевое решение х = 0, у = 0, z = 0. Однако интересно найти не н у л е в ы е решения (х, у, z) системы (1). Пусть, например, .

    Тогда систему (1) можно переписать в виде

    Отсюда, предполагая, что , получаем

    Введем в рассмотрение матрицу коэффициентов системы (1)

    Определители второго порядка , которые получаются из матрицы (5) путем вычеркивания соответствующего столбца, называются ее минорами. Таким образом, имеем

    Используя эти обозначения, уравнения (3) и (4) можно переписать в следующем виде:

    Равенства (6), очевидно, справедливы также и для нулевого решения.

    Таким образом, имеем следующее правило: неизвестные однородной системы (1) пропорциональны соответствующим минорам ее матрицы коэффициентов, взятым с надлежащими знаками.

    Обозначая через t коэффициент пропорциональности для отношений (6), получим полную систему решений системы (1):

    При выводе формул (7) мы предполагали, что . Однако, как легко убедиться, формулы (7) будут справедливы, если любой (хотя бы один) из миноров отличен от нуля.

    Замечание. Если все миноры равны нулю, то система (1) требует особого рассмотрения.

    Пример:

    Решение:

    Составляя матрицу коэффициентов

    находим ее миноры: На основании формулы (7) полная система решений системы (8) имеет вид

    где

    Простейшее ненулевое решение системы (1), получающееся при t — 1, есть х = -3, у = 18, z = 13.

    Определители третьего порядка

    Числа называются элементами определителя; они расположены в трех строках и трех столбцах его (ряды определителя). ,

    Раскрывая определители второго порядка (миноры) в формуле (1) и собирая члены с одинаковыми знаками, получаем, что определитель третьего порядка представляет собой знакопеременную сумму шести слагаемых:

    из которых три берутся со знаком плюс, а три — со знаком минус.

    Пример:

    Решение:

    Используя формулу (1), имеем В дальнейшем мы укажем более удобные способы вычисления определителей третьего порядка.

    Определение: Под минором элемента определителя третьего порядка понимается определитель младшего (второго) порядка, получающийся из данного определителя в результате вычеркивания строки и столбца, содержащих данный элемент.

    Например, для определителя (3) минором его элемента 2, стоящего во второй строке и в первом столбце, является определитель В дальнейшем для краткости будем говорить, что элемент определителя третьего порядка занимает четное место, если сумма номеров его строки и его столбца есть число четное, и нечетное место, если эта сумма есть число нечетное.

    Определение: Алгебраическим дополнением (минором со знаком) элемента определителя третьего порядка называется минор этого элемента, взятый со знаком плюс, если элемент занимает четное место у и со знаком минус, если его место нечетное.

    Таким образом, если М есть минор элемента определителя, a i и j — соответственно номер строки и номер столбца, на пересечении которых находится данный элемент, то его алгебраическое дополнение есть

    Например, для элемента с2 определителя (1), находящегося во второй строке и в третьем столбце, его алгебраическое дополнение есть

    Соответствующие знаки, приписываемые при этом минорам элементов определителя, можно задать таблицей

    В дальнейшем алгебраические дополнения элементов определителя с буквенными элементами условимся обозначать соответствующими прописными (большими) буквами.

    Теорема Разложения: Определитель третьего порядка равен сумме парных произведений элементов какого-либо ряда его на их алгебраические дополнения (под рядом понимается строка или столбец).

    Таким образом, для определителя (1) справедливы шесть разложений:

    Легко проверить, что формулы (4) и (5) дают одно и то же выражение (2), принятое за определение.

    Замечание. С помощью формул типа (4) или (5), по индукции, можно ввести определители высших порядков.

    Основные свойства определителей

    При формулировках мы не будем указывать порядок определителя, так как эти свойства справедливы для определителей любого порядка.

    I. (Равноправность строк и столбцов.) Определитель не меняет своего значения при замене всех его строк соответствующими столбцами, т. е.

    Действительно, разлагая первый определитель по элементам первой строки, а второй — по элементам первого столбца, в силу теоремы разложения мы получим один и тот же результат.

    II. При перестановке двух параллельных рядов определителя его модуль сохраняет прежнее значение, а знак меняется на обратный.

    Пусть, например, в определителе переставлены первая и вторая строки; тогда получим определитель Разлагая определитель D по элементам второй строки и учитывая, что при перестановке строк изменилась четность мест этих элементов, будем иметь

    Аналогичное положение получается и в других случаях.

    Следствие 1. Определитель, у которого два параллельных ряда одинаковы, равен нулю.

    В самом деле, пусть, например,

    Переставляя первую и вторую строки определителя, в силу теоремы получим определитель -D. Но очевидно, эта операция не изменяет определитель D, поэтому -D = D и, следовательно, D = 0.

    Следствие 2. Сумма парных произведений элементов какого-либо ряда определителя на алгебраические дополнения соответствующих элементов параллельного ряда равна нулю, т. е. для определителя (2) имеем и т. д., а также и т. д. (всего таких соотношений можно написать двенадцать).

    Левые части всех соотношений (3) и (4) представляют собой разложения соответствующих определителей третьего порядка, содержащих два одинаковых параллельных ряда и, следовательно, равны нулю. Например, (здесь разложение нужно производить во второй строке!).

    III. Общий множитель элементов какого-либо ряда определителя можно выносить за знак определителя, т. е.

    Это свойство непосредственно вытекает из разложения определителя по элементам соответствующего ряда.

    Следствие 1. Если все элементы какого-либо ряда определителя равны нулю, то определитель равен нулю.

    Следствие 2. Если элементы какого-либо ряда определителя пропорциональны соответствующим элементам параллельного ряда его, то определитель равен нулю.

    Например, имеем

    IV. Если элементы какого-либо ряда определителя представляют собой суммы двух слагаемых, то определитель может быть разложен на сумму двух соответствующих определителей.

    Следствие. Величина определителя не изменится, если /с элементам какого-либо ряда его прибавить (или отнять) числа, пропорциональные соответствующим элементам параллельного ряда с одним и тем же коэффициентом пропорциональности (так называемые «элементарные преобразования определителя»).

    Рассмотрим, например, определители

    Используя свойства IV и III, будем иметь Элементарные преобразования дают удобный способ вычисления определителей.

    Пример:

    Вычислить симметричный определитель

    Решение:

    Вычитая из второй строки удвоенную первую строку, а из третьей строки утроенную первую строку, получим

    Система трех линейных уравнений

    Рассмотрим стандартную линейную систему трех уравнений

    свободные члены которых находятся в правых частях. Под решением системы понимается всякая тройка чисел (х, у, г), удовлетворяющая этой системе. Введем определитель системы

    а также дополнительные определители

    Последовательно умножая уравнения системы (1) на алгебраические дополнения соответствующих элементов первого столбца определителя D, получим

    Отсюда, применяя теорему разложения и следствие 2 к свойству II, будем иметь , т. е. Используя алгебраические дополнения элементов второго и третьего столбцов определителя D, аналогично находим

    Если определитель системы , то из уравнений (5) и получаем единственное решение системы (1): Таким образом, имеем правило Крамера: неизвестные стандартной линейной системы (1) с ненулевым определителем представляют собой дроби, знаменатель которых есть определитель системы, а числители равны соответствующим дополнительным определителям.

    Замечание. Если определитель системы D = 0, то система (1) или несовместна, или имеет бесконечно много решений.

    Пример:

    Решение:

    Вычитая из второго столбца удвоенный первый столбец, а из третьего столбца утроенный первый столбец, получим

    Для дополнительных определителей находим следующие значения: Используя правило Крамера, получаем решение системы:

    Однородная система трех линейных уравнений

    Рассмотрим линейную систему

    свободные члены которой равны нулю. Такая линейная система называется однородной.

    Однородная линейная система (1), очевидно, допускает нулевое решение х = 0, у = 0, z = 0 и, следовательно, всегда совместна.

    Интересно выяснить случаи, когда однородная система имеет ненулевые решения.

    Теорема: Линейная однородная система трех линейных уравнений с тремя неизвестными имеет ненулевые решения тогда и только тогда, когда ее определитель равен нулю, т. е.

    Доказательство: Пусть система (1) имеет ненулевое решение Если определитель ее то на основании формул Крамера система (1) обладает только нулевым решением, что противоречит предположению. Следовательно, D = 0.

    Пусть D = 0. Тогда линейная система (1) либо несовместна, либо имеет бесконечно много решений. Но наша система совместна, так как имеется нулевое решение. Следовательно, система (1) допускает бесконечно много решений, в том числе и ненулевые.

    Замечание. Укажем способ нахождения ненулевых решений однородной системы (1) в типичном случае.

    Пусть определитель системы D = 0, но не все его миноры второго порядка равны нулю.

    Мы будем предполагать, что

    (этого всегда можно добиться с помощью перестановки уравнений и изменения нумерации неизвестных).

    Рассмотрим подсистему, состоящую из двух первых уравнений системы (1):

    В силу решения этой системы имеют вид

    где — соответствующие алгебраические дополнения. Подставляя эти числа в неиспользованное третье уравнение системы (1) и учитывая, что определитель D = 0, получаем

    Следовательно, формулы (5), где t произвольно, дают все решения полной системы (1).

    Геометрически уравнения системы (1) представляют собой уравнения трех плоскостей в пространстве Oxyz. Если определитель , то эти плоскости пересекаются в единственной точке 0(0, 0, 0); если же определитель D =0, но не все его миноры второго порядка равны нулю, то в нашем случае эти плоскости пересекаются по прямой линии (как «листы книги»). Без рассмотрения оставлен случай слияния трех плоскостей.

    Система линейных уравнений с многими неизвестными. Метод Гаусса

    Рассмотрим систему линейных уравнений с неизвестными:

    Здесь для коэффициентов системы введена двойная индексация, а именно: у коэффициента первый индекс i обозначает номер уравнения, а второй j — номер неизвестного. Для удобства выкладок свободные члены обозначены через

    Наиболее простой метод решения системы (1) — это метод исключения. Мы изложим его в форме схемы Гаусса (обычно называемой методом Гаусса).

    Пусть для определенности — ведущий коэффициент». Разделив все члены первого уравнения на аи, будем иметь приведенное уравнение

    Рассмотрим i-e уравнение системы (1):

    Для исключения xx из этого уравнения умножим приведенное уравнение (2) на ап и полученное уравнение вычтем из уравнения (4). Тогда будем иметь

    Таким образом, получаем укороченную систему

    коэффициенты которой определяются по формулам (6).

    Если ее ведущий коэффициент , то из системы (7) указанным выше приемом можно исключить неизвестное . причем новые коэффициенты будут вычисляться по формулам типа (6) и т.д. Эта часть вычислений называется прямым ходом метода Гаусса.

    Для определения неизвестных Рассмотрим приведенные уравнения

    Отсюда последовательно находим неизвестные (обратный ход) Заметим, что операции (9) выполняются без деления.

    Если очередной ведущий коэффициент окажется равным нулю, то уравнения системы следует переставить надлежащим образом. Возможно, конечно, что система (1) несовместна. Тогда, естественно, метод Гаусса не допускает реализации.

    Пример:

    Методом Гаусса решить систему

    Решение:

    Составляем таблицу коэффициентов системы (10), рассматривая свободные члены ее как коэффициенты при :

    Последний столбец содержит суммы элементов соответствующих строк таблицы; этот столбец служит для контроля вычислений.

    Считая отмеченный коэффициент 2 ведущим и деля на этот коэффициент все элементы первой строки таблицы (включая и входящий в столбец ), получаем коэффициенты первого приведенного уравнения (см. табл.). Текущий контроль вычислений осуществляется тем, что элемент из столбца равен сумме всех остальных элементов этой строки. Этим заканчивается заполнение раздела I таблицы.

    Далее, используя формулу (6), подсчитываем коэффициенты укороченной системы, не содержащей неизвестного xv Для наглядности будем называть строку, содержащую коэффициенты приведенного уравнения, приведенной, а столбец, содержащий ведущий элемент раздела, — ведущим. Тогда на основании формулы (6) справедливо правило: преобразованные коэффициенты схемы Гаусса, равны ее прежним коэффициентам минус произведение «проекций» их на соответствующие приведенную строку и ведущий столбец таблицы. Пользуясь этим, заполняем раздел II таблицы, включая контрольный столбец. Для удобства вычислении в качестве ведущего коэффициента раздела П берем элемент 8 (см. табл.).

    Аналогично производится заполнение раздела III таблицы. Этим заканчивается прямой ход схемы Гаусса.

    Неизвестные последовательно определяются из приведенных уравнений

    (обратный ход). Результаты обратного хода помещены в разделе IV таблицы.

    Заметим, что если в качестве свободных членов взять элементы столбца , то для неизвестных получатся значения превышающие на единицу значения неизвестных Этим обеспечивается заключительный контроль вычислений.

    Рекомендую подробно изучить предметы:
    1. Математика
    2. Алгебра
    3. Линейная алгебра
    4. Векторная алгебра
    5. Высшая математика
    6. Дискретная математика
    7. Математический анализ
    8. Математическая логика
    Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
    • Метод Гаусса — определение и вычисление
    • Прямая линия на плоскости и в пространстве
    • Плоскость в трехмерном пространстве
    • Функция одной переменной
    • Ряды в математике
    • Дифференциальные уравнения с примерами
    • Обратная матрица — определение и нахождение
    • Ранг матрицы — определение и вычисление

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.


    источники:

    http://liveposts.ru/articles/education-articles/matematika/reshenie-uravnenij-s-dvumya-neizvestnymi

    http://www.evkova.org/opredeliteli-vtorogo-i-tretego-poryadkov-i-ih-svojstva