Уравнение 3 и 4 степени доклад

Алгебраические уравнения и способы их решения. Уравнения третьей и четвертой степени

Что делать, если вам – например, на Профильном ЕГЭ по математике – встретилось не квадратное уравнение, а кубическое? Или даже уравнение четвертой степени? Ведь для уравнений третьей, четвертой и более высоких степеней нет таких простых формул, как для квадратного уравнения.

В этой статье – способы решения сложных алгебраических уравнений. Замена переменной, использование симметрии и даже деление многочлена на многочлен.

Вспомним основные понятия.

Корень уравнения – такое число, которое мы можем подставить вместо переменной в уравнение и получить истинное равенство.

Например, число 3 – корень уравнения 2x = 6.

Решить уравнение – значит найти его корни или доказать, что их нет.

Равносильными называются уравнения, множества решений которых совпадают. Другими словами, у них одни и те же корни.

Например, уравнения и равносильны. Их корни совпадают: или

Замена переменной – ключ к решению многих задач.

Если приводить обе части к одному знаменателю, получим уравнение четвертой степени. Вряд ли мы с ним справимся.

Сделаем замену Тогда

С новой переменной уравнение стало проще:

Умножим обе части на 10t. Получим квадратное уравнение:

Корни этого уравнения: или

Вернемся к переменной

Дискриминант этого уравнения отрицателен, корней нет.

Если , то Получим квадратное уравнение для :

У этого уравнения два корня: или Это ответ.

Не будем спешить раскрывать скобки. Ведь раскрыв их, мы получили бы уравнение четвертной степени.

Посмотрим на уравнение внимательно.

На координатной прямой точки 1; 3; –5; –7 расположены симметрично относительно точки

Сделаем замену , тогда .

Мы выразили все «скобки», то есть все множители, через новую переменную. Вот что это дает:

И еще одна замена: .

Обычное квадратное уравнение. Замечательно!

Подберем его корни по теореме Виета. Заметим, что

Если , то нет решений.

Если , то Тогда или

Дальше – еще интереснее.

3. Решите уравнение

Сделаем замену . То, что в правой части в скобках, заменили на новую переменную.

Получили квадратное уравнение:

Следующее уравнение решим с помощью группировки слагаемых.

4. Решите уравнение

Разложим левую часть уравнения на множители. Сгруппируем слагаемые:

Первые два слагаемых – сумма кубов. Применим формулу: . Получим:

Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.

Записывается это так:

У нас появилось новое обозначение: — знак совокупности.

Такой знак означает «или».

Запись читается как « или или ».

Решая уравнения и особенно неравенства, мы будем постоянно пользоваться знаками системы и совокупности. Мы записываем решения в виде цепочки равносильных переходов. Для сложных уравнений и неравенств это единственный способ прийти к ответу и не запутаться.

5. Решите уравнение

Разложить левую часть на множители с первой попытки не удается.

Оказывается, если уравнение третьей (четвертой, пятой…) степени имеет целые корни, то находятся они среди делителей свободного члена (слагаемого, не содержащего x). В данном случае – среди целых делителей числа 24.

Выпишем целые делители числа 24:

1; –1; 2; –2; 3; –3; 4; –4; 6; –6; 8; –8; 12; –12; 24; –24

Подставляя их по очереди в уравнение, при получаем верное равенство:

Это значит, что левую часть уравнения можно разложить на множители:

Чтобы найти , поделим выражение на . В столбик. Так же, как мы делим друг на друга числа.

Немного непривычно, да? Потренируйтесь – у вас получится!

6. Решите уравнение

А если сделать замену ?

Получаем квадратное уравнение: . Удачная замена!

Если , то , нет решений.

7. Решите уравнение

Разложить на множители? Но как? И замена не видна сразу. Посмотрим на уравнение внимательно. Его коэффициенты: 1, — 5, 4, — 5, 1.

Такое уравнение называется симметрическим.

Разделим обе его части на . Мы можем это сделать, поскольку не является корнем нашего уравнения.

Об уравнениях высших степеней

Как правило в физике, информатике и экономике мы сталкиваемся с простейшими линейными, или дробно-рациональными уравнениями, реже с квадратными. А что до уравнений третьей и четвёртой степени? Если вам интересно, то прошу под кат.

Для начала рассмотрим понятие уравнения высшей степени. Уравнением высшей степени, называется уравнение вида:


В этой статье я рассмотрю:

1. Кубические уравнения.
2. Возвратные кубические.
3. Применение схемы Горнера и теоремы Безу.
4. Возвратные биквадратные уравнения.

Кубические уравнения

Кубические уравнения, это уравнения, в которых у неизвестной при старшем члене степень равна 3. Кубические уравнения имеют следующий вид:

Решать такие уравнения можно по разному, однако мы воспользуемся знаниями базовой школы, и решим кубическое уравнение методом группировки:

В данном примере используется метод группировки, группируем первые два и последние два члена, получая равные скобки, снова выносим, получая уравнение из двух скобок.

Произведение равно нулю тогда, и только тогда, если хотя бы один из множителей равен нулю, на основании этого мы каждый множитель (скобку) приравниваем к нулю, получая неполное квадратное и линейное уравнения.

Также стоит отметить, что максимальное количество корней уравнения, равно степени неизвестной при главном члене, так в кубическом уравнении может быть не более трёх корней, в биквадратном (4-ой степени) не более четырёх корней и. т. д.

Возвратные кубические уравнения

Возвратные кубические уравнения имеют вид:

Возвратными они называются потому что коэффициенты будут зеркально повторяться. Подобные уравнения тоже решаются школьными методами, но чуть хитрее:

Сначала производится группировка, потом при помощи формул сокращённого умножения мы раскладываем получаемое на множители. Снова получаем 2 равные скобки, «выносим их». Получаем два множителя (скобки) и решаем их как два различных уравнения.

Теорема Безу и схема Горнера

Теорема Безу была открыта, как ни удивительно, Этьеном Безу, французским математиком, занимавшимся в основном алгеброй. Теорему Безу, можно сформулировать следующим образом:

Давайте разберёмся. P(x) — это какой-либо многочлен от x, (x — a) — это двучлен в котором a — это один из целых корней уравнения, который мы находим среди делителей свободного члена.

Три точки, это оператор обозначающий что одно выражение делится на другое. Из этого следует что найдя хотя бы один корень данного уравнения, мы сможем применить к нему эту теорему. Но зачем нужна эта теорема, каково её действие? Теорема Безу — это универсальный инструмент, если вы хотите понизить степень многочлена. Например, при её помощи, кубическое уравнение, можно превратить в квадратное, биквадратное, в кубическое и т. д.

Но одно дело понять, а как поделить? Можно конечно, делить и в столбик, однако этот метод доступен далеко не всем, да и вероятность ошибиться очень высока. Поэтому есть и иной путь, это схема Горнера. Её работу я поясню на примере. Предположим:

И так, нам дан многочлен, и мы возможно заранее нашли один из корней. Теперь мы рисуем небольшую табличку из 6 столбцов и 2 строк, в каждый столбец первой строки (кроме первого), мы вносим коэффициенты уравнения. А в первый столбец 2 строки мы вносим значение a (найденный корень). Потом первый коэффициент, в нашем случае 5, мы просто сносим вниз. Значения последующих столбиков мы рассчитываем так:

(Картинка позаимствована здесь)
Далее поступаем точно так же и с остальными столбцами. Значение последнего столбца (2 строки) будет остатком от деления, в нашем случае 0, если получается число отличное от 0, значит надо избрать другой подход. Пример для кубического уравнения:

Возвратные биквадратные уравнения

Выше мы так же рассматривали возвратные кубические уравнения, а теперь разберём биквадратные. Их общий вид:

В отличие от кубического возвратного уравнения, в биквадратном пары, относительно коэффициентов, есть не у всех, однако в остальном они очень схожи. Вот алгоритм решения таких уравнений:

Как видно, решать такие уравнения совсем не просто. Но я всё равно разберу и этот случай. Начинается решение с деления всего уравнения на x^2. Далее мы группируем, здесь я специально ввёл дополнительную строку для ясности. После этого мы совершаем хитрость, и вводим в первую скобку 2, которую мы сначала прибавляем, а после вычитаем, сумма всё равно не изменится, зато теперь мы можем свернуть эту скобку в квадрат суммы.

Уберём -2 из скобки, предварительно домножив его на a, после чего вводим новую переменную, t и получаем квадратное уравнение.

А теперь перейдём к примеру:

Основная часть так же как и в обобщённом алгоритме, делим на x^2, группируем, сворачиваем в полный квадрат, выполняем подстановку переменной и решаем квадратное уравнение. После этого полученные корни подставляем обратно, и решаем ещё 2 квадратных уравнения (с умножением на x).

Область применения

В виду своей громоздкости и специфичности уравнения высших степеней редко находят себе применение. Однако примеры всё же есть, уравнение Пуассона для адиабатических процессов в Физике.

Исследовательская работа по математике » Кубическое уравнение и методы его решения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ « Мордовско-Паевская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно практическая конференция

Секция «Точные науки. Математика»

Выполнил : ученик 11 класса МБОУ

Кубическое уравнение и корни кубического уравнения …………………3

2.1.Простейшие кубические уравнения……………………………………….4

2.2. Способ разложения левой части уравнения на множители…………… 5

2.3. Способ понижения степени уравнения…………………………………..5

2.4.Теорема Виета для кубического уравнения………………………………6

2.6. Метод неопределенных коэффициентов…………………………………..12

2.7. Использование монотонности функции……………… ………………….13

Решение кубических уравнений и некоторые выводы о рациональности

Увлечение математикой начинается с размышления над какой-то интересной задачей или проблемой. Любому завороженному математическими тайнами человеку интересно знать историю математических открытий, разные способы решения задач, уметь использовать математические теоремы для решения сложных задач. Заинтересовался методами решения уравнений третьей степени c произвольными действительными коэффициентами. Так как в учебниках, да и в других книгах по математике, большинство рассуждений и доказательств проводится не на конкретных примерах, а в общем виде, то я решил искать частные примеры, подтверждающие ли опровергающие мою мысль. Рассмотрев немало практических примеров, мне удалось в результате исследования сделать выводы о рациональных способах решения кубических уравнений. В моей работе я рассмотрел кубические уравнения и способы их решения, которые не изучаются в школьной программе.

Однако моей главной задачей в ходе работы было нахождение более рационального способа для решения уравнений третьей степени.

Цель работы : узнать о кубических уравнениях больше, чем позволяет школьная программа, найти наиболее простой и наглядный способ решения кубического уравнения, выявить наиболее рациональные способы решения .

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи :

Подобрать необходимую литературу.

Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию.

Проанализировать и систематизировать полученную информацию.

Найти различные методы и приёмы решений уравнений третьей степени.

Создать электронную презентацию работы.

Актуальность: Практически все, что окружает современного человека – все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, в том числе и кубических, которые необходимо научиться решать.

Объект : кубическое уравнение и способы его решения.

Предмет исследования — различные способы решения кубических уравнений.

Гипотеза — предположение о том, что существует связь между коэффициентами кубического уравнения и его корнями, при решении таких уравнений можно применять разнообразные способы.

В процессе выполнения работы применялись такие методы исследования : — сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.

I . Кубическое уравне́ние — алгебраическое уравнение третьей степени, общий вид которого следующий: ax 3 + b x 2 + cx + d =0, аǂ (1) где x-переменная, a,b,c,d, — некоторые числа. Если а=1,то уравнение называют приведенным кубическим уравнением: х 3 +bх 2 +cx+d=0 (2).

Корни уравнения Согласно основной теореме алгебры, кубическое уравнение может иметь три корня (с учетом кратности). Из справочной литературы я узнал, что для кубических уравнений тоже существует дискриминант, как и для квадратных уравнений, с помощью которого различаются три случая существования корней кубического уравнения (1), о котором речь пойдёт ниже.

Пока я не нашёл ответ на вопрос, существуют ли общие формулы для корней кубических уравнений, рассмотрим частные случаи.

I I . Методы решения

2.1.Начнем с простейшего случая, когда свободный член d =0, в этом случае, то есть уравнение имеет вид. Решается вынесением х за скобки. В скобках останется квадратный трехчлен, корни которого легко найти через дискриминант.

Пример. Найти действительные корни уравнения.

Решение. , x=0 или. меньше нуля, то действительных корней трехчлен не имеет.

Если в кубическом уравнении(1) b=c=0, то оно имеет достаточно простой вид: ax 3 + d =0. В этом случае . Пример. Найти действительные корни кубического уравнения

Решение:

2.2. Способ разложения левой части уравнения на множители

Симметрические или возвратные уравнения.

Уравнение вида ах 3 + bx 2 + bх + a = 0 называется возвратным или симметрическими , если его коэффициенты , стоящие на симметричных относительно середины позициях, равны.

Левую часть уравнения можно разложить на множители:

Такое уравнение обязательно имеет корень х = -1, корни квадратного уравнения легко находятся через дискриминант

Пример:, — корень уравнения, , , D =36-4=32,

Ответ: ,

Пример: Решить уравнение: х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = 0.

У исходного уравнения обязательно есть корень х = -1, поэтому разделим х 3 + 2x 2 + 2х + 1 на (х + 1) по схеме Горнера:

х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = (х + 1)(x 2 + х + 1) = 0. Квадратное уравнение x 2 + х + 1 = 0 не имеет корней.

Пример. Решить кубическое уравнение .

Решение. Это уравнение возвратное. Проведем группировку:

Очевидно, x = -1 является корнем уравнения. Находим корни квадратного трехчлена .

Ответ:

Уравнение вида называется кососимметрическим кубическим уравнением. Такое уравнение обязательно имеет корень и сводится к квадратному.

Например: .

Используя корень , сводим уравнение к квадратному , которое не имеет действительных корней.

Ответ: .

Рассмотрим решение уравнения в комплексных числах

или , D = 1 – 36 = — 35, D

,

Ответ: ,

Для разложения многочлена на множители можно использовать различные способы: вынесение за скобки общего множителя, способ группировки, деление многочлена на многочлен, метод неопределенных коэффициентов, разложение по формулам сокращенного умножения и т.д.

2.3. Способ понижения степени уравнения.

Способ основан на теореме Безу и делении многочленов. Алгоритм его выполнения сводится к нижеследующему:

Первоначально подберем один из корней уравнения, использовав свойство, что у кубического уравнения неизменно присутствует, по крайней мере, один действительный корень , причем целый корень кубического уравнения с целыми коэффициентами будет делителем свободного члена d .

И, соответственно, требуется обнаружить корень среди этих чисел и проверить его путём подстановки в уравнение. Примем данный корень за x 1 .

На следующем этапе разделим многочлен ax 3 + b x 2 + cx + d на двучлен x – x 1 .

Применим теореме Безу (деление многочлена на линейный двучлен), согласно которой это деление без остатка возможно, и по итогу вычислений получаем многочлен второй степени , который равен нулю. Решая полученное квадратное уравнение , мы найдём (или нет!) два других корня.

Делители свободного члена: 0, ± 1, ± 2, ± 3. Получаем, что 1 является корнем . Далее разделим левую часть этого уравнения на двучлен x- 1 , и получим: x 2 – 2 x – 15. Корни квадратного уравнения : x 2 – 2 x – 15 = 0. x 1 = – 3 и x 2 = 5.

Также кубическое уравнение можно решить, используя схему Горнера.

Далее в своей работе подробно остановлюсь на методах, на которых применил элементы своего исследования. Начну с метода неопределённых коэффициентов, основывающийся на утверждениях, которые помогут при выводе формул Виета и Кардано для нахождения корней кубического уравнения.

2.4. Метод неопределенных коэффициентов.

Суть этого метода состоит в том, что заранее предполагается вид множителей – многочленов, на которые разлагается данный многочлен. Этот метод опирается на следующие утверждения:

-два многочлена тождественно равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты при одинаковых степенях х; — любой многочлен третьей степени разлагается в произведение линейного и квадратного множителей.

Пример: Будем искать многочлены и такие, что справедливо тождественное равенство , выполняя умножение и группируя слагаемые, получаем .

Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях х в левой и правой частях равенства, получаем систему условий: после решения системы получаем: , т. е. после разложения на множители и после решения квадратного уравнения Ответ:

2.5. Теорема Виета для кубического уравнения.

Для приведенного квадратного уравнения

т.е. х 12 = -р, х 1 · х 2 =q. Это верно, так как два многочлена равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты при соответствующих степенях переменной.

Рассуждая аналогичным образом, я убедился, что теорема Виета верна и для кубического уравнения (2).

Пусть х 1 , х 2 , х 3 – корни этого уравнения, тогда справедливо равенство х 3 +bх 2 +сх+d = (х-х 1 ) · (х-х 2 ) · (х-х 3 ). Преобразуем его правую часть: (х-х 1 ) · (х-х 1 ·)(х-х 3 )=х 3 -(х 123 ) · х 2 +(х 1 х 21 х 32 х 3 ) · х- х 1 ·х 2 ·х 3 ;

Сравнивая коэффициенты при одинаковых степенях х, получим систему равенств:

Формулы Виета для уравнения ax 3 + b x 2 + cx + d=0

По теореме Виета корни кубического уравнения связаны с коэффициентами следующими соотношениями:

Делением указанных тождеств друг на друга можно получить ещё несколько справедливых соотношений:

Пример. Решить уравнение х 3 -3х 2 -х+3=0 с помощью формул Виета:

Подбором найдем, что х 1 = -1, х 2 =1, х 3 =3.

Известно, что формула изначально была открыта Тартальей и передана Кардано уже в готовом виде, однако сам Кардано отрицал этот факт, хотя и не отрицал причастность Тартальи к созданию формулы. За формулой прочно укоренилось название «формула Кардано», в честь ученого, который фактически объяснил и представил её публике.

Так как от уравнения ax 3 + b x 2 + cx + d=0 всегда можно перейти к уравнению х 3 +bх 2 +cx+d=0, то рассмотрим уравнение вида: х 3 +bx 2 +сх+d=0. Снова обратимся за аналогией к квадратным уравнениям. При решении квадратных уравнений применено выделение полного квадрата. Стоит попытаться в кубическом уравнении выделить полный куб, используя формулу (а+b) 3 =a 3 +b 3 +3ab·(a+b). (3)

Чтобы избежать громоздких выкладок в буквенном виде, я взял уравнение x 3 +4x 2 +x-6=0.

Выделим полный куб , после раскрытия скобок и группировки, получим уравнение:

Сделаем подстановку: , отсюда .

Имеем:,,

т.е. удалось получить кубическое уравнение, не содержащее слагаемое с квадратом переменной. Значит, любое кубическое уравнение можно привести к уравнению вида x 3 +px+q=0 . (4)

Общий подход к решению уравнений вида (4) разработал Джероламо Кардано (1501-1576гг.).

Приведенное кубическое уравнение с помощью замены

Если ввести обозначения

дает неполное кубическое уравнение вида

Найдём корни этого уравнения.

В формуле (а+b) 3 =a 3 +b 3 +3ab·(a+b) пусть , тогда получим , откуда . Значит, откуда .

Пусть

По теореме, обратной теореме Виета а 3 = t 1 и b 3 = t 2 являются корнями приведённого квадратного уравнения ,

. Значит,

, Решение кубического уравнения — сумма этих корней:

Обозначим— дискриминант , тогда , после деления трёхчлена у 3 +pу +q на (у-у 1 ) рассмотреть квадратное уравнение, найти у 2 и у 3, и вычислить х из .

Эта формула очень громоздкая и сложная, так как содержит несколько радикалов. Применяется она крайне редко.

Пример: Решить уравнение :

Замена ,

,

т.е.

По схеме Горнера разделим на, получим ,

Квадратное уравнение имеет 2 комплексных корня: , тогда при ;

при при .

Исходное уравнение имеет два комплексных корня и один действительный.

Ответ. , , .

Формула Кардано — методика определения корней кубического уравнения в поле комплексных чисел . Неполное кубическое уравнение всегда имеет хотя бы один действительный корень.

Пусть,

1) если D > 0, то y 2 и у 3 сопряженные комплексные числа;

2) если D = 0, p ≠0 , q ≠0 , то уравнение имеет три действительных корня, два из которых совпадают; при p = q = 0 получаем 3 совпадающих корня у 1;2;3 = 0.

Рассмотрим использование формул Кардано подробнее на примерах:

1),

p = 15, q = 124, ,

,

D > 0 , тогда есть один действительный корень х 1 = А + В, х 1 =1 – 5 = — 4, и два комплексно- сопряженных .

Ответ: .

2),

p = — 12, q = 16 ,

D = 0, тогда уравнение имеет три действительных корня, два из которых совпадают

,

3) ,

p = -21, q = 20 ,

Получилось, что для вычисления корня моего уравнения по формуле надо извлечь корень квадратный из отрицательного числа. А может быть по аналогии с квадратным уравнением предположить, что в этом случае нет корней, поскольку . Ведь корни у этого уравнения есть: они легко находятся. Эти корни можно найти, применив вариант формулы Кардано для области комплексных чисел. Однако применение такого варианта формулы Кардано изучается в высшей математике.

Итак, я понял, что не всё так просто и легко от того, что имеем формулу Кардано.

Конечно, мне это показалось удивительным: все коэффициенты действительные, все корни действительные, а промежуточные вычисления приводят к несуществующим числам. Из справочной литературы я узнал, что это и есть тот «неприводимый случай», который заинтересовал многих математиков в XVI веке и привел к расширению множества действительных чисел. Значит, причина непопулярности формулы нахождения корней кубического уравнения не только в её громоздкости, а в её ненадежности. Его способ во всём уступает теореме Виета и схеме Горнера. Тогда зачем же она нужна? Во-первых, что формула дает ответ на вопрос о «разрешимости уравнений третьей степени в радикалах».

Во-вторых, применяется при решении уравнений с параметрами.

Пример1. При каком наименьшем натуральном а уравнение х 3 -3х +4-а=0 имеет одно действительное решение?

Так как по условию найти одно решение, то это возможно , если D >0.

; ;;

,

Решая методом интервалов, получаем . Наименьшее натуральное число из этих промежутков –число 1. Ответ: 1

Пример2 . В зависимости от параметра а найти число корней уравнения х 3 -3х-а=0.

p = –3; q =- a , ;

Решив методом интервалов, получаем: D >0 при -1 решение

D =0 при а =2 и при а=-2- 2 решения

2.7. Использование монотонности функции .

Этот способ основан на следующих утверждениях: 1) строго монотонная функция принимает каждое свое значение ровно один раз; 2)если одна функция возрастает, а другая убывает на одном и том же промежутке, то графики их либо только один раз пересекутся, либо вообще не пересекутся, а это означает, что уравнение f(х)=g(х) имеет не более одного решения; 3)если на некотором промежутке одна из функций убывает (возрастает), а другая принимает постоянные значения, то уравнение f(х)=g(х) либо имеет единственный корень, либо не имеет корней. Этот способ можно использовать для решения следующих типов уравнений: уравнения, в обеих частях которых стоят функции разного вида; уравнения, в одной части которых убывающая, а в другой – возрастающая на данном промежутке функции; уравнения, одна часть которых – возрастающая или убывающая функция, а вторая – число.

Пример . Решить уравнение : . Решение: рассмотрим функцию у = и представим в виде суммы двух функций у = х 3 и у = 3х – 4.Обе функции определены на множестве R и являются возрастающими. Следовательно, их сумма – возрастающая функция. А так как всякая монотонная функция каждое своё значение может принимать лишь при одном значении аргумента, то и значение, равное нулю, она может принимать лишь при одном значении х. Значит, такое уравнение если имеет действительный корень, то только один. Испытывая делители свободного члена, находим, что х = 1. Ответ: х = 1.

Пример 2. Решить уравнение: х 3 +х-2=0. Решение. Запишем уравнение в виде: x 3 =2-x. Рассмотрим функции у=x 3 и у =2-x.Функция у=x 3 возрастает на всей области определения, а функция у =2-x убывает на области определения. Следовательно, данное уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что х=1.Проверкой убеждаемся, что х=1 действительно корень уравнения. Ответ: 1

2.8. Графический способ.

Для решения уравнения запишем его в виде . Построим в одной системе координат графики функций и . Графики пересекаются в точке, с абсцисс0й

С помощью графического метода можно приближенно находить корни уравнения или решать вопрос о количестве рациональных корней уравнения.

I I I . Решение кубических уравнений и некоторые выводы о рациональности способов решения.

Решить уравнение: x 3 – 3 x 2 – 13 x + 15 = 0 .

Р е ш е н и е . 1 способ: метод понижения степени Из делителей свободного члена находим, что 1 является корнем. Делим левую часть этого уравнения на двучлен x – 1, и получаем: x 2 – 2 x – 15 Решая квадратное уравнение: x 2 – 2 x – 15 = 0, находим корни: x 1 = 3 и x 2 = 5 . Ответ : 1; -3; 5.
2 способ: T еорема Виета: Методом подбора:х=1; х=-3; х-5

3 способ: Формула Кардано:

Ввести замену х=у+1( ), получим , откуда у=0,у=4,у=-4. Подставив значения у в замену, получим значения х: х=1, х=5, х=-3.

4 способ: Метод неопределенных коэффициентов.

Попытка решить эту систему в общем виде вернула бы назад, к решению исходного уравнения. Но целые корни, если они существуют, нетрудно найти и подбором.

Так как а·d =15 , то будем искать решения среди вариантов:

Из равенства с-а=-3 получаем , что а=-5;с=2, а из d-10=-13 , d=-3, т.е. после разложения корнями будут числа х=1, х=5, х=-3.

Решая уравнения различными способами, я показал универсальность каждого метода, его оригинальность и рациональность. Сравнения различные способы решения кубических уравнений, можно сделать вывод : В каждом из методов решения есть свои плюсы и минусы, во многом они дополняют друг друга, например если у кубического уравнения слишком большие коэффициенты, его можно решить с помощью схемы Горнера и проверить теоремой Виета и каждый способ нужен для решения своих задач в математике. Ясно одно, что формулу Кардано нужно применить лишь в самом крайнем случае, когда все остальные способы не дадут точного ответа.

Просмотрев множество способов решения кубических уравнений я остался верен двум, на мой взгляд, самым надёжным и практичным способам — это теорема Виета и схема Горнера, они позволяют быть уверенным в своем ответе.

Я выдвинул гипотезу о существовании связи между коэффициентами кубического уравнения и его корнями и убедился, что такая формула существует.

В данной работе достигнуты цель и выполнены основные задачи: показаны и изучены новые, ранее неизвестные формулы. Я рассмотрел много примеров. Были исследованы различные методы решения уравнений третьей степени.

Предлагаемая работа рассчитана на учеников 9 – 11 классов, желающих повысить уровень математической подготовки, узнать больше о кубических уравнениях и способах их решения

Алгебра и начала анализа, 10-11классы. Алимов Ш.А. Колягин Ю.М.Москва. Просвещение, 2014г.

Глейзер Г.И. История математики в школе 9-11кл.

Математический энциклопедический словарь/гл. ред. Ю.В. Прохорова.— М. Современная энциклопедия, 1988.


источники:

http://habr.com/ru/post/484902/

http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-matematike-kubicheskoe-uravnenie-i-metodi-ego-resheniya-1038240.html